Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лирика как литературный род. Понятие о лирическом герое.



Лирика (по Аристотелю) поэт остается собой, не изменяя своего лица. Рассказ о самом себе, не развернутое повествование (снимок собственной души). Субъективность. Субъективность внутри мира, внутри самого себя. Спонтанное выражение того, что существует в душе. Лирическое состояние подчиняет себе объективность. Мир существует до тех пор, пока мы наблюдаем его через свой внутренний мир. То, что внутри, отделено от действительности.

В лирике (др.-гр. lyra -музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи) на первом плане единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления. Если в лирическом произведении и обозначается какой-либо событийный ряд (что бывает далеко не всегда), то весьма скупо, без сколько-нибудь тщательной детализации (пушкинское " Я помню чудное мгновенье..." ). "

Лирическое переживание предстает как принадлежащее говорящему (носителю речи). Оно не столько обозначается словами (это случай частный), сколько с максимальной энергией выражается. В лирике (и только в ней) система художественных средств всецело подчиняется раскрытию цельного движения человеческой души.

Лирика отнюдь не замыкается в сфере внутренней жизни людей, их психологии как таковой. Ее неизменно привлекают душевные состояния, знаменующие сосредоточенность человека на внешней реальности. Поэтому лирическая поэзия оказывается художественным освоением состояний не только сознания (что, как настойчиво говорит Г. Н. Поспелов, является в ней первичным, главным, доминирующим), но и бытия. Таковы философские, пейзажные и гражданские стихотворения. Лирическая поэзия способна запечатлевать пространственно-временные представления, связывать выражаемые чувства с фактами быта и природы, истории и современности, с планетарной жизнью, вселенной, мирозданием. При этом лирическое творчество, одним из предварений которого в европейской литературе являются библейские " Псалмы", может обретать в своих наиболее ярких образцах религиозный характер. Оно оказывается (вспомним стихотворение М.Ю. Лермонтова " Молитва" ) " соприродным молитве" запечатлевает раздумья поэтов о высшей силе бытия (ода Г.Р. Державина " Бог" ) и его общение с Богом (" Пророк" А.С. Пушкина). Религиозные мотивы весьма настойчивы у Н.С. Гумилева, А.А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака.

Лирика в большей мере, чем другие роды литературы, тяготеет к запечатлению всего позитивно значимого и обладающего ценностью.

Лирика обретает себя главным образом в малой форме. При этом лирическое произведение в подавляющем большинстве случаев имеет стихотворную форму, тогда как эпос и драма (особенно в близкие нам эпохи) обращаются преимущественно к прозе.

Состояния человеческого сознания воплощаются в лирике по-разному: либо прямо и открыто, в задушевных признаниях, исповедальных монологах, исполненных рефлексии (вспомним шедевр С.А. Есенина " Не жалею, не зову, не плачу..." ), либо косвенно, опосредованно, в форме изображения внешней реальности (описательная лирика, прежде всего пейзажная) или компактного рассказа о каком-то событии (повествовательная лирика). Но едва ли не в любом лирическом произведении присутствует медитативное начало. Медитацией (лат. meditatio -обдумывание, размышление) называют взволнованное и психологически напряженное раздумье о чем-либо. Лирика несовместима с нейтральностью и беспристрастностью тона, широко бытующего в эпических повествованиях. Речь лирического произведения исполнена экспрессии, которая здесь становится организующим и доминирующим началом. Лирическая экспрессия дает о себе знать в подборе слов, в синтаксических конструкциях, в иносказаниях, в фонетико-ритмическом построении текста.

Экспрессивность речи роднит лирическое творчество с музыкой. Об этом стихотворение П. Верлена " Искусство поэзии", содержащее обращенный к поэту призыв проникнуться духом музыки

По словам М.С. Кагана, лирика является " музыкой в литературе", " литературой, принявшей на себя законы музыки".

Различие между лирикой и музыкой. Последняя (как и танец), постигая сферы человеческого сознания, недоступные другим видам искусства, вместе с тем ограничивается тем, что передает общий характер переживания. Сознание человека раскрывается здесь вне его прямой связи с какими-то конкретными явлениями бытия. Слушая, например, знаменитый этюд Шопена до минор (ор. 10 No12), мы воспринимаем всю стремительную активность и возвышенность чувства, достигающего напряжения страсти, но не связываем это же с какой-то конкретной жизненной ситуацией или какой-то определенной картиной. Слушатель волен представить морской шторм, или революцию, или мятежность любовного чувства, или просто отдаться стихии звуков и воспринять воплощенные в них эмоции без всяких предметных ассоциаций. Музыка способна погрузить нас в такие глубины духа, которые уже не связаны с представлением о каких-то единичных явлениях. Не то в лирической поэзии. Чувства и волевые импульсы даются здесь в их обусловленности чем-то и в прямой направленности на конкретные явления. Вспомним, например, стихотворение Пушкина " Погасло дневное светило...". Мятежное, романтическое и вместе с тем горестное чувство поэта раскрывается через его впечатление от окружающего (волнующийся под ним " угрюмый океан", " берег отдаленный, земли полуденной волшебные края" ) и через воспоминания о происшедшем (о глубоких ранах любви и отцветшей в бурях младости). Поэтом передаются связи сознания с бытием, иначе в словесном искусстве быть не может. То или иное чувство всегда предстает как реакция сознания на какие-то явления реальности. Как бы смутны и неуловимы ни были запечатлеваемые художественным словом душевные движения (вспомним стихи В.А. Жуковского, А.А. Фета или раннего А.А. Блока), читатель узнает, чем они вызваны, или, по крайней мере, с какими впечатлениями сопряжены.

Лирический герой - носитель переживания, выраженного в лирике. Этот термин, введенный Ю.Н. Тыняновым в статье 1921 года " Блок", укоренен в литературоведении и критике (наряду с синонимичными ему словосочетаниями " лирическое я", " лирический субъект" ). О лирическом герое как " я-сотворенном" (М.М. Пришвин) говорят, имея в виду не только отдельные стихотворения, но и их циклы, а также творчество поэта в целом. Это - весьма специфичный образ человека, принципиально отличный от образов повествователей-рассказчиков, о внутреннем мире которых мы, как правило, ничего не знаем, и персонажей эпических и драматических произведений, которые неизменно дистанцированы от писателя.

Лирический герой не просто связан тесными узами с автором, сего мироотношением, духовно-биографическим опытом, душевным настроем, манерой речевого поведения, но оказывается (едва ли не в большинстве случаев) от него неотличимым. Лирика в основном автопсихологична.

Вместе с тем лирическое переживание не тождественно тому, что было испытано поэтом как биографической личностью. Лирика не просто воспроизводит чувства автора, она их трансформирует, обогащает, создает заново, возвышает и облагораживает. Именно об этом - стихотворение А. С. Пушкина " Поэт" ("...лишь божественный глагол /До слуха чуткого коснется, /Душа поэта встрепенется, / Как пробудившийся орел" ).

При этом автор в процессе творчества нередко создает силой воображения те психологические ситуации, которых в реальной действительности не было вовсе. Литературоведы неоднократно убеждались, что мотивы и темы лирических стихотворений А. С. Пушкина не всегда согласуются с фактами его личной судьбы. Знаменательна и надпись, которую сделал А.А. Блок на полях рукописи одного своего стихотворения: " Ничего такого не было". В своих стихах поэт запечатлевал свою личность то в образе юноши-монаха, поклонника мистически таинственной Прекрасной Дамы, то в " маске" шекспировского Гамлета, то в роли завсегдатая петербургских ресторанов.

Лирику, в которой выражаются переживания лица, заметно отличающегося от автора, называют ролевой (в отличие от автопсихологической). Таковы стихотворения " Нет имени тебе, мой дальний..." А.А. Блока-душевное излияние девушки, живущей смутным ожиданием любви, или " Я убит подо Ржевом" А.Т. Твардовского, или " Одиссей Телемаку" И.А. Бродского. Бывает даже (правда, это случается редко), что субъект лирического высказывания разоблачается автором. Таков " нравственный человек" в стихотворении Н.А. Некрасова того же названия, причинивший окружающим множество горестей и бед, но упорно повторявший фразу: " Живя согласно с строгою моралью, я никому не сделал в жизни зла". Приведенное ранее определение лирики Аристотелем, таким образом, неточно: лирический поэт вполне может изменить свое лицо и воспроизвести переживание, принадлежащее кому-то другому.

Но магистралью лирического творчества является поэзия не ролевая, а автопсихологическая: стихотворения, являющие собой акт прямого самовыражения поэта. Лирике в ее доминирующей ветви присуща чарующая непосредственность самораскрытия автора, " распахнутость" его внутреннего мира.

Соотношение между лирическим героем и автором (поэтом) осознается литературоведами по-разному. От традиционного представления о слитности, нерасторжимости, тождественности носителя лирической речи и автора, восходящего к Аристотелю, заметно отличаются суждения ряда ученых XX в., в частности М.М. Бахтина, который усматривал в лирике сложную систему отношений между автором и героем, " я" и " другим", а также говорил о неизменном присутствии в ней хорового начала. Эту мысль развернул С.Н. Бройтман. Он утверждает, что для лирической поэзии (в особенности близких нам эпох) характерна не " моносубъектность", а " интерсубъектность", т.е. запечатление взаимодействующих сознаний.

Субъективность - важнейшее свойство лирики, выраженное в открытости авторского присутствия. " Он (лирический поэт.-В.Х.), -писал Гегель, - может внутри себя самого искать побуждения к творчеству и содержания, останавливаясь на внутренних ситуациях, состояниях, переживаниях и страстях своего сердца и духа. Здесь сам человек в его субъективной внутренней жизни становится художественным произведением, тогда как эпическому поэту служат содержанием отличный от него самого герой, его подвиги и случающиеся с ним происшествия".

Полнотой выражения авторской субъективности определяется своеобразие восприятия лирики читателем, который оказывается активно вовлеченным в эмоциональную атмосферу произведения. Полно воспринять лирическое произведение - это значит проникнуться умонастроениями поэта, ощутить и еще раз пережить их как нечто свое собственное, личное, задушевное.

Литература и мифология.

Мифология - легенды, которые мы воспринимаем как недостоверную информацию.

Для людей с традиционным сознанием мифы о человеке, природе, происхождении мира были нужны, чтобы объяснить устройство жизни. Мифы отражали все стороны существования мира. Люди того времени видели в мифе достоверное знание.

Жители Сан-бичевых островов рассказывали приезжим свои мифы как достоверные факты. Приезжие к этому относились с недоверием. Так же мы рассматриваем древнегреческие мифы. Так же люди СССР рассматривали религию - как набор заведомо ложных сведений, разоблаченных наукой, а верующий как должное воспринимает устройство мира, описанное в Ветхом Завете.

Говорят «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок», но в сказки не верят ни бабушки, которые их рассказывают, ни чуть повзрослевшие дети. Сказка - неправда, отражающая мифологические черты. В ней есть намек на правду.

Миф - реальное объяснение действительности, воспринимается как правда, Это не только что-то древнее, отжившее. Мифы создаются и сегодня.

Отношение современного искусства к традиционной мифологии:

1) Прямое заимствование.

Агата Кристи - «Подвиги Геркулеса». 12 рассказов. Современный Геракл совершает аналогичные подвиги - сама суть не изменяется. Эркюль (модификация имени Геракла-Геркулеса) Пуаро очищает Авгиевы конюшни в переносном смысле.

2) Образы из античной литературы в готовом виде вставляются в произведения другой эпохи. А. Толстой читал ранние произведения Пушкина и его раздражало обилие образов древнегреческих богов - Вакха, Леля, граций, любимцев Цитереи. Пишет пародии на полях книг произведений Пушкина.

Пародическое осмысление поэта другой эпохи показывает то, насколько изменилось время.

3) В миф можно вкладывать иное содержание, и мифологический образ получает иное направление.

Аргонавты ездили за золотым руном на корабле «Арго»  Русская культура начала 20-ого века, Борис Бугаев (= Андрей Белый), студент МГУ – душа сообщества «Аргонавтов», пишет стихи, воспевающие аргонавтов: «...Зовет за собою старик аргонавт». Сборник «Золото в лазури» (=солнце в небе). Золотое руно в понимании Белого - солнце, разливающее тепло на всю землю - и аргонавты этого сообщества должны добыть и привести в ощетинившуюся Москву это тепло, солнце. Многие в то время искренне верили в эту теорию как в истину, ждали корабль «Арго». 20в. Лавров восстановил историю аргонавтов в своей статье.

Живая и действенная мифология стала предметом описания:

- В рамках тоталитарного строя создаются новые мифы. В СССР - о «благородном» Павлике Морозове, который интересы партии поставил выше интересов своей семьи. После падения СССР была выяснена реальная подоплека этого мифа.

- Сериал «17 мгновений весны» сегодня не отражение идеологии, а восхитительная актерская работа.

Новому обществу нужна дополнительная мифология, вокруг и на основании которой создаются фильмы, спектакли, литература.

Мифы ограничены людьми, поглощенными мифологическим сознанием. Мифологическое сознание - национальное, континентальное, мировое - явление универсальное.

Фрейд: индивидуальное бессознательное - то, что человек делает инстинктивно, что скрыто в нем глубинно и почти неизвлекаемо.

Люнг (ученик Фрейда): коллективное бессознательное (более глубокий слой, чем индивидуальное бессознательное) - за словом не только прямые значения, но и скрытые глубинные смыслы, которые для коллектива понятны на подсознательном уровне, к человеку с молоком матери приходят. Сумма проявлений, объединяющих людей единой общности.

Архетип - отдельная единица коллективного бессознательного 1) первичный образ, древняя форма, прообраз, прототип; 2) психол. центральное понятие аналитической психологии способ связи образов, переходящих из поколения в поколение.. Введенный автором «в лоб» архетип не срабатывает. Намного серьезнее, когда автор вводит архетипы исподволь, когда мы подсознательно чувствуем, что речь идет о чем-то большем, более высоком.

Трифонов. Повесть «Обмен». Думая об обмене, который претит ему, герой спускается в метро. Душно, люди с папками из хлорвинила. Если поразмыслить и переступить бытовое осмысление произведение, мы понимаем, что герой спускается в ад. Этот глубинный смысл приближает бытовое произведение ко всечеловеческим, например, к «Божественной комедии» Данте.

26. Художественная деталь, ее функции в тексте. Деталь и подробность (*). Конспект в тетради по хрестоматии, статья Дубина.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1101; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь