Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социально-философские аспекты взаимоотношений власти и денег



Сегодня наша страна переживает глубокий экономический и духовный кризис. Происходит девальвация извечных человеческих ценностей - понятий добра и зла, социального равенства, справед­ливости, свободы. Суровые условия материального бытия заставля­ют людей постоянно думать о необходимости обеспечения уровня жизни, достатка. Подобная экстремальная ситуация особенно от­четливо сказалась на ценностных предпочтениях молодежи. Прово­димые социологические исследования за последнее время устано­вили ряд негативных тенденций. Опросы старшекурсников выяви­ли, что примерно треть опрошенных поддерживают противозакон­ные, либо просто безнравственные способы добывания денег. По­ловина отвечавших оправдывают получение взяток, считают нор­мальным уклонение от налогов. И абсолютное большинство (90%) молодых людей считают, что жизненный успех измеряется деньгами и ничем иным. Это, конечно, довольно печальное положение и оно вполне согласуется с реалиями нашей современной жизни.

Социологи, изучающие ценностные ориентации, отмечают, что среди населения страны обнаруживаются явные тенденции к усилению мотивов меркантилизма, прагматизма. К сожалению, судя опросным данным, сегодня в России настало время эгоистов, лю­дей, нарушающих нормы морали и закона ради получения выгоды.

Деньги и власть, их соотношение — это важная проблема, имею­щая множество экономических аспектов. Нас в данном случае интересует ее социально-философский аспект. Ибо эта проблема за­трагивает жизненные интересы множества хозяйствующих субъектов, юридических лиц и, в конечном счете, огромной массы простых граждан. Реальное соотношение денежного фактора и государственной власти реализуется прежде всего в соответствующей политике. Здесь государство выполняет регулирующую роль в оптимизации финансовых потоков, в выполнении бюджетных статей, контроле за сбором налогов, распределении доходов населения. Как показывает исторический опыт, в сфере отношений государственной власти и денег постоянно возникает социальная напряженность, что связано с пересечением в этой области этики и политики, а также с вопросами определения целей и средств их реализации. Здесь, как ни в одной другой области, встает вечная и в сущности неразрешимая антино­мия, противоречие между справедливостью и эффективностью, праг­матизмом, равенством и эгоистическим расчетом. Кроме того, в де­нежно-финансовой сфере действуют суровые законы конкуренции между различными хозяйствующими субъектами, которые порой не знают пощады к людским судьбам, и жизням.

Эта проблематика носит исключительно актуальный характер. Известно из нашей жизни, что за последние годы государство мно­го раз обманывало население, применяя негодные средства для то­го, чтобы поправить собственные финансовые дела за счет денеж­ных вкладов населения. Решать финансово-экономические вопросы путем нарушения не только юридически нормативных актов, но главное - игнорированием самых элементарных правил справедли­вости, честности - это обычная практика современных государст­венных руководителей.

Существует довольно распространенное мнение, истоки которо­го связывают с политической философией Н. Макиавелли (1469— 1527), что политика должна основываться исключительно на праг­матизме, эгоистическом расчете, а мораль не совместима с полити­кой. Однако подобная позиция несостоятельна, ибо этика, нравст­венные нормы призваны определять возможные пределы, за которые политик не может выйти без риска оказаться политическим банкротом. Политики должны ставить себе всегда только такие задачи, которые они могут решить, соблюдая при этом общепризнанные в обществе морально-этические нормы. Эти нормы представ­ляют этическую систему правил поведения людей и социальных кодекс моральных принципов, которые призваны оправдать осудить те или иные деяния людей. Сюда входят проблемы зла, должного и сущего, достойного и недостойного и т.д. ральноэтические ценности пронизывают практически все сферы жизни людей. Поскольку политика является одной из важней­ших сфер человеческой деятельности, то невозможно ее отделить от этики, тем более противопоставить ей.

Политика, осуществляемая в денежно-финансовой сфере, реали­зуется соответствующим аппаратом. Речь идет о бюрократически-чиновничьем персонале. Это управленцы, которые должны обладать не только специальными знаниями, профессиональной компетенци­ей, но и определенным уровнем нравственности. Однако не все здесь обстоит благополучно. Известны многочисленные случаи злоупот­реблений, коррупции. Проблема денег, способы их получения в зна­чительной мере связаны с морально-волевыми качествами человека, особенно если он руководитель и распределитель денежных средств. Известно, что природа человека такова, что в нем сосредоточены как светлые, так и темные свойства, начала добра и зла. Близость к день­гам, соблазн легко обогатиться крушили судьбы многих власть иму­щих. Как говорили древние греки, власть выявляет истинную суть личности. Приходится констатировать, что человек не всегда выдер­живает испытание властью и нередко низменные наклонности одер­живают верх в сфере денежных отношений. Наша современная жизнь, к сожалению, упрямо подтверждает, что многие из властвую­щих людей и интеллигенции проявляют слабость, преклонение перед богатством, роскошью, большими деньгами.

Возросшая социальная активность и контактность людей в на­шем обществе связаны с экономическими интересами, товарно-рыночными отношениями, расширением сферы конкурентности. В этих условиях более резко и рельефно проявляются несовпадения экономических и иных интересов людей, обнаруживается возрос­шее число противоречий и конфликтов. Эти конфликты в своей массе замешаны на денежных расчетах, меркантильных мотивах. Разрешение подобных противоречий и конфликтов в значительной мере зависит от морально качеств самих действующих субъектов, а также от состояния законодательно-правовой системы, правильной деятельности правоохранительных органов.

Философия денег

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

(3 - проголосовало, средняя оценка 4.33 из 5)

11.09.2009 11: 28

Деньги - это реальность, с которой мы постоянно имеем дело в нашей повседневной жизни, это непременный атрибут нашего бытия. Они вносят в нашу жизнь особый ритм, особый стиль, особый “шарм”, особое восприятие мира и себя в нем.
Деньги создают нам проблемы, когда их нет, но еще больше проблем возникает тогда, когда они есть. И это только видимость, что мы управляем деньгами, на самом деле мы и не замечаем как тихо и настойчиво они управляют нами.
Деньги превращают нас в господина и в раба одновременно. И наша власть над ними реальна лишь настолько, насколько мы способны понять их власть над нами.
Человек пытается познать сущность денег на протяжении многих столетий. О деньгах писали философы и экономисты, государственные деятели, писатели и даже поэты. Их воспевали и проклинали, о них мечтали и их презирали, к ним стремились и их боялись. Что же такое деньги - добро или зло? Они способны созидать и разрушать, объединять и разлучать, они делают людей партнерами и соперниками, они несут радость и горе.

Деньги могут влиять на судьбу как отдельного человека, так и целых народов. Их добывают тяжким трудом и в них играют, с ними расстаются смеясь и плача. Человек делает деньги, деньги “делают” человека - они формируют и его образ жизни, и его образ мыслей. Что же они дают человеку - свободу или зависимость?

Деньги способны вызвать всю гамму человеческих настроений. Если собрать все, что написано о деньгах в разные времена и у разных народов, то перед нами предстанет гигантское разноцветное полотно человеческих мыслей и чувств, на котором яркие тона будут перемежаться с мрачными и на котором, тем не менее, останутся “белые пятна” непознанного.

Деньги как объект познания относятся к специальной области знаний - экономической науке, которая, как и всякая наука, имеет свой предмет, свои методы исследования и цели.
Современная экономическая теория (economics) рассматривает деньги как “средство обмена”, которое предназначено для облегчения торговли, и видит в этом их “жизненно важное значение”. Задачи экономикса сводятся к тому, чтобы выяснить, сколько денег нужно экономике, как формируется предложение денег и какова его структура, какие факторы влияют на денежный спрос, как функционирует денежный рынок. Поставленные задачи предполагают и соответствующие методы - преимущественно методы количественного анализа.

Методология современной экономической науки вызывает озабоченность как философов, так и экономистов, и является предметом острых дискуссий. Многие авторы высказывают сомнения по поводу ее эффективности и отмечают необоснованное увлечение математическими методами анализа, что превращает экономикс в “математизированную версию экономики”. И с этим нужно согласиться.

Экономическая наука, как наука специальная, имеет практическую направленность и выбирает такие методы, которые способствуют решению поставленных ею задач. В этом ее сила, обусловленная ее целесообразностью, в этом и ее слабость, проявляющаяся в ограниченности знания. Economics, и его составная часть monetary economics, ориентирован на обоснование методов экономической политики, в том числе денежной. Однако, как бы ни был важен анализ денежных потоков и выявление причин изменения конъюнктуры на денежном рынке, этого недостаточно для того, чтобы проникнуть в “тайну” денег, понять их природу и роль в жизни общества. Для этого необходим философский подход, необходимы такие инструменты мышления, которые помогут охватить все формы проявления сущности денег в их целостности. И в этом смысле справедливо говорить о философии денег.


Целостная картина денег может быть составлена на основе анализа их не только в качестве с р е д с т в а обмена, но и цели. Как средство обмена деньги способствовали развитию торговли, ускорению и расширению движения товаров и услуг, формированию общественных хозяйственных связей. Как цель обмена деньги оказали огромное влияние на развитие самого человека, его целеполагающую деятельность, его отношение к труду. Они изменили ценностную ориентацию человека и его представление об этических нормах.

Двоякая роль денег, как средства и как цели, рассматривалась еще Аристотелем в его учении о государстве, и послужила теоретическим фундаментом для разграничения понятий “экономика” как искусство приобретения полезных благ и “хрематистика” как способ обогащения. Первое он считал необходимым, соответствующим природе и имеющим свои границы, а второе - не соответствующим природе и не имеющим границ.

Дальнейший ход истории показал, что обе роли денег являются необходимыми и целесообразными, и, более того, они представляют собой единство противоположностей, а присущее им внутреннее противоречие служит источником общественного развития. С таких позиций анализировал сущность денег К.Маркс, раскрывая закономерности их превращения в капитал. О возрастающей власти денег над действиями людей, когда они становятся целью, писал Г. Зиммель Историческая миссия денег заключается не только в “облегчении торговли” и не только в развитии “рыночной экономики”, нацеленной на получение прибыли, но и в формировании “экономического человека” с его особыми ценностными установками, - в формировании того, что потом назовут “духом капитализма”.Деньги принесли изменения не только в “мир вещей” и не только в “мир людей”, они сыграли определенную роль в изменении внутреннего мира человека, его интересов, идеалов, устремлений и нравственных критериев.

Деньги изменили систему человеческих ценностей, поставив себя в центре как всеобщую экономическую ценность.
Деньги - это ценность, но в чем же она заключается? Говорить о реальной стоимости денег можно было лишь тогда, когда они существовали в ф о р м е благородных металлов, т.е. полноценных денег. Но переход к другим формам денег (монеты, банкноты), имеющим лишь номинальную стоимость, превращает их в знак, символ, в носителя информации. Но, тем не менее, они остаются реальной ценностью и благодаря этому могут выступать и средством и целью обмена. Их ценность происходит не из их вещественной формы, а из с о д е р ж а н и я того общественного процесса, который они опосредуют своим движением и делают его возможным.

Деньги - это в е щ ь, которая имеет свою особую форму д в и ж е н и я от одного человека к другому и выражает определенный способ общения. Вещь, которая, независимо от своей материальной или символической формы, служит инструментом общественного взаимодействия людей посредством обмена. Это и является “источником огромной ценности денег для общества”

Механизм общественного взаимодействия, осуществляемого с помощью денег, можно свести к двум постоянно чередующимся актам - присвоения и отчуждения. Посредством присвоения и отчуждения денег происходит отчуждение и присвоение различных благ, созданных в обществе (товаров, услуг) - мое становится чужим, чужое становится моим. Деньги вносят определенный порядок в процесс распределения общественных ценностей. Обладая свойством всеобщей обмениваемости они не только сами становятся ценностью, но и выступают м е р о й стоимости обмениваемых благ - “мерой всех вещей”

В постоянном чередовании актов отчуждения и присвоения - пульсация рынка, свидетельствующая о перемещении созданных в обществе благ из одних рук в другие. Этот процесс выражает способ взаимодействия разрозненных производителей и потребителей и, в конечном итоге, формирует экономическую жизнь общества.

В постоянном чередовании актов отчуждения и присвоения отдельные моменты общения субъектов экономики соединяются в единую общественную связь и образуют единый социально-экономический организм, основанный на зависимости каждого от всех и всех от каждого.

В постоянном чередовании актов отчуждения и присвоения проявляется механизм общественного взаимодействия частных интересов, с помощью которого происходит реализация целей и желаний отдельных индивидуумов, и который обеспечивает их с в о б о д у в осуществлении выбора. Из этих моментов самореализации личности в обмене складывается жизнь “экономического человека”, ее количественные и качественные характеристики.

Деньги определяют КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ ВОЗМОЖНОГО в действиях людей. Посредством денег устанавливаются количественные пропорции обмена, в основе которых лежит принцип эквивалентности отчуждаемых и присваиваемых благ. В этом смысле можно говорить о том, что деньги - это “порядок из хаоса”, это определенные правила “коллективной игры” под названием “рынок”, которые обеспечивают равные права ее участников, это механизм соционормативной регуляции общества.

Однако деньги одновременно выражают КАЧЕСТВЕННУЮ БЕЗГРАНИЧНОСТЬ ВОЗМОЖНОГО в действиях людей. Благодаря своей всеобщей ценности они выступают безусловным стимулом и побудительным мотивом любых видов деятельности, в том числе и антигуманных, они делают привлекательной любую работу, в том числе и направленную против человека, они превращают в предмет купли-продажи то, что таковым быть не должно. В этом смысле можно говорить о том, что деньги вносят “х а о с” в жизнь общества, они наглядно демонстрируют как частный интерес может влиять на общественный порядок. Будучи искушением и соблазном деньги выступают испытанием нравственности.

Деньги наполняют материальной силой волю человека во всех ее проявлениях и создают одновременно общественный механизм ее реализации (рынок), но они индифферентны к тому, на что эта воля направлена. Это уже сфера разума.

Деньги одинаково добросовестно обслуживают и разрушительные и созидательные действия человека, они - лишь средство реализации его воли и разума. Но в этой роли они не пассивны - они творят или разрушают самого человека как личность, они активно влияют на формирование его индивидуальной системы ценностей, на расстановку его личных приоритетов и целей. Все зависит от соотношения двух сил - разума и денежного интереса - в целеполагающей деятельности людей.

Деньги ставят человека перед необходимостью рационального обоснования своих действий. И в этом смысле нельзя не согласиться с Г. Зиммелем, который считал, что развитие интеллекта идет параллельно с развитием денежного хозяйства. Более того, деньги способствуют развитию “общественного интеллекта”, ставя общество перед необходимостью общественного контроля над “свободной игрой рыночных сил”.

Деньги - это продукт общества, “социальное изобретение”, и общество в ответе за свое дитя. Так же, как когда-то давно силой общественной воли, были созданы деньги, так теперь силой общественного разума мы должны понять их место и роль в жизни общества и научиться управлять этой “стихией”. Это может быть достигнуто объединением усилий экономической науки, с ее практической направленностью, и философии, с ее стремлением к познанию целостности мира.

Современная экономическая наука имеет огромные достижения в области разработки методов управления денежными потоками, но многие вопросы теории денег остаются пока без ответа. Сущность денег мы должны искать не в механизмах функционирования рынка, а в законах развития общества.

Деньги - это инструмент развития цивилизации и ее результат. Они требуют философского осмысления.
Философия денег - это не праздное теоретизирование. Вопрос о сущности и роли денег - это то исходное теоретическое положение, которое использовалось для противопоставления “плановой” и “рыночной” экономики, социализма и капитализма. Это тот ключевой вопрос, который дает представление о пределах свободы и равенства людей, живущих в обществе с денежной экономикой.

Философия денег - это способ познания объективной необходимости и закономерностей развития денег как общественного явления, который позволяет выявить их влияние на “мир вещей”, “мир людей” и “мир” отдельной личности.
Философия денег может внести свой определенный вклад в воспитание способности общества помнить, что “мерой всех вещей” всегда должен быть человек.
Зачем вообще деньги?

Этот вопрос регулярно задают люди на Земле, но потом идут в магазин, платят за квартиру, покупают одежду и понимают, зачем нужны эти бумажки.

Но вот интересный момент: количество денег.

Говорят, что когда денег достаточно – это счастье, а когда больше меры, то трагедия. Так ли это или нет? Совершенно определенно можно сказать, что счастье не в деньгах, но без них его тоже нет. Поэтому, лучше всего, когда денег достаточно для удовлетворения всех нормальных потребностей. Что я имею ввиду? Нормальное питание, жилье, авто, развлечения, путешествия, бизнес-вложения.

Но вот золотые унитазы, на мой взгляд, это уже не потребности, а понты и «зажратность» души =)

Как правило, деньги на тот свет не заберешь. Подобная теория заставляет задуматься о смысле заработка таких сумм, как у Гейтса или Генри Форда. Сутками на работе, нет времени для своих родных. Разве это счастье, которое дают деньги?

Вряд ли. Заметьте, что люди обладающие огромными деньгами зачастую не находят счастья. Им скучно, да и сорить деньгами не так уж и весело, как кажется бедным.

В чем заключается золотая середина? Обеспеченность и отсутствие меркантильности. То есть не следует стремиться заработать на 5ю машину для того, чтобы просто поставить её пылиться в гараже. Одно дело недвижимость, которая помогает сохранить деньги, а другое растраты на золотые умывальники и ванны с платиновым покрытием. Стоит ли оно того?
Потом же, в 70 лет, глядя на прошлое, такой богач говорит: «Мда… так много смотрел на деньги, что забывал прелесть обычной рыбалки…»

И он прав. Только уже поздно для таких изречений. Все истрачено на заработок таких сумм, которых бы хватило для 10 поколений его внуков.

Теперь другая сторона медали. Если человек не старается заработать деньги, то у него может быть несколько причин. Самая уважительная – он искренне понимает, что не в деньгах счастье, духовно развивается и все такое. К сожалению, таких людей единицы. Для остальных работают более банальные причины: лень, отсутствие интересов, цели, хватки.

Следует понимать, что не в деньгах счастье, но они дают свободу. На форумах можно прочитать «Я и так свободен! Деньги тут не в счет! »
Лукавство чистой воды. Если так свободен, то почему сидишь в скучном офисе или на домашней работе, за компом? Почему ездишь отдыхать на Федотову Косу, а не на Майорку? Почему позволяешь черную икру только на Новый Год? Почему не можешь сейчас вот взять и отправиться на экскурсию в Париж, Питер или Мадрид? Почему… и так далее.

Уловили суть свободы? Мечта, Самореализация и Деньги! Но не как Цель Жизни, а как Средство осуществления своих мечтаний.

Такая вот у меня Философия Денег =)

===

Проходят года, зажигаются и сгорают звезды, но высказывания Генри Форда всегда актуальны. Особенно, для людей, которые привыкли смело смотреть на жизнь и реализовывать свой потенциал.

Деловая поездка или отпуск зачастую связаны с авиаперелетом. И не стоит говорить, что вовремя доехать до аэропорта очень важно. Если мне нужно такси в шереметьево, то я стараюсь работать с профессиональными водителями, готовыми предложить различные тарифные планы. Машины в таком случае хорошие и исправные, а сам шофер не курит и выбирает музыку исходя из пожеланий пассажира.

Готовые решения рядом с нами. Достаточно их увидеть и осознать. Например, промоодежда всегда являлась эффективным средством для решения вопросов фирменного стиля и продвижения.

Деньги - это достижение нашей цивилизации всегда вызывало много споров. Быть богатым - это хорошо или плохо? Что собой представляют деньги? Множество людей высказывались по этому поводу. Даем список самых известных афоризмов, касающихся денежных знаков и богатства.

1) Деньги не самая важная вещь в мире. Любовь главнее. По счастью, я люблю деньги. (Джеки Мейсон)

2) Мы верим в бога. Все другие должны платить. (Американская поговорка)

3) Секс очень похож по сути на деньги; его никогда не бывает много. (Джонн Апдайк)

4) Если вы должны банку $100, это ваша проблема. Если вы должны банку $100 миллионов, это проблема банка. (JP Getty)

5) Совершенно не важно, какой у вас цвет кожи... Единственный цвет, имеющий значение - зеленый. (Family Guy)

6) Единственный способ не думать о деньгах - обладать ими. (Эдит Вартон)

7) Если вы хотите знать, что Бог думает о деньгах, просто посмотрите на тех людей, которым Он дает деньги. (Старинная Ирландская поговорка)

8) Если вы хотите знать настоящую цену деньгам - попробуйте их одолжить. (Бенджамин Франклин)

9) Барт, с $10000 мы будем миллионерами! Мы сможем купить все, что захотим, даже...любовь.(Гомер Симпсон)

10) Финансовое дело - это искусство передачи денег из рук в руки до тех пор, пока деньги не исчезнут. (Роберт В. Сарнофф)

11) Все что я прошу - докажите мне, что деньги не сделают меня счастливым. (Спайк Миллиган)

Источник: http: //www.xage.ru/comments.php? id=6464

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь