Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Обыденное и научное понятия «культуры»
Совершенно необязательно учить весь текст, представленный ниже, главное запомнить и понять только основные термины и аспекты культуры. Расширенный текст нужен лишь для того, чтобы вы, читающие и учащие, лучше поняли, о чем, собственно, идет речь.
Вот что вы должны знать:
-понятие обыденности (если вкратце, то это обычная, повседневная жизнь) -обыденное понимание культуры (в тексте об этом довольно четко сказано) -типы (или классы, кому как удобней) определений культуры: 1. Описательные определения. 2. Исторические определения. 3. Нормативные определения. 4. Психологические определения. 5. Структурные определения. 6. Генетические определения. -теории культуры. -подходы к изучению культуры (аксиологический и т.д.) -культура как единство пяти ее взаимосвязанных компонентов.
Вопрос изучен. Чтение текста, расположенного ниже, желательно, но не обязательно. Если все и так понятно, разумеется.
Культура - исключительно многообразное понятие и явление, постоянно развивающееся и внутренне противоречивое. научный термин появился в Древнем Риме, где слово " cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образование. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видов деятельности. В современных гуманитарных науках понятие " культура" относится к числу фундаментальных. закономерно, что оно является центральным и в межкультурной коммуникации. В обычном словоупотреблении термин «культура» служит оценочным понятием и выражает определенную совокупность черт личности человека, которые точнее было бы назвать не культурой, а культурностью.
В повседневной жизни понятие «культура» употребляется, как минимум, в трех значениях. Во-первых, под культурой подразумевается отдельная сфера жизни общества, которая существует в виде системы учреждений и организаций, занимающихся производством и распространением духовных ценностей (общества, клубы, театры, музеи и т.д.). Во-вторых, под культурой понимается совокупность ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, культура молодежи и т.д.). В-третьих, культура интерпретируется как выражение высокого уровня достижений человека в какой-либо деятельности (культура быта, культурный человек в значении «воспитанный и образованный» и пр.). Обыденные представления о культуре зачастую сводятся к ее отождествлению с художественной культурой (искусством) или же с образованностью и воспитанностью человека. наиболее распространенным обыденным значением культуры является его понимание как совокупности материальных предметов, объектов, идей, образов, созданных человеком на протяжении его истории. В этой интерпретации культура предстает как сумма всех достижений человечества, как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир в отличие от дикой природы.
Современные исследования, посвященные определениям культуры, показали огромный, все возрастающий интерес к этому понятию. Так, по подсчетам американских культурных антропологов А. Кребера и К. Клакхона, с 1871 по 1919 гг. различными науками было дано семь определений культуры, с 1920 по 1950 их число возросло до 150. В настоящее время различных определений культуры насчитывается более 500 Все эти определения Кребер и Клакхон разделили на 6 классов (типов). 1. Описательные определения, которые интерпретируют культуру как сумму всех видов человеческой деятельности, обычаев, верований.
2. Исторические определения, которые связывают культуру с традициями и социальным наследием общества.
3. Нормативные определения, которые рассматривают культуру как совокупность норм и правил, организующих человеческое поведение
4. Психологические определения, в соответствии с которыми культура представляет собой совокупность форм приобретенного поведения, возникающих в результате приспособления и культурной адаптации человека к окружающим условиям жизни.
5. Структурные определения, которые представляют культуру в виде различного рода моделей или единой системы взаимосвязанных феноменов.
6. Генетические определения, основывающиеся на понимании культуры как результате адаптации человеческих групп к среде своего обитания. (теории) культуры.
1. Натуралистическая модель 18 века сводила культуру к предметно – вещественным формам её проявления, видела в культуре человеческое продолжение природы (Вольтер, Руссо, Гольбах).
2. Классическая модель культуры 19 века является своего рода результатом освобождения человека от жестокой зависимости, от природного и божественного миров. В этой модели человек – субъект культуры -выступает как разумное динамическое существо, развивающее свои духовные потенции, как творец культуры. Согласно культурологическим концепциям немецких просветителей – И. Гердера, В. Гумбольда, культура заключается в господстве человека над природой.
3. Неоклассическая (модернистская) модель ориентируется на повседневную жизнь человека. Культура личности, этноса, социума рассматриваются как элементы культурной реальности. Для модернистской модели характерны пессимизм, идея абсурдности, «темности» мира, приоритет личного перед общественным в жизни человека, тенденции нежелательности упорядоченного моделирования мира. Развитие культуры и общества подчиняется не столько разуму человека, сколько страстям, инстинктам, бессознательному иррационализму. Ницше отрицает всякую мораль и нравственность, видя в них запрет на естественные природные желания и поступки человека. По его мнению, только сверхчеловек в состоянии строить культуре запреты, мешающие ему жить, поэтому он порывает с обществом и реализует свою личную свободу, которую по праву можно назвать произволом: что хочу, то творю. Согласно Ницше, культура обретается только на пути познания своего освобождения от принятых ценностей, от иллюзий науки и религии. Человеком движет только воля к жизни.
4. Постмодернистская модель культуры. Современная концепция культуры выражает разочарование в возможностях разума. Культура личности воспринимается человеком в процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия. Мир как бы противится воздействию на него человека, попыткам его творчески преобразовать. Мир не поддаётся человеческим усилиям. Если классическая и модернистская модели основаны на возможности абсолютного субъекта познания и воспроизводства культурной реальности, то в постмодернистской теории распадается субъект культуры, формируется новый тип философского осмысления культуры – философствования без субъекта. Помимо этого, постмодернистская модель культуры, в отличие от вышеуказанных, считает, что культуры являются самодостаточными сами по себе и не имеют никакой первоосновы. 1.При аксиологическом (ценностном) подходе культура представляется прежде всего как ценности-идеалы, нормы и стандарты поведения, материальные объекты, созданные человеком, т.е культура выступает как совокупность материальных и духовных ценностей, заключающая в себе большую ценность для человека в отдельности и общества в целом. Выходит, что культура есть предметный мир, взятый под углом зрения его значения для человека. П. Сорокин сказал: «Культура – это система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов».
2. При деятельностном подходе культуру рассматривают как процесс воспроизводства культурных объектов. А т.к. этот процесс протекает на протяжении всей жизни человека, значит и культура – это специфический способ человеческой жизнедеятельности. Благодаря культуре развивается, регулируется вся общественная жизнь. Э. Маркарян под культурой понимает «систему внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе». Для В. Давидович, Ю. Жданова культура – это «способ деятельности». З. Файнбург подчеркивает, что культура – это «технология производства и воспроизводства человека и общества». С этой точки зрения она и выступает как своего рода «технология» человеческой деятельности.
3. При семиотическом (информационно-знаковом) подходе культура понимается как внебиологический знаковый механизм передачи опыта. Культура – это особая знаковая система, несущая информацию посредством знаков. Знак – это соединение определенного смысла и определенного способа его выражения. Согласно данному подходу, человек и все созданное им, приобретают статус знаковых объектов. Знак, знаковые ситуации являются средствами реализации ценностей и смыслов культуры. Всю культура имеет символически коммуникативную природу.
4. При социологическом подходе культура трактуется как социальный институт, т.к. культура присуща только человеку, а человек – это социальное явление. Культура и общество тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга. Культура рассматривается с точки зрения её функционирования в конкретной системе общественных отношений и институтов, предписывающих, роли и нормы поведения людей в обществе, т.е. она определяется формами социальной регламентации. М. Каган называет культуру продуктом деятельности общества, а общество субъектом этой деятельности. Э Маркарян культуру считает непосредственной функцией общества. А. Кребер отмечает, что «культура – это особое измерение общества».
5. При гуманитарном подходе культура представляется прежде всего нравственностью. Как говорил А. Швейцер, «культура- это этика». В гуманистическом аспекте культура – это развитие самого человека, его духовных творческих способностей. В. М. Межуев так характеризует культуру: «культура – это производство самого человека во всем богатстве и многогранности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия». Культура, таким образом, есть процесс созидания человеком своей родовой сущности, мера человеческого в человеке.
6. При личностно-атрибутивном подходе культура – характеристика самого человека. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в её развитии. А. Швейцер утверждает, что «культура – это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу». Поступки, выбор человека говорят о его внутренней и внешней культуре.
Французский просветитель Руссо предпринял попытку использовать культуру в качестве противоречивого единства природного и социального, общественного и индивидуального. Ф. Ницше определял культуру как стиль жизни народа. Гегель назвал культуру второй природой, второй реальностью, надстроенной над естественным мирозданием, культура для него – процесс самореализации мирового разума. И. Кант поставил проблему: культура как человеческое изобретение. Для Н. Бердяева культура выступает как живая судьба народа. А. Лосев считает, что культура – это предельное обобщение всего.
Культуру можно представить как единство пяти ее взаимосвязанных основных элементов:
1 – материальная культура;
2 – духовная культура;
3 - хозяйственная культура;
4 – социальная культура;
5 – физическая культура.
Материальная сфера культура. Это культура труда и материального производства; культура быта, культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города, орудия труда и предметы потребления, техника и технология, иначе говоря, то, что в терминах современной науки носит название «искусственной среды»). Материальная культура – это показатель уровня практического освоения человеком внешнего мира, это способ общественного производства. Материальная культура невозможна без духовной. Чтобы создать материальные объекта культуры, человек должен обладать интеллектуальными способностями, знаниями, быть духовно обогащенным и развитым.
Духовная сфера культура. Дать определение понятию «духовность» по какому-либо словарю трудно, так как духовность – это понятие и лингвистическое, и герменевтическое. Ни одна дефиниция не имеет однозначного толкования, и интерпретация ее содержания может быть различна. Каждый в понятие духовности вносит что-то свое. На протяжении долгого времени духовность отождествлялась с религиозностью, считалось, что только религиозный человек может быть истинно духовным. В последние десятилетия духовность приравнивали к интеллигентности, считая духовным человека, хорошо знающего литературу, музыку, живопись и т.д.
Хозяйственная культура – это технические средства материального производства и его результат, воплощенный в тех предметах, продуктах, в которых нуждается человек; это также развивающиеся технологии производительной деятельности; это и культура производства, выраженная в характере, в степени совершенства производственных отношений и в проявлении творчества человека, в сфере экономической деятельности.
Социальная культура тесно связана с общественными условиями жизни, прежде всего с политической и правовой культурой, т.к. развитие культуры зависит от таких социальных институтов, как, в первую очередь, государство, затем другие политические и социальные институты.
Физическая культура. В физической культуре можно выделить четыре сферы:
а) культура поведения человека в сфере интимных отношений;
б) физкультура в знакомом нам узком значении и спорт;
у всех существующих определений культуры, есть нечто объединяющее, из которого можно вывести самое общее определение, которое не противоречит ни одному из имеющихся. Например, такое (по Радугину А.А.):
Культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 2123; Нарушение авторского права страницы