Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Билет №30: Антропологическая концепция М.Мид



Американский социолог и этнограф, специалист в области этнопсихологии.

Считала, что зрелый человек утратил свою культуру.

Наиболее полно культура сохраняется в детях на ранних этапах развитии и в традиционных обществах (первобытные народы)

Исследовала процессы социализации детей в различных культурах.

Исследовала отношения между различными возрастными группами в традиционных и современных обществах, детскую психологию.

Мид развивала проблему - " культура и личность" - по трем направлениям: исследование проблем социализации детей, культурного смысла сексуальных ролей, социального и культурного измерения личности.

Центральным для концепции Мид является утверждение, что культурный характер есть совокупность закономерностей психической жизни, обусловленных культурой.

Маргарет Мид, которая первая описала процесс взросления у некоторых не-западных народов, останавливала свое внимание не только на практике детского пеленания, умывания, приучения к чистоте, что по ее мнение оказывало огромное влияние на формирование человеческой личности, но и на изучение бессознательных установок взрослых членов общества по отношению к детям и способов коммуникации между взрослыми и детьми, играм с детьми, способам руководства детьми.

Она стремилась доказать, что общепринятые представления о возрастных циклах, о неизбежности так называемых переходных периодов в жизни человека неверны, они связаны с принятой в “цивилизованном мире” практикой воспитания детей и подростков. Работы Мид разбивают обычные представления о возрастных циклах. Так она показывает на примере культуры жителей Самоа, что психологические изменения, которые якобы всегда сопутствуют периоду полового созревания, могут вообще отсутствовать, а конфликт поколений — вообще не более, чем черта, присущая западным культурам.

На примере ряда народов, она показала условность наших представлений о мужских и женских чертах характера, материнских и отцовских ролях в воспитании детей. Таким путем Маргарет Мид доказывала уникальность различных культур.

 

Билет №29: Культура и религия

КУЛЬТУРА (в широком значении) - динамичная система достижений человечества в познании, освоении и преобразовании мира.

Она включает навыки и способы социальной организации в самых различных областях человеческой практики.

РЕЛИГИЯ является особым типом духовно-практической деятельности, в ходе которой познание и практическое освоение мира осуществляются способом, основанным на представлении о решающем влиянии потусторонних сил на повседневную жизнь людей.

Родственность, близость и взаимосвязь культуры и религии состоит в том, что они решают сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей.

Важной исторической миссией культуры и религии, приобретающей в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, непреходящих ценностей.

На всём протяжении развития истории человека и общества мы видим одновременное отражение здесь культурных форм с их религиозным содержанием. В живописи это выражено от наскальных рисунков до иконописи; в музыке от языческих песнопений до церковного пения; в архитектуре от городских стен до храмового строительства.

Таким образом, можно сказать, что культура неотделима от религии в своём историческом развитии.

Целью и задачей, как культуры, так и религии является духовное совершенствование человека.

Различие между культурой и религией состоит в способах и путях самого совершенствования:

- Культура целиком развивает сознательную часть в человеке, его способность воспринимать и оценивать мир видимый и Божественный в рамках разума и сознания. - - Религия развивает интуитивную способность человека, выражающуюся не в осознании себя и Божественного начала, а в расширении своего познания о них; то есть религия, не отрицая формы сознания и разумной способности человека мыслить осознанно, тем не менее, устанавливает совсем другой способ познания мира человека и мира Божественного.

Религия составляет сущность культуры, ее ядро и выступает вдохновителем, хранителем и интерпретатором духовных ценностей, данных человечеству свыше.

 

 

Билет №32: Социализация и инкультурация

Социализация - процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Становление человека в обществе есть воспроизводство системы культуры на уровне единичного, а способ, которым это осуществляется – процесс социализации. Процесс социализации проходит фазы, которые называют стадиями жизненного цикла человека. Это детство, юность – начальная социализация; зрелость, старость – продолженная социализация.

Социализацию подразделяют на два вида – первичную и вторичную.

Первичная социализация включает в себя ближайшее окружение человека (родителей, братьев, сестер, родственников, сверстников, учителей, лидеров молодежных группировок). Эта сфера межличностных отношений.

Вторичная социализация включает представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудников телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д. Это сфера социальных отношений.

 

Инкультурация – это обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Понятия «инкультурация» и «социализация» очень близки по своему содержанию. Однако не следует их отождествлять.

 

Социализация обозначает передачу социального опыта от одного поколения к другому. Социализация – это обучение человека жизни. Независимо от того, в какой человек живет стране, он обязан иметь элементарные представления о социальной структуре общества, способах зарабатывания денег, распределении ролей в семье, основах рыночной экономики, гражданских правах и т.п.

 

Социализация, т. е. адаптация к социальному порядку жизни в чужой стране происходит быстрее, чем инкультурация – приспособление к чужим ценностям, традициям и обычаям.

Процесс адаптации происходит и при социализации, и при инкультурации.

В первом случае индивид адаптируется к социальным условиям жизни, во втором – к культурным. При социализации адаптация легкая и быстрая, при инкультурации – тяжелая и медленная.

Сравнивая два процесса, можно сказать, что социализация – это врастание в общество, становление человека социального. Конечный процесс социализации – личность. Инкультурация – это срастание с родной культурой, становление человека воспитанного. Конечный результат инкультурации – интеллигент.

Инкультурация и социализация – это два процесса, которые развиваются по разным законам.

Итак, обобщая можно сказать, что:

- социализация - это есть усвоение некоторого культурного минимума для того, чтобы жить в данном обществе: основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера.

- инкультурация – приобщение личности к культурному наследию не только своей национальной культуры, но и к культуре других народов, т.е. к культурному наследию человечества. В общем виде инкультурация – это приобретение широкой гуманитарной культуры.

 

 

 

Билет №31: Психоаналитические теории культуры. Проблема бессознательного (Фрейд, Юнг, Хорни)

Психоаналитическая школа Фрейда и его последователей особое внимание уделяла взаимодействию естественно-биологических, энергетических и социокультурных факторов в определении мотивов поведения человека, эмоциональных состояний тревожности, беспокойства, агрессивности, а также любви, надежды; выяснению социальных и психологических механизмов творчества, одаренности.

 

Психоаналитическая антропология

Зигмунд Фрейд

Основателем психоаналитического направления в антропологии стал Зигмунд Фрейд, австрийский врач-невропатолог, который предложил новый метод лечения больных неврозом.

Основа метода - учение о бессознательном в структуре человеческой психики, которое является источником неврозов.

Главная идея: структура человеческой психики видится Фрейду как сложное построение, составными элементами которого являются три начала:

1) " Я" - синоним сознания, которое подчиняется принципу реальности,

2) " сверх-Я" - здесь Фрейд усматривал присутствие культуры. моральных норм общества, религии, родительского авторитета, общественного мнения и т.д.,

3) " Оно" - подсознательное или бессознательное - глубинный слой психики, скрытый от сознания, но неизменно присутствующий как бы внутри его.

Бессознательное, является источником и носителем энергии либидо, т.е. энергии сексуального влечения. Либидо имеет характер природного инстинкта, т.е. проявляется вне зависимости от сознания. В этом состоит принципиальная конфликтность внутреннего мира человека: бессознательное влечение сталкивается с жесткими требованиями культуры и религии. В результате этого возникает агрессия, в ряде случаев она приводит к неврозу.

Учение Фрейда получило начало новому направлению в философской антропологии и перечеркнуло идею о безраздельном господстве разума в жизни человека и в истории.

Фрейд опроверг идею об исключительно благотворном влиянии культуры на человеческую личность, указав при этом на репрессивный характер культуры.

Культура должна не конфликтовать с природой в человеке, а войти в состояние гармонии с ней.

Если культура требует от человека больше, чем он может, «то у индивида это вызывает бунт или невроз, либо делает его несчастным». Культура делает жизнь более безопасной, блокируя человеческие инстинкты, человеческую агрессивность, но платой оказывается психическое здоровье человека.

 

Карл Густав Юнг

Учение Фрейда продолжил, но при этом придал ему несколько иное толкование швейцарский психолог и культуролог Юнг. В ряде своих работ, среди которых видное место занимает " Архетип и символ", он выделил как особый компонент подсознательного его коллективную форму.

Согласно Юнгу, в ходе длительной эволюции психики бессознательное вырабатывает устойчивые формы - архетипы. Это изначальные, врожденные психические структуры, образы, лежащие в основе коллективного бессознательного, они выражаются в мифах, сказках, в художественных фантазиях, сновидениях и т.п.

Стремясь обнаружить коллективное бессознательное и указать на него, Юнг пытается провести различия между " неистинными ликами" и " подлинным Я". С этой целью он выделяет целую галерею человеческих персонажей, а именно: " Тень", " Персону", " Аниму", " Анимус", " Самость". Указанием на эти маски Юнг пытается показать сложную природу человеческой личности, ее раздвоенность и утрату ею идентичности, т.е. единства выражения и существования.

Человек многолик, - говорит Юнг, и в этом вина западной цивилизации.

Юнговское понимание человека состоит в его целостном видении, и это видение выражается персонажем " Самость".

Таким образом, человек по Юнгу - это самостное существо.

Карен Хорни

Хорни акцентировала значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности. Некоторые положения теории Хорни легли в основу неофрейдизма. Как и Фрейд, она придавала огромное значение пережитому в детстве и детским переживаниям. Основу мотивации человека она усматривала в чувстве беспокойства, которое заставляет человека стремиться к безопасности, и в котором заключена потребность в самореализации.

Одними из главных невротических наклонностей Хорни считала потребность в любви и стремление к власти. В конфликте друг с другом могут находиться невротическое стремление к любви и невротическое соперничество — невозможно идти по головам людей и заботиться о них (рассчитывая получить любовь в ответ).

 

 

Билет №33: «Славянофилы» (Кириевский, Хомяков) о природе культуры и путях России

Славянофилы — представители одного изнаправлений русской общественной и философской мысли 40—50-х гг. 19 в., выступившие с обоснованием самобытного пути исторического развития России, по их мнению, принципиально отличного от пути западноевропейского.

Самобытность России славянофилы видели в отсутствии, как им казалось, в её истории классовой борьбы, в русской поземельной общине и артелях, в православии, которое славянофилы представляли себе как единственное истинное христианство.

Для мировоззрения славянофилов характерны:

- отрицательное отношение к революции

- монархизм

- религиозно-философские концепции

Большинство славянофилов по происхождению и социальному положению были средними помещиками из старых служилых родов, частично выходцами из купеческой и разночинной среды.

Идеология славянофилов отражала противоречия русской действительности, процессы разложения и кризиса крепостничества и развития капиталистических отношений в России.

Главную роль в выработке взглядов славянофилов сыграли литераторы, поэты и учёные А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин.

В 40—50-х гг. по важнейшему вопросу о пути исторического развития России славянофилы выступали, в противовес западникам, против усвоения Россией форм и приёмов западно-европейской политической жизни и порядков. В борьбе славянофилов против европеизации проявлялся их консерватизм. В то же время, представляя интересы значительной части дворян-землевладельцев, они считали необходимым развитие торговли и промышленности, акционерного и банковского дела, строительства железных дорог и применения машин в сельском хозяйстве. Славянофилы выступали за отмену крепостного права «сверху» с предоставлением крестьянским общинам земельных наделов за выкуп.

Славянофилы придавали большое значение общественному мнению, под которым понимали мнение просвещённых либерально-буржуазных, имущих слоев. Славянофилы добивались устранения цензурного гнёта, установления гласного суда с участием в нём выборных представителей населения; отмены телесных наказаний и смертной казни.

Философские воззрения славянофилов разрабатывались главным образом Хомяковым и Киреевским и представляли собой своеобразное религиозно-философское учение. Историческим воззрениям славянофилов была присуща идеализация старой, допетровской Руси, которую славянофилы представляли себе гармоническим обществом, лишённым противоречий, не знавшим внутренних потрясений, являвшим единство народа и царя, «земщины» и «власти».

По мнению славянофилов, со времён Петра I государство встало над народом, усвоив западноевропейскую культуру, и оторвалось от народной жизни.

В годы революционной ситуации произошло значительное сближение взглядов славянофилов и западников на почве либерализма. В условиях капиталистического развития славянофильство как особое направление общественной мысли перестало существовать.

Оставившие заметный след в русской мысли классики славянофильства И.В.Киреевский и А.С. Хомяков считали, что Россию в целях оздоровления ее социальности нужно вернуть к началам православия, которые они видели в Киевской и Московской Руси, возродить сам " дух православия", который, по их убеждению, хранился в народе.

В глазах Киреевского основными ячейками социального организма старой Руси были небольшие общины, основанные на общем землевладении, согласии, общих обычаях, управляющиеся " миром" - собранием старейшин, которые решали спорные вопросы в соответствии с освященным традицией " принципом единодушия". " Бесчисленное множество этих маленьких миров, составляющих Россию, было все покрыто сетью церквей, монастырей, жилищ уединенных отшельников, откуда постоянно распространялись повсюду одинаковые понятия об отношениях общественных и частных.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь