Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Билет №21: Э.Тоффлер о культуре будущего
Футурология – наука о будущем (прогнозирование) Совершенное общество 20 века переживает кризис. Тоффлер - один из авторов концепции «сверхиндустриальной цивилизации». В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции. Идея сменяющих друг друга волн-типов общества: 1-ая волна (аграрная цивилизация) — это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей. 2-ая волна(индустриальная цивилизация) — результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом. 3-я волна (современные технологии)— результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих. Массовое потребление предлагает возможность приобретать дешёвую, нацеленную на конкретного покупателя продукцию. Границы между продавцом и покупателем стираются — потребитель может сам удовлетворить все свои потребности. Доминирующим звеном становится не производство, а сфера услуг. Ввел понятие «супериндустриальное общество» -сложное, быстро развивающееся общество, основанное на самой передовой технологии. Меняются масштабы нашей жизни. На наших глазах рождается эпоха глобальной конкуренции. 3-я волна - это " информационное общество". Она вызвана повсеместным распространением компьютеров и технологий. В информационном обществе складываются новые виды семьи, стили работы, жизни, новые формы политики, экономики и сознания. По мнению Э. Тоффлера, нас ждет глобальная битва за власть. Главный рычаг власти будущего – знания. Назревает всеобщее информационное столкновение, начинается всеобщий шпионаж. Футурошок — шок будущего, психологическая реакция человека или общества на стремительные и радикальные изменения в его окружении, вызванные ускорением темпов технологического и социального прогресса.
Билет №22: Культура античной Греции Античная культура - это тип европейской культуры (а именно культура древней Греции и древнего Рима), которая стала фундаментом всей европейской цивилизации. • колыбель античной культуры – Греция; • происходит прорыв на новый уровень – осевое время (по нем. философу К. Ясперсу); • территория Греции разделена на небольшие районы, где возможно автономное экономическое и политическое развитие, замечательные условия для мореплавания, природа богата плодородными почвами, лесами, металлами, климат благоприятен. Черты античной культуры: 1. Космологичность • космос – абсолют культуры, это не только мир, но и порядок, украшение, мировое целое, противостоящие хаосу упорядоченностью и красотой; 2. Красота • соразмерность, определённость, ограниченность и единство в многообразии, т. е. гармоничное единение внутренней и внешней красоты в человеке; 3. Антропоцентризм (мера) • выступает как характеристика совершенства - человек есть мера всех вещей; 4. Гармония • в космосе, природе, обществе, гармония в самом человеке - «внутренняя природа вещей»; 5. Агоностика (состязательность) • состязания поэтические и музыкальные, спортивные и конные; 6. Диалектика • умение вести беседу, опровергая рассуждения и аргументы соперника, выдвигая и доказывая собственные доводы, «внимать Логосу». Периоды античной Греции: 1. Эгейский или крито-микенский (III – II тысячелетия до н.э.) • культура развивалась на островах Эгейского моря • наиболее пышных форм культура достигает на о.Крит; • вся архитектура сосредоточилась вокруг дворцов; • настенная живопись, фресковая роспись, бронзовые статуэтки, оружие и полихромная керамика; • важную роль в жизни Крита играет религия; • сложилась особая форма царской власти – теократия, при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу; • Гомеровский (XI – IX вв. до н.э.) • период назван по имени легендарного поэта-певца Гомера, который описал события эти веков в своих поэмах «Илиада» и «Одиссея»; • хозяйственная культура основывалась на технологии бронзового века; • развитое с/х включало в себя скотоводство и земледелие; • от эгейской культуры унаследовано гончарное мастерство; • люди жили родовыми общинами, из которых складывались полисы; • полисы – основная форма политической организации, идеи суверенитета народа и демократическая форма правления (Афина, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы – наиболее крупные полисы); • сложилась система греческих мифов – мифология; • зарождение Олимпийских игр, возникает греческий алфавит 2. Архаика (VIII – VI вв. до н. э.) • создаются философские системы и эстетические принципы; • родоначальником этики становится эпический поэт Гесиод («Теогония» и «Труды и дни») • сложились такие архитектурные понятия, как дорический и ионический ордера, • художники и владельцы мастерских начинают использовать труд рабов; • возводятся монументальные мосты, сооружаются сложные водопроводные системы, вокруг греческих полисов возводятся мощные крепостные стены; • установились прочные торговые связи Афин с Египтом и Причерноморьем; • дважды в год, весной и осенью, устраивались для народа веселые праздники в честь бога вина Диониса – так зарождается театр; • чувство коллективизма приводит к развитию общественной архитектуры - строительству храмов • богатые рабовладельцы греческих городов высоко ценили греческую вазопись
3. Классика (V в. до н.э. – ¾ IV в. до н. э.) культура греческой античности достигла своего высшего уровня; • крупнейшим культурным, экономическим и политическим центром оставались Афины; • становление рабовладельческой демократии; • сформировалась в общих чертах система наук; • зарождение медицины (основоположник Гиппократ); • первыми историками стали Геродот и Фукидид; • философия – самостоятельная наука; множество открытий было достигнуто философами (Сократ, Платон, Аристотель); • греческие скульпторы добились непревзойдённого мастерства, их критериями выступали гармоничность, пропорциональность, естественность, изображались боги и герои; • особой славой пользуется греческая архитектура (храмы Парфенон и Эрехтейон), сменилось 3 архитектурных стиля: дорический, ионический и коринфский
4. Эллинизм (IV – I вв. до н.э.) • Греция в это время почти подчинена Македонии; • главная особенность эллинизма - глобальное распространение греческого языка и взаимное влияние 2 великих античных культур - персидской и греческой; • обогащение открытий в научной области и изобретательства; • появились общественные здания нового типа: библиотека, мусейон; • впервые появляются памятники инженерного искусства (Фаросский маяк); • создаются огромных размеров статуи (Родосский колосс); • греческий период античной истории заканчивается падение под натиском римлян
Билет №23: Римская эпоха античной культуры Древний Рим — одна из самых могущественных древних цивилизаций, основанная в 753 году до н. э. и получившая название в честь столицы — Рима. Система римского права сложилась в ходе длительной юридической традиции. Первые дошедшие до нас письменные источники Римского права — законы римских царей. Один из наиболее значимых— Свод законов двенадцати таблиц, который относится к середине V века до н.э. Римское право делилось на право публичное и право частное. Искусство Рима периода Республики (V-I вв. до н. э.) Несмотря на обилие заимствований, римская архитектура выработала присущую только ей систему строительства благодаря открытию совершенно нового строительного материала — бетона. Для Рима были характерны постройки двух типов — инсула (многоэтажный многоквартирный дом, занимавший целый квартал, там жила беднота) и домус (одноэтажный особняк для одной семьи) Центром городской жизни являлся Форум. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы