Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Билет №9: Гегель и о культуре, как о саморазвитии Абсолютного Духа
Гегель разработал философскую систему абсолютного идеализма и диалектику как философский метод. Идея «абсолютного духа» = всемирный разум " Абсолютная идея" - это деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию природного и духовного мира. Деятельность ее заключается в мышлении, цель - в самопознании. Когда человек думает о Боге, он постигает «абсолютный дух» (художник, создавший шедевр, постигает абсолютный дух = максимум) Элементарное развитие духа – логика 1-ая ступень (на ранних этапах развития детей) Философия – высшая ступень развития духа Абсолют – общий смысл жизни (жизнь, смерть, добро, зло, материя) – идея, к которой человек стремится всю жизнь. Абсолютная идея реально выражается в мышлении. Цель – самопознание, в процессе чего разум мира, идеи проходят 3 этапа развития: 1) В чистом мышлении (логика); 2) В виде явлений природы; 3) В истории человечества (история духа). Считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своём развитии. Развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно – от низших форм к высшим. В этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные. Источником развития являются противоречия: противоречие движет миром. Действительность – цепь диалектических переходов. В основе диалектики Гегеля лежит представление о том, что источник всякого развития – как природы, так и общества и человеческого мышления – заключен в саморазвитии понятия. Гегель предлагает как бы лестницу, поднимаясь по которой каждый отдельный человек приобщается к духовному опыту, накопленному человечеством, к всемирной культуре и поднимается с точки зрения обыденного, частного сознания до точки зрения философской. На вершине этой лестницы любой индивид, вовсе не будучи гениально одаренным исключением, может посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившейся мировой истории. При становлении Абсолютной идеи философ раскрывает ряд диалектических принципов и законов: - принцип единства логического и исторического; - принцип единства логики, диалектики и гносеологии; - принцип восхождения от абстрактного к конкретному; - закон перехода количественных изменений в качественные; - закон единства и борьбы противоположностей; - закон отрицания отрицания. · В основе всего существующего лежит Абсолютный Дух. Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве — это природа; самораскрытие во времени — история. · Новая логика Гегеля основана на диалектики – науке о развитии. Согласно ей, развитие проходит три стадии: тезис — антитезис — синтез (непосредственное тождество — противоположность, отрицание — разрешение противоречия). Пример: Античность — тезис. Средневековье — это антитезис, поскольку оно отрицает Античность. Новое время — синтез Античности и Средневековья. · Философия истории занимает важную часть философии Гегеля. Историю движут противоречия между национальнымидухами. Билет №11: Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского Основные работы: «Россия и Европа» (по какому пути пойдет развитие России? ), «Дарвинизм» Культурно-исторчиеский тип – совокупность взаимосвязанных признаков крупного соц.организма, характеризующегося в качестве основного интегративного показателя национальной культуры; некое развитое общество со своей культурой, историей, национальными особенностями. (прим: египетский, китайский, индийский типы) Идеи концепции: - множественность культур (полилинейность) – история распадается на ряд параллельных процессов культурного развития - европацентризм порочен (неприемлем из-за политических и геополитических взглядов) «Россия не принадлежит к Европе ни по рождению, ни по усыновлению» (Петр I «усыновил» европейскую культуру) - в каждой культуре есть специфический организм не зависимый от другого и живущий по законам живого организма – естественная система культур (культура – живой организм) - критерии культурно-исторчиеских типов (использовал знания биологии);
Культурно-исторчиеский типы – общности, отличающиеся друг от друга по характеру организации политической, социальной, культурной и др. жизни. Типы взаимодействия культур: - «прополка» - насаждение чужой цивилизации, уничтожение национальной культуры - «прививка» - пересадка в менее зрелую культуру элементов чужой цивилизации - «почвенное удобрение» - усвоение результатов более зрелой цивилизации Фазы развития цивилизации: 1) возникновение и кристаллизация 2) процветание 3) вырождение Основы развития: - религиозная деятельность = нравственность - политическая деятельность = единство - общественно-экономическая деятельность = торговля - культурная деятельность = культура, искусство, наука Культурно-исторические типы: - одноосновные - двухосновные -трехосновные Законы развития: - сродство языков - политическая независимость - непередаваемость цивилизации - разнообразия и силы составных элементов типа - краткость периодов цивилизации Каждый культурно-исторический тип вносит свою лепту в общий прогресс человечества.
Билет№10: Ф. Ницше в истории культурологической мысли Философия Ф.Ницше предвосхитила кризисное состояние европейской культуры, начальные признаки которого стали заметны в последние десятилетия 19 века, а в 20 в. и последующее время выявились в различных формах модернизма и постмодернизма. Раскрытие отношения к европейской культуре через мифы древней Греции. АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ начало ДИОНИСИЧЕСКОЕ начало Проблемы европейской культуры: Христианская религия, по мнению Ницше, есть гипертрофированное аполлоновское начало, и поэтому несет ответственность за все происходящее с культурой и с самим религиозным чувством. Жизнь заменяется искусственной конструкцией, утратившей все связи с почвой. Мир лишается всех высот и идеалов, становится полностью демистифицированным, теряет загадочность и тайну. И рано или поздно погибнет. Учение Ницше о " сверх-человеке": «сверхчеловек, в перспективе, станет особым биологическим типом. Сверхчеловек – надежда на сохранение культуры и самого общества. Ницше писал: " Величайшее из новых событий - что " Бог умер"
Билет№12: Концепция культурно-исторического развития Тойнби Главная идея: постижение смысла истории Главный труд: «Постижение смысла истории» Исторический процесс – история отдельных цивилизаций, которая является универсумом. Структура: Корни – примитивные цивилизации Ветви – локальные цивилизации Локальные цивилизации - общности, объединенные духовными традициями и общей территорией проживания. - первичные (минойская) - вторичные (античная) - троичные (западно-христианская) Принцип «вызов – ответ»; развитие культуры – серия ответов на вызовы. «Теория круговорота» локальных цивилизаций Тойни начинает свое исследование с утверждения, что истиной областью исторического анализа должны быть общества, имеющие как во времени так и в пространстве протяженностью большую, чем национальные государства. Он выделил более 20 цивилизаций развившихся. Развитие цивилизации зависит от наличия творческого меньшинства и благоприятных или неблагоприятных условий. Для развития цивилизации важен «вызов ответ». Для роста цивилизации важно внутреннее самовыражение цивилизации, которое зависит от творческого меньшинства, когда их деятельность прекращается цивилизация застывает. Упадок цивилизации это длительная стадия, которая состоит из надлома, разложения и гибели цивилизации. Между надломом и гибелью может быть любой временной промежуток, если появился надлом, следовательно, гибель цивилизации неизбежна. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы