Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ф.Ницше в истории культурологической мысли



 

Фридриха Ницше считают родоначальником " философии жизни", философом, впервые открыто сказавшим о гибели европейской культуры. Его судьба трагична и во многом напоминает судьбу последующего европейского человечества. Главная проблема творчества Ницше - это выяснение того, как человек может жить в условиях, когда " Бог умер" (Это его буквальная характеристика состояния культуры). Составляющие этой проблемы: идея " воли к власти", " сверхчеловека", " вечного возвращения".

При жизни Ницше не был широко известен, его работы стали широко популярны в начале XX века.

 

Ницше написано множество философских произведений, относящихся к различным этапам его творчества. Поэтому специалисты часто делят философское наследие Ницше на ранний, зрелый и поздний

периоды. Оценка культуры вообще и европейской культуры в частности заметна в большинстве работ Ницше.

Однако особый резонанс для понимания этой оценки имеют работы «Рождение трагедии из духа музыки», «По ту сторону добра и зла»,

«Антихристианин» и др

В известной мере Ф. Ницше продолжает традиции философии

жизни, сформулированной Шопенгауэром.

Признавая этого философа своим учителем, Ницше, тем не менее,

прокладывал собственный путь в философской науке. Логика развития

идей Ницше привела к образованию в его работах кризисной оценки

европейской культуры, которая во многом смыкается с концепциями

«воли к жизни», «воли к власти», с бинаром «аристократия духарабы», с идеей «супермена», «вечного возвращения».

Раскрывая отношение к европейской культуре, которая, по мнению Ницше, вступила в полосу кризиса, немецкий философ использовал древнегреческий миф об Аполлоне и Дионисе, хотя сделал это со-вершенно нетрадиционно, без соблюдения классических норм античной мифологии, за что в свое время подвергся суровой критике тех,

кто не принимал подобного рода вольностей.

На основе греческого мифа о боге Солнца Аполлоне и боге виноделия Дионисе Ницше создал свой собственный мир, который вторгается в европейскую культуру для того, чтобы объяснить его реалии.

В результате Ницше мифологизировал, как это ни парадоксально, древнегреческий миф, придав ему новоевропейский философско-художественный колорит, который должен был доказать абсурдность, ложь, фальшь современной Ницше европейской морали, христианской

религии, европейской государственности, замешанной на рабской покорности граждан, нисколько, по его мнению, не уступающей покорности рабов античной эпохи.

Последняя мысль Ницше вовсе не противоречит его аристократической позиции, находящей оправдание в диалогах Платона «Государство» и отражающей его представление о том, что слабые (читай, рабы) должны подчиняться сильным, т.е. господам. Дуалистической формулой «культура Аполлона-культура Диониса» Ницше изложит свое отношение к ценностям европейской культуры, хотя при этом следует подчеркнуть, что ее образ возник уже на

раннем этапе философского наследия Ницше

Аполлон — выражение покоя и порядка, Дионис — его противоположность. Если первый — " полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой бога-творца образов", то второй — избыток, нарушение всякой меры, безмерное, взрывчатое буйство. Аполлон воплощает принцип индивидуализма, он —великолепный божественный образ этого принципа, " в жестах и взорах которого с нами говорит вся великая радость и мудрость " иллюзии", вместе со всей ее красотой". Дионис символизирует ужас и восторг: " чудовищный ужас", охватывающий человека, усомнившегося в формах познания явлений, и " блаженный восторг, поднимающийся из недр человека и даже природы", когда нарушен принцип индивидуализма, " разбиты все неподвижные враждебные границы, установленные между людьми нуждой, произволом и " дерзкой модой".., каждый чувствует себя не только соединенным, примиренным, сплоченным со своим ближним, но единым с ним".

Подлинность или иллюзорность – основные два полюса, создающие высокое напряжение в исследовании картины европейской куль-

туры, ее духовных ценностей.

Иллюзорность аполлонической культуры, ее красоты, гармонии,

восторженных сновидений, в которых человек скрывается от подлинной действительности, для Ницше не была и не могла быть приемлемой.

При всем при этом немецкий философ воздавал должное влиянию

аполлонической традиции на европейскую культуру, включая храмовую архитектуру, скульптурное искусство, драматургию, поэзию.

Но эстетические иллюзии аполлонийства в воззрениях Ницше

сталкивались с трагической концепцией мира и человека.

Она стала основополагающим вектором европейской культуры,

если следовать логике рассуждения Ницше о нормах и ценностях этой

культуры.

Утверждение о трагичности и абсурдности бытия послужило импульсом для трансформации классического мифа о Дионисе в филосо-фии Ницше. Дионисийская традиция, согласно представлениям Ниц-

ше, это та сфера, где абсурдность бытия предстает во всей ее монументальности.

Духовность европейской культуры со всеми устоявшимися правилами и нормами, выражает, на взгляд Ницше, эту же самую абсурдность, свойственную мирозданию.

Однако следует отметить, что европейская культура с ее абсурдными, как считает Ницше, ценностями часто отлакирована лицемернорадостной иллюзорной традицией Аполлона, и уже в силу этой причины она неаутентична, что примиряет человека с абсурдом в таких сферах духовности, как традиционная мораль, несправедливое право, общественный уклад, основанный на повелевании и подчинении.

культура больна, человечество больно, человек болен и вырождается. Всё требует лечения, которое он начинает с глобальной «переоценки всех ценностей» традиционной культуры

6 слайд.

Ницше о причинах кризиса культуры

 

Хотя наука и выступила в качестве орудия подмены жизни, главную ответственность за гибель европейской культуры Ницше возлагает на христианство. Последнее он понимает как стиль мышления и образ жизни. Дохристианская культура наиболее полно воплощена в Греции и выступает как равноправие двух начал: дионисийского и аполлоновского. Дионисийство - это начало, характеризующее связь человека с природой, свободную игру жизни, титанизм. Аполлонизм - это культ размеренности, формы, порядка. Ницше называет дионисийство женским началом, а аполлонизм - мужским. История культуры - это борьба между дионисийством и аполлонизмом. Европа пошла по пути подавления первого вторым. Христианская религия, по мнению Ницше, есть гипертрофированное аполлоновское начало, и поэтому несет ответственность за все происходящее с культурой и с самим религиозным чувством.

 

Ницше первым заявил, что «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов»[8], тем самым подвергнув все моральные положения релятивизму. Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, её волю к власти. Всякая иная мораль — упадочна, есть симптом болезни и разложения. Ярчайшим проявлением упаодчной болезненной морали для Ницше была христианская мораль с её ценностями " сострадания" и милосердия. Человечество инстинктивно использует мораль для того, чтобы добиваться своей цели — цели расширения своей власти. Вопрос не в том, истинна ли мораль, а в том, служит ли она своей цели. Такую «прагматическую» постановку вопроса мы наблюдаем у Ницше в отношении к философии и культуре вообще

7 слайд

уже в ранних работах Ницше заметны черты аристократизма в науке и искусстве, которые, впоследствии разрабатываются в направлении теории " сверхчеловека". Цель истории - великие люди. Но в истории мы повсеместно наблюдаем дуализм рабов и господ. Рабство, по мнению Ницше, заложено в сущность культуры. Ведь рабскими, ослабляющими волю человека, являются средства, используемые культурой для подчинения жизни. И, прежде всего, это касается науки и морали. " Воля к власти" является критерием значимости явлений общественной жизни. То, что обостряет чувство власти, саму власть - хорошо; то, что притупляет и ослабляет власть - плохо. Способствует ли мораль и интеллектуальная деятельность укреплению власти? - Нет! Мораль, - утверждает Ницше, - возникает из реализации превосходства одних людей над другими, аристократов над плебеями. Мораль - это восстание рабов против господ. Но, - говорит Ницше, - неравенство людей имеет природное, а не социальное обоснование. Сильный человек, прирожденный аристократ, абсолютно свободен и не связывает себя моральными нормами. Это и есть " сверхчеловек", который, в перспективе, станет особым биологическим типом.

Преодоление современного (больного, слабого, безвольного, стадного) человека в пользу выведения новой породы людей, лишенных всех современных (культурных) пороков и предрассудков, — порождение «сверхчеловека», которому дозволено все. Вседозволенность — признак аристократизма и величия нового человека, как пребывающего по ту сторону традиционных ценностей и каких-либо императивов. Счастье нового человека «равно инстинкту», ибо он находится на восходящей линии жизни (современный человек — на нисходящей, он вырождается). Да и Нет для него — «одна прямая линия». Ницше ощущал себя в сфере ценностей предтечей сверхчеловека и своим творчеством расчищал пути ему. Он был убежден, что «его время наступит послезавтра». XX век во многом подтвердил пророчества Ницше относительно глобального кризиса Культуры и направления его развития. Особенно в сфере искусства, которое является своего рода барометром общего состояния культуры. Принцип отказа от разума в пользу инстинкта, приоритет абсурда, алогизма, парадоксальности, релятивизм всех ценностей, вседозволенность, хаосогенные процессы, физиологизм, наркотические вакханалии и т. п. стали господствующими в ПОСТ-культуре. При этом ее деятели и теоретики активно опираются на идеи Ницше как на свой мощный и проверенный временем теоретический фундамент. В сфере эстетики практически все крупные теоретики XX в. являются в той или иной мере наследниками Ницше.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 805; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь