Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


История как наука. Историческое сознание



МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

 
 


Л.И. Карпова

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

(VI - XVI вв.)

 

 

Москва - 2011

ВВЕДЕНИЕ

Знакомство студентов нашего университета с циклом гуманитарных дисциплин начинается с истории России. Изучение истории имеет особую ценность для студентов технических вузов, так как дополняет профессиональное образование, помогает расширить кругозор, повысить общекультурный уровень. История представляет собой не только коллективную память народа, но и сокровищницу социального опыта, передающегося из поколения в поколение. Изучение истории своей Родины необходимо не только для того, чтобы осмыслить прошлое и понять настоящее, но и для решения всего комплекса воспитательных и образовательных задач, возлагаемых обществом на высшую школу. Это – задачи интеллектуального и нравственного развития будущих специалистов гражданской авиации.

Предлагаемое учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников высшее школы по «Гуманитарному, социальному и экономическому циклу».

 

Цели освоения дисциплины

Сформировать целостное представление об истории России, показать место и роль России в мировой цивилизации, сформировать представление об основных тенденциях, закономерностях исторического процесса и их конкретных проявлениях в российской истории:

- на основе современных научных концепций дать представления об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней;

- выявить органическую взаимосвязь российской и мировой истории, основные тенденции, закономерности исторического процесса и их конкретные проявления в отечественной истории;

- проанализировать общее и особенное отечественной истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе;

- показать проблемы отечественной истории, по которым ведутся споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии;

- раскрыть место истории в обществе, формирование и эволюцию исторических понятий и категорий;

- обратить внимание на тенденции развития мировой историографии, место и роль российской истории и историографии, в мировой науке;

- проанализировать те изменения, которые произошли в России в последнее двадцатилетие.


В результате изучения дисциплины «Отечественная история» студент должен:

знать:

· основные направления, проблемы, теории и методы истории;

· движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;

· различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;

· основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

· важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

уметь:

· логически мыслить, вести научные дискуссии;

· работать с разноплановыми источниками;

· осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

· получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

· преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

· формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;

· соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

· извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения;

владеть:

· представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;

· навыками анализа исторических источников;

· приёмами ведения дискуссии и полемики.

 


Глава I. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕГО МИРА

Западный тип цивилизации

 

Западный тип цивилизации начал возникать на берегах Средиземного моря и наивысшего расцвета достиг в Древней Греции и Древнем Риме. Эти общества принято именовать античным миром (период с IX – VIII вв. до н.э. доIV – V вв. н.э.), поэтому западный тип цивилизации нередко называют античным или средиземноморским.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что изучает отечественная история?

2. Дайте определение исторического источника.

3. Охарактеризуйте основные типы исторических источников.

4. Назовите вспомогательные исторические дисциплины. Какова их роль в изучении истории?

5. Что изучает историография?

6. Дайте определение методологии.

7. Какие методологические подходы к изучению истории вам известны?

8. Дайте определение цивилизации.

9. Назовите предпосылки формирования цивилизации.

 

 

Глава II. МЕСТО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ВО ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

 

Характерные черты и основные

Вопросы для самоконтроля

 

1. Определите хронологические рамки Средневековья.

2. Назовите типологические черты средневекового общества.

3. Какие цивилизационные регионы в период Средневековья были основными?

4. Какие цивилизации в этот период сформировались в Азии? Их особенности.

5. Становление каких цивилизаций начинается в период Средневековья в Европе? В чем их отличительные черты?

6. К какому типу цивилизаций стоит отнести Россию? Рассмотрите основные точки зрения по этому вопросу.

 

 

Образование Древнерусского государства

 

В отечественной историографии большое внимание уделяется изучению предпосылок и процесса становления государства у восточных славян. Внимание историков к этим проблемам связано, прежде всего, с тем, что начальный период образования государства у восточных славян мало отражен в источниках. Основными источниками по этому вопросу являются летописные сообщения, носящие нередко черты легенды.

Самые ранние летописи связывают начало Русского государства с княжением Кия, считавшегося основателем Киева и Киевского княжества. Эта легенда была записана в армянской хронике уже в VIII в. Другие летописцы началом государственности считали «призвание варягов». Летописный рассказ о призвании в 862 г.1 на княжение в Новгороде варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора послужил основанием для создания так называемой норманистской теории возникновения Русского государства. Она появилась в XVIII в. и была сформулирована немецкими учеными Иоганном Готфридом Байером и Герхардом Фридрихом Шлетцером.

Норманизм отвечал тогда политическим интересам Голштинской династии, которая со второй половины XVIII в. под фамилией Романовых правила в России. Норманисты отрицали роль внутренних факторов в становлении русского государства. Они утверждали, что норманны – скандинавские викинги (на Руси их называли варягами) – создали Русское государство. Спор в исторической литературе между норманистами и их противниками затянулся на столетия. Норманистскую теорию критиковали М.В. Ломоносов, русские историки Ю.М. Всислин, И.Е. Забелин, Н.И. Костомаров, академик Б.А. Рыбаков и др. В современной отечественной и зарубежной историографии существует неонорманизм, не отрицающий роль внутренних факторов в создании государства на Руси, но несколько преувеличивающий роль варягов в этом процессе.

В легенде о призвании варягов до сих пор многое неясно. Большинство историков признаёт вымышленность Синеуса и Трувора, так как древнескандинавские слова sine hus tru var означают не имена братьев Рюрика, а переводятся как «со своим домом и верной дружиной». Историчность же Рюрика не отрицается, потому что в исландских сагах IX в. имеются упоминания о датском конунге Рюрике Фрисландском.

Серьёзного влияния на ход русского исторического процесса и на развитие русской культуры варяги не оказали.

Русское государство образовалось из племенных объединений восточных славян 1. Складывание государства шло параллельно с процессом формирования древнерусской народности, ядром которой стали славянские племена, проживающие в VI в. на территории лесостепной полосы от Киева до Воронежа.

Отрывок первоначального летописного текста, уцелевший в «Повести временных лет», позволяет определить размеры государства Руси первой половины IX в. В его состав входили следующие племенные союзы, имевшие ранее самостоятельные княжения: поляне, северяне, древляне, дреговичи, полочане, новгородские славяне. Кроме того, летопись перечисляет до полутора десятков финно-угорских и балтийских (летто-литовских) племен, плативших дань Руси. Русь этого времени представляла собой обширное государство, объединившее уже половину восточнославянских племен и собиравшее дань с народов Поволжья и Прибалтики.

Накануне призвания варягов в Новгороде правил старейшина Гостомысл. Он пригласил к себе на службу норманнского конунга Рюрика с дружиной. После смерти Гостомысла Рюрик захватывает власть в Новгороде. Рюрик умирает, не оставив наследников, и власть в Новгороде берет в свои руки предводитель одного из варяжских отрядов Олег (882-912 гг.) – по некоторым источникам, родственник Рюрика. Игорь, сын Рюрика, согласно летописи, был тогда малолетним. Олег начал объединение восточнославянских племен за пределами Новгородской земли.

В 882 г. он с дружиной отравился на юг, взял Любеч, служивший своего рода северными воротами Киевского княжества. Из Любеча Олег приплыл в Киев, где ему обманом и хитростью удалось убить киевского князя Аскольда и захватить власть. Объединение под властью одного князя Киева и Новгорода, важнейших центров двух основных ветвей восточного славянства, было важнейшим этапом развития древнерусской государственности. Если до взятия Киева Олегом можно говорить о существовании государственности на Руси, то с этого момента уже можно говорить о существовании Древнерусского государства.

Таким образом, Киев становится центром объединенного государства.

Вопрос об этническом происхождении княжеской династии не является важным в изучении проблемы генезиса государственности у восточных славян. Известно, что версия об иноземном происхождении власти типична для Древности и Средневековья (рассказы об основании Рима братьями Ромулом и Рэмом, о призвании бриттами англосаксов и создании Английского государства, и т.п.). Важно другое: государственность не может быть предметом экспорта или импорта. Возникновение государства – закономерный процесс многовекового исторического пути народа. Даже, исходя из логики самой легенды, можно заметить, что для того, чтобы пригласить на княжение, надо уже иметь у себя эту форму власти. Славяне и варяги находились в IX в. примерно на одной стадии социального развития. Синхронность развития позволила славянам приглашать на Русь варяжских конунгов с дружинами. В истории известны факты, когда норманнские князья захватывали власть на Руси. Варяги быстро ассимилировались с местным населением. Возвращаясь в Швецию, они приносили с собой русские вещи, русские технические приемы в гончарном деле. Позднее шведские короли чеканили монеты по образцу русских монет. В скандинавских сагах сохранились воспоминании о богатствах «страны городов»– Руси.

В современной историографии вопрос о социально-политическом строе Древнерусского государства является спорным. Чтобы рассмотреть его, необходимо остановиться на тех источниках, которыми располагают историки для его характеристики. В основном, это своды законов Руси. Древнейшим из них является Русская Правда. Под этим общим названием известны три памятника: Краткая Правда, являющаяся древнейшей; Пространная, относящаяся ко второй половине XII в., и Сокращенная, основанная на Пространной правде, а также на некоторых, не дошедших до нас, законодательных актах более раннего времени. Краткая Правда делится, в свою очередь, на Правду Ярослава (около 1016 г.), Правду Ярославичей (2-я половина XI в.) и дополнительные статьи. Отдельные юридические нормы содержатся во включенных в текст летописи договорах Олега (911 г.) и Игоря (444 г.) с Византией. В этих договорах упоминается более ранний юридический документ – «закон русский», который учитывался в делах, затрагивавших споры византийцев и русских. «Повесть временных лет» (древнейшая дошедшая до нас летопись) в основном содержит сведения, относящиеся к политической истории, но она также дает материал и для изучения социального строя.

Основным населением страны были свободные общинники, «люди», как их называет Русская Правда.

На Руси имелся целый ряд категорий крестьян, зависимых от землевладельцев. Среди них – смерды, холопы, челядь, закупы, рядовичи.

Существует много гипотез о социальной сущности смердов, но большинство исследователей считают, что смерды были свободными или полусвободными княжескими данниками, несшими повинности в пользу князя. Существовало право «мертвой руки», по которому после смерти смерда, не оставившего потомков мужского пола, его имущество переходило к князю. Кроме того, за убийство людина полагался штраф в размере 40 гривен, а за убийство смерда всего лишь – 5. Это подтверждает неполноправное положение смердов.

Значительное место Русская Правда уделяет рабам. Они были известны под разными названиями: челядь и холопы. Исследователи по-разному решают вопрос о соотношении челядинной и холопьей зависимости. Возможно, челядь – термин более раннего периода, который некоторое время существовал одновременно с более новым термином холоп. Холопы были полностью бесправной категорией населения. Они не имели права свидетельствовать на суде. За убийство холопа господин не отвечал перед судом, а подвергался церковному покаянию. Вопрос о холопах наиболее детально излагается в Пространной Правде (XII в.). В это время уже известны два вида холопства: обельное (полное) и неполное. Источниками обельного холопства были плен, а также продажа себя в холопство. Холопом становился человек, женившийся на рабыне.

Пространная Правда упоминает закупов, воспринимавшихся как неполных, необельных холопов. Это сравнительно поздняя категория зависимых людей, возникшая только в XII в. Закуп – разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу к князю или его дружиннику за какую-то ссуду («купу»). Получив ссуду, он должен был работать на господина. Хозяин имел право подвергать закупа телесным наказаниям; попытка к бегству наказывалась превращением в обельного холопа. Закуп отличался от раба: он имел право выкупаться на волю, вернув купу. Закуп продолжал вести свое хозяйство. Такое положение закупа, лишенного личной свободы, но не отделенного от средств производства, близко к положению будущего крепостного крестьянина.

Другой категорией зависимого населения были рядовичи, т.е. люди, вынужденные заключить с господином какой-то договор («ряд») и выполнять различные работы согласно этому «ряду». Рядовичи часто исполняли роль мелких административных агентов своих господ.

Существовало еще несколько терминов, обозначивших различные категории неполноправного населения: изгой – человек, порвавший связь с общиной; пущенник – отпущенный на волю раб и др.

В историографии остается спорным вопрос о времени возникновения феодального землевладения на Руси. Некоторые авторы относят его появление к IX – Х вв., но большинство полагает, что феодальная вотчина образуется в 1-й половине XI в. Имеются и другие точки зрения. Так, историк И.Л. Фроянов считает, что в древнерусском обществе IX – XI вв. существовало несколько социально-экономических укладов, ни один из которых не был преобладающим. Большинство отечественных исследователей считает Древнюю Русь раннефеодальным государством. Раннефеодальное общество не тождественно феодальному. В нем еще не развились до зрелого состояния основные характерные черты феодализма и продолжают существовать многие явления, характерные для родоплеменных отношений.

По устройству системы государственной власти Киевскую Русь можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. На Руси признавался родовой сюзеренитет. Власть над территорией принадлежала всему роду Рюриковичей, но это не означало коллективного управления. Старшим был великий князь киевский, которому подчинялись князья подвластных земель. Его сыновья и братья сидели наместниками в главных городах и платили дань. Наследование шло по прямой нисходящей мужской линии.

Великий князь киевский был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани. Князя окружала дружина. Дружинники жили на княжеском дворе, пировали вместе с князем, участвовали в походах, делили дань и военную добычу.

Различают два вида отношений между властью и подданными: вассальные и подданнические. Отношения князя и дружинников были далеки от отношений подданства. Между ними установились вассальные отношения. Князь советовался с дружиной по всем вопросам. Дружина делилась на старшую (мужи) и младшую (гриди, отроки, чадь). Наиболее уважаемые, старшие дружинники составляли постоянный совет, «думу» при князе и назывались боярами. Бояре часто выступали в роли воевод, а младшие дружинники исполняли обязанности младших администраторов: мечников (судебных исполнителей), вирников (сборщиков штрафов) и др.

Появление дружины как постоянной военной силы было шагом на пути изживания характерного для периода родоплеменного строя всеобщего вооружения народа.

Княжеская власть была ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления. Народное собрание – вече активно действовало в IХ – XI вв. и позднее. Народные старейшины – «старцы градские» – участвовали в княжеской думе.

В руках киевского князя были значительные военные силы. Они состояли из собственной дружины и из войск вассальных (подколенных) князей и бояр. В особых случаях собиралось народное ополчение.

В Древней Руси был флот, действовавший на реках и на Чёрном море.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Какие древнейшие народы и государства на территории России вам известны?

2. Когда произошло обособление из единой славянской общности ветви восточного славянства?

3. Объясните роль и значение общины в социально-экономической жизни славян?

4. Дайте характеристику военной демократии как формы политической власти у восточных славян.

5. кто из русских князей первым получил титул Великий Князь Киевский?

6. Охарактеризуйте социальную структуру древнерусского общества.

7. Какой принцип передачи власти действовал в Древнерусском государстве?

8. Какое государство называют раннефеодальным?

9. Каковы причины крещения Руси?

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Определите хронологические рамки политической раздробленности Руси.

2. Раскройте причины политической раздробленности.

3. Проанализируйте причины поражения Руси в борьбе против монголо-татар.

4. Почему именно Северо-Восточная Русь стала центром формирования единого Российского государства?

5. Почему Москва возглавила процесс объединения русских земель?

6. Каково значение Куликовской битвы в борьбе с Ордой за независимость русских земель?

7. Назовите причины феодальной (династической) войны 2-й четверти IV в.

8. Каковы последствия династической войны?

9. Какие общественные силы были задействованы в объединении Руси?

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Когда завершился процесс объединения русских земель?

2. Назовите особенности формирования единого Российского государства.

3. Определите историческое значение Судебника 1497 г. в становлении единого Российского государства.

4. Какова роль русской православной церкви в становлении и укреплении единого государства?

5. Какие сферы общественной жизни затронули реформы Ивана IV Грозного?

6. Чем стрелецкое войско отличалось от дворянского ополчения?

7. В чем значение церковной реформы в укреплении единого Российского государства?

8. Назовите основные цели и задачи опричнины.

9. Какое государство сложилось в результате реформ Ивана IV?

10. Определите основные направления внешней политики России в XVI в.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

И ЦАРЕЙ XIII–XVI вв.

 

 
 


 

 
 

 


 

 

       
   
 
 
 
 
 
 
 
 

 


 

 

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI в.

 

           
 
 
   
 
   

 

       
   
 
 

 


 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

а) Основная литература:

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. – М.: Проспект, 2010

Орлов А.С. Хрестоматия по истории России. – М.: Проспект, 2010.

 

б) Дополнительная литература и Интернет-ресурсы:

Асташин В.В. История международных отношений и внешней политики России. – М.: Феликс, 2010.

Бессолицын А.А. Экономическая история России. – М.: Издат. Дом ТУ ВШЭ. – М., 2006.

История России: учебник / Под. ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2009.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. – М.: РОССПЭН, 2006.

Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 г. – 4-е изд. – Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2006.

Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – 9-е изд. – М.: Высшая школа 2009.

Шахматов М.В. Исполнительная власть в Московской Руси. – М.: Феория, 2009.

Ключевский В.О. Курс русской истории //http: //www.his95.narod.ru.

Соловьёв С.М. История России с древнейших времён //http: //www.magista.msk.ru/library/history/.

//http: //www.praviteli.org/main/about.php.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ············································································································· 3

Цели освоения дисциплины ················································································ 3

1. История как наука. Историческое сознание ································································ 5

2. Исторические источники. Методология ····································································· 9

 

Глава I. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕГО МИРА ··························· 16

1.1. Предпосылки формирования цивилизаций ····························································· 16

1.2. Древняя Восточная цивилизация и ее характерные черты ···································· 17

1.3. Античная цивилизация Древней Греции и Древнего Рима –

западный тип цивилизации ······················································································· 19

Вопросы для самоконтроля ······························································································· 20

 

Глава II. МЕСТО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ВО ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ········································ 20

2.1. Характерные черты и основные

цивилизационные регионы средневекового мира ·················································· 20

2.2. Место России в мировой цивилизации ····································································· 23

Вопросы для самоконтроля ······························································································· 25

 

Глава III. ДРЕВНЯЯ РУСЬ. ИСТОКИ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ······························· 25

3.1. Восточные славяне в древности ················································································ 25

3.2. Образование древнерусского государства ······························································· 27

3.3. Внутренняя и внешняя политика древнерусских князей ······································· 32

Вопросы для самоконтроля ······························································································ 36

 

Глава IV. РУССКИЕ ЗЕМЛИ И КНЯЖЕСТВА

В XII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV вв. ···························································· 36

4.1. Причины и последствия феодального дробления Руси ·········································· 36

4.2. Борьба русского народа против агрессии за независимость ·································· 42

4.3. Начало объединения русских земель ········································································ 47

Вопросы для самоконтроля ······························································································· 51

 

Глава V. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XV–XVI вв. ······ 51

5.1. Завершение политического объединения Руси. Социально-экономический

и политический строй единого Российского государства ····································· 51

5.2. Роль Русской православной церкви

в становлении и укреплении единого государства ················································ 56

5.3. Иван IV Грозный. Реформы середины XVI в. и их значение ································· 59

Вопросы для самоконтроля ······························································································· 65

 

ПРИЛОЖЕНИЯ ·················································································································· 66

1. Родословная русский князей IX–XIII вв. ··································································· 66

2. Родословная великих московских князей и царей XIII–XVI вв. ····························· 67

3. Органы власти и управления в России второй половины XVI в. ···························· 68

 

ЛИТЕРАТУРА ···················································································································· 69


[1] Становлением, развитием исторической науки, изучением её методологии занимается историография.

1 Формирование экономики, основанной на земледелии и скотоводстве, английский археолог Гордон Чайлд (1892 – 1957) назвал неолитической революцией. Она произошла, по его мнению, в период нового каменного века (неолита) 8–5 тыс. лет назад

1 По подсчетам историков, уже в IX в. на Руси было не менее 24 крупных городов.

1 Изучая историю Древней Руси, следует учитывать тот факт, что большинство летописных лет IX – XI вв. условны, т.к. они являются результатом хронологических выкладок летописцев более позднего времени (XI – XIIвв.), а не погодными записями современников.

1 В глубокой древности восточное славянство состояло из 100–200 небольших племен.

1 Ярл – дворянский титул.

1 В составе основанной Чингисханом империей монголов в результате завоевательных походов сложилось три западных улуса: Чагатая (второго сына Чингисхана), Хулагу (внука Чингисхана) и самый большой западный улус потомков Джучи (старшего сына Чингисхана), включавший в себя Западную Сибирь (от Иртыша), Северный Хорезм в Средней Азии, Приуралье, Среднее и Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Крым, земли половцев. Восточная часть улуса Джучи (Западная Сибирь) стала улусом (юртом) старшего сына Джучи и получила название Синей Орды. Западная часть улуса стала юртом его второго сына – Батыя, известным в русских летописях как Золотая Орда.

2 В историографии нет точной точки зрения на функции баскачества. Одни историки считают, что функции баскаков заключались в контроле за вассальной верностью русских князей; другие рассматривают баскачество как военно-административную форму организации владычества монголов на Руси.

1 Черносошные (или чёрные) крестьяне жили в сёлах, не принадлежавших отдельным феодалам, и сами платили дань и другие налоги. Их земли именовали волостями, а самих крестьян поэтому называли волостными.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

 
 


Л.И. Карпова

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

(VI - XVI вв.)

 

 

Москва - 2011

ВВЕДЕНИЕ

Знакомство студентов нашего университета с циклом гуманитарных дисциплин начинается с истории России. Изучение истории имеет особую ценность для студентов технических вузов, так как дополняет профессиональное образование, помогает расширить кругозор, повысить общекультурный уровень. История представляет собой не только коллективную память народа, но и сокровищницу социального опыта, передающегося из поколения в поколение. Изучение истории своей Родины необходимо не только для того, чтобы осмыслить прошлое и понять настоящее, но и для решения всего комплекса воспитательных и образовательных задач, возлагаемых обществом на высшую школу. Это – задачи интеллектуального и нравственного развития будущих специалистов гражданской авиации.

Предлагаемое учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников высшее школы по «Гуманитарному, социальному и экономическому циклу».

 

Цели освоения дисциплины

Сформировать целостное представление об истории России, показать место и роль России в мировой цивилизации, сформировать представление об основных тенденциях, закономерностях исторического процесса и их конкретных проявлениях в российской истории:

- на основе современных научных концепций дать представления об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней;

- выявить органическую взаимосвязь российской и мировой истории, основные тенденции, закономерности исторического процесса и их конкретные проявления в отечественной истории;

- проанализировать общее и особенное отечественной истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе;

- показать проблемы отечественной истории, по которым ведутся споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии;

- раскрыть место истории в обществе, формирование и эволюцию исторических понятий и категорий;

- обратить внимание на тенденции развития мировой историографии, место и роль российской истории и историографии, в мировой науке;

- проанализировать те изменения, которые произошли в России в последнее двадцатилетие.


В результате изучения дисциплины «Отечественная история» студент должен:

знать:

· основные направления, проблемы, теории и методы истории;

· движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;

· различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;

· основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

· важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

уметь:

· логически мыслить, вести научные дискуссии;

· работать с разноплановыми источниками;

· осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

· получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

· преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

· формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;

· соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

· извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения;

владеть:

· представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;

· навыками анализа исторических источников;

· приёмами ведения дискуссии и полемики.

 


История как наука. Историческое сознание

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.14 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь