Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Различия между художественным, научным и обыденным мышлениями.
Различие искусства и науки не в содержании, а в способе обрабатывать содержание. Они равно необходимы и не могут заменить друг друга Филолог: доводы; действует на разум; доказывает; логические доводы; слушают и понимают немногие образованные Поэт: образы и картины; действует на фантазию; показывает; творчество; слушают и понимают все на эмоциональном уровне
Статья В.Г.Белинского " Взгляд на русскую литературу 1847 года" Натуральная школа стоит теперь на первом плане русской литературы: она популярна в массах. Вся литературная деятельность сосредоточилась в журналах, наиболее популярны те, где публикуются произведения натуральной школы. То же относится и к романам и повестям. Наиболее влиятельная критика – та, которая ставит натуральную школу против риторической.
Изначально натуральная школа была подражательной, но постепенно стремилась к самобытности, народности, отойти от риторизма. Это стремление было крайне успешным, а родоначальником и вдохновителем стал Гоголь, хотя многие придают большое значение франзуской словесности.
Реалисты натуральной школы обращают внимание на толпу, массу, обыкновенных людей без особенностей и исключений. Консерваторы вменяют Гоголю нарушение законов искусства. Выражение " натуральная школа" было впервые употреблено Булгариным в 1846 году с намерениями унизить писателей определенного направления за их склонность к изображению " грязной натуры", а на самом деле за обличительный характер их творчества.
Литература как искусство слова. Место литературы в ряде других искусств. Работа со словом – отличительная черта литературы, связь между материальным и духовным, сумма значений, которая проистекает из культуры. Из Евангелия – представление о божественной сути слова. Литература и изобразительное искусство. Визуальная культура – наглядная; вербальная – потребности человека (слово, мысль, формирование личности). Временное искусство – развивается во времени (театр, кино, музыка); пространственное – пластическое (живопись, скульптура, архитектура), вне временных рамок. Литература – синтез временного и пространственного искусства. Можно вернуться к любому отрезку и восстановить необходимое. Литература и музыка. Временные различия; разные сущности (в литературе слова несут смысл, в музыке нет конкретных образов и ассоциация Сочетание литературы и других искусств. Драматургия - с театром; иллюстрация – с графикой
XVIII в. – трактат Лессинга о разграничении живописи и словесности, сравнивает Лаокоона в скульптуре (работа родосских ваятелей Агесандра, Полидора и Афинодора, была в 1506 г. откопана в Риме) и в поэме Вергилия «Энеида». До этого литература считалась словесной живописью, но Лессинг объяснил саму природу слов, её возможности (динамика жизни; то, что больше нигде нельзя передать – сны, мысли и пр.).
Понятие о литературном процессе. Литературный процесс - совокупность произведений, появляющихся в это время. Воспроизводит речевую деятельность людей; человек – «носитель речи» (лирические герои, действующие лица драм, рассказчики в эпических произведениях); литература - единственное искусство, осваивающее человеческую мысль (вне речи мышление не существует) Факторы, которые его ограничивают: - на представление литературы внутри литературного процесса влияет время, когда выходит та или иная книга - литературный процесс не существует вне журналов, газет, других печатных изданий - литературный процесс связан с критикой на выходящие в свет произведения (" Либеральныйтеррор" - название критики в начале XVIII века) Литературные объединения - писатели, считающие себя близкими по каким-либо вопросам; выступают группой, завоевывающей часть литературного процесса, который " поделен" между ними; выпускают манифесты.
7. Литература, беллетристика, массовая литература, их соотношение в литературном процессе. Литература (высокая, классическая) - ряд произведений, целостное представление тенденций того времени, когда они были написаны; выдержавшие испытание временем (Достоевский, Чехов, Пушкин и пр.). Беллетристика – наиболее многочисленный слой произведений, которые не достигают уровня высокой литературы, но отвечают на наши вопросы, задевают. К ним относятся всерьез, но не как к высокой литературе, испытания временем не выдерживают. Паралитература - произведения, к которым относятся заведомо пренебрежительно, (любовные романы, детективы и т.д.). Все 3 разновидности имеют особое место в литературном процессе. Чтобы узнать, что происходило в литературном процессе в ту или иную эпоху, мы обращаемся к высокой литературе, остальные же слои, как правило, до нас не доходят. Напротив, на сегодняшний день беллетристика составляет около 90%. В сущности, каждый решает сам, как воспринимать то или иное произведение, не четких критериев определения разновидности. (Для нас Вальтер Скотт - беллетристика, в XIX веке он был популярен; хотя Дюма и выдержал испытание временем, природа его романов не определена; детективы – не всегда беллетристика, пример тому – романы Конан Дойля и Агаты Кристи). В каждой разновидности литературы разный художественный мир (в высокой литературе – разнообразен, в беллетристике и паралитературе – ограниченный и повторяющийся)
Реалистичность и условность в литературе. Первичная и вторичная условность. Реалистичность. Искусство условности часто сочетается с искусством конкретности, стремящимся к наглядности, к созданию иллюзии действительности. Конкретизирующее искусство проникает в реальную суть и причинность явлений, стремится избавиться от традиционных формул и ситуаций, резко снижает приподнятость языка искусства, приближает средства изображения к изображаемому, выступает против условности изображения и против стилизации изображаемого, опирается на художественную деталь и т. д. Художественная условность - принцип изобразительности, обозначающий нетождественность художественного образа объекту воспроизведения. Первичная - сопряжена с природой самого искусства, характеризует любое произведение, так как оно нетождественно жизни, не может повторять ее буквально. Вторичная- сознательное нарушение правдоподобия в произведении. Первичная перерастает во вторичную при использовании образности мифов, легенд, притч, сказок и т.п. Типы открытой условной образности - фантастика, гротеск (фантастика, смех, гипербола, сочетание и контраст противоположностей).
Художественный образ. Образное мышление.
Художественный образ - иносказательная, метафорическая мысль, раскрывающая одно явление через другое. Это индивидуализированное обобщение, раскрывающее в конкретно-чувственной форме; единство мысли и чувства, рационального и эмоционального. Образ многопланов, имеет глубокий смысл, каждая эпоха находит ему свою трактовку. Обладает своей логикой, развивается по внутренним законам, обладает самодвижением. Поэт: образы и картины; действует на фантазию; показывает; творчество; слушают и понимают все на эмоциональном уровне; мыслит ассоциативно. Задает параметры движения образа, но может прийти не к тому результату, к которому стремился. Многозначность образа – одна из основных черт – недосказанность. Процесс восприятия становится сотворчеством, делает читателя активным, заставляет додумывать образ, получив исходный эмоциональный импульс. Особенности художественного образа: 1. Конкретность. 2. Обобщенность. 3. Условность и многозначность. 4. Субъективность. 5. Условность вымысла. 6. Эстетическое значение слова. Понятие об интерпретации. Интерпретация - истолкование художественного произведения, постижение его смысла, идеи, концепции, переоформление художественного содержания, перевод на понятийно-логический (литературоведение, основные жанры литературной критики), лирико-публицистический (эссе) или на иной художественный язык (театр, кино, графика). История развития. Появилась уже в античности (Сократ толковал песни Симонида). Теоретические основы сложились у толкователей Священного Писания, развивались романтической эстетикой. В русском литературоведении термин появился в 1920-х годах, обрёл актуальность в 70-х. Свойства интерпретации: сохраняется смысл исходного произведения, в то же время появляется новый смысл; восприятие интерпретатора и его цели играют большую роль, как и временной фактор (другая эпоха). Всегда остаётся смысловой остаток, который невозможно интерпретировать.
Психологически для интерпретации важно: Первочтение - загадка, читатель задает вопросы к тексту и получает ответы, строит предположения; " проживание" текста (сходно с проживанием жизни), эмоциональное отношение. Перечтение- читатель замечает новые подробности; детали получают новое истолкование, так как читатель уже знает, чем заканчивается произведение.
Особенности интерпретации: Замкнутая интерпретация: литературовед обращается только к одному художественному миру одного художественного произведения, не использую других произведений этого автора, творений его предшественников, не беря на рассмотрение особенности эпохи, биографию автора и т.д. Рассмотрение внутренних закономерностей произведения. Открытая интерпретация: использование как текста произведения, так и массы связанных с ним источников. Рассмотрение закономерностей произведения в соотношении с внешними факторами.
Литература и мифология.
Мифология появилась во времена, о которых почти не сохранилось сведений, чтобы объяснить явления природы и жизни, устройство мира. Мифы имеют легендарный характер, их часто приравнивают к сказке, они воспринимаются заведомо фантастически, среднее между наукой и мистикой. Мифология в искусстве: искусство часто представляется порождением мифологии и основывается на её сюжетах. Мифы характерны для античной, частично древнерусской литературы. Разновидности: Древние: данность, готовое понятие, в литературу попадают полностью (воскресение Лазаря); представления о действительных героях, которые стали мифологическими (Павлик Морозов). Новые: мифология, порожденная искусством; неосознанные мифы (коллективное бессознательное).
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы