Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Э.Тоффлер о культуре будущего
Тоффлер (родился 3 октября 1928) — американский социолог и футуролог, один из авторов концепции «сверхиндустриальной цивилизации». В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции. То есть на смену первой волне (аграрной цивилизации) и второй (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации. Тоффлер предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнётся человечество на стыке XX и XXI вв. Наиболее известные книги, созданные Э. Тоффлером в соавторстве с его супругой Хайди Тоффлер, — «Шок будущего», «Метаморфозы будущего», «Третья волна». Научная концепция Элвина Тоффлера основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества. Первая волна (аграрная цивилизация) — это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей. Вторая волна(индустриальная цивилизация) — результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом. Третья волна (современные технологии)— результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, которые свободно объединены в ассоциации. Массовое потребление предлагает возможность приобретать дешёвую, нацеленную на конкретного покупателя продукцию, распределяемую по малым нишам. Границы между продавцом (производителем товара и (или) услуги) и покупателем (потребителем) стираются — потребитель может сам удовлетворить все свои потребности. Доминирующим звеном становится не производство, а сфера услуг.
Рассматривая историю как непрерывное волновое движение, Тоффлер анализирует особенности грядущего мира, экономическим костяком которого станут, по его мнению, электроника и ЭВМ, космическое производство, использование глубин океана и биоиндустрия. Это и есть Третья волна, которая завершает аграрную (Первая волна) и промышленную (Вторая волна) революции. «Шок будущего» - о культуре нашего и будущего времени Ввел понятие «супериндустриальное общество». Под ним подразумевается, как он пишет в " Шоке будущего", " сложное, быстро развивающееся общество, основанное на самой передовой технологии и постматериалистической системе ценностей". Масштабные и интенсивные преобразования касаются теперь не только сферы хозяйства, экономики, политики и культуры. Меняются и фундаментальные основы воспроизводства человека как биологического и антропологического типа. Иной становится практика образования и мышления. Действительно начинается новая эпоха. Существующие сегодня социокультурные институты и технологии управления должны быть радикально реконструированы. Таков общий смысл последней работы Э. Тоффлера. Мы осознаем сегодня, что мировое развитие осуществляется неравномерно. Вот почему мышление о будущем должно быть системным, ибо различные рассогласования между процессами мирового потребления и инфраструктурами управления, между производительными элементами мирового хозяйства и трансрегиональными потоками ресурсов, товаров и услуг оказываются все более значительными. Меняются масштабы нашей жизни. На наших глазах рождается эпоха глобальной конкуренции. Обозначается новый виток межэтнических и геополитических столкновений. Э. Тоффлер убежден в том, что важно как можно быстрее адаптироваться к стремительным переменам. Это в первую очередь касается " золотого миллиарда" людей, то есть тех, кто живет в развитом экономическом мире. Нынешняя " Третья волна", по Тоффлеру, - это " информационное общество". Она вызвана повсеместным распространением компьютеров, турбореактивной авиации, гибких технологий. В информационном обществе складываются новые виды семьи, стили работы, жизни, новые формы политики, экономики и сознания. Мир перестает казаться машиной, заполняется нововведениями, для восприятия которых необходимо постоянное развитие познавательных способностей. Символы " Третьей волны" - целостность, индивидуальность и чистая, человечная технология. Ведущую роль в таком обществе приобретают сфера услуг, наука и образование. Корпорации должны уступить место университетам, а бизнесмены - ученым... Про сферу услуг (повторюсь, она должна стать доминирующей): В " информационном обществе" работа становится прежде всего игрой человека с человеком (между чиновником и посетителем, врачом и пациентом, учителем и учеником). Таким образом, природа устраняется из рамок трудовой и обыденной жизни. Люди учатся жить друг с другом. В истории общества это новое и не имеющее параллелей положение вещей. Компьютерная революция - глубинный и разносторонний поворот в развитии человечества, который связан с ростом производительных сил, широким использованием техники и науки в производстве. Веками и тысячелетиями главными ресурсами народов были пространство и золото. Сверхновейшее время вызвало к жизни новый ресурс - информацию. В грядущем веке этот ресурс станет определяющим. Сегодня общество, которое стремится сохранить себя как самостоятельное государство, не может не быть тотально компьютеризованным. Американская, западноевропейская экономика и экономика азиатских стран, таких как Сингапур, Япония, Гонконг, наглядно подтверждает эту истину. По мнению Э. Тоффлера, нас ждет глобальная битва за власть. Но что оказывается ее основой? Не насилие, не деньги, а знание. Такова новая концепция власти, которую обосновывает Э. Тоффлер. Прежняя система власти разваливается. Современная структура власти зиждется уже не на мускульной силе, богатстве или насилии. Ее пароль - интеллект. Распространение новой экономики, основанной на знании, считает Тоффлер, оказалось взрывной волной, которая обеспечила новый этап гонки для развитых стран. Именно так триста лет назад индустриальная революция положила основу для грандиозной системы производства материальных ценностей. Вознеслись в небо фабричные корпуса. Задымили заводы. Теперь все это - далекая история... Главный рычаг власти будущего – знания. Прежняя власть могла опираться на насилие. Родовая месть - характерный феномен древнего человечества. Она осталась и в христианском сознании. Инстинкт и психология родовой мести, столь противоположные христианству, перешли в своеобразное понимание чести - необходимо защищать свою честь и честь своего рода с оружием в руках, проливая кровь. Тоффлер считает знание самым демократичным источником власти. Однако сегодня в мире развертывается всемирная битва за власть. Новая система создания материальных ценностей целиком и полностью зависит от мгновенной связи и распространения данных, идей, символов. Нынешнюю экономику можно назвать экономикой суперсимволов. Фактор власти присущ сегодня всем экономикам. Власть - неизбежная часть процесса производства. Человечество продвигается к новому типу мышления. Феномен интра-разумности подобен разумности, которая заложена в наших собственных автономных нервных системах. Ученые и инженеры бьются над поддержанием чистоты сообщений. Рождается электронная инфраструктура завтрашнего суперсимволического общества. Однако переход в новому мышлению драматичен. Тоффлер то и дело пишет об информационных войнах, о глобальных конфликтах, о парадоксе стандартов. Как самая искусная система может точно предвидеть, какая и кому понадобится информация? На какое время? С какой периодичностью? Поэтому информационные войны ведутся теперь во всем мире, охватывая все - от сканеров в супермаркетах и стандартов до телевизионных сетей и технонационализма. Назревает всеобщее информационное столкновение, начинается всеобщий шпионаж. Сегодня во всем мире идет также поиск новых способов организации. Современную организацию невозможно моделировать по меркам машины. Она требует более мобильного облика. Конкуренция требует непрерывных инноваций, но иерархическая власть разрушает творчество. Нужна интуиция, но традиционная бюрократия заменяет ее механическими правилами. Это означает, что бизнес будет перестраиваться через волну потрясений. Управление огромным разнообразием гибкой фирмы потребует новых стилей лидерства, полностью чуждых менеджеру-бюрократу. Демассификация экономики вынуждает компании и рабочие единицы взаимодействовать с большим количеством более разнообразных партнеров, чем раньше. История то и дело показывает, что новые передовые технологии требуют по-настоящему новаторских методов и организации эффективной работы. По мнению Тоффлера, великая ирония истории в том, что появляется новый тип работника, который в действительности не владеет средствами производства, потому что он всё время занят в сфере услуг. Новая система выходит за пределы массового производства к гибкому, приспосабливаемому или " демассифицированному" производству. Благодаря новым информационным технологиям она способна выпускать мелкие партии чрезвычайно разнообразных продуктов. Традиционные факторы производства - земля, труд, сырье, капитал - становятся менее значимыми, так как их заменяют символические знания. Средством общения становится электронная информация. Бюрократическая организация знаний заменяется информационными системами свободного потока. Новый социальный типаж, он же герой - уже не малоподготовленный рабочий, не финансист и не менеджер, а новатор, который сочетает воображение и знание с действием.Переход к экономике, основанной на знании, резко усиливает потребность в коммуникации и способствует гибели прежней системы доставки символов. Глобализация в трактовке Тоффлера - это не синоним гомогенности, однообразия. Тоффлер рассматривает процессы, ведущие к этой пестроте, многозначности. Здесь и экологические движения, и религиозный ренессанс. Развертывая весьма драматическую картину будущего, Тоффлер приходит к выводу, что конфликт - неизбежное общественное событие. Но борьба за власть, по его словам, не обязательно является злом. Вместе с тем сверхконцентрация власти опасна. Но и недостаточная ее концентрация - тоже не благо. Однако в его работе нет анализа негативных последствий такой цивилизации, которая рождается на наших глазах. Еще в конце 70-х годов Э. Фромм говорил о возможности создания информационного империализма. Информация на самом деле может стать средством информационного давления и господства. Все чаще пишут о том, что наука не знает, как отразятся на человеке новые технологии. Философы предостерегают против политического диктата. Новейшие политические технологии, вооруженные средствами информатики, могут уверенно формировать общественное мнение, манипулировать общественным сознанием. Господство информационных технологий способно решительно изменить всю общественную жизнь. На всякий случай – 5 основных признаков научного прогресса по Беллу: 1) В экономике – переход от производства к сфере услуг; 2) В сфере занятости – преобладание людей проф. специальностей (белых воротничков); 3) Ведущая роль научного знания; 4) Преобладание над другими технологической деятельности; 5) Создание интеллектуальных технологий (ЭВМ).
Вкратце о постиндустриальном обществе: 1) Экономическая сфера: основа хозяйства – сфера услуг, быстрый рост технологий и техники, информационные технологии – основной продукт экспорта, частная собственность священна и неприкосновенна, преобладает производство мелкими партиями, т.е. «эксклюзивно».
2) Социальная сфера: высокая соц. мобильность, стирание различий между классами, увеличение количества среднего класса.
3) Политическая сфера: государство берет курс на построение правового и социального государства, рост демократии, право выше власти.
4) Духовная сфера: господство индивидуальных ценностей, большое внимание уделяется личности – антропогенная цивилизация, построение индивидуальных ценностей (рационализм, прагматизм), человек освобождается от власти религии, рост грамотных людей. Культура античной Греции
Античная культура - это тип европейской культуры (а именно культура древней Греции и древнего Рима), которая стала фундаментом всей европейской цивилизации. • колыбель античной культуры – Греция; • происходит прорыв на новый уровень – осевое время (по нем. философу К. Ясперсу); • территория Греции разделена на небольшие районы, где возможно автономное экономическое и политическое развитие, замечательные условия для мореплавания, природа богата плодородными почвами, лесами, металлами, климат благоприятен.
Черты античной культуры: 1. Космологичность • космос – абсолют культуры, это не только мир, но и порядок, украшение, мировое целое, противостоящие хаосу упорядоченностью и красотой; 2. Красота • соразмерность, определённость, ограниченность и единство в многообразии, т. е. гармоничное единение внутренней и внешней красоты в человеке; 3. Антропоцентризм (мера) • выступает как характеристика совершенства - человек есть мера всех вещей; 4. Гармония • в космосе, природе, обществе, гармония в самом человеке - «внутренняя природа вещей»; 5. Агоностика (состязательность) • состязания поэтические и музыкальные, спортивные и конные; 6. Диалектика • умение вести беседу, опровергая рассуждения и аргументы соперника, выдвигая и доказывая собственные доводы, «внимать Логосу».
Периоды античной Греции 1. Эгейский или крито-микенский (III – II тысячелетия до н.э.)
• культура развивалась на островах Эгейского моря (о. Крит) и в материковой Греции (Микены и Тиринф); • племена протоэллинов вторгаются на Балканы, очутившись в иных условиях, они вынуждены создавать иную культуру; • наиболее пышных форм культура достигает на о.Крит; • вся архитектура сосредоточилась вокруг дворцов; • в Кноссе раскопки Большого и Малого дворцов обнаруживают мир уникальной культуры – настенная живопись, фресковая роспись, бронзовые статуэтки, оружие и полихромная керамика; • важную роль в жизни Крита играет религия; • сложилась особая форма царской власти – теократия, при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу; • своё существование крито-микенская цивилизация прекращает с приходом дорийцев, которые обладали преимуществом – железным оружием; • все города разрушены, культура терпит жестокий ущерб: почти исчезла грамотность, прекратились морские сообщения, пришли в упадок дороги и мосты, глиняная посуда упростилась, исчезла царская власть, не стало жречества; • результат - культура Эллады отброшена на века назад.
2. Гомеровский (XI – IX вв. до н.э.)
• период назван по имени легендарного поэта-певца Гомера, который описал события эти веков в своих поэмах «Илиада» и «Одиссея»; • хозяйственная культура основывалась на технологии бронзового века; • развитое с/х включало в себя скотоводство и земледелие; • от эгейской культуры унаследовано гончарное мастерство; • искусство каменного зодчества утрачено - колонны деревянные, строили из сырцового кирпича; • люди жили родовыми общинами, из которых складывались полисы; • полисы – основная форма политической организации, идеи суверенитета народа и демократическая форма правления(Афина, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы – наиболее крупные полисы); • были в полисах и рабы (пленники в результате разбоя и военных столкновений), отношение к ним патриархальное; • сложилась система греческих мифов – мифология; • определились важнейшие особенности менталитета древних эллинов: ощущение внутренней свободы и состязательность; • зарождение Олимпийских игр, допускаются только эллины; • возникает греческий алфавит на основе финикийской системы письма; • греки научились чеканке монет у лидийцев.
3. Архаика (VIII – VI вв. до н. э.)
• один из значительных периодов для формирования древнегреческой культуры, т.к. создаются философские системы и эстетические принципы; • родоначальником этики становится эпический поэт Гесиод, написавший поэмы «Теогония» (основана на мифах) и «Труды и дни» (бытовая этика и правила поведения); • сложились такие архитектурные понятия, как дорический и ионический ордера, появились основные типы монументальной скульптуры: статуи куроса и коры; • художники и владельцы мастерских начинают использовать труд рабов; • возводятся монументальные мосты, сооружаются сложные водопроводные системы, вокруг греческих полисов возводятся мощные крепостные стены; • возникает натурфилософия — наука о природе, создателями которой были Фалес, Анаксимандр и Анаксимен; • установились прочные торговые связи Афин с Египтом и Причерноморьем; • дважды в год, весной и осенью, устраивались для народа веселые праздники в честь бога вина Диониса – так зарождается театр; • чувство коллективизма приводит к развитию общественной архитектуры - строительству храмов богов-покровителей общины (Аполлона в Коринфе); • богатые рабовладельцы греческих городов высоко ценили греческую вазопись: ковровый, краснофигурный и чёрнофигурный стили); • формируются основные черты греческого общества: чувство спаянности гражданского сообщества и состязательное начало.
4. Классика (V в. до н.э. – ¾ IV в. до н. э.)
• культура греческой античности достигла своего высшего уровня; • крупнейшим культурным, экономическим и политическим центром оставались Афины; • становление рабовладельческой демократии; • созданы произведения искусства, считающиеся непревзойдёнными образцами; • сформировалась в общих чертах система наук; • зарождение медицины (основоположник Гиппократ); • первыми историками стали Геродот и Фукидид; • философия – самостоятельная наука ( Гераклит, Пифагор, Демокрит, Фалес), множество открытий было достигнуто философами (Сократ, Платон, Аристотель); • греческие скульпторы добились непревзойдённого мастерства (Мирон, Поликлет, Лисипп, Фидий), их критериями выступали гармоничность, пропорциональность, естественность, изображались боги и герои; • особой славой пользуется греческая архитектура (храмы Парфенон и Эрехтейон), сменилось 3 архитектурных стиля: дорический, ионический и коринфский (отличительная особенность – форма колонн);
5. Эллинизм (IV – I вв. до н.э.)
• Греция в это время почти подчинена Македонии; • Восточный поход Александра Македонского привёл к разрушению полисной демократии; • зарождается новая эпоха – эллинизма – синтез эллинской и восточной культур; • главная особенность эллинизма - глобальное распространение греческого языка и взаимное влияние 2 великих античных культур - персидской и греческой; • центрами греческого влияния становятся Александрия, Антиохия и Пергам; • появились новые философские течения: киники, эпикуреизм, стоицизм; • обогащение открытий в научной области и изобретательства; • появились новые шедевры искусства: алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон, храм Афины в Приене, мавзолей в Галикарнасе; • появились общественные здания нового типа: библиотека, мусейон; • впервые появляются памятники инженерного искусства (Фаросский маяк); • создаются огромных размеров статуи (Родосский колосс); • греческий период античной истории заканчивается падение под натиском римлян г.Коринф в 146 г. до н. э.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1867; Нарушение авторского права страницы