Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Славянские племена и их расселение



КИЕВСКАЯ РУСЬ

Язычество славян. Крещение Руси

 

Славяне, как и все народы, находившиеся на стадии разложения первобытнообщинного строя, были язычниками. Они обожествляли, не умея объяснить, многие природные явления: воду, огонь, землю, растения, животных. Образование и развитие Древнерусского государства, формирование единой русской народности привело к тому, что язычество с множеством божеств в каждом племени, традициями родового строя и кровной местью, человеческими жертвоприношениями перестало отвечать новым условиям общественной жизни. Предпринятые киевским князем Владимиром в начале своего правления попытки несколько упорядочить обряды, поднять авторитет язычества, превратить его в государственную религию оказались безрезультатными. Язычество утратило былую естественность и привлекательность в восприятии человека, преодолевшего племенную узость и ограниченность. Киевский князь Владимир, окрестившись в 988 г. в Херсонесе, принялся энергично утверждать византийское христианство (православие) в государственном масштабе. По его приказу население Киева было окрещено в 988 г. в Днепре. По совету христианских священников, в основном выходцев из Болгарии и Византии, детей “лучших людей” передавали духовенству для обучения грамоте, христианским догматам и воспитанию в христианском духе. Принятие христианства означало для народа Древней Руси освоение огромного исторического и общественно-культурного опыта позднеримского, а затем и византийского мира. Поэтому обстоятельства принятия христианства, формы и методы, темпы этого сложного и многогранного процесса зависели от множества внутренних и внешнеполитических факторов. Важное место среди этих факторов имели характер и длительность связей Древней Руси и Византии. Географическое положение Руси на великих водных путях, связывавших Балтийское и Черное моря (путь “из варяг в греки”), в значительной степени определяло ее отношение с Византией. Она была для Руси важным рынком, куда князь и дружинники сбывали меха и рабов и откуда привозились для них дорогие ткани и другие предметы роскоши.

По мнению историков И.А.Заичкина и И.Н.Почкаева, Византия со своей стороны проводила двойственную политику по отношению к восточнославянскому государству. Она пыталась втянуть Киевскую Русь в свою политическую систему, стремясь при этом, во-первых, ослабить опасность, грозившую империи со стороны воинственных восточных славян, а во-вторых, использовать “великий народ” русов для защиты собственных интересов. В силу этого отношения между Киевом и Царьградом (Константинополь) перемежались периодами мирного сотрудничества и военных столкновений. Так, летопись “Повесть временных лет” сообщает, что в лето 907 г. пошел Олег “на греки”, взяв с собою множество воинов и кораблей. “И много зла сделали русские грекам”, и греки вынуждены были начать переговоры с русскими. Был заключен договор между Византией и Русью, вторично подтвержденный в 911 г. Согласно договору 907 г. русские торговцы получали в Византии привилегированное положение, а договор 911 г. регламентировал русско-византийские отношения по широкому кругу политических и правовых вопросов. (В договоре имеются ссылки на “Закон русских” – внутренние правовые нормы формирующегося древнерусского государства.) В 941 г. поход Игоря на Константинополь закончился неудачно. В 944 г. был заключен договор, согласно которому упорядочивался прием всех посланных великим князем (глава великого княжества на Руси в X-XV вв.) в Царьград. Посещение Константинополя многочисленными людьми Руси обусловило тот факт, что влияние христианства на русских славян началось задолго до эпохи Владимира Святого. Так, приазовская Русь частично обратилась к христианству уже в 60-х годах IX в. Из договора Игоря с византийцами (944-945) известно, что в это время среди киевских варягов было много христиан (в договоре, заключенном Игорем с греками, упоминается о том, что русы крещеные будут присягать в соборной церкви Святого Илии (Ильи) в Киеве и даже целовать крест). Другими словами, торговые отношения с Византией облегчали для Руси знакомство с христианством.

Становление христианства на Руси было сопряжено с определенными трудностями, особенно в северной части страны. На протяжении многих десятилетий и даже веков в сельских местностях существовало двоеверие – своеобразное совмещение прежних представлений о мире с элементами христианского мировоззрения и мировосприятия. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Древнерусского государства: оно идеологически закрепляло единство страны, создавались условия для полноправного сотрудничества славян Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями. Новая христианская религия отвечала интересам укрепляющегося класса феодальных землевладельцев. Крещение Руси создало новые формы внутренней жизни и взаимодействия с окружающим миром. Вместе с христианством стала проникать на Русь струя новых политических понятий и отношений. В рамках этого периода истории Киевской Руси принимается и утверждается не только единая государственная религия – православие, но в стране появляются первые письменные законы.

Правовым кодексом Киевской Руси стала “Русская правда”. В первой половине XI в. в княжение Ярослава Мудрого составляются два законодательных кодекса – Древнейшая Правда (или “Правда Ярослава”) и “Правда Ярославичей”, в совокупности давшие так называемую краткую редакцию “Русской правды”. (Этот кодекс законов стал потом действовать во всех русских землях.) Древний русский писаный закон прежде всего касался вопросов общественного порядка, защиты жизни и имущества княжеских дружинников, слуг, свободных сельских общинников и горожан. Он регламентировал права. Но в древнем юридическом своде уже просматривались черты развивающегося социального неравенства. Так, холопы (феодально-зависимое население в X-XVIII вв., по положению близкое к рабам) были полностью бесправны. Имущество человека в “Русской правде” ценилось значительно дороже самого человека, его личной безопасности и достоинства. Большинство населения составляли лично свободные крестьяне – общинники. Зависимость их от князей ограничивалась выплатой полюдья. В начале ХII в. по инициативе Владимира Мономаха создается Пространная редакция “Русской правды”. В нее, помимо норм, восходящих к эпохе Ярослава Мудрого, вошел “Устав” Владимира Мономаха, закрепивший новые формы общественных отношений.

Киевская Русь из сравнительно небольшого союза славянских племен превратилась в крупнейшую, авторитетнейшую державу средневековой Европы. В регионе, где переплетались взаимные влияния – византийское, западноевропейское, восточное, скандинавское – сформировалась восточнославянская средневековая цивилизация. Восприятие, переплетение и взаимовлияние этих разнообразных социальных, политических и культурных элементов во многом определили самобытность древнерусской цивилизации.

 

РУСЬ И ОРДА

Монгольская экспансия и завоевание

Руси Батыем

 

Страшную угрозу для судьбы Древнерусского государства представляли кочевые монгольские орды. Монгольские племена, обитавшие в степях за Байкалом, были объединены в начале XIII в. одним из племенных вождей — Темучином. На курултае — съезде монгольской знати — в 1206 г. он был провозглашен великим ханом всех монголов и принял имя Чингисхан. За короткое время ему удалось создать жестко централизованную и милитаризованную империю. Кочевые племена монголов были малочисленными, но господство родовых порядков обеспечивало участие в войне поголовно всех мужчин. В течение короткого времени монголы завоевали Северный Китай и Среднюю Азию, Закавказье.

Первыми столкнулись с монгольским вторжением половцы и отправили гонцов на Русь за помощью. Русские князья оценили опасность и на совете в Киеве постановили выступить на защиту половцев. Весной 1223 г. на Днепре у переправ собралась одна из самых многочисленных армий, когда-либо действовавших в Восточной Европе. Одна лишь орда половцев насчитывала до 40 000 всадников. Киевский князь вывел в поле около 10 000 воинов. Монголы пытались расколоть союзную армию, противостоявшую им. Слабость союзной армии заключалась в отсутствии единого командования. Ни один из старших князей не желал подчиняться другому. Подлинным вождем похода был Мстислав Удалой. Но он мог распоряжаться лишь галицкими и волынскими полками. У реки Калки в Приазовье в 1223 г. произошло сражение с монголами, закончившееся поражением половцев и русских войск.

В 1235 г. кочевая знать монголов, собравшись на курултай, приняла решение об общемонгольском походе на Запад. В 1237 г. хан Батый (внук Чингисхана) многократно отправлял послов к венгерскому королю и русским князьям с требованием покорности. После катастрофы на Калке в 1223 г. южнорусские князья не помышляли о крупном наступлении, которое позволило бы спасти Русь от опустошительного набега азиатской орды. На севере мало кто мог оценить размеры опасности, нависшей над страной. Монголы располагали большим числом стенобитных машин и других орудий, пользоваться которыми их научили китайцы. Княжества Северо-Восточной Руси, погруженные в усобицы, не могли договориться о совместной обороне даже перед лицом смертельной опасности. В 1237 г. первым из русских городов подверглась удару Рязань, потом была разрушена и сожжена Москва, жители ее перебиты; зимой 1238 г. были захвачены и разорены города и селения Владимиро-Суздальской Руси. Весной Орда вступила в пределы Новгородской земли и двинулась на Великий Новгород. Но началась весенняя распутица и ордынцы, не дойдя сотню верст до Новгорода, повернули на юг. В 1239 г., собрав новых воинов, хан Батый (Бату-хан) обрушил удар на южные русские земли, а осенью 1240 г. началась осада Киева, который пал в декабре. Захватив древнюю столицу Руси, татаро-монголы двинулись в Галицко-Волынское княжество, на Запад. В 1241 г. они вторглись в земли Молдавии, Венгрии и Польши, Чехии, в 1242 г. – Хорватии и Долмации. Хан Батый, понесший огромные потери, особенно в русских землях, повернул на восток, к степям Нижнего Поволжья. Русь своей трагической борьбой и подвигом спасла Западную Европу от погрома, каким подверглась сама. “России – как писал А.С.Пушкин, – определено было высокое предназначение, ее необозримые равнины поглотили силы монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы”. В результате завоеваний монголов возникло огромное государство – Золотая Орда, земли которой тянулись от Иртыша до Дуная, от Северного океана до Кавказа.

ЭПОХА Иоанна Грозного

Ливонская война

XVI в. поставил перед молодым Московским государством новые задачи: нужно было бороться за западные и юго-восточные русские земли, вошедшие в состав Великого княжества Литовского, получить надежный доступ к Балтийскому морю, укрепить южные и восточные рубежи государства. Возросшая дипломатическая активность России требовала создания специального учреждения, которое ведало бы внешними делами и объединяло людей, состоявших на дипломатической службе. Таким учреждением стал Посольский приказ. В его ведении находились также дела, связанные с проживанием в России иностранных купцов и ремесленников, выкупом пленных и др. Но все же центральное место в работе Посольского приказа отводилось дипломатии (хотя до начала XVIII в. Россия не имела постоянных дипломатических представительств за рубежом и в России в XV-XVII вв. не было постоянных дипломатических миссий других государств).

Серьезную опасность для российского государства представляло Казанское ханство. Опираясь на поддержку Турции и других союзников, оно проводило агрессивную политику, совершая постоянные набеги на русскую землю. В первой половине XVI в. на Казанское ханство было совершено семь крупных походов, но столица ханства оставалась неприступной. Только в октябре 1552 г. продолжавшаяся 38 дней осада Казани завершилась успешно. Многовековая угроза с восточных окраин, несшая русскому народу плен и разорение, была устранена. Вслед за Казанью в 1556-1557 годы Астраханское ханство и Ногайская Орда признали вассальную зависимость от Москвы. Вхождение этих ханств в состав России открыло ей кратчайший путь в Зауралье, к сибирским землям и на Кавказ. В 1557 г. добровольно присоединилась к Москве Кабарда. На реку Терек пришли русские казаки. Открылись торговые пути к рынкам Закавказья и Средней Азии, что способствовало дальнейшему росту экономических связей Русского государства.

Обезопасив тыл с востока и усилив оборону Руси с юга постройкой укрепленных полос, Иван IV в 1558 г. двинул войска в Ливонию. Ливонская война продолжалась около двадцати пяти лет (1558-1583) и потребовала огромного напряжения всех сил государства. В этой войне ставилась задача добиться для России выхода к Балтийскому морю и установить прочные каналы связи со странами Западной Европы.

Русские войска численностью 40 тыс. человек вступили в Ливонию в январе 1558 г. Они вели успешные военные действия. В 1560 г., после взятия мощных ливонских крепостей орденские войска практически перестали сопротивляться. Будучи не в состоянии бороться с Русским государством, Ливонский орден заключил соглашение с Польшей, Швецией и Литвой. Ливонская война вступила в новую стадию. 15 февраля 1563 г. русское войско освободило Полоцк. Боевыми действиями под Полоцком Иван IV руководил лично. В 1572-1577 годы русские войска заняли многие города на Балтийском побережье. Но в 1579 г. многочисленная армия польского короля Стефана Батория двинулась на русские позиции, которые им удалось прорвать. В этот же период шведские войска захватили Нарву. 4 января 1582 г. Иван IV заключил перемирие с Речью Посполитой, а в 1583 г. — со Швецией. Так закончилась напряженная и продолжительная Ливонская война. Она не решила основной задачи — выхода России к Балтийскому морю. Тем не менее важным результатом войны было уничтожение Ливонского ордена, постоянно угрожавшего русским землям.

Культура Руси XVI в.

 

“Московское государство зарождалось в XIV в. под гнетом внешнего ига, строилось и расширялось в XV и XVI вв. среди упорной борьбы за свое существование на западе, юге и юго-востоке… Оно складывалось медленно и тяжело. Мы теперь едва ли можем понять и еще меньше можем почувствовать, – пишет выдающийся русский историк В.О.Ключевский – каких жертв стоил его склад народному благу, как он давил частное существование”.

Монголо-татарское иго нанесло колоссальный урон русской культуре, губительные последствия которого долго еще сказывались на ее развитии. Упадок русской культуры XIII — XIV вв. сменяется ее возрождением и дальнейшим развитием в XIV — XV вв. Хозяйственный подъем Руси, успешное объединение земель вокруг Москвы обусловили расцвет отечественной культуры во второй половине XIV — XV вв., формирование культуры русской народности. Открытую в 1563 г. типографию, возглавили выдающиеся деятели отечественной культуры XVI в. Иван Федоров и Петр Мстиславец. В 1564 г. здесь была отпечатана первая книга — “Апостол”, в 1574, – первый русский букварь. Всего до XVII в. в России было издано около 20 книг. Во второй половине XVI в. была сделана попытка наладить в России собственное бумажное производство.

Широкое развитие в XVI в. получила политическая публицистика. Существенные изменения происходят в этот период в летописании. В XVI в. появляется знаменитый “Домострой” — свод практических указаний о ведении хозяйства, а также моральных норм. Созданный в церковных кругах (авторство его приписывают Сильвестру), “Домострой” является чисто светским произведением, свидетельствующим о растущем процессе “обмирщения” общественной мысли.

Политическое объединение земель создало благоприятные условия для развития художественной культуры, вызвав небывалый расцвет русского искусства. Крупнейшими центрами развития искусства были Новгород, Псков, Тверь и Москва. Формирование общерусской архитектуры было связано с перестройкой московского Кремля. В 1485 г. была начата постройка новых кремлевских стен, законченная в 1516 г. В конце 80-х гг. XV в. возводится Грановитая палата для приема послов. В самом начале XVI в. был построен Архангельский собор. В ходе новой застройки Кремля формировались основные черты общерусской архитектуры. XVI в. в истории русской архитектуры был ознаменован появлением чисто русской строительной формы — шатрового храма. Блестящее развитие шатрового зодчества началось строительством храма Вознесения в селе Коломенском под Москвой (1532). Опыт сооружения шатровых храмов подготовил появление Покровского собора на Красной площади (1561). Собор был возведен в честь победы над Казанским ханством. Создатели его — русские мастера Барма и Постник. Этот храм – высшая точка развития русского зодчества XVI в.

Живописное искусство XVI в. в большей степени, чем в предшествующую эпоху, было подчинено требованиям официальной религиозной идеологии. Высочайшие духовные традиции великого искусства в XVI в. начинают угасать, постепенно утрачиваются достижения русской иконописи конца XIV — XV вв. — обращенность к “внутреннему человеку”, связь с реальной жизнью; распространяются многофигурность и аллегоричность изображения.

Утверждение официального направления в живописи, усиление регламентации художественного творчества заставляло мастеров уходить в область технических поисков. К концу XVI в. в русском искусстве сложилась так называемая “строгановская школа”, получило распространение и другое художественное направление — “годуновская школа”, которая стремилась возродить утраченные традиции русской иконописи конца XV в. путем следования древнему иконописному канону. Обе школы, возникшие в конце XVI в., получили свое развитие уже в следующем столетии.

РОССИЯ в XVII в.

17) Борис Годунов. Смутное время. Самозванцы

 

После смерти Ивана IV трон перешел к его сыну Федору Ивановичу (1584-1598), который был практически не способен управлять государством, и постепенно вся власть сосредоточилась в руках боярина Бориса Годунова, на сестре которого был женат царь Федор Иванович. Продолжая политику Ивана Грозного, Годунов сурово расправлялся с враждебными ему представителями боярской знати. Его действия поддерживали широкие круги дворянства, богатые слои посадского населения, ближайшие сподвижники Ивана IV. Сильного союзника он приобрел в лице высшего духовенства. В 1589 г. Годунов использовал приезд в Россию Константинопольского патриарха, который по древнему обычаю считался главой русской церкви, и добился от него посвящения в патриархи своего сторонника — московского митрополита Иова. С учреждением патриаршества русская православная церковь становится равноправной с другими православными церквами.

В 1591 г. при невыясненных обстоятельствах в Угличе погиб наследник русского престола царевич Дмитрий, младший сын Ивана IV, в его убийстве стали обвинять сторонников Бориса Годунова. В 1598 г. умирает царь Федор Иванович. Он не имел прямых наследников и таким образом с его смертью иссякла династия Рюриковичей. Россия оказалась перед лицом династического кризиса, который попытались разрешить небывалым в России образом — избрать царя на Земском соборе: в 1598 г. при большой поддержке служилого дворянства, им стал Борис Годунов (1598-1605). Новый московский государь стремился добиться социальной стабильности общества и упрочить свое положение, консолидировав весь класс землевладельцев, поддерживая посадское население, облегчая положение тех, кто занимался ремеслом и торговлей. Широкий размах в его правление получило строительство новых городов в Поволжье. Однако голод 1601-1603 гг. и неспособность власти справиться с ним вызвали недовольство всех слоев русского общества правлением Б.Годунова, которого еще и обвинили в убийстве царевича Дмитрия. Хозяйственная разруха, голод, рост социальной напряженности породили гражданскую войну, создали угрозу российской государственности и породили Смутное время. Период смуты (1598-1613) характеризуется слабостью государственной власти, частой сменяемостью царей, самозванством, мощными народными выступлениями. Внешний фактор так же играл свою роль в предпосылках смутного времени. Усилившиеся соседи: Речь Посполитая, Швеция, Крым, Турция стремились воспользоваться ослаблением России. Польские и литовские феодалы поддерживали связи с княжеско-боярской оппозицией Борису Годунову. Именно в Польше объявился первый самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия. Осенью 1604 г. им было заявлено о намерении идти на Москву, добывать себе “прародительский престол”. Лжедмитрий с 40-тысячным отрядом польско-литовской шляхты, запорожских и донских казаков неожиданно появился на юго-западной окраине России. Беглые крестьяне и холопы толпами присоединялись к самозванцу, который не скупился на обещания. На южной окраине России уже разворачивалась широкое народное движение против Бориса Годунова. Один за другим южные города переходили на сторону “царевича Дмитрия”. Действия царского войска были медлительными и нерешительными. В апреле 1605 г. неожиданно умер Борис Годунов (его сын Федор Борисович недолго удержался на троне, московские бояре-заговорщики его убили) – Лжедмитрий I без боя вошел в Москву и был провозглашен царем. Почти год (с июня 1605 по май 1606 г.) на русском троне был самозванец… Широкие слои русской аристократии были недовольны привилегированным положением польских и литовских шляхтичей, которые окружили трон, получили огромные награды (самозванец изымал для этого деньги даже из монастырской казны). Православная церковь с тревогой следила за попытками распространить в России католичество. В обстановке всеобщего недовольства созрел боярский заговор и Лжедмитрий I был убит. Однако, причины самозванства не были ликвидированы. На очередном Земском соборе русским царем был выбран один из родовитых аристократов князь В.Шуйский (1606-1610), но он не только не сумел прекратить гражданскую войну, но вверг страну в еще больший хаос. Недовольные политикой В.Шуйского казаки, дворяне, крестьяне объединились вокруг “воеводы царевича Дмитрия” — И.Болотникова (1606-1607). Повстанцы пытались взять Москву, но потерпели поражение и с ними безжалостно расправились. Польша воспользовалась критической ситуацией в России и вновь организовала поход на Москву под предводительством Лжедмитрия II. Россия оказалась расколотой: одни территории признавали московского царя, другие — самозванца. Гражданская война между их подданными вновь набирала силу. Вскоре, в результате военных действий, Лжедмитрий II — “тушинский вор”, ставка которого находилась недалеко от Москвы в Тушино, был разбит и уничтожен.

Летом 1610 г. в Москве произошел переворот. Дворяне свергли Василия Шуйского с престола, насильно постригли его в монахи. Власть захватила группа бояр во главе с Ф.И. Мстиславским. Это правительство, состоящее из семи бояр, получило название “семибоярщина”. В августе 1610 г. семибоярщина, несмотря на протесты патриарха, заключила договор о призвании на русский престол Владислава, сына польского короля Сигизмунда, и впустила войска интервентов в Кремль. 27 августа 1610 г. Москва присягнула Владиславу. Это было прямое предательство национальных интересов. Перед страной встала угроза потери независимости.

В городах России создаются отряды народного ополчения. Они преследуют цель — изгнать из Москвы поляков и восстановить православную монархию. Однако первое ополчение своих главных задач не решило, попытки взять Москву закончились неудачей, и осенью 1611 г. по инициативе земского старосты К.Минина и князя Д.Пожарского было создано второе ополчение в Нижнем Новгороде. В августе 1612 г. оно подошло к Москве и сломило сопротивление польских интервентов, освободив в октябре 1612 г. столицу России.

Смутное время было потрясением всей политической, социальной и экономической жизни Московского государства. Первым, непосредственным и наиболее тяжелым его следствием было страшное разорение и запустение страны. Перед страной встал сложный вопрос избрания нового монарха, чью кандидатуру поддержали бы все основные политические силы и простое население страны. После двухмесячной подготовки в январе 1613 г. начал свою работу Земский собор. Это был самый представительный собор за всю историю России. В его составе преобладали дворяне, посадские люди, присутствовали бояре, высшее духовенство, казачество, не приглашались только крепостные крестьяне. В феврале 1613 г. Земский собор избрал царем на русский престол 16-летнего Михаила Романова, потомка старинного боярского рода.

ЭПОХА ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Жизнь Петра I.

Внешняя политика Петра I.

Восстание Е.И. Пугачева

 

Доведенные до отчаяния крестьяне убегали от своих господ. Историки насчитывают более 40 выступлений крепостных крестьян до крестьянской войны Пугачева. Имело место и самозванчество: известны сведения о шести случаях появлении “Петров III” — двойников погибшего в 1762 г. императора. В такой обстановке вспыхнула последняя в истории России Крестьянская война под руководством Е.И.Пугачева, который с 17 лет принимал участие в войнах с Пруссией и Турцией, получил младший офицерский чин хорунжего за храбрость в боях. Пугачев не раз выступал в роли челобитчика от крестьян и простых казаков, за что и был арестован властями. В 1773 г. Е.И.Пугачев, которому был тогда 31 год, бежал из казанской тюрьмы. Путь его лежал на Яик (р. Урал), где местным казакам он представился как император Петр III. С отрядом в 80 казаков он двинулся на Яицкий городок — центр местного казачьего войска. Ряды восставших росли очень быстро. Особый размах и силу придало восстанию участие в нем крепостных крестьян, мастеровых, работных людей и приписных крестьян Урала, а также башкиров, марийцев, татар, удмуртов и других народов Поволжья. Под его знаменами вместе сражались и православные, и раскольники, и мусульмане, и язычники. Их объединяла ненависть к феодально-крепостническим порядкам. Манифесты и Указы Е.И. Пугачева носили ярко выраженный антикрепостнический характер. В период своего наивысшего размаха Крестьянская война охватила огромную территорию — от Прикаспия до Нижнего Новгорода с юга на север и от Дона до Зауралья с запада на восток.

Первый этап крестьянской войны связан с захватом небольших городков на Яике и осады Оренбурга — крупнейшей крепости на юго-востоке России. Царские войска, посланные на выручку Оренбурга, были разбиты. Башкиры во главе с Салаватом Юлаевым, приняли сторону Пугачева. Напуганная размахом крестьянского движения Екатерина II поставила во главе правительственных войск бывшего руководителя Уложенной комиссии генерала А.И.Бибикова. В марте 1774 г. Пугачев потерпел поражение под Татищевой крепостью в районе Оренбурга. Начался второй этап Крестьянской войны. Восставшие отступили на Урал. Оттуда, с Урала Пугачев двинулся к Казани и взял ее в июле 1774 г. Однако вскоре к городу подошли основные силы царских войск. В новом сражении Пугачев потерпел поражение. С отрядом в 500 человек он перешел на правый берег Волги. Начался третий заключительный этап Крестьянской войны. “Пугачев бежал; но бегство его казалось нашествием”, — писал А.С.Пушкин. Крестьянство и народы Поволжья встретили вождя Крестьянской войны как освободителя от крепостной неволи. Отдельные отряды восставших громили помещичьи имения, уничтожали ненавистных господ. Однако действия крестьян носили разрозненный характер. Отряд самого Пугачева двинулся вниз по Волге с тем, чтобы впоследствии прорваться на Дон, где вождь Крестьянской войны рассчитывал получить поддержку донского казачества. В ходе движения на юг пугачевцы захватили Алатырь, Саранск, Пензу, Саратов. Последнее поражение Е.И.Пугачев потерпел после неудачной попытки взять Царицын. Группа зажиточных казаков, стремясь предательством заслужить милость императрицы, схватила Пугачева и выдала его властям. В деревянной клетке Пугачев был отправлен в Москву. 10 января 1775 г. вождь Крестьянской войны и его ближайшие сторонники были казнены в Москве.

Крестьянская война заставила Екатерину II провести серию реформ по централизации и унификации органов управления в центре и на местах и законодательному закреплению сословных прав населения. Впервые в российском законодательстве появился документ, определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. Эта система просуществовала до реформ 60-х годов XIX в. Введенное Екатериной II административное деление страны сохранялось до 1917 г. 7 ноября 1775 г. было принято “Учреждение для управления губернии Всероссийской империи”. Страна делилась на губернии (к концу екатерининского царствования в России насчитывалось 50 губерний), во главе губерний стояли губернаторы, подчинявшиеся непосредственно императрице. В отдельную административную единицу был выделен город. Во главе его стоял городничий, наделенный всеми правами и полномочиями. В городах вводился строгий полицейский контроль. После губернской реформы перестали функционировать все коллегии, кроме Иностранной, Военной и Адмиралтейской. Функции коллегий перешли к губернским органам. Сложившаяся система управления территорией страны в новых условиях решала задачу укрепления влияния дворянства на местах, ее целью было предотвращение новых народных выступлений.

Особое место среди документов екатерининской эпохи составляют жалованные грамоты, являющиеся законами, определявшими сословные права всего дворянства и различных групп городского населения. Так, “жалованная грамота дворянству” 1789 г., (“грамота на права, вольность и преимущества благородного российского дворянства”) подтвердила основные положения Манифеста о вольности дворянства 1762 г. и в значительной степени расширила привилегии дворянства. Дворянин мог лишиться дворянского достоинства только в результате совершения им преступлений, причем мог лишиться лишь по суду, а судиться мог только с равными. Дворянин не мог подвергаться телесным наказаниям. За дворянами закрепилось право покупать земли с крестьянами, завещать, дарить, продавать приобретенные имения. Подтверждалось также освобождение дворянства от “личных податей”, устанавливалось создание дворянской опеки.

Жалованная грамота городам 1785 г. (“Грамота на права и выгоды городам Российской империи”), регулировала положение отдельных категорий, городского населения и работу органов городского самоуправления. Фактически эта грамота зафиксировала два сословия – купечество и мещанство.

Известно, что Екатериной II был подготовлен и проект Жалованной грамоты государственным (казенным) крестьянам, но он не был опубликован из-за опасений дворянского недовольства. Изданием двух грамот Екатерина II регулировала законодательство о правах и обязанностях сословий.

Разделы Польши

 

Важнейшей задачей внешней политики, стоявшей перед Россией во второй половине XVIII в., была борьба за выход к южным морям – Черному и Азовскому. Значительное место во внешнеполитической деятельности России занял вопрос об освобождении от иноземного господства земель Украины и Белоруссии и объединение в одном государстве всех восточных славян. Задача выхода к Черному морю решалась в русско-турецких войнах. К активным действиям на юге русское правительство подталкивали и интересы безопасности страны, и потребности дворянства, стремившегося получить богатейшие южные земли, и развивающиеся промышленность и торговля, диктовавшие необходимость выхода к черноморскому побережью.

Турция, подстрекаемая Францией и Англией, осенью 1768 г. объявила войну России. В 1770 г. русская армия под командованием талантливого полководца П.А.Румянцева одержала блестящие победы и вышла к Дунаю. Русский флот в Чесменской бухте у берегов Малой Азии полностью уничтожил турецкую эскадру. В 1771 г. русские войска овладели Крымом. Однако Турция, опираясь на поддержку Франции и Австрии и используя внутренние трудности России, где шла Крестьянская война, сорвала переговоры. Войска под командованием А.В.Суворова разбили турок, открыв основным силам во главе с П.А.Румянцевым путь на Стамбул. Турция была вынуждена просить мира. По условиям Кючук-Кайнарджийского мира 1774 г. Россия получала выход к Черному морю, степи Причерноморья — Новороссию, право иметь свой флот на Черном море и право прохода через проливы Босфор и Дарданеллы; Азов и Керчь, Кубань и Кабарда переходили к России. Крымское ханство становилось независимым от Турции. Турция выплачивала контрибуцию в размере 4 млн. рублей. Русское правительство добилось также права выступать в качестве защитника законных прав христианских народов Османской империи. В результате успешного окончания русско-турецких войн народы Балканского полуострова развернули национально-освободительную борьбу против турецкого ига. Но Турция не желала примириться с утверждением России на Черном море. В ответ на попытку Турции вернуть свое былое влияние над Крымом русские войска заняли Крымский полуостров, который вошел в состав России. Как опорная база русского флота был основан Севастополь (1783). В 1783 г. начались русско-грузинские переговоры. Был подписан Георгиевский трактат, по которому Россия приняла под свое покровительство Восточную Грузию. Но летом 1787 г. Турция потребовала возвращения Крыма и открыла военные действия. Выдающиеся полководцы России – А.В. Суворов, Г.А. Потемкин, ученик Суворова – М.И. Кутузов, адмирал Ф.Ф. Ушаков участвовали в разгроме турецких войск на суше и на море. В 1791 г. между Турцией и Россией был подписан мир в городе Яссы. По Ясскому мирному договору Крым становился владением России. Границей между двумя странами стала река Днестр. Турция признавала российское покровительство Грузии, установленное Георгиевским трактатом 1783 г. В результате русско-турецких войн ускорилось хозяйственное освоение степного юга России. Ширились связи России со странами Средиземноморья. Было ликвидировано Крымское ханство — постоянный очаг агрессии против украинских и русских земель. На юге России были основаны Николаев (1789), Одесса (1795), Екатеринодар (1793, ныне Краснодар) и др. Победа России в войнах против Турции закрепила за ней положение не только могущественной сухопутной, но и сильной морской державы.

В последней трети XVIII в. одним из центральных вопросов в области международных отношений в Европе стал польский вопрос. Речь Посполитая переживала глубокий политический и экономический кризис. Жестокий феодальный гнет и политика национального угнетения народов, входивших в состав Речи Посполитой, стали тормозом для дальнейшего развития страны. Народные восстания следовали одно за другим. Тяжелым положением Польши воспользовались ее соседи — монархи Пруссии, Австрии и России. Россия выступила под предлогом освобождения украинских и белорусских земель, которые испытывали наиболее жестокий гнет со стороны польских феодалов. Поводом для вмешательство в дела Польши, где господствующей религией было католичество, послужил вопрос о положении христиан-некатоликов. Русское правительство договорилось с польским королем об уравнении в правах католического и православного населения. Наиболее реакционная часть польской шляхты, подстрекаемая Ватиканом, выступила против этого решения. Тогда польский король обратился за помощью к России. Правительство Екатерины II направило в Польшу войска, подавившие выступление шляхетской группировки. Одновременно Пруссия и Австрия оккупировали часть польских земель. Прусский король Фридрих II выступил с инициативой раздела Польши. Екатерина II в отличие от него считала целесообразным сохранить единую Польшу, но под русским влиянием.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь