Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Литературные направления, понятие о литературном манифесте.
Литературное направление - произведения писателей определенной страны и эпохи, имеющих идейно-творческую эстетическую программу и выпускающих манифесты (письменные изложения художественных принципов и мнений). Манифест позволяет взглянуть на будущую деятельность группы, обычно бывает беднее. Первое литературное направление – конец XVII – начало XVIII века, Франция, классицизм. Имели систему гражданско-моралистических убеждений и выражали их в своем творчестве. Манифест – стихотворный трактат Буало «Поэтическое искусство» (разумные цели поэзии, нравственный долг перед обществом, гражданское служение; дисциплинированность творчества; принципиальность мысли, идейность). Каждый жанр имеет четкие цели и формы, основанные на античной литературе (особенно единство времени, места, действия). 40-е года XVIII века – Сумароков и Ломоносов создают программу русского классицизма. Рубеж XVIII и XIX веков – романтизм. Их творчество – противоположность классицизму, они против правил, за свободу творчества и вдохновение. Сила – не разум, а эмоции. Вторая половина 20-х годов XIX века – реализм в европейских литературах. Верность воспроизведения социальной жизни. Предпосылкой стало возникновение историзма в творчестве многих писателей. Критическое разоблачение противоречий жизни и её перспектив, художественное воплощение идеалов.
16. Литературные роды, принципы их классификации.
Три большие группы: эпос, лирика, драма.
Понятие возникло у Платона и Аристотеля («Поэтика», «три способа подражания»). XVIII век – Гегель выводит новые принципы: эпос - представление объективности в ее объективности, лирика - представление субъективности, внутреннего мира, драма - связывает оба рода в целостность, раскрытие внутренней жизни индивида. Теория происхождения Веселовского: из обрядового хора первобытных народов (возгласы – лирика, выступления корифеев – лиро-эпические песни (кантилены), из них – эпопеи (героические поэмы; обмен репликами участников – драма). Теория учебника: мифологические сказания рассказывали представители племени Теория Белинского: роды разграничиваются категориями «объекта» и «субъекта» художественного познания. Эпос (от греч. " слово" ) - повествовательный род литературы, изначально возник как жанр народно-героического сказания (саги, притчи, былины, эпические песни, предания, богатырские сказки). История. Существовал до эпохи Возрождения, начал выделяться как род литературы в последние 3 века, когда происходит поворот к человеку как личности. Между рассказом и событием проходит время. Свободен от освоения пространства и времени. Характеризует и героя, и носителя речи (речь складывается из повествования, описания, авторского рассуждения, монологов и диалогов героев). Показывает не только что человек делает, но и что думает (внутренние монологи, портрет и пейзаж). Объем неограничен. Драма (от греч. dramo – действую) – литературный род, в котором повествование ведется через диалоги, предназначен для сценической постановки. Повествование в развитой форме отсутствует. Авторские пояснения – только ремарки (вспомогательное значение). Описывает столкновение персонажей с силами извне. Конфликты серьезны и остры: национально-исторический, социально-бытовой, романтический. История: теория появляется во второй половине XVIII века, Шоу. Лирика (от греч. названия музыкального инструмента «лиры») – литературный род, который отражает переживания, мысли, чувства, впечатления героя. Описание событий, поступков, отношений отсутствует. Лирика субъективна, но в то же время содержит обобщения. Речь в лирике имеет экспрессивную функцию, воплощает эмоции носителя речи. Важно словоупотребление, построение фраз, ритм. Лирический герой — субъект высказывания в лирическом произведении, своего рода персонаж лирики, как правило, его прототип – сам автор. В лирике затрагиваются темы любви, смерти, красоты, смысла и жизни и т.п. Классификация лирики: По родам литературы (эпическая, драматическая, лирическая) По эстетическому качеству (любовная, сатирическая, философская) По жанрам (элегия, стансы, оды и пр.) По функции в народном творчестве (свадьба, похороны) По характеру исполнения в античной литературе (хоровая, индивидуальная) По социальной предназначенности в классицизме и эпохе Возрождения История. Античная поэзия (Сапфо, Алкей, Анакреон и пр.) – верх развития лирики. Конец XVIII – начало XIX века – расцвет романтизма; развитие субъективного понимания мира. Конец XIX - начало XX века – появление гибридов (лироэпической прозы и поэмы). Лирическая проза (лироэпические произведения) – фабула и сложный сюжет от эпоса, множество деталей и сильный субъект от лирики.
Существует мнение о существовании четвертого рода литературы – сатиры. Сатира (от лат. satira – «смесь») — проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение пороков при помощи комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Несоответствие содержания и формы. Гротеск: художник нарушает жизненные пропорции, искажает реальность, находит внутреннюю противоречивость вещей. В живописи – карикатура (подчеркивание нелепого, обнаружение неполноценности). В юмор е заранее дана оценка автора, это шутка. Ирония – насмешка из-за чувства превосходства. Сарказм – злая ирония, гнев.
17. Эпос как литературный род.
Три большие группы: эпос, лирика, драма.
Понятие возникло у Платона и Аристотеля («Поэтика», «три способа подражания»). XVIII век – Гегель выводит новые принципы: эпос - представление объективности в ее объективности, лирика - представление субъективности, внутреннего мира, драма - связывает оба рода в целостность, раскрытие внутренней жизни индивида. Теория происхождения Веселовского: из обрядового хора первобытных народов (возгласы – лирика, выступления корифеев – лиро-эпические песни (кантилены), из них – эпопеи (героические поэмы; обмен репликами участников – драма). Теория учебника: мифологические сказания рассказывали представители племени Теория Белинского: роды разграничиваются категориями «объекта» и «субъекта» художественного познания. Эпос (от греч. " слово" ) - повествовательный род литературы, изначально возник как жанр народно-героического сказания (саги, притчи, былины, эпические песни, предания, богатырские сказки). История. Существовал до эпохи Возрождения, начал выделяться как род литературы в последние 3 века, когда происходит поворот к человеку как личности. Между рассказом и событием проходит время. Свободен от освоения пространства и времени. Характеризует и героя, и носителя речи (речь складывается из повествования, описания, авторского рассуждения, монологов и диалогов героев). Показывает не только что человек делает, но и что думает (внутренние монологи, портрет и пейзаж). Объем неограничен.
18. Особенности драмы как литературного рода.
Три большие группы: эпос, лирика, драма.
Понятие возникло у Платона и Аристотеля («Поэтика», «три способа подражания»). XVIII век – Гегель выводит новые принципы: эпос - представление объективности в ее объективности, лирика - представление субъективности, внутреннего мира, драма - связывает оба рода в целостность, раскрытие внутренней жизни индивида. Теория происхождения Веселовского: из обрядового хора первобытных народов (возгласы – лирика, выступления корифеев – лиро-эпические песни (кантилены), из них – эпопеи (героические поэмы; обмен репликами участников – драма). Теория учебника: мифологические сказания рассказывали представители племени Теория Белинского: роды разграничиваются категориями «объекта» и «субъекта» художественного познания. Драма (от греч. dramo – действую) – литературный род, в котором повествование ведется через диалоги, предназначен для сценической постановки. Повествование в развитой форме отсутствует. Авторские пояснения – только ремарки (вспомогательное значение). Описывает столкновение персонажей с силами извне. Конфликты серьезны и остры: национально-исторический, социально-бытовой, романтический. История: теория появляется во второй половине XVIII века, Шоу.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы