Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1. Исторический аспект формирования экономических учений в эпоху Древнего мира и Средневековья



Эпоха Древнего мира является для экономической науки, как, впрочем, и для других наук, лишь первой ступенькой развития человеческого общества. Зарождение экономической мысли, скорее всего, относится еще к первобытному этапу истории человечества, но лишь в эпоху древности с появлением письменности и института государства, с усложнением организации хозяйства, с появлением его новых форм становится возможной и необходимой фиксация экономических идей.

Первоначально, в III-II тыс. до н.э., экономическая мысль отражала лишь хозяйственную практику и носила некритический, в начальной степени нормативный характер. И лишь в I тыс. до н.э. с развитием рабовладения, товарно-денежных отношений, появлением частной собственности на землю предпринимаются попытки осмысления хозяйственной деятельности. Однако, и в это время, за редким исключением, экономические идеи и воззрения не существовали самостоятельно, они были включены в общую систему взглядов наряду с религиозными, философскими, политическими и другими представлениями.

Древний Восток – колыбель цивилизации на Земле. Именно здесь возникли первые системы письменности, первые государства, появились первые памятники экономической мысли в истории человечества.

Экономическая мысль Древнего Востока - это, как правило, своды законов и сочинения по искусству государственного управления. Экономическое знание носит догматический, априорный характер.

Среди основных памятников, раскрывающих экономические воззрения египтян, особое место занимают поучения, или наставления египетских правителей и вельмож своим наследникам. Одним из самых известных является «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» (составлено в конце III тыс. до н.э.). Автор поучений обращает внимание на необходимость эффективного функционирования аппарата управления, который стоит между фараоном и населением. Залог успешного царствования фараона автор видит в силогенности этого слоя, его верности центральной власти. Чтобы аппарат работал успешно, царю необходимо заботиться о материальном поощрении чиновников, повышении уровня их грамотности. В них также приводятся правила государственного управления и руководства хозяйством, которыми должен был овладеть правитель.

Интересным памятником, отражающим экономические представления египтян, является древнеегипетский манускрипт «Речение Ипусера» (начало XVIII в. до н.э.). Автором «Речения Ипусера» считают Ипусера (Ипувера), предположительно человека близкого к правящим кругам север­ной части страны. Усиление государственной эксплуатации, рост долгового рабства и ростовщичества привели к гражданской войне. В этой связи «Речение Ипусера» выражает точку зрения господствующих сословий на события в стране.

Древнеегипетский манускрипт «Пророчество Неферти» посвящен событиям III тыс. до н.э. и также облечен в форму пророчества. Авторство этого источника приписывается жрецу Неферти, кото­рый, как предполагают, произнес речь перед фараоном Снофру. Как и Ипусер, автор «Пророчества» описал бедственное поло­жение населения Древнего Египта, особенно страшным ему ка­жется перераспределение собственности. Он также призывает восстановить единую власть в стране. [10]

Как и в Египте, в Месопотамии еще не было специальной литературы, посвященной хозяйственным вопросам. Однако, в отличие от Древнего Египта для первых цивилизаций Месопотамии было характерно относительно быстрое развитие частнособственнических начал и товарно-денежных отношений. В условиях отсутствия гарантий свободы человеческой личности это вело к разорению массы производителей, развитию долгового рабства, что, естественно, ослабляло государство, теряющее воинов и налогоплательщиков. Памятники Месопотамии дают много примеров, когда государство с помощью законодательных мероприятий пыталось остановить размывание слоя свободных производителей. Самыми известными законами Месопотамии по праву считаются законы царя Хаммурапи (царствовал с 1792 по 1750 г. до н.э.). Они дают яркое представление об экономической мысли древневавилон­ского царства 1894-1595гг. до н.э., а также о незаурядных ре­форматорских и законодательных способностях самого Хамму­рапи. В частности, в соответствии с Кодексом царя Хаммурапи деление общества на рабов и рабовладельцев является вечным и естественным, а рабов приравнивали к имуществу рабовладельца. Кодекс царя Хаммурапи послужил правовой основой консолидации старовавилонского общества.[11]

Выдающимся экономическим памятником Древней Индии является трактат «Артхашастра», автором которого был советник царя Чандрагупты I брахман Каутилья (конец IV – начало III вв. до н. э.).[12]

В отличие от обычных законов и правовых норм «Артхашастра» - прежде всего, общее руководство по общим принципам политики (в т.ч. экономической) и права. «Артхашастра» показывает огромную роль древнеиндийского государства в хозяйственной жизни страны.

На Древнем Востоке экономическая мысль Китая была наибо­лее развитой. Основные течения общественной мысли Древнего Китая (конфуцианство, даосизм, моизм и легизм) оформились в VI—III вв. до н.э.

Огромную роль в истории Китая сыграло конфуцианство. Его основоположником был Конфуций, или Кун-цзы (551-479 гг. до н.э.). Основной источник его учения - сборник «Лунь юй» («Беседы и суждения»), записанный его учениками. Свой социальный идеал Конфуций видел не в будущем, а в прошлом страны. Он защищал интересы родовой знати, позиции которой сильно пошатнулись. В целях стабилизации социально-экономического строя тогдашнего Китая Конфуций предложил программу морального совершенствования человека. Государство он рассматривал как большую семью, а правителя – как «отца народа». Он впервые выдвинул теорию естественного права - социальную, нравственную, юридическую. Согласно теории естественного права, бог является лишь первопричиной мира, но не вмешивается в явления общественной жизни, которые охраняются гражданскими законами. Конфуций первым призвал больше работать и меньше потреблять, что увеличит богатство страны. Представителями конфуцианства были Мэн-цзы и Сюнь-цзы.

Других взглядов придерживались представители даосизма - одного из важнейших философско-религиозных учений Китая. Его основателем считается Лао-цзы (примерно VII-VI вв. до н.э.), а наибольший вклад в развитие даосизма внес Чжуан-цзы (369-286 до н.э.). Дао (центральное понятие даосизма) означает путь, закон существования Вселенной. Идеология даосизма по-своему отражала протест народных масс, когда достижения цивилизации служили средством их эксплуатации. Отсюда стремление отказаться от элементов культуры и вернуться в состояние первобытного мира.

В VI-III вв. до н.э. у конфуцианских идеологов появились серьезные оппоненты - легисты. Легизм по-своему отражал новые тенденции хозяйственного развития Древнего Китая, связанные с усилением экономической роли государства и формированием императорско-бюрократической системы управления. Легисты выступали за управление страной посредством законов, а не ритуалов, осуществляли реформы, направленные на подрыв патриархально-общинных отношений и родовой аристократии. «Законники» были сторонниками политической централизации и объединения страны.

Особое место в истории экономической мысли Древнего Китая занимает трактат «Гуань-цзы» (IV в. до н.э.). В нем достаточно глубоко для своего времени разработана целая система государственного регулирования хозяйства.[13]

Трактат «Гуань-цзы» сыграл огромную роль в становлении экономической мысли Древнего Китая. Были выдвинуты плодотворные идеи о возможности количественного анализа экономических явлений, выработки нормативов для организации натурального хозяйства. Авторы трактата установили не только противоположное движение цены товаров и денег, но и предлагали применить для стабилизации хозяйства нормируемую эмиссию денежных знаков.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции и Древнем Риме. Экономическим строем Древней Греции и Рима являлось античное рабство, существовавшее с начала первого тысячелетия до н. э. по IV в. н. э. и достигшее расцвета в V в. до н. э. Экономические воззрения античного рабства носили спорадический и наивный характер и еще не представляли собой целостную систему.

Наиболее выдающимися мыслителями Древней Греции являются Ксенофонт (430-354 до н.э.), Платон (427-347 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.).

Литературное наследие известного греческого философа и ис­торика Ксенофонта достаточно велико: он оставил исторические и политические сочинения, воспоминания о Сократе и пр. Два его произведения посвящены экономическим вопросам. Это, во-первых, сочинение «О доходах», в котором рассматривается проблема улучшения финансового по­ложения Афин, а во-вторых, «Экономикос» (обычно пе­реводится как «Домострой»), в котором даются советы по рацио­нальному ведению домашнего хозяйства. Считается, что в на­звании этого произведения Ксенофонта слово «экономика», в переводе примерно означающее «управление домашним хозяй­ством», встречается впервые в истории экономической мысли.

Одной из важных экономических проблем, рассмотренных Ксенофонтом, является феномен разделения труда. В свое трактате «Домострой» он восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятия ремеслами. При этом философ рассматривает труд на земле через этические категории добра и зла, что было весьма характерно для экономической мысли рассматриваемого перио­да. «...Мне кажется, - пишет он - земля служит превосходным средством отличить дурного человека от хорошего благодаря тому, что все дары ее легко понять и изучить: неработающему нельзя оправдываться незнанием, как в других профессиях, так как всем известно, что земля за добро платит добром. Леность при земледелии явный показатель дурной души».[14]

Важным достижением Ксе­нофонта была мысль о том, что разделение труда зависит от объема рынка. Ксенофонт одним из первых выделил две стороны товара. Главной он считал полезность товара (потреби­тельную стоимость), однако и способность товара к обмену (ме­новую стоимость) признавал достаточно важной, так как, по его мнению, торговля и денежное обращение положительно сказы­ваются на развитии хозяйства, являются одним из источников обогащения. Деньги Ксенофонт рассматривал, прежде всего, как богатство, т.е. важнейшей функцией денег для него была функция средства сбережения (деньги как сокровище). Он предлагал накапливать деньги на черный день, для возможного расширения производ­ства, одновременно признавая функцию денег как средства об­ращения. Важное место в произведениях Ксенофонта занимают вопро­сы экономической политики государства.

Натурально-хозяйственная концепция была характерна и для экономических взглядов идеолога афинской аристократии Платона, о чем свидетельствуют его сочинения «Государство» и «Законы». В первом из них сформулирован проект идеального государственного устройства, во втором - государства, более близкого к реальной действительности. Государство у Платона выступает как форма разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей.

Как и Ксенофонт, Платон считал земледелие единственным видом хозяйственной деятельности, достойным граждан полиса. Ремеслом и торговлей должны заниматься чужеземцы (метеки). Платон рассматривал вопросы товарного производства и высказал ряд основополагающих экономических положений. Так, он подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к соразмерности и единообразию несоразмерных и разнообразных товаров. У Платона были идеи о том, что деньги выполняют не только функции средства обмена и образования сокровища, но и функцию меры стоимости. Вместе с тем он выступал против использования денег для накопления богатства и резко осуждал ростовщичество. Платон первый в истории античной экономической мысли поставил вопрос об основе и уровне цен. В целом можно констатировать, что комплекс идей Платона лег в основание «левого» направления в экономической мысли последующих периодов.

Дальнейшее развитие экономическая мысль античности по­лучила в трудах Аристотеля - знаменитого древнегреческого философа и ученого-энциклопедиста, ученика Платона. Основными сочинениями, в которых изложены экономические взгляды мыслителя, являются «Поли­тика» и «Никомахова этика». Аристотель был принципиальным сторонником рабовладения. В этой связи он писал, что одни люди по природе свободны, другие - рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо. Одни от рождения обладают способностью властвовать и пригодны для политической жизни и поэтому являются господами; другие же способны заниматься лишь физическим трудом и поэтому становятся рабами. [15]

Подобно Платону, Аристотель выдвинул проект идеального государства, которое примиряло бы противоречия между классами и имело бы своей социальной основой среднее сословие. Рассматривая вопрос о том, какими путями достигается удов­летворение материальных потребностей общества, Аристотель выделяет две сферы хозяйственной деятельности - экономику и хрематистику. Главной целью экономики (науки о домохозяй­стве) является удовлетворение насущных потребностей человека и общества: накопление «средств, необходимых для жизни и по­лезных для государственной и семейной общины».[16] К экономике он относит земледелие - наиболее почетный вид хозяйственной деятельно­сти, а также ремесло и мелкую торговлю, по сути представляю­щую собой обмен предметами первой необходимости. Хрематистика - это искусство наживания богатства путем бесчестных, торговых, посреднических и ростовщических операций.

Большой вклад в развитие экономической науки Аристотель внес своим анализом формы стоимости. Он отмечал, что вещь может быть использована двояким образом: для удовлетворения определенной потребности и для обмена, продажи. Он видел, что не может быть обмена без равенства, а равенства без соизмеримости. Естественной формой богатства считал продукт, его полезность.

Экономическая мысль античного мира получила дальнейшее развитие и завершение в Древнем Риме. Важнейшей проблемой Рима являлись вопросы рабства, его оправдания, организации и методов ведения крупных рабовладельческих хозяйств (латифундий). Главной сферой применения рабского труда в Древнем Риме было сельское хозяйство. В то же время на протяжении целых столетий шла упорная борьба беднейших слоев свободного населения за землю, нередко принимавшая драматические формы. Все это наложило отпечаток на характер экономической мысли Древнего Рима.

Идеологом римских рабовладельцев, хозяйства которых были связаны с рынком, был Марк Пор­ций Катон Старший (234-149 гг. до н.э.), автор трактата «О земледелии». Земледелие, по мнению Катона, из всех видов хозяйствен­ной деятельности - самое почетное и самое выгодное. Главное внимание писатель-аграрий уделяет получению прибыли. Важ­нейшими условиями этого являются постоянное внимание ко всем сторонам хозяйственной деятельности, правильная органи­зация труда, товарность сельскохозяйственного производства. Катон дает подробные советы, как вести хозяйство, «подвести счет деньгам, хлебу, тому, что приготовлено на корм скотине, вину, маслу; подсчитать, что он продал, что взыскано, что остается, что есть на продажу» («хозяину любо продавать, а не покупать»).[17]

Знакомясь с трактатом, можно получить представление и о хозяйственной жизни страны, «шкалах земельной доходности», значении земледелия и торговли, даче денежных ссуд и сбережении имущества («смотри, чтобы тебе не просчитаться на имении»).

Взгляды Катона на организацию сельскохозяйственного производства поддержал и развил Марк Терренций Варрон (116-27 до н.э.). Экономические вопросы освещены Варроном в произведении «О сельском хозяйстве», написанном в форме диалога и представляющем собой сборник практических сель­скохозяйственных советов об организации полевых работ, об уходе за скотом, о разведении домашней птицы, рыбы, о пче­ловодстве.

Как и его предшественник, Варрон считал главной целью производства получение прибыли, отмечая необходимость повы­шения товарности производства. По его мнению, для получения возможно большего дохода следует учитывать колебания цен на рынке, использовать достижения агрономии, повышать интен­сивность производства, совершенствовать организацию труда.

Поставленный Варроном вопрос о повышении эффективно­сти труда рабов стал особенно актуальным для Рима в начале новой эры в связи с падением доходности сельскохозяйственно­го производства и нехваткой рабов. Этой проблеме уделял большое внимание писатель-аграрий Луций Юний Модерат Колумелла (I в. н.э.). В трактате «О сельском хозяйстве» им последовательно излагаются основные принципы ведения дел в поме­стье, полезные сведения о сельскохозяйственных работах, об уходе за деревьями, виноградниками, о разведении домашнего скота, рыб, пчел, об обязанностях хозяина и хозяйки имения.

В сочинении Колумеллы «О сельском хозяйстве» нашел отражение кризис латифундиального рабовладельческого хозяйства. Он понимал пагубное влияние экстенсивных латифундий на сельское хозяйство Италии и вполне сознавал неэффективность рабского труда.

В развитие экономической мысли Древнего Рима, большой вклад внесли римские юристы. По замечанию Й. Шумпетера: «Они создали правовую логику, которая оказалась приложимой к широкому кругу социальных структур, по сути к любой соци­альной структуре, признающей частную собственность и «капи­талистическую» коммерцию. В той мере, в какой их факты принадлежали сфере экономики, их анализ был экономическим анализом».[18] Данная оценка Й. Шумпетера справедлива и для этапов становления и развития экономической науки.

Таким образом, экономическая мысль Древнего мира, хотя и не сформировалась в самостоятельную отрасль знания, поста­вила многие важные проблемы и тем самым заложила основы для дальнейшего развития экономической науки.

Экономическая мысль средневековья развивалась вместе с эволюцией общества, опи­раясь на достижения эпохи Древнего мира, продол­жая разрабатывать те же проблемы. В наибольшей степени это касается восточных государств, экономическое развитие кото­рых шло медленно и принципиально не отличалось от того, что было в древности. Несколько иначе складывалась ситуация в За­падной Европе. Здесь в наиболее выраженной форме развивают­ся феодальные отношения, на смену которым постепенно при­ходят капиталистические (рыночные) отношения, обеспечи­вающие быстрый рост экономики. Неудивительно, что именно в Западной Европе формируется экономическая наука. Но это происходит не сразу.

На протяжении большей части эпохи Средневековья эконо­мическая мысль еще не сформировалась как самостоятельная отрасль знания, по-прежнему оставаясь в рамках иных систем взглядов, не обладала своей методологией. Ведущую роль в ду­ховном развитии средневековой Европы играло христианство, поэтому многие вопросы, в том числе и экономические, рас­сматривались преимущественно в рамках богословия, с позиций христианской морали.

Представление об экономических идеях раннего средневековья (VI - X вв.) дает старинная запись судебных обычаев франков «Салическая правда», составленная в начале VI в. н. э. «Салическая правда» отстаивала позиции общины, устойчивость общинного землевладения, приоритет общинной собственности над частной. Вместе с тем общинные принципы экономической жизни совмещались в ней с признанием рабства, колоната крупного землевладения и королевской власти как правомерных явлений. «Салическая правда» отразила разложение родового строя, начавшийся процесс феодализации дифференциации франкского общества и интересы служилой аристократии, группировавшейся вокруг короля.

Экономическую мысль в период Средневековья развивали в основном представители духовенства, которое являлось наиболее организованным и образованным со­словием общества. Экономические взгляды Средневековья вошли в богословские трактаты и канонические толкования религиозных текстов, а из них - в проповеди и сознание людей.[19]

Наиболее яркое представление об экономических взглядах идеологов раннего христианства дают труды Августина Блаженного (353-430), считающегося одним из «отцов церкви». Он доказывал необходимость для всех трудиться, ссылаясь на слова апостола Павла: «кто не работает, да не ест»; наиболее почетным занятием считал земледелие и осуждал торговлю, имеющую своей целью получение барыша. Весьма важным было обоснование Августином положения о том, что физический труд также почетен, как и умственный. Однако на освобождении рабов он не настаивал, усматривая главную задачу христианской церкви в содействии их нравственному совершенствованию. Характеризуя раннее христианство можно сказать, что оно хотело осуществить социальное переустройство не в этом мире, а в мире потустороннем, на небе, в вечной жизни после смерти.

На развитие экономической мысли классического Средневековья большое влияние оказала так называемая каноническая доктрина. В XII в. церковные ученые разработали кодекс законов под названием «Каноническое право». Решающее значение имели классовые интересы феодалов. «Свод канонического права», составленный болонским монахом Грацианом, является важнейшим источником, отражающим экономические взгляды каноников, которые считали истинными факторами производства землю и труд, поэтому относили к занятиям, достойным христианина, земледелие, а также не одобряли торговлю и ростовщичество. Особое место занимала проблема «справедливой» цены и трудового происхождения богатства.

Ведущим мыслителем этого периода считается Фома Аквинский (1225–1274) - итальянский монах доминиканского происхождения, профессор Сорбонны, читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе, объявлен церковью святым. В своем трактате «Сумма теологии» обосновывал правомерность существования рабства и крепостничества, ссылаясь при этом на Аристотеля и тексты Священного Писания. В духе своего времени Фома Аквинский выступал за самообеспеченность государства, отдавал предпочтение натуральным формам богатства, а золото и серебро считал богатством искусственным. Вместе с тем в его трактате нашли отражение специфические вопросы товарного производства, в частности вопросы цены на товар.

По утверждению Фомы Аквинского, «справедливая» цена должна отвечать двум требованиям. Во-первых, она призвана обеспечивать эквивалентность обмена в соответствии с количеством «труда и издержек». Во-вторых, «справедливой» является цена, обеспечивающая участникам обмена «пропитание» по их социальному статусу. Один уровень благосостояния цена должна обеспечить ремесленнику, другой - церковнослужителю, третий - феодалу.[20]

Ф. Аквинский осуждал ростовщичество. Взимание процента он приравнивал к продаже того, чего не существует в природе. Но денежные займы на содержание наемной армии, на государственные нужды допустимы. В этом случае взимание процента - это компенсация за риск потери денежной ссуды. Деньги, по утверждению Ф. Аквинского, возникают в результате договоренности, для удобства обмена. Создаются деньги по указанию королевской власти: она чеканит монету и обозначает ее ценность. Каноник выступает против «порчи» денег, рекомендует копить и хранить денежный запас. Он - сторонник частной собственности, ее умножения и защиты.

Крупнейшим представителем средневековой экономической мысли был французский ученый Николя Оресм (ок. 1323-1382). В своем «Трактате о происхож­дении, природе, законе и разновидностях денег», он высказал мысль о том, что деньги представляют собой инструмент, созданный людьми для облегчения обмена товаров. Он писал, что благородные металлы являются обычными товарами и лишь в силу ряда своих естественных свойств стали выступать в роли денег. Таким образом, Н. Оресму принадлежит одна из первых попыток обоснования металлической теории денег. Исходя из своих выводов о происхождении и природе денег, он осуждал порчу монеты, справедливо указывая, что она приводит к дезорганизации кредита, к обесцениванию фиксированных доходов. Н. Оресм подошел к пониманию существования объективных закономерностей денежного обращения, однако открыть их ему не удалось.

Каноническая доктрина выражала интересы господствующего класса.

В период позднего Средневековья в Западной Европе происходят качественные из­менения во всех сферах жизни. Идет разложение феодальных отношений, начинает активно формироваться рыночная эконо­мика, опирающаяся на частную инициативу, частную собствен­ность и свободную конкуренцию.

В идеологической и культурной сфере определяющее влияние на развитие в период позднего Средневековья оказывает Возрож­дение. Начавшись в Италии в XIV в., в XV в. оно охватывает и другие страны Западной Европы. Основой культуры Возрожде­ния становится обращение к античности, вновь в центре внима­ния оказывается человек, формируется гуманистическое мировоззрение, развивается светская культура. В XVI в. в Западной Европе начинается подготовленная разви­тием гуманистического мировоззрения Реформация.

Движение Реформации началось в Германии, его основопо­ложником стал Мартин Лютер (1483-1546), доктор богословия, монах-августинец. Свои экономические взгляды М. Лютер изложил в книге «О торговле и ростовщичестве». С его точки зрения, труд - одна из важ­нейших составляющих в служении человека Богу, люди разли­чаются между собой не по званиям и сословиям, а по должно­сти и делу. Однако не все виды экономической деятельности он одобряет. В частности, признавая нужной внутреннюю тор­говлю, М. Лютер довольно резко критикует некоторые направления внешней торговли. Это касается, прежде всего, торговли предметами роскоши, которая не приносит никакой пользы, а лишь выкачивает из страны деньги, способствует развитию «щегольства и обжорства».[21] Кроме того, как и представители католической церкви, Лютер категорически выступает против ростовщичества.

Во многом под влиянием Реформации и протестантства в период позднего Средневековья постепенно формируется новая хозяй­ственная этика.

В итоге следует отметить, что в описанный выше период экономика еще не выделилась в особую среду деятельности, а экономическая наука - в самостоятельную область знаний. Объектом познания служили решения повседневных задач хозяйственной деятельности, установление принципов и норм ведения хозяйства, государственные доходы, пути обеспечения нужд государства.

Основные понятия: Древний мир, экономическая мысль, рабовладение, товарно-денежные отношения, торговля, натуральное хозяйство, манускрипт, конфуцианство, экономия, хремастика, латифундия, средневековье, феодалы, крестьяне, христианство, католицизм, ростовщичество, каноническая доктрина, Реформация, мануфактура.

Контрольные вопросы:

 

1. Основные произведения, в которых нашла отражение экономическая мысль в Древнем Египте, Месопотамии, Индии.

2. Особенности моделей идеального государства в трудах Платона и Аристотеля.

3. Специфика экономической мысли Древнего Китая.

4. Какие экономические вопросы затрагиваются в юридических документах Франкского государства.5. Как менялась трактовка вопроса о справедливой цене на протяжении эпохи Средневековья.6. Характеристика этапов развития западноевропейской экономической мысли в эпоху Средневековья.

 

Темы рефератов

1. Экономическая мысль Древнего Востока (Вавилония).

2. Взгляды Платона и Аристотеля на природу частной собственности и рабства, значение земледелия, ремесла и торговли, на природу и функции денег.

3. Экономическая мысль раннего Средневековья. Августин.

4. Экономическая мысль позднего Средневековья. Ф. Аквинский.

 

Тесты

1. В основе древних экономических концепций лежали: а) естественные законы природы; б) стремление поддержать развитие частной собственности; в) старания царей уравнять все слои общества; г) все варианты верны. 2. Перечислите источники экономической мысли Древнего Востока: а) кодекс царя Хаммурапи; б) Конфуций; в) трактат «Архашастра»; г) «Русская правда». 3. Свод законов царя Хаммурапи, уделяет особое внимание: а) укреплению власти рабовладельцев над рабами; б) частной собственности вообще и охране интересов царских служилых людей; в) дает возможность сделать вывод о весьма значительном развитии товарно-денежных отношений в Вавилонии; г) укреплению власти феодалов над феодально-зависимыми крестьянами. 4. Выберете положение, определяющее основы конфуцианства, заложенные Конфуцием (Кун-цзы): а) этико-политическое учение, оказавшее огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении более чем двух тысяч лет; б) этико-политическое учение, призывавшее государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примера высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями; в) этико-политическое учение, призывавшее государей управлять народом на основе законов и наказаний. 5. Индийский трактат «Артхашастра», это: а) собрание наставлений по вопросам управления государством; б) описание идеального государства с разветвленной полицейской системой и сильной царской властью, для укрепления которой допускаются любые средства; в) важнейший источник сведений об общественных отношениях, экономике, политических институтах Древней Индии. 6. Выберете, какое из представленных положений, по мнению Аристотеля, характеризует понятия «экономия», а какое «хрематистика»: а) изучение естественных явлений, связанных с производством потребительных стоимостей; мелкая торговля, необходимая для удовлетворения потребностей людей; б) изучение противоестественных, с его точки зрения, явлений, связанных с накоплением денег; крупная торговля. 7. Аристотель относит к сфере хрематистики: а) земледелие и ремесло; б) ростовщичество и торгово-посреднические операции; в) мелкую торговлю. 8. Какие источники богатства Аристотель считал естественными, а какие противоестественными: а) земледелие и ремесло; б) сфера обращения. 9. Законы 12 таблиц были созданы в: а) Вавилонском царстве; б) Греции; в) Индии; г) Риме. 10. «Салическая правда» отстаивала позиции: а) общины; б) устойчивость общинного землевладения; в) приоритет общинной собственности над частной; г) все ответы верны. 11. Экономическую мысль в период Средневековья развивали: а) трудовое население; б) представители духовенства; в) феодалы. 12. Экономическую мысль в период Средневековья опиралась на: а) божественные законы; б) естественные законы; в) Законы 12 таблиц; г) концепцию справедливой цены Аквинского. 13. Название «схоластика» означает: а) трудолюбие; б) школьный, ученый; в) образование. 14. Каноническая доктрина выражала интересы: а) трудового населения; б) духовенства;

в) господствующего класса.

 

15. Реформация – это:

а) дви­жение за реформу католической церкви;

б) гуманистическое мировоззрение;

в) возникновение нового направления христианст­ва.

 

16. Основоположником Реформации стал:

а) Ф. Аквинский;

б) М. Лютер;

в) Августин.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 707; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь