Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Гипербола и литота, их функции в литературе. Понятие о гротеске.



Существует 6-титропная традиционная теория, поэтич. практика изобрела 7-ой.

Тропы:

1. Метафора - перенос по сходству (Золотые руки)

2. Метонимия - по смежности (Город спит)

3. Синекдоха - по количеству - часть по целому и наоборот

4. Ирония - по противоположности (Младенцу говорят: «Ты у нас богатырь! »)

5. Гипербола - усиление значения «Гулливер в стране великанов». Литота - преуменьшение «Гулливер в стране лилипутов»

6. Эмфаза - сужение значения (Этот человек был человеком)

7. Антиэмфаза - расширение значения.

Гипербола (греч. hyperbole - преувеличение) - вид тропа, сводящийся к преувеличению свойств, особенностей предметов, явлений с целью усиления выразительности и образности художественной речи. Например:

И полусонным стрелкам лень

Ворочаться на циферблате,

И дольше века длится день

И не кончается объятье. (Б.Л. Пастернак. Единственные дни; здесь и далее курсив мой. - B.C.)
В выделенных строках содержатся гиперболы, что называется, в чистом виде.

Функции:

- как литературный прием гипербола подчеркивает субъективность создаваемого образа, его нарочитую условность. Но наряду с этим в гиперболе сохраняется связь с действительностью: в основе гиперболизации лежит оценка художественных явлений (образов), имеющих свой аналог (референт) в первичной реальности. Художник как бы возводит изображаемые явления в превосходную степень, крупно масштабирует их; он не обманывает читателей, а создает для них мир смещенных пропорций, преувеличенных страстей, заражает их этим миром, вызывая реакцию доверия. Это стимулирует воображение, заставляет обратить внимание на выделяемые особенности явлений, высвечивает черты характера литературных героев. Гоголь пишет, что на сыновьях Тараса Бульбы были " шаровары шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами... " (" Тарас Бульба".) А другой его герой, Иван Никифорович, носил " шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями" (" Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" ). Гипербола по определению есть превышение нормы (предполагается, что читатель знает норму и в состоянии оценить эстетическую меру отхода от нее).

- передача чувств автора или героя. Например, с помощью лжи; ложь может быть элементом, усиливающим гиперболизацию, придающим ей особый эстетический шарм. В «Своих людях - сочтёмся! » сваха использует эпитеты «серебряный, яхонтовый, изумрудный» по отношению к своим женихам. Гиперболой можно передать чувство огромной любви или усилить воздействие на читателя при описание чьего-либо гнева.

Хотя гиперболизированное изображение реальности рассчитано не на буквальное понимание, преувеличение не может быть бесконечным - в высокохудожественном творчестве всегда ощущается эстетическая мера. Как в словах Бориса Годунова из одноименной трагедии Пушкина, обращенных к Шуйскому. Растущая обеспокоенность героя за судьбу верховной власти передается здесь градацией гиперболических фигур (чтоб ни одна душа не перешла, чтоб заяц не прибежал, чтоб ворон не прилетел}

К гиперболе относится оборот речи, именуемый pluralis majestatis (лат. - множественное возвеличение), т.е. употребление множественного числа применительно к самому себе. Этот оборот - клише многих официальных речей, документов, как в манифесте императора всероссийского, начинавшегося словами: " Божией Милостью Мы, Николай II..." Используется он и в художественных произведениях для характеристики персонажей, отождествляющих свое " я" с " мы" (коллективом, сословием, классом или даже государством).

Гиперболой " наоборот" можно назвать литоту (греч. litotes - малость, умеренность) - нарочитое преуменьшение или смягчение свойств, признаков, значений каких-либо предметов, явлений с целью усиления эмоционального воздействия, в частности выражения авторской

оценки:
Мой Марихен так уж мал, так уж мал,
Что из крыльев комаришки
Сделал две себе манишки
И - в крахмал...
(К.С. Аксаков. Мой Марихен так уж мал, так уж мал...)

Основное, что сближает литоту и гиперболу, - " чрезмерность». Поэтому иногда литота рассматривается в качестве разновидности гиперболы. Литота также есть способ создания субъективно-оценочного образа с помощью " чувственных излишеств", и в этом ее выразительность. С помощью литоты художник в состоянии передать лирическое настроение, безраздельное упоение одним чувством.

Литоты, как и гиперболы, часто сопрягаются с другими тропами в едином сложном тропе. Например: литота - ирония: " Люблю их ножки; только вряд / Найдете вы в России целой / Три пары стройных женских ног..." (Пушкин. Евгений Онегин); литота - сравнение: " Тени вечера волоса тоньше / За деревьями тянутся вдоль" (Пастернак. Тени вечера волоса тоньше...).

Потебня предложил различать транзитивные и рефлексивные литоты. -- транзитивная, переходная: если говорящий (повествователь, лирический субъект, персонаж) рассуждает о другом лице, умаляя его: " Это небольшое подобие человека копалось, корпело, писало и, наконец, состряпало такую бумагу..." (Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем). Транзитивная литота - эффективное средство передачи презрительного отношения к кому-либо или чему-либо.

- рефлексивная: если субъект занимается самоуничижением, преуменьшает какие-либо свои особенности: " Но все-таки простите меня, батюшка, насекомого еле видимого, если я осмеливаюсь опровергнуть..." (Чехов. Письмо к ученому соседу).
Очевидно, это деление можно распространить и на гиперболы.
У И. Северянина находим колоритную рефлексивную гиперболу:
Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!
(" Эпилог" )
Для изображения динамики предмета писатели нередко сочетают контрастные тропы - гиперболу и литоту, которые, дополняя друг друга, усиливают общее впечатление. Такое сочетание характерно для стиля " Мертвых душ".

Существует ошибочное представление, что крайняя форма гиперболы - это гротеск, фантастическое преувеличение. На самом деле мотив преувеличения - признак гротеска, но не главный. Гротеск - вид римского древнего орнамента, если посмотреть истоки слова. На орнаменте изображалась причудливая игра с человеческими и животными формами без разграничения. Гротеск - это не дальнейшее развитие гиперболы, а особая форма предметной выразительности, меняющая облик вещей без ограничения и весьма причудливо. Гипербола - телескоп, увеличивающий картинку, а гротеск - кривое зеркало (бывает смешной и трагический).

 

Литература как искусство слова. Место литературы в ряду других искусств. Г.-Э. Лессинг о специфике литературы как искусства.

Хрестоматия - Лессинг, стр. 99

- Согласно Библии, слово выведено за пределы земного, оно имеет свою особую силу, хотя мы обычно обращаем внимание только на словарное значение. Слово существует в нескольких видах: звучание и значение (внутренняя и внешняя форма слова). Внутренняя форма - это то, что не звучит буквально, а что мы воспринимаем как закономерность. Внешняя - содержание, объектизируемое посредством слова.

Слово может быть абстрактным, невещественным. Соединение абстрактности и конкретности слова - важное явление в литературе, т.к. оно выделяет её из других видов искусства.

- Место в ряду других искусств. Гегель выделял 5 великих искусств - архитектуру, скульптуру, живопись, музыку, поэзию. Наряду с ними - танец и постановочная режиссура.

Пространственные и временные искусства иногда соединяются (Кино, театр: время внутри происходящего и реальности. В литературе этого нет, т.к. пространство выстраивается читателем, он сам представляет себе его).

Что может и чего не может литература по сравнению с другими видами искусства?

1. Литература и живопись:

- соединение визуального и невизуального с помощью иллюстраций. Но в иллюстрациях к книгам многое теряется. Иллюстрация - иллюзия, мы видим не своими глазами, а глазами художника, и только часть образа.

Тынянов: «На бумаге конкретизируется мысленный образ, мы понимаем, что для нас герой совсем другой». (Для нас Т. Ларина с веснушками, а на картинке как греческая богиня). Литература чувственно воспроизводит то, что есть в живописи, скульптуре.

Энфрастические произведения - это произведения, воспроизводящие то, что мы видим глазами через подробное описание. Не может передать визуальную сторону предметов.

- разное изображение времени: в литературе оно более конкретно, как предметность в живописи. На картине выхваченный из жизни момент, в книге - действие в развитии во времени.

Выводы: Поэту конкретика не важна, а художнику - да; свои преимущества имеет как живопись, так и литература; искусства не совпадают и не являются взаимодополняемыми.

2. Лит. и музыка

Музыка абстрактна, т.к. она воздействует только звуком, не словами, и в этом её отличие от литературы. Присутствует везде, но её может и не быть (нулевая выразительность в спектакле).

3. Лит. и театр

- Живые люди хоть играют и в одежде того времени, но они, артисты, из современности, используют повседневные слова. Кажется, театр более заразителен, чем книга, поскольку энергетика актера заряжает зал.

- Во время спектакля мы ограничены во времени и пространстве. Читая книгу мы не ограничены в последнем, в книге есть то, что нельзя передать на сцене. Например, максимально спектакль по Карамазовым шел бы 2 дня, но произведение книжное все равно обширней.

- На сцене можно передать лишь несколько худ. линий. Нельзя перенести описания. В книге - движущиеся пейзажи. В театре - смена декораций, зачастую во время специального перерыва, затемнения, антракта.

- субъективность. Героиня (Татьяна) на сцене обретает черты той актрисы, которая ее играет. А вчера она, может, Бабу-Ягу играла. Это накладывается на наши впечатления.

Мнение, что театр и кино более совершенны, неверно. Нельзя изобразить внутренний мир, дать пространство, временную протяженность, как в литературе  они имеют свои преимущества и недостатки перед литературой.

Вывод:

- Синкретического (передающего все) искусства не существует. Существует искусство пространственное, временное.

- Живопись - ограничена, один момент, но отражает более пространственно-определенные категории. Это твердая форма с собственным начертанием. Литература же - развитие линии событий, жизни человека. Театр так же ограничен временем действия. 5 действий - 4-5 часов. Сегодня 1-2 действия чаще. + Временная ограниченность в жизни: зритель выходит из кинотеатра, а книгу можно читать отрезками за день всю или за год по странице в день.

- Видеозаписи не то же самое, потому что нажатие на паузу, по словам Николая Алексеевича, это нарушение законов кинематографического жанра. Среди телефильмов реклама - это тоже нарушение, потому что режиссер на такое внедрение не рассчитывал при работе над своим шедевром.

- Все виды искусства имеют свои области, которые несовместимы. В каждом виде искусства свои достоинства и недостатки.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 3956; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь