Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Билет № 2. Структура культурологического знания



Билет № 2. Структура культурологического знания

Культурология как самостоятельная отрасль науки состоит из шести взаимосвязанных разделов:

1) История культурологических учений – изучает процесс развития теоретических представлений о культуре, дает панораму культурологических концепций.

2) Философия и теория культуры – исследует и подвергает осмыслению исходные понятия культурологии, исследует сущность и природу феномена культуры.

3) Культурная антропология, которую можно понять как междисциплинарное человекознание.

4) Социология культуры – исследует процессы функционирования культуры в обществе, тенденции культурного развития, культуру различных социальных групп.

5) История мировой и отечественной культуры – исследует реальный процесс культурного развития различных эпох, стран, народов, преемственность их эволюции.

6) Прикладная культурология – изучает организацию и технологию культурной жизни общества, деятельность учреждений культуры, методику проведения культурных мероприятий.

Методы культурологи:

1) Сравнительно-исторчиеский метод (сравнение принципиально сопоставимых объектов, относящихся к разным культурам)

2) Структурно-функциональный метод (разделение исследуемого явления на составные части и выявление соотношения между ними)

3) Семиотический метод (семиотика для понимания языка искусства средневекового христианства)

4) Биографический метод (анализ жизненного пути деятеля культуры)

5) Метод моделирования (создание модели определенного типа культуры)

6) Психологический метод (анализ мемуаров, хроник, мифов и т.д. для выявления типичных реакций на наиболее значимые для человека явления)

7) Диахронический метод (хронологическая последовательность изменений в культуре)

8) Синхронический метод (анализ изменений одного и того же явления на разных этапах)

Билет №3: Понятие культуры

В современной философии можно выделить два основных подхода к осмыслению культуры:

ü С точки зрения аксиологического подхода культура – это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимая для конкретного общественного организма.

ü С точки зрения деятельностного подхода культура – специфический способ человеческой жизнедеятельности.

 

В культурологи: культура – непрерывный процесс самовоспроизводства человека, осуществляемый в его материальной и духовной деятельности. Человек, действуя непрерывно, меняет мир и себя, реализуя свои потенциальные возможности, к созданию принципиально новых форм. Поэтому творчество есть способ развития культуры, а каждая культура – способ творческой самореализации человека.

В социологии понятие культуры у разных исследователей отличается по ряду характеристик, что создает предпосылки для выделения следующих подходов к ее определению:

ü Технологический подход рассматривает культуру в наиболее широком смысле как отдельный уровень производства, а также все уровни воспроизводства общественной жизни во всех ее проявлениях.

ü Деятельностный подход – как совокупность различных форм и типов духовной и материальной деятельности и результатов этой деятельности.

ü Ценностный подход – как сферу духовной жизни, при котором культура выступает системой ценностей, стандартов и убеждений, а также средствами выражения этих ценностей .

ü Интегрированный подход полагает, что культура состоит из явных и неявных моделей человеческого поведения, которые формируются и передаются посредством символов, при этом сущность ее составляют традиционные ценностные идеи, прошедшие исторический отбор временем.

 

Фридрих Ницше писал, что человек по сути некультурен, а культура призвана для его порабощения и угнетения природных сил.

Освальд Шпенглер считал, что каждая культура имеет свою судьбу, которая заканчивается развитием цивилизации.

Русские исследователи культуры интерпретировали понятие культуры в социологии двойственно. С одной стороны, развивалась традиция эволюционной теории, по которой прогресс общества определяется развитием культуры), а с другой – критика.

 

Билет № 4: Функции культуры


1. Главная функция - человекотворческая, или гуманистическая функция. Цицерон говорил о ней - " cultura animi" - возделывание, взращивание духа.

Все остальные функции так или иначе связаны с этой и даже вытекают из нее.

2. Функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее называют функцией исторической преемственности или информационной. Культура представляет собой сложную знаковую систему. Она выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.

3. Функция познавательная. Культура концентрирует в себе лучший социальный опыт множества поколений людей. Она приобретает способность накапливать богатейшие знании о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.

4. Регулятивная (нормативна) функция связана прежде всего с регулированием различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами как мораль и право.

5. Семиотическая или знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным.

6. Ценностная функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Билет№5: Специфика культурологии как интегративной дисциплины

Культурология – интегративная дисциплина. Культурологию можно определить как общую теорию культуры. Она представляет собой некое единство философии, эстетики, искусствознания, этнографии, археологии, психологии, педагогики, лингвистики. Доминантой является философия – изначально фрагментарные знания о культуре были частью философии. Культурологическое знание призвано обеспечить понимание того, что есть человек, в каком мире он живет, что он должен делать и на что надеяться.

 

Культурология представляет собой интегративную научную дисциплину, которая изучает культуру и с точки зрения поведенческого подхода к ней. Следовательно, она впитывает в себя и переосмысливает с позиций собственной предметной области знания, концепции, методы, свойственные социологии, психологии, философии культуры, антропологии, этнологии, искусствоведению и другим гуманитарным наукам, но добавляет ко всему этому еще нечто, присущее только ей. Вот это-то специфическое, присущее только культурологии и выделяющее ее из всех других областей социально-гуманитарных наук, есть интегративное знание о целостном феномене культуры как специфическом способе человеческой деятельности, как системе идеалов, ценностей и норм, регулирующих поведение личности.

 

Предметом культурологии является исследование закономерностей становления и развития целостного феномена культуры как специфически человеческого способа деятельности.

 

Культурология есть интегральная наука об особенностях, тенденциях и закономерностях становления и развития культуры как специфически человеческого способа деятельности и системы символических форм, идеалов, ценностей и норм, регулирующих взаимодействия личностей и социальных общностей (семейных, этнических, территориальных и т.п.) в исторически своеобразных социально-экономических, политических, духовных условиях определенной эпохи.

 

Идея развития человечества: По Гердеру, человечество в своём развитии подобно отдельному индивиду: оно переживает периоды молодости и дряхлости, — с гибелью античного мира оно узнало свою первую старость, с веком Просвещения стрелка истории вновь совершила свой круг. Гердер призывает современных ему немецких писателей начать новый омоложенный круг культурного развития Европы, творить, подчиняясь вольному вдохновению, под знаком национальной самобытности. Для этой цели Гердер рекомендует им обратиться к более ранним (молодым) периодам отечественной истории, ибо там они могут приобщиться к духу своей нации в его наиболее мощном и чистом выражении и почерпнуть силы, необходимые для обновления искусства и жизни.

Однако с теорией циклического развития мировой культуры Гердер совмещает теорию прогрессивного развития.

Постоянно подчеркивая единство человеческой культуры, Гердер объясняет его общей целью всего человечества, которая состоит в стремлении обрести «истинную гуманность». Согласно концепции Гердера, всеобъемлющее распространение гуманности в человеческом обществе позволит: - разумные способности людей сделать разумом; - данные человеку природой чувства реализовать в искусстве; - влечения личности сделать свободными и красивыми.

Уделяя особое внимание связи человека с природой, Гердер подчеркивает, что человек становится таковым лишь благодаря воспитанию.

Особое значение придает Гердер языку как средству воспитания людей.

«Религия - наставница человечества, подающая людям совет, утешающая их в темной жизни с ее опасными лабиринтами»

Цель нашего земного существования заключается в воспитании гуманности.

Гердер был одним из тех, кто первым выдвинул идею современного национального государства.

Культурологическая концепция Гердера проникнута идеями гуманизма и просвещения, исторического оптимизма и равноценности культур всех народов.

 

 

Возрождение

Базой Возрождения был ренессансный город — город ремесленников, торговцев, мореплавателей.

Основная идея Возрождения - гуманизм.

Искусство в эпоху Возрождения было главным видом духовной деятельности. Наиболее полно идеи Возрождения выражали архитектура, скульптура, живопись. Важной чертой ренессансной культуры стала тесная связь науки и искусства.

Тема Возрождения богата и неисчерпаема. Эта эпоха самоутверждения человека и его безграничных возможностей. Достижения эпохи Возрождения определили развитие всей европейской цивилизации на многие годы.

 

Реформация

Реформация — широкое движение, направленное на обновление христианства. Результатом Реформации стал новый вариант христианского вероисповедания — протестантизм.

Принципы: а) спасение личной верой; б) Священное Писание — единственный источник истины; в) свобода самостоятельного толкования Священного Писания

Непосредственным итогом Реформации явился новый тип человека с новым отношением к жизни и самому себе. Этот тип человека стал движущей силой бурного развития западноевропейской цивилизации.

Гегель

Гегель обосновывает важнейшие черты культуры, ее общественный характер: человек приобщается к миру культуры, лишь входя в сферу всеобщего, включая законы природы и общественного развития.

Маркс и Энгельс

На место активности духа они ставят предметно-практическую деятельность по преобразованию природы. Культура превращается в форму предметно-практической деятельности людей, в то же время она выступает и относительно самостоятельной, специфической сферой.

 

Зигмунд Фрейд

Основателем психоаналитического направления в антропологии стал Зигмунд Фрейд, австрийский врач-невропатолог, который предложил новый метод лечения больных неврозом.

Основа метода - учение о бессознательном в структуре человеческой психики, которое является источником неврозов.

Главная идея: структура человеческой психики видится Фрейду как сложное построение, составными элементами которого являются три начала:

1) " Я" - синоним сознания, которое подчиняется принципу реальности,

2) " сверх-Я" - здесь Фрейд усматривал присутствие культуры. моральных норм общества, религии, родительского авторитета, общественного мнения и т.д.,

3) " Оно" - подсознательное или бессознательное - глубинный слой психики, скрытый от сознания, но неизменно присутствующий как бы внутри его.

Бессознательное, является источником и носителем энергии либидо, т.е. энергии сексуального влечения. Либидо имеет характер природного инстинкта, т.е. проявляется вне зависимости от сознания. В этом состоит принципиальная конфликтность внутреннего мира человека: бессознательное влечение сталкивается с жесткими требованиями культуры и религии. В результате этого возникает агрессия, в ряде случаев она приводит к неврозу.

Учение Фрейда получило начало новому направлению в философской антропологии и перечеркнуло идею о безраздельном господстве разума в жизни человека и в истории.

Фрейд опроверг идею об исключительно благотворном влиянии культуры на человеческую личность, указав при этом на репрессивный характер культуры.

Культура должна не конфликтовать с природой в человеке, а войти в состояние гармонии с ней.

Если культура требует от человека больше, чем он может, «то у индивида это вызывает бунт или невроз, либо делает его несчастным». Культура делает жизнь более безопасной, блокируя человеческие инстинкты, человеческую агрессивность, но платой оказывается психическое здоровье человека.

 

Карл Густав Юнг

Учение Фрейда продолжил, но при этом придал ему несколько иное толкование швейцарский психолог и культуролог Юнг. В ряде своих работ, среди которых видное место занимает " Архетип и символ", он выделил как особый компонент подсознательного его коллективную форму.

Согласно Юнгу, в ходе длительной эволюции психики бессознательное вырабатывает устойчивые формы - архетипы. Это изначальные, врожденные психические структуры, образы, лежащие в основе коллективного бессознательного, они выражаются в мифах, сказках, в художественных фантазиях, сновидениях и т.п.

Стремясь обнаружить коллективное бессознательное и указать на него, Юнг пытается провести различия между " неистинными ликами" и " подлинным Я". С этой целью он выделяет целую галерею человеческих персонажей, а именно: " Тень", " Персону", " Аниму", " Анимус", " Самость". Указанием на эти маски Юнг пытается показать сложную природу человеческой личности, ее раздвоенность и утрату ею идентичности, т.е. единства выражения и существования.

Человек многолик, - говорит Юнг, и в этом вина западной цивилизации.

Юнговское понимание человека состоит в его целостном видении, и это видение выражается персонажем " Самость".

Таким образом, человек по Юнгу - это самостное существо.

Карен Хорни

Хорни акцентировала значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности. Некоторые положения теории Хорни легли в основу неофрейдизма. Как и Фрейд, она придавала огромное значение пережитому в детстве и детским переживаниям. Основу мотивации человека она усматривала в чувстве беспокойства, которое заставляет человека стремиться к безопасности, и в котором заключена потребность в самореализации.

Одними из главных невротических наклонностей Хорни считала потребность в любви и стремление к власти. В конфликте друг с другом могут находиться невротическое стремление к любви и невротическое соперничество — невозможно идти по головам людей и заботиться о них (рассчитывая получить любовь в ответ).

 

 

Билет №33: «Славянофилы» (Кириевский, Хомяков) о природе культуры и путях России

Славянофилы — представители одного изнаправлений русской общественной и философской мысли 40—50-х гг. 19 в., выступившие с обоснованием самобытного пути исторического развития России, по их мнению, принципиально отличного от пути западноевропейского.

Самобытность России славянофилы видели в отсутствии, как им казалось, в её истории классовой борьбы, в русской поземельной общине и артелях, в православии, которое славянофилы представляли себе как единственное истинное христианство.

Для мировоззрения славянофилов характерны:

- отрицательное отношение к революции

- монархизм

- религиозно-философские концепции

Большинство славянофилов по происхождению и социальному положению были средними помещиками из старых служилых родов, частично выходцами из купеческой и разночинной среды.

Идеология славянофилов отражала противоречия русской действительности, процессы разложения и кризиса крепостничества и развития капиталистических отношений в России.

Главную роль в выработке взглядов славянофилов сыграли литераторы, поэты и учёные А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин.

В 40—50-х гг. по важнейшему вопросу о пути исторического развития России славянофилы выступали, в противовес западникам, против усвоения Россией форм и приёмов западно-европейской политической жизни и порядков. В борьбе славянофилов против европеизации проявлялся их консерватизм. В то же время, представляя интересы значительной части дворян-землевладельцев, они считали необходимым развитие торговли и промышленности, акционерного и банковского дела, строительства железных дорог и применения машин в сельском хозяйстве. Славянофилы выступали за отмену крепостного права «сверху» с предоставлением крестьянским общинам земельных наделов за выкуп.

Славянофилы придавали большое значение общественному мнению, под которым понимали мнение просвещённых либерально-буржуазных, имущих слоев. Славянофилы добивались устранения цензурного гнёта, установления гласного суда с участием в нём выборных представителей населения; отмены телесных наказаний и смертной казни.

Философские воззрения славянофилов разрабатывались главным образом Хомяковым и Киреевским и представляли собой своеобразное религиозно-философское учение. Историческим воззрениям славянофилов была присуща идеализация старой, допетровской Руси, которую славянофилы представляли себе гармоническим обществом, лишённым противоречий, не знавшим внутренних потрясений, являвшим единство народа и царя, «земщины» и «власти».

По мнению славянофилов, со времён Петра I государство встало над народом, усвоив западноевропейскую культуру, и оторвалось от народной жизни.

В годы революционной ситуации произошло значительное сближение взглядов славянофилов и западников на почве либерализма. В условиях капиталистического развития славянофильство как особое направление общественной мысли перестало существовать.

Оставившие заметный след в русской мысли классики славянофильства И.В.Киреевский и А.С. Хомяков считали, что Россию в целях оздоровления ее социальности нужно вернуть к началам православия, которые они видели в Киевской и Московской Руси, возродить сам " дух православия", который, по их убеждению, хранился в народе.

В глазах Киреевского основными ячейками социального организма старой Руси были небольшие общины, основанные на общем землевладении, согласии, общих обычаях, управляющиеся " миром" - собранием старейшин, которые решали спорные вопросы в соответствии с освященным традицией " принципом единодушия". " Бесчисленное множество этих маленьких миров, составляющих Россию, было все покрыто сетью церквей, монастырей, жилищ уединенных отшельников, откуда постоянно распространялись повсюду одинаковые понятия об отношениях общественных и частных.

 

 

Билет № 2. Структура культурологического знания

Культурология как самостоятельная отрасль науки состоит из шести взаимосвязанных разделов:

1) История культурологических учений – изучает процесс развития теоретических представлений о культуре, дает панораму культурологических концепций.

2) Философия и теория культуры – исследует и подвергает осмыслению исходные понятия культурологии, исследует сущность и природу феномена культуры.

3) Культурная антропология, которую можно понять как междисциплинарное человекознание.

4) Социология культуры – исследует процессы функционирования культуры в обществе, тенденции культурного развития, культуру различных социальных групп.

5) История мировой и отечественной культуры – исследует реальный процесс культурного развития различных эпох, стран, народов, преемственность их эволюции.

6) Прикладная культурология – изучает организацию и технологию культурной жизни общества, деятельность учреждений культуры, методику проведения культурных мероприятий.

Методы культурологи:

1) Сравнительно-исторчиеский метод (сравнение принципиально сопоставимых объектов, относящихся к разным культурам)

2) Структурно-функциональный метод (разделение исследуемого явления на составные части и выявление соотношения между ними)

3) Семиотический метод (семиотика для понимания языка искусства средневекового христианства)

4) Биографический метод (анализ жизненного пути деятеля культуры)

5) Метод моделирования (создание модели определенного типа культуры)

6) Психологический метод (анализ мемуаров, хроник, мифов и т.д. для выявления типичных реакций на наиболее значимые для человека явления)

7) Диахронический метод (хронологическая последовательность изменений в культуре)

8) Синхронический метод (анализ изменений одного и того же явления на разных этапах)

Билет №3: Понятие культуры

В современной философии можно выделить два основных подхода к осмыслению культуры:

ü С точки зрения аксиологического подхода культура – это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимая для конкретного общественного организма.

ü С точки зрения деятельностного подхода культура – специфический способ человеческой жизнедеятельности.

 

В культурологи: культура – непрерывный процесс самовоспроизводства человека, осуществляемый в его материальной и духовной деятельности. Человек, действуя непрерывно, меняет мир и себя, реализуя свои потенциальные возможности, к созданию принципиально новых форм. Поэтому творчество есть способ развития культуры, а каждая культура – способ творческой самореализации человека.

В социологии понятие культуры у разных исследователей отличается по ряду характеристик, что создает предпосылки для выделения следующих подходов к ее определению:

ü Технологический подход рассматривает культуру в наиболее широком смысле как отдельный уровень производства, а также все уровни воспроизводства общественной жизни во всех ее проявлениях.

ü Деятельностный подход – как совокупность различных форм и типов духовной и материальной деятельности и результатов этой деятельности.

ü Ценностный подход – как сферу духовной жизни, при котором культура выступает системой ценностей, стандартов и убеждений, а также средствами выражения этих ценностей .

ü Интегрированный подход полагает, что культура состоит из явных и неявных моделей человеческого поведения, которые формируются и передаются посредством символов, при этом сущность ее составляют традиционные ценностные идеи, прошедшие исторический отбор временем.

 

Фридрих Ницше писал, что человек по сути некультурен, а культура призвана для его порабощения и угнетения природных сил.

Освальд Шпенглер считал, что каждая культура имеет свою судьбу, которая заканчивается развитием цивилизации.

Русские исследователи культуры интерпретировали понятие культуры в социологии двойственно. С одной стороны, развивалась традиция эволюционной теории, по которой прогресс общества определяется развитием культуры), а с другой – критика.

 

Билет № 4: Функции культуры


1. Главная функция - человекотворческая, или гуманистическая функция. Цицерон говорил о ней - " cultura animi" - возделывание, взращивание духа.

Все остальные функции так или иначе связаны с этой и даже вытекают из нее.

2. Функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее называют функцией исторической преемственности или информационной. Культура представляет собой сложную знаковую систему. Она выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.

3. Функция познавательная. Культура концентрирует в себе лучший социальный опыт множества поколений людей. Она приобретает способность накапливать богатейшие знании о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.

4. Регулятивная (нормативна) функция связана прежде всего с регулированием различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами как мораль и право.

5. Семиотическая или знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным.

6. Ценностная функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Билет№5: Специфика культурологии как интегративной дисциплины

Культурология – интегративная дисциплина. Культурологию можно определить как общую теорию культуры. Она представляет собой некое единство философии, эстетики, искусствознания, этнографии, археологии, психологии, педагогики, лингвистики. Доминантой является философия – изначально фрагментарные знания о культуре были частью философии. Культурологическое знание призвано обеспечить понимание того, что есть человек, в каком мире он живет, что он должен делать и на что надеяться.

 

Культурология представляет собой интегративную научную дисциплину, которая изучает культуру и с точки зрения поведенческого подхода к ней. Следовательно, она впитывает в себя и переосмысливает с позиций собственной предметной области знания, концепции, методы, свойственные социологии, психологии, философии культуры, антропологии, этнологии, искусствоведению и другим гуманитарным наукам, но добавляет ко всему этому еще нечто, присущее только ей. Вот это-то специфическое, присущее только культурологии и выделяющее ее из всех других областей социально-гуманитарных наук, есть интегративное знание о целостном феномене культуры как специфическом способе человеческой деятельности, как системе идеалов, ценностей и норм, регулирующих поведение личности.

 

Предметом культурологии является исследование закономерностей становления и развития целостного феномена культуры как специфически человеческого способа деятельности.

 

Культурология есть интегральная наука об особенностях, тенденциях и закономерностях становления и развития культуры как специфически человеческого способа деятельности и системы символических форм, идеалов, ценностей и норм, регулирующих взаимодействия личностей и социальных общностей (семейных, этнических, территориальных и т.п.) в исторически своеобразных социально-экономических, политических, духовных условиях определенной эпохи.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.065 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь