Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Цивилизационные регионы средневекового мира
Средневековье – период всемирной истории, временные рамки которого – с V в. по XVII в. В современной исторической литературе существует следующая периодизация средневековья: раннее средневековье (V – начало XI вв.), классическое средневековье (XI – XV вв.), позднее средневековье (XV – середина XVII вв.). Средневековье обладает особыми типологическими чертами, отличающими его от других исторических эпох. Средневековое общество – это, по преимуществу, аграрное общество, базирующееся на ручном труде и феодальных общественно-экономических отношениях. Переход к феодализму в различных странах происходил не одновременно. Это зависело от конкретно-исторических условий, но содержание этого процесса содержало общие черты: 1. Разложение свободной сельской общины, общинной собственности и выделение из неё крестьянской собственности. 2. Создание крупной феодальной собственности на землю. В странах Востока земля являлась собственностью феодального государства. Феодальная собственность на землю имела иерархическую структуру. На ее основе создавались вассальные отношения между феодалами. 3. В условиях господства феодальных порядков земля, как правило, не являлась объектом свободной купли-продажи, и, следовательно, не находилась в чьей-то полной частной собственности. Владение землёй неразрывно было связанно с осуществлением государственных функций (военной, судебной), а государственная власть не может быть чьим-то частным делом. 4. Превращение свободных крестьян-общинников, а также несвободных земледельцев, рабов, в зависимых крестьян. Крестьянская община также подчинялась феодалу или феодальному государству. 5. Ускорение общественного разделения труда. 6. Особенности феодальной экономики определяли и сущность государственности, для которой характерна была феодальная раздробленность. В странах Востока сохранялись централизованные государства, что объяснялось преобладанием государственной собственности на землю и наличием крупных ирригационных сооружений, для поддержания и охраны которых нужна была сильная государственная власть. К XIII – XIV вв. в значительной части европейских государств проявляются тенденции к централизации. 7. Для средневекового общества характерна корпоративная замкнутость сословий и других социальных групп, слабое развитие индивидуализма. 8. В период Средневековья происходит зарождение и формирование современных народов: французов, немцев, англичан, чехов, поляков, болгар, русских, сербов и т.д. Причем, для одних стран этот процесс брал свое начало от древнейших цивилизаций, для других – от племенных образований периода первобытности. 9. Образование государств и народностей вызвало потребность в монотеизме (религии единобожия). Важную роль в создании духовного единства средневековых государств сыграли иудаизм, христианство, ислам.
Наряду с уже перечисленными наиболее общими чертами, в Средние века в различных регионах мира происходили процессы, имевшие свои существенные различия. Основными цивилизационными регионами в этот период были Азия и Европа. В Азии в соответствии со специфическими особенностями географической среды, системы ведения хозяйства, социальной организации, культурного наследия и религии сформировалась арабо-мусульманская цивилизация. Она явилась в какой-то мере исторической преемницей цивилизации восточного типа и проявила все наиболее характерные для нее черты. Отличительные особенности арабо-мусульманской цивилизации связаны с особенностями её культуры, основу которой составили арабский язык, вероучения и культ ислама. Ислам как система духовных ценностей возник в VII в. на Ближнем Востоке. Вероучение этой религии испытало влияние иудаизма и христианства. Родиной ислама являются арабские города Мекка и Медина. Основатель ислама и первой общины мусульман – пророк Мухаммед (Магомет). Основу мусульманского вероисповедания составляет вера в единого бога Аллаха и его посланника Мухаммеда, а также неукоснительное соблюдение культовых предписаний. В исламе сильно выражена идея безусловной покорности божественной воли, которая наложила глубокий отпечаток на весь уклад жизни и исламскую культуру. Ислам включает в качестве первоосновы не только священные духовные тексты, но и свод законов, который касается отправления религиозного культа, семейной и государственной жизни. В исламе широко представлены правовые вопросы: уголовное и гражданское право, общегосударственные установления. Вся жизнь верующего человека должна полностью соответствовать требованиям и установкам ислама. Глубокое проникновение религии во все сферы жизни приводит к тому, что исламские духовные институты стремятся подчинить себе государство и превратить его в религиозную организацию. В современном мире это явление принято называть «исламским фундаментализмом». Пример современного подобного государства – Исламская Республика Иран. Принятие ислама арабскими племенами способствовало их консолидации. На базе ислама выросло в VIII в. могущественное государство – Арабский Халифат. Под его властью оказалась огромная территория от Атлантического океана до границ Китая (Северная Африка, Испания, Сицилия, Армения, Азербайджан, Иран, Афганистан, часть Индии и т.д.). Арабо-мусульманский мир отличался высоким уровнем культурного и экономического развития. Арабская астрономия, медицина, алгебра, философия намного опережали европейские науки того времени. Многие европейские народы заимствовали у арабов систему орошения полей, некоторые сельскохозяйственные культуры (рис, цитрусовые). Однако христианскую Европу и арабо-мусульманский мир разделяли глубокие религиозные различия, которые привели к началу крестовых походов (конец XII – конец XIII вв.).
В Европе в период средневековья началось становление новой формы западной цивилизации – европейской христианской цивилизации. Она формируется на территории бывшей Римской империи. Формирование европейской цивилизации происходило на основе синтеза античной цивилизации и уклада жизни варварских племен в ходе процессов христианизации, становления государственности и культуры новых народов Европы. Во времена античности христианство не представляло собой единой организации. На территории Римской империи существовал ряд христианских церквей, имевших вероучительные, обрядовые, организационные отличия. Руководство этих церквей вело между собой борьбу за гегемонию в христианском мире. Наиболее активно боролись за лидерство глава Западной Римской церкви – папа Римский и глава Византийской церкви – Константинопольский патриарх. Папа Римский объявил себя наместником Иисуса Христа, преемником апостола Петра, верховным понтификом вселенской (католической) церкви; патриарх Константинопольский принял титул Вселенского патриарха православной, т.е. «истинно христианской» церкви, т.к. он признавал решения только первых семи Вселенских соборов Христианских церквей. 16 июня 1054 г. папа Римский и Константинопольский патриарх предали друг друга взаимной анафеме (церковному проклятию), что послужило формальным актом раскола христианства на католическую и православную церковь. Две ветви христианства (православие и католичество) стали основой формирования двух разновидностей европейской цивилизации: западной и восточной. Византийская империя как самостоятельное государство просуществовала до XV века, когда оно было завоевано турками. Византия заложила основы восточноевропейской православной цивилизации, носителями которой являются русские, украинцы, белорусы, греки, болгары, сербы и ряд других народов Европы. Становление западноевропейской католической цивилизации связано с Великим переселением народов (IV – VII вв.) – вторжением варваров (германских племен, гуннов, сарматов и др.) в пределы Римской империи. В V – VII вв. на захваченных варварскими племенами территориях начинают формироваться новые государственные образования, а в VII – X вв. они достигают расцвета. Среди этих государств особенно выделяются: сначала королевство, а затем империя франков, достигшая своего наивысшего развития во время правления Карла I Великого (768 – 814 гг.); королевство германцев, преобразованное при короле Оттоне I Великом в 962 г. в Священную Римскую империю. Среди всех достижений античной цивилизации, которые впитала в себя европейская цивилизация, наибольшее значение принадлежит христианству. В условиях распада Римской империи, ее политических основ и хозяйства, упадка культуры христианство стало духовной основой всей европейской цивилизации, несмотря на существовавшие противоречия между православием и католичеством. Христианство способствовало формированию единого мировоззрения, нравственных норм и ценностей народов Европы. Католическая и православная церкви были в Средние века не только духовными, но и влиятельными политическими организациями. Итак, в средневековом мире в Азии и Европе сформировались основные цивилизационные регионы: арабо-мусульманский, западноевропейский и восточноевропейский.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 2144; Нарушение авторского права страницы