Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Факторы эволюции социальной работы.



Истоки того, что в наше время известно под названием «социальная работа», в принципе, можно возводить к довольно отдаленному прошлому.

Известно, что еще в античном обществе (например, в Древнем Риме) существовал институт социального обеспечения, действие которого распространялось на обедневших граждан Римского государства (плебс) и состояло в безвозмездной раздаче пищи и денежных средств, необходимых для поддержания жизни. Аналогичные институты действовали и в более раннее время в древней Греции.

В Средние века социальные функции, связанные с заботой о нищих и убогих отчасти взяла на себя церковь. На расходы, связанные с этой деятельностью, иерархи указывали даже как на аргумент в пользу необходимости для церкви владеть собственностью, приносящей доход. (этот исторический сюжет хорошо известен по полемике, например, иосифлян и нестяжателей на Руси или дискуссиям нищенствующих орденов в Западной Европе с их оппонентами)

Некоторые аспекты социальной работы в это время брала на себя, условно говоря, общественная инициатива. В число обязанностей сельских и городских общин, наряду с повинностями в пользу их сеньеров, входила и забота о материальном обеспечении калек, стариков, сирот и т.п., проживающих на земле данной общины.

Помимо этого, существовала и поощряемая церковью и моральным самосознанием практика раздачи милостыни и т.п. Деятельность такого рода расценивалась как угодная Богу и повышала социальный престиж человека, усердно ей занимающегося. Вопреки распространенному мнению, эта практика была вовсе не случайной и бессистемной: она очень существенно была регламентирована, например регулярно повторяющимися церковными и светскими церемониями и ритуалами и регулировалась обычаями повседневной практики людей. Другое дело, что принципы функционирования этой разновидности социальной помощи определялись вовсе не потребностями тех, кто в ней нуждался, т.е. собственно помощь была в известной мере побочным продуктом данной деятельности, да и в качестве профессиональной такая деятельность не рассматривалась.

Государственная власть в феодальном обществе, по большому счету, от решения соответствующих проблем самоустранялась. Интерес к нуждам социально незащищенных групп в населении страны государство проявляло с давних времен, но как правило в особом ключе: в аспекте пресечения профессионального нищенства и т.п. девиаций репрессивными мерами. Эта практика отразилась и в сводах законов данного времени, и в литературных памятниках.

И в Западной Европе, и на Руси в Средние века исторический опыт того, что, используя современный термин, можно было бы назвать социальной работой, обнаруживает большое сходство. Определяется оно общими закономерностями функционирования феодального общества.

Становление социальной работы как особого вида профессиональной деятельности стало возможным благодаря возникновения общества нового исторического типа, буржуазного общества в основание которого легло промышленное производство и капиталистическая форма собственности.

Именно эта общественно-историческая трансформация сделала возможным глубокое разделение труда и выделение особой группы людей, занятых исключительно производством услуг социальной работы. А на определенном этапе развития капитализма возникла и такая ситуация, когда спрос на данный вид услуг стал определяться не только и не столько их непосредственными получателями, но в первую очередь силами, которые экономически в обществе господствуют. Это, собственно, и создало условия, в которых складывались предпосылки и происходило становление социальной работы. Думается, что в свете этого о «социальной работе» в более древние времена можно рассуждать в основном, используя этот термин метафорически, либо употребляя его с соответствующими оговорками.

Выше была отмечена связь между становлением социальной работы и возникновением капитализма.

Это, впрочем, не означает, что зарождение капиталистических отношений автоматически означало и зарождение системы социальной работы. У капиталистического общества соответствующая потребность возникла только лишь на достаточно позднем этапе его развития.

Законодательство в области социальной политики, в первую очередь, политики по отношению к беднейшим слоям населения и повседневная практика взаимоотношений властей с ними поначалу почти не изменились.

Закон, несколько упорядочивающий сбор милостыни, был принят в Англии еще в 1530 г. Суть его состояла в том, что сбор и распределение милостыни отныне предполагалось передать специально назначенным чиновникам. Местные власти получали право взыскать штраф с человека, замеченного в уклонении от подачи милостыни.

В начале XVII века он был дополнен еще одной нормой (закон 1601 г.) – приходские власти и епископ получили право устанавливать особый налог на нужды бедных, некий упорядоченный вариант милостыни. Его размер устанавливался в зависимости от стоимости недвижимого имущества данного человека в пределах прихода.

Этот новый закон мало что менял на деле: принципы сбора и распределения налога имели исключительно случайный характер.

Степень развития социальной работы определяется степенью развития и направленностью социальной политики в целом. С учетом этого тезиса положение дел в Англии вплоть до начала XVII века вполне объяснимо. Главным идейным ориентиром была в это время концепция меркантилизма, ее же краеугольными камнями была, во-первых, концентрация драгоценных металлов в государстве, а во-вторых – контроль над демографией и недопущение перенаселенности страны. Избыточное, с точки зрения меркантилизма, население надлежало вытеснять в колонии; невыносимые условия жизни беднейших слоев населения Англии, драконовские уголовные законы способствовали достижению этой цели: вывоз белых рабов в Америку приобрел большие масштабы: по оценке американского исследователя Э Вильямса, в течение всего колониального периода в истории США сервенты составляли около половины населения колоний, если же иметь в виду начальный период колонизации, то их доля в населении колоний будет еще более внушительной.

Улучшение условий жизни бедняков, которое стало бы результатом развития социальной работы, препятствовало бы колонизации заморских владений и наносило бы вред меркантилистской политике; таким образом, ни власти, ни находящийся на подъеме класс буржуазии не были в это время заинтересованы в становлении системы социальной работы.

Свою роль в дальнейшей эскалации политического кризиса эта реформа сыграла, а вот для развития системы социальной работы в Англии сделано ничего не было.

Государственная система социальной работы в Англии не могла сложиться еще довольно долго: работные дома просуществовали вплоть до начала ХХ века, когда началось их постепенное упразднение.

Зато в 1865 году в Англии появляется крупнейшая в мире добровольная благотворительная организация – Армия Спасения. Ее создателем стал Вильям Бутс, начинавший исключительно как религиозный деятель, выступающий за реформирование англиканской церкви. Его работа по организации «Армии Спасения», впрочем, вышла далеко за пределы проповеднической деятельности.

Работа Армии Спасения была поставлена с очень широким размахом: к концу XIX века в ее рядах состояло около 2 млн. добровольцев, бюджет организации доходил до 800 тыс. ф. ст. (едва ли не больше, чем расходы государства на эти нужды), деятельность организации широко освещалась в принадлежащих ей изданиях (тираж ее главного печатного органа доходил до 500 тыс. экз., кроме него за пределами Англии выходили другие издания на 24 (! ) языках).

Формы работы Армии Спасения были очень разнообразны: от посещения нуждающихся в помощи на дому, до организации приютов и поиска тех, кто действительно нуждался в поддержке, но не мог по тем или иным причинам самостоятельно обратиться за помощью. Столь же разнообразен был и спектр помощи, которую добровольцы Армии Спасения оказывали своим подопечным: от пропаганды здорового образа жизни и религиозного благочестия, до бесплатной раздачи пищи, одежды и оказания медицинской помощи.

Несмотря на тот громадный и, можно сказать, подвижнический труд, которым занимались добровольцы Армии, отношение к ней общества было зачастую скептическим. В странах континентальной Европы несколько раз происходили погромы центров Армии Спасения. Это неприязненное отношение, которое временами давало о себе знать, вероятно, объясняется несколько навязчивым проповедничеством работников Армии.

Итог, с которым развитые государства Западного мира пришли к началу ХХ века был примерно тем же, что мы наблюдали на примере Англии.

Некоторая особенность социальной работы во Франции состояла в том, что интернаты, наподобие английских работных домов там не прижились. В отличие от Англии, во Франции господствующие позиции сохранила католическая церковь с ее давними традициями благотворительности. Всевозможные организации, действовавшие под ее эгидой предпочитали оказывать ту или иную помощь нуждающимся у них на дому.

Государственная система социальной работы в XIX веке была представлена в основном всевозможными благотворительными бюро и системой предоставления заработка на общественных работах. В сравнении с Англией, система общественного призрения во Франции была более громоздкой и бюрократизированной. Очень сложной была и система ее финансирования. Если в Англии единственная проблема состояла в том, чтобы обеспечить согласие налогоплательщиков установить необходимые размеры самообложения, то во Франции приходилась еще и справляться с путаницей, возникавшей из-за многообразия источников финансирования. Таких источника было три: средства, собранные в виде налогов на увеселения, деньги, полученные при самообложении общин и собственные доходы учреждений социальной защиты, которые они получали при эксплуатации выделенного им государственного имущества. Еще одна особенность французской системы – сравнительно позднее ее конституирование: более или менее законченный вид, о котором речь шла выше, она приобретает только после 1871 года. До этого для Франции было характерно очень интенсивное экспериментирование в данной области.

Особенность германской системы социальной работы в ее огромной вариативности. Этому способствовала юридическая пестрота германских государств во времена раздробленности и ее остатки, сохранившиеся после объединения.

В Средние века Германия не особенно выделялась на общем европейском фоне в смысле принципов взаимоотношения властей и обеспеченной части общества с социально незащищенными слоями. Зато, к концу XIX века в Германии возникла система, наиболее близкая к современному положению дел.

В литературе она получила название «эльберфельдской системы» – от названия города (Эльберфельд в Саксонии), где она возникла в середине XIX века; одновременно она возникает в Гамбурге, а затем распространяется на остальную территорию Германии.

Смысл ее состоял в следующем. Несколько благотворительных организаций объединяли свои усилия и выявляли круг лиц, нуждающихся в помощи. Это лица выявлялись не абстрактно, на уровне статистических сведений об их приблизительном числе и запросах, а конкретно, вплоть до каждого отдельно взятого индивида.

О каждом из потенциальных клиентов служб социальной работы собирались детальные справки на предмет характера обстоятельств, вызвавших его бедственное положение (болезнь, старость, потеря работы и т.п. или же его собственное сознательное девиантное поведение). В соответствии с этой информацией определялся и характер помощи, которую ему следовало предоставить.

Эта помощь имела не только адресный и индивидуальный характер, но и оказывалась не некой обезличенной организацией, а конкретными людьми. За каждым из получателей социального обеспечения закреплялся определенный человек, который и работал с ним постоянно в течении длительного срока и нес личную ответственность за результаты этой работы. Финансирование социальные работники получали за счет самообложения местных жителей, и оно, надо полагать, было довольно скудным, как и в прочих европейских странах. Зато эта система по оценке, скажем, такого авторитетного издания конца XIX века, как энциклопедия Брокгауза – Ефрона, была наиболее эффективной в Европе.

Не смотря на пестроту организационных форм, бросающуюся в глаза с первого же взгляда, системы социальной работы и общие принципы социальной политики в этом аспекте обнаруживают во всех европейских странах заметное родство.

Состоит это родство в том, что целью социальной политики в целом была борьба с наиболее неприемлемыми для обществами формами социальной незащищенности. Имелись в виду те ее разновидности, которые являлись причинами девиантного поведения и преступности. Сама же по себе социальная незащищенность значительных по численности слоев населения и по-настоящему бедственное положение отдельных индивидов не рассматривалась ни благополучной частью общества, ни властями в качестве чего-то недопустимого.

Энтузиасты социальной работы наподобие добровольцев из Армии Спасения могли рассматривать помощь людям, заботу о них как цель, значимую саму по себе. В то же время, объективно, система социальной работы как часть общественного организма была нацелена на совершенно другое – пресечение деятельности, опасной для обеспеченной части общества и выполняла функции, дополняющие работу полиции. В особенности, это характерно для самых ранних периодов ее становления.

Все это, в свою очередь, означало, что эффективность социальной работы была очень низкой. Своей деятельностью система социальной работы в это время в лучшем случае пресекала те или иные проявления незащищенности различных социальных групп.

Это обстоятельство сближает состояние социальной работы в данный исторический период с положением дел в докапиталистическую эпоху. Отличие в состоянии систем социальной работы в эти периоды состоит в том, что со становлением капитализма этот вид деятельности становится профессиональным и зачастую оплачиваемым. Развитие социальной работы начинает определяться в это время рыночными механизмами спроса и предложения.

Зарубежный опыт социальной работы (на примере одной из стран).

 

Обращение к американскому опыту социальной работы с молодежью обусловлено тем, что США является родиной социальной работы, где она появилась как профессиональная деятельность в конце 19 века, и высокий уровень профессионализма, достигнутый этой страной в социальной работе, признается во всем мире. Более того, в большинстве стран (и это было подтверждено на последних Всемирных конгрессах по социальной работе) используются сегодня именно американские модели организации социальной работы как наиболее универсальные и отвечающие ожиданиям общества и возможностям профессии.

Изучение зарубежного опыта социальной работы предполагает использовать ряда методов. Среди них можно выделить как общие (исторический, системного анализа, сравнения и др.), так и более частные (опрос, наблюдение, анализ документов и т.д.) методы.

Исторический метод позволяет сравнить то, как шел процесс становления и развития благотворительности в тех или иных станах, как зарождалась и развивалась профессиональная социальная работа.

Сравнительный метод позволяет выделить объекты сравнения, в том числе страны с учетом их уровня общественно-политического и социально-экономического развития. По этому признаку можно выделять страны капиталистические и некапиталистические.

Системный метод позволяет изучать зарубежный опыт социальной работы как целостную систему, включающую в себя, такие элементы (компоненты), как объекты и субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели социальной работы. И в этом случае возможен сравнительный анализ как систем социальной защиты отдельных стран в целом, так и отдельных наиболее важных их компонентов. Взаимосвязь страноведческого и субъектно-объектного, функционального подходов естественна и неизбежна. В то же время каждый из них может преобладать в зависимости от поставленных целей и задач изучения социальной работы.

Практика показывает, что при изучении зарубежного опыта могут быть использованы такие формы, как проведение международных конференций, коллоквиумов и семинаров, “круглых столов“, командировки, работа и учеба в социальных учебных заведениях и социальных службах зарубежных стран; подготовка совместных книг, брошюр, учебников и учебных пособий и т.д. В связи с этим можно отметить развивающиеся контакты ГАСБУ с рядом учебных заведений США, ФРГ, Норвегии, Швеции, Финляндии, Мальты и других стран. Серьезное внимание уделяется выбору соответствующего места для практического обучения. Помимо учета интересов обучающихся главным критерием выбора места для практического обучения является наличие опытного наставника, готового взять на себя задачу интенсивного консультирования одного или группы учащихся школы. От наставника требуется понимание того, что учащиеся -- это не дополнительная рабочая сила, поэтому важны не только передача профессиональных умений и навыков, но и педагогический подход, учитывающий критерии образовательного процесса, характерные для данной школы.

После окончания эксперимента и проведения тщательного анализа полученных результатов проведения тщательного анализа полученных результатов инициаторы наедятся, что отдельные идеи или вся модель целиком станут достоянием государственной системы школьного образования (при условии принятия соответствующего школьного закона). Это должна быть общеобразовательная школа с одновременной профессиональной функцией и с несколько особым педагогическим стилем работы.

Экспериментальный опыт работы школ по данному проекту показывает, что методика “практического обучения“ в социуме, основанная на личной заинтересованности учащихся, обеспечивает достижение успешных результатов в воспитании и обучении молодежи, а также позволяет социально защитить подростков и молодежь, оказавшихся на перепутье, о чем свидетельствуют высказывания многих учителей, родителей и самих учащихся.

Обучение через практическую, производственную деятельность оказалась такой формой обучения, благодаря которой молодежь в активном и творческом общении с соответствующим предметом своей в реальной среде может развить свою индивидуальность, выработать свое собственное отношение к будущей жизни. Учащиеся покидают эти школы с ясными перспективами на будущее и четкой профессиональной ориентацией.

За счет создания обширной и многообразной сети мест прохождения практики по всей Европе и путем развития соответствующих проектов практического обучения учебная форма “Обучение на практике“ будет в значительной степени способствовать тому, что подростки в странах-участницах проекта смогут не только получить образование, но и расширить свои представления об имеющихся профессиях в других странах, выработать новое понимание в жизни в Европе в различных ее параметрах (труд, социальная жизнь, здравоохранение, окружающая среда, политика и др.), осознать мироощущение и образ жизни других народов и культур, общечеловеческие социальные проблемы.

Все это будет способствовать европеизации школьной системы в объединяющейся Европе, готовить подрастающие поколения к совместной жизни в Европе, не теряя при этом своего национального своеобразия.

В настоящее время ведется уже конкретная работа по дальнейшему развитию концепции “Обучение на практике“ в европейском масштабе, разрабатывается силами энтузиастов в различных странах проект “Интернациональная сеть обучения на практике в Европе“.

Интернационализация обучения получила отражение прежде всего в содержании профессиональной подготовки и в исследовательской работе вузов, где был сделан серьезный акцент на “европейский параметр“ с учетом изменений, происшедших в странах Восточной Европе. Одновременно были увеличены в ряде стран ассигнования на укрепление контактов и сотрудничества европейских высших школ.

Наряду с разработкой различного рода программ европейское движение за единство континента требует нового понимания воспитательного процесса вообще и социально-педагогической деятельности в частности.

Новые тенденции европейского развития делают необходимым расширение сферы внешкольного образования, начиная с элементарного обучения, включая работу с молодежью и образование взрослых.

Для социальной работы это можно рассматривать как вызов и шанс, чтобы усовершенствовать профессиональную подготовку социальных педагогов и социальных работников. До сего времени система подготовки кадров социальной сферы лишь частично реагировала на новую ситуацию. Пока отсутствуют еще внутриевропейские источники научной информации, согласованные в содержательном плане учебные курсы и общеевропейские единые дипломы об окончании образования по специальности социальная работа/социальная педагогика. Аналогичная ситуация сложилась и в других, в частности, экономических науках.

В последние годы процесс межкультурного взаимопроникновения начался и в сфере социальной работы и социальной педагогики. Правда, сценарий будущего развития возможно представить пока только в глобальных масштабах.

 

Социальные изменения.

 

. Социальные изменения –сознательная, целенаправленная деятельность по трансформации социальной действительности и социальной ситуации человека, группы, общества, ведущая к исчезновению старых и появлению новых социальных характеристик как системы в целом, так и отдельных её элементов, а также результаты её трансформации.

Социальная работа в сотрудничестве с другими видами социальной деятельности осуществляет социальные изменения своими специфическими средствами. Кроме социальной трансформации осуществляется «социальный ремонт» – текущее устранение дисфункции общества или одного из его элементов. Наряду с длительными усилиями, направленными на улучшение адаптации к существующим условиям, социального самочувствия личностей и групп при необходимости могут предприниматься краткосрочные, чрезвычайные действия, направленные на ликвидацию последствий аварии, стихийного бедствия, на спасение от голода, на сглаживание социально-психологической или психической травмы.

Закономерности социальных изменений:

1) социальная работа воздействует на целый ряд противоречий социальной действительности, но разрешение глубинных, сущностных противоречий общества ей неподвластно (может помочь безработному, но не в состоянии ликвидировать безработицу);

2) нельзя изменять индивидов, не изменяя общества, поскольку процесс изменения людей и общества взаимосвязан. При этом требовать от голодного, угнетённого, бездомного и бесправного человека высокой духовности, примерного поведения и социальных добродетелей не только бесполезно, но и безнравственно; У. Бутс, основатель Армии спасения, сказал: «Прежде чем говорить человеку о Боге, нужно обеспечить ему работу, еду и жилище»;

3) возможны только такие социальные изменения, которые детерминированы объективными социально-экономическими условиями данного общества и потенциалом человека.

Всякая живая система, в том числе и общество, может существовать и развиваться только при сочетании двух процессов – изменчивости и устойчивости. Гарантом стабильности общества является социальный контроль поведения и самочувствия своих членов.

 

Социальные движения.

 

Социальные движения –это массовые действия представителей какой-либо социальной группы, направленные на обеспечение групповых или общественных интересов. Взаимосвязь социальных изменений и социальных движений проявляется двояко: социальные перемены способствуют зарождению новых движений, но и социальные движения приводят к социальным переменам. Социальные движения, ведущие к ограниченным переменам, называют реформистскими; социальные движения, связанные с крупными перемещениями и значимыми изменениями существующих ценностей, называются революционными.

Этапы развития социальных движений:

1) движение зарождается, как правило, в период социальных волнений;

2) за этим следует этап всеобщего возбуждения;

3) этап формальной организации движения;

4) этап институционализации социального движения.

Факторы, влияющие на развитие социального движения:

1) решающее влияние на успех или неудачу социального движения оказывает реакция широких кругов общества;

2) существенное воздействие на развитие движения также оказывает отношение к социальному движению представителей власти: терпимость и одобрение; оппозиция или игнорирование.

 

 

Социальное развитие.

Социальное развитие:

в широком смысле слова – вся совокупность экономических, социальных, политических, духовных процессов, развёртывающихся в обществе;

в узком смысле – развитие социальной сферы, процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общества или отдельных её компонентах – социальных отношениях, социальных институтах, социальных группах и социально-организационных структурах.

Не все изменения в социальных явлениях представляют собой их развитие, а только такие, при которых одни социальные явления переходят на более высокие (по объективным критериям социального прогресса) ступени своего состояния (прогрессивное развитие) или, напротив, на ступени более низкого уровня (регрессивное развитие).

Эволюционный путь социального развития представляет собой процесс, когдапостепенно отмирают элементы определённой социальной системы и вытесняются постепенно накапливающимися новыми элементами.

Революционные преобразования этоотносительно быстрое и единовременное разрушение всех устаревших элементов системы и замена их новыми элементами, сразу же возникающими в системном единстве. Революционное преобразование может принять характер политической революции (если происходит смена власти, изменение политического строя), но может произойти и в рамках политического строя (без политической революции).

Источником социального развития становятся социальные противоречия – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих социальных отношений, связанное с несовпадением интересов и целей различных социальных групп и социальных слоёв; может происходить не только в масштабах общества в целом, но и в рамках отдельных его звеньев.

Экстенсивное социальное развитие имеет место тогда, когда в социальный процесс вовлекаются всё более широкие массы населения (быстрое и широкое повышение образовательного уровня масс) или расширяется система социальных связей, складывающихся между ними.

Интенсивное социальное развитие есть упрочнение социальных связей и отношений, совершенствование условий и образа жизни людей.

Применительно к социальной работесоциальное развитиеопределяет направление социальной политики. В этом случае социальное развитие определяется как совокупность теоретических концепций и практических действий, законодательства и политики современного государства в отношении укрепления и расширения социального благосостояния населения [1]. Современное государство осуществляет активный курс на содействие социальному благосостоянию всего населения через политику центрального планирования или государственного регулирования. Оно субсидирует производство и потребление, содействует более полному и эффективному использованию рабочей силы, успешно разрабатывает законодательство в экономике и социальной сфере, утверждает программы, которые обеспечивают получение всеми группами населения образования, пользование системой здравоохранения, способствует решению жилищных проблем, поддержанию нормального и достаточного дохода во времена экономических и политических кризисов. Успешное следование курсу социального развития ведёт к утверждению системы социального благосостояния. Как показывает мировая практика, успешное применение политики социального развития позволяет решить многие политические проблемы консолидации общества, снижения социальной напряженности. Это значительно укрепляет позиции государства, его позитивную роль в развитии институтов прав человека, семьи и в решении социальных проблем отдельных маргинальных групп населения.

Большую роль в разработке концепций социальной работы в государствах играет ООН. В её структуре действует Межправительственная комиссия социальных работников (о работе комиссии см. [1, с. 338 – 342]). В 1969 году была принята «Декларация о социальном благосостоянии, прогрессе и развитии», которая составила основу политики государств в этом направлении, явилась основой для принятия в ООН «Конвенции о правах ребёнка», программ международного сотрудничества по проблемам молодёжи, семьи, пожилых людей и инвалидов [1, с. 338 – 342].

Особую роль в дальнейшем продвижении и утверждении концепции социального развития сыграла Всемирная встреча на высшем уровне в марте 1995 года в Копенгагене. Впервые в ООН при обсуждении социальных вопросов приняли участие президенты и премьер-министры государств-членов ООН. Была принята Копенгагенская декларация о социальной работе и Программа действий в интересах социального развития. При ООН существует научно-исследовательский институт социального развития. Этим вопросом занимаются также неправительственные организации, в том числе Межуниверситетский консорциум по международному социальному развитию, – куда входят 66 учебных заведений [1, с. 338 – 342].

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1384; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.064 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь