Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Римская эпоха античной культуры



 

Древний Рим — одна из самых могущественных древних цивилизаций, основанная в 753 году до н. э. и получившая название в честь столицы — Рима. Город Рим вырос вокруг поселений у брода через реку Тибр, на пересечении торговых путей. Согласно археологическим свидетельствам, Рим был основан как деревня двумя центрально-италийскими племенами, латинами и сабинянами (сабинами), на холмах Палатинском, Капитолийском и Квиринале.

Кроме того, существует легенда о Ромуле и Реме, которые основали Рим.

Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода:

— царский (VIII — начало VI века до н. э.)

• Ромул (753 — 716 год до н. э.)

• Нума Помпилий (715 — 674 год до н. э.)

• Тулл Гостилий (673 — 642 год до н. э.)

• Анк Марций (642 — 617 год до н. э.)

• Луций Тарквиний Приск (616 — 579 год до н. э.)

• Сервий Туллий (578 — 535 год до н. э.)

• Луций Тарквиний Гордый (535 — 509 год до н. э.)

— республиканский (510/509 — 30/27 гг. до н. э.);

• Ранняя Республика (509—287 гг. до н. э.)

• Классическая (средняя) Республика (287—133 гг. до н. э.)

• Поздняя Республика (133-27 гг. до н. э.)

 

— период империи (30/27 гг. до н. э.— 476 г. н. э.)

Первым императором (в современном смысле) Рима стал Октавиан Август, а последним Западно-римский императором стал Ромул Август, после свержения которого Римская империя пала.

Социально устройство и государственное управление в Древнем Риме

Изначально древние римляне жили в условиях первобытно-общинного строя. Население делилось на 300 родов. Каждые 10 родов составляли курию, а 10 курий (100 родов) составляли трибу. Соответственно, население Рима делилось на три трибы — Рамны, Тиции и Луцеры. Внутри общества не царило равноправие: люди по своему материальному положению делились на две группы — патрициев и клиентов, т. е. богатых и бедных. Патриции были наиболее полноправны. Они пользовались поддержкой своей курии и рода, могли влиять на порядок управления через куриатные собрания. Кроме того при Ромуле действовал такой совещательный орган, как Сенат. В него входили сто человек благородного происхождения из царской дружины.

Тем временем население Рима разрасталось, и жителями государства стали становиться и чужестранцы. Иноземные люди были свободны, т.е. не относились к категории рабов, но им было запрещено пользоваться политическими правами и занимать политические посты. Не коренное население Рима стало именоваться плебеями.

В период правления царя Сервия Туллия в результате преобразований было удовлетворено основное требование плебеев — оно получили право участвовать в народном собрании, что сделало их полноправными членами римского общества.

Во времена республики общественный строй Рима был весьма сложен. Основными общественными группами были рабовладельцы и рабы. Тем не менее класс рабовладельцев тоже не был однородным. В нём соседствовали две верхушки: патрициата и плебса.

Стать гражданином Римской республики можно было в случае рождения от римлян, усыновления чужестранца римским гражданином, отпущением на волю раба или пожалования римского гражданства целым народам или отдельным лицам. Стоит заметить, что женщины в Древнем Риме были лишены каких бы то ни было политических прав. У рабов был шанс получить свободу, но его политические и гражданские права были ущемлены. Например, он не мог служить в армии или быть избран на какую-либо государственную должность.

Кроме того существовали ещё две категории населения: латины ( не имели римского гражданства, но могли совершать сделки на территории Рима) и перегрины (не имели политических прав, при торговле руководствовались особыми нормами права).

В ходе борьбы патрициев и плебеев в Риме сложился устойчивый государственный аппарат. Римская республика имела три основных органа управления: народное собрание, Сенат и магистратура.

Народные собрания или комиции были трёх видов: центуриатные, трибутные (местные) и куриатные. Центуриатные комиции проходили на Марсовом поле, где консул выносил на голосование вопрос. Голосование проходило по центруриям (по сотням), одна центурия была равна одному голосу.

В трибутных комициях принимало участие всё полноправное население округа. Главной задачей таких собраний было избрание трибунов (должностных лиц).

Куриатные комиции — собрания патрицев по куриям. В царскую эпоху эти комиции решали вопросы войны и мира, избрания царей. В эпоху республики они потеряли своё политическое значение, сохранив право решения вопросов, связанных с отношениями родов и фамилий и дел религиозного характера.

Основным органом власти был Сенат. Изначально в Сенате было 300 человек, позже — 600. Сенат объявлял набор войска, определял количество солдат и денег на войну, принимал иностранных послов, вводил и запрещал почитание новых богов, управлял провинциями, наблюдал за государственным имуществом, формировал бюджет и т. д.

Магистратурой называлась совокупность всех должностных лиц республики. Магистратуры разделялись на ординарные (выборные) и экстраординарные (назначаемые).Самыми высшими магистратами считались консулы. Их было всего двое.

Важную роль в Древнем Риме играли цензоры. Они занимались распределением граждан по разрядам, исходя из их материального состояния.

В период монархии установлению императорской власти поспособствовал Октавиан Август. Он обладал широкими правами:

• накладывать вето на распоряжения всех магистратов;

• наблюдать и посылать чиновников для управления сенатскими провинциями, расположенными в завоёванных областях;

• издавать законы с правом высшего уголовного и гражданского суда;

• стал главным блюстителем культа.

Период правления Октавиана августа стал начальным этапом принципата, при котором верховный правитель получает наименование принцепса, т.е. первого в списке сенатора, открывающего и закрывающего заседания).

Государственный строй периода принципата иногда называют республиканской монархией. Принцепсы сделали свои полномочия пожизненными и становились одновременно консулами, цензорами, народными трибунами и первосвященниками. При прицепсе существовал личный Совет, состоявший из императорских чиновников. Личный совет возглавлял начальник императорской гвардии, который сочетал верховные судебные полномочия с верховным командованием.

Провинции делились на императорские и сенатские. Императорские управлялись избранными императором легатами, а сенатские — проконсулами и пропреторами. По факту сенатские правинции имели двойное подчинение — Сенату и императору. Такой режим правления историки назвали двоевластием или диархией.

После прекращения такого двоевластия в пользу принцепса возник доминат. Император стал считаться неограниченным властителем и власть народного собрания полностью перешла к нему. Со временем император стал осуществлять и законодательные полномочия.

В период домината:

• империя была разделена на 12 диоцезов, которые в свою очередь подразделялись на провинции;

• были созданы пограничные войска; ё

• введены налоги и полноценная монета.

Развивалась система импертаторского чиновничества. Существовало три категории должностей:

• придворные (важнейшие должности)

• гражданские (сфера управления территориями)

• военные

Система Римского права

Система римского права сложилась в ходе длительной юридической традиции. Первые дошедшие до нас письменные источники Римского права — законы римских царей. Один из наиболее значимых— Свод законов двенадцати таблиц, который относится к середине V века до н.э.

Римское право делилось на право публичное (jus publicum) и право частное (jus privatium).

Публичное право — нормы права, которые охраняют интересы государства и общества в целом, определяют правовое положение государства и его органов. Для него характерен принцип, что нормы римского публичного права не могут быть изменены соглашением частных лиц, поэтому нормы публичного права являются императивными(обязательными). Римское публичное право имело в своей структуре 3 раздела: права и обязанности чиновников; права и обязанности священников и уголовное право.

Римское частное право было представлено тремя ветвями, которые появились в различное время:

1. квиритское (цивильное) право (jus civile);

2. преторское право (jus praetorium);

3.«право народов» (jus gentium).

Первую ветвь составляли нормы квиритского (цивильного) права, формирование и развитие которого приходится на VI в. — середину III в. до н. э. Нормы древнейшего права регулировали отношения исключительно между квиритами — римскими гражданами.

Расширение торговли, развитие сельского хозяйства, ремесел, частных имущественных отношений, в целом рабовладельческой системы хозяйства вызвали дальнейшее развитие частного права. Нормы квиритского права уже не в состоянии были регулировать развитие торгово-денежных отношений.

Поэтому рядом с квиритским правом появилось преторское право (ius praetorium) как вторая ветвь частного права. Она выросла из эдиктов магистратов, в особенности преторских эдиктов.

В ходе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а лишь придавали нормам старых законов новое значение (лишали силы то или иное положение цивильного права). Осуществляя защиту новых отношений, преторы сделали следующий шаг. С помощью эдиктов они стали заполнять пробелы цивильного права. Позднее преторские эдикты стали включать формулы, которые были направлены на изменение норм цивильного права, преторский эдикт указывал пути для признания новых отношений. Представляя средства защиты вопреки цивильному праву или в дополнение его, эдикт претора создавал новые формы права.

Нормы преторского права, так же как и нормы квиритского права, регулировали отношения между римскими гражданами. Однако в отличие от последних эти нормы были освобождены от формализма, религиозной обрядности и символики. Основой преторского права являлись принципы доброй совести, справедливости, гуманности, рационалистическое учение о естественном праве (ius naturale). В соответствии с естественным правом все люди равны и рождаются свободными. Непосредственно из принципа справедливости выводилось равенство римских граждан перед законом. Принцип гуманизма означал уважительное отношение к личности.

Торговый обмен между Римом и другими территориями Римского государства требовал создания правовых норм, приемлемых для совершения сделок с участием иностранных граждан. В республиканский период в силу этого появилась еще одна система частного права — «право народов» (ius gentium). Эта система впитала в себя институты римского права и нормы права Греции, Египта и некоторых других государств.

В отличие от квиртского и преторского права нормы «права народов» регулировали отношения между римскими гражданами и перегринами, а также между перегринами на территории Римского государства. Это право по сравнению с римским правом древнейшего периода отличались простотой, отсутствием формальностей и гибкостью.

 

Причины падения Римской империи

Кризисные явления в империи фактически начались в III веке, когда произошли глубокие изменения в политической, экономической и культурной жини общества. Политическая анархия, связанная

со сменой императоров, в совокупности с вторжением германских племён вели к дестабилизации всей империи. Варвары постоянно проникали через границы, а у императоров не хватало времени, сил и ресурсов, чтобы их изгнать. Кроме того, экономика Римской империи долгое время развивалась неравномерно. Западные районы были менее экономически развиты, нежели восточные, где были сосредоточены более значительные трудовые ресурсы, и таким образом складывался неблагоприятный баланс торговли. Кризис поразил всё государство, многочисленные внутригосударственные проблемы и постоянные вторжения извне привели в итоге к его ликвидации.

Таким образом, причины падения Римской империи можно разделить на несколько блоков.

Военный блок

• неспособность правителей контролировать действия своих полководцев

Это привело к потере боеспособности армии из-за слабого руководства войсками и эксплуатации солдат (присваивании большей части их жалования).

• невозможность проводить рекрутский набор

Из-за демографического кризиса, нежелания служить и нежелания крупных землевладельцев отдавать работников в армию.

• найм варваров на службу

Приводил к проникновению варваров не только на территорию империи, но и в государственный аппарат.

• враждебность армии и гражданского населения

Солдаты больше терроризировали население, чем воевали.

• поражения в боевых действиях вели к потерям живой силы и техники

Экономический блок

• падение денежной системы

• галопирующая инфляция

• тяжёлое налоговое бремя, от которого больше всего страдали бедняки

• упадок основной базы экономики — среднего землевладения

Социальный блок

• рост влияния богатых слоёв населения и падение авторитета правительства

• самопроизвол должностных лиц, не принимавших участие в государственных делах Рима и провинций

• упадок городской цивилизации

• социальная напряжённость, вызванная экономическим кризисом

Всё это способствовало тому, что в 410 году вестготами был взят Рим, в в 476 году вождь германцев Одоакр заставил последнего римского императора Ромула Августа отречься от престола. Таким образом завершилось двенадцати вековое владычество Рима.

Искусство Древнего Рима

Первое время своего существования Рим находился под сильным влиянием этрусков. У них римляне переняли устройство городов с регулярной планировкой, мощёные улицы и храмы на каменных фундаментах. Такой храм были квадратный в плане, обнесён с трёх сторон колоннами, стоял на высокой платформе и имел внутри три помещения. По краям крыши помещались маски Медузы Горгоны, сатиров и менад.

Искусство Рима периода Республики (V-I вв. до н. э.)

Храмы периода Республики напоминают греческие. Они прямоугольны в плане, построены на высоком подиуме, имеют вход только с одной стороны.

Несмотря на обилие заимствований, римская архитектура выработала присущую только ей систему строительства благодаря открытию совершенно нового строительного материала — бетона. Это изобретение привело к возникновению монолитно-оболочной конструктивной системы. Преимущества такой системы заключались в прочности и долговечности строений, использовании неквалифицированных рабочих, а также в возможности возведения сводов и куполов.

Внешний облик рима периода Республики постоянно менялся. Для Рима были характерны постройки двух типов — инсула и домус. Домус представлял собой одноэтажный особняк для одной семьи. В нём атрий — главное помещение римского дома — соединялся с обрамлённым колоннадой двориком, который назывался перистилем. Инсула представляла собой многоэтажный многоквартирный дом, занимавший целый квартал. В инсулах обитала римская беднота.

Центром городской жизни являлся Форум. Республиканский форум имел неправильную форму, рядом с ним располагались различные строения, в том числе Табуларий — государственный архив. Рядом с ним располагалась курия — здание для заседаний городского совета и храм богини Весты.

Римкий гений проявлялся и в постройках целевого назначения. Так, использование арок и возведение сводов привело к созданию римских водопроводов, каменных мостов, амфитеатров и терм.

Дорический орден римляне применяли в его этрусском варианте, получившем название — тосканский. Его особенностями были большая толщина колонны, предельно простая база, гладкий без декора фриз. Но основании ионического и коринфского был создан композитный орден.

Искусство Рима периода ранней Империи ( 27 г. до н.э. — II век н. э.)

В правление Октавиана Августа римское искусство переживает свой " золотой век". Изменяется внешний облик Рима, так как римляне, осознав полноту власти над другими народами, стремились великолепием архитектуры подчеркнуть силу Империи. По приказу императора воздвигается форум Августа, построенный рядом с форумом Цезаря. Он был задуман и построен как культовый центр с парадными залами для встреч, бесед и собраний и стал важнейшим политическим центром Рима. Форум представлял собой огромный прямоугольник, который окружала стена длиной по периметру около 450 м. Вход в форум образовывала полукруглая арка, изнутри стена была украшена статуями великих деятелей римской империи.

Большое место в жизни Римлян занимали зрелища, поэтому театры, здания для концертов и амфитеатры были обязательной частью античного города. Во времена Октавиана были построены три каменных театров, из которых сохранился в руинах только театр Марцелла (ок 14 г. до н.э.).

Своеобразны по формам гробницы этого времени. Огромный мавзолей Августа 28 г. н.э. был воздвигнут на левом берегу Тибра и представлял собой цилиндр, увенчанный высоким земляным холмом, на вершине которого росли деревья и стояла статуя августа. В центре круглой камеры находился толстый опорный столб, и кольцевые стены создавали пять помещений.

Портретной пластике Рима принадлежит особое место в истории мирового искусства. Никогда в древности скульптурный портрет не достигал такой остроты и художественной правды, как в римском искусстве. Римский скульптор воспринимал человека, как неповторимую индивидуальность и, точно фиксируя внешние физиономические особенности, умел выразить неповторимый характер его душевного склада. Однако мастера ограничивались индивидуализацией только головы и лица; фигура же статуи и грудь бюста всегда трактовались отвлечённо. Это и определяло способ изготовления большей части римских мраморных статуй: в готовую стандартную фигуру вставлялась портретная голова. В " золотой век" Августа окончательно сформировался римский портрет. Изображения цезарей и членов их семей становятся определяющими в скульптурном убранстве сооружений общественного и государственного характера.

В изобразительном искусстве эпохи правления Августа господствовал стиль классицизма. В создании художественного образа римские мастера следовали канонам греческого классического искусства V-IV вв. до н.э. Идеализация черт лица, величавая сдержанность жеста, медленные движения, отсутствие сильных эмоций, спокойствие — наиболее типичные черты августовского классицизма.

Монументально-декоративная живопись достигает в этот период особого блеска. Излюбленной темой стенных картин становятся греческие мифы. Римские художники также используют образцы греческого искусства, но создают произведения в стиле римского классицизма.

Станковый живописный портрет был распространён уже со времён Римской республики. Но в течение I века н. э. живописный портрет в Риме теряет прежнее значение. Однако в восточных провинциях продолжают создавать портреты, о чём свидетельствуют знаменитые фаюмские портреты.

Типичной формой римского живописного портрета является тондо (круг). Такой портрет выглядел как медальон на щите.

Искусство императорского Рима ( II - V вв. н. э.)

При преемниках Августа начинает исчезать идеальность " золотого века".

Характерными памятниками императорского Рима стали амфитеатры. Самым известным амфитеатром считается Колизей. Имя архитектора, который возвёл Колизей, неизвестно. Здание имело форму эллипса с осями 190 на 156 метров. От внешней стены по наклону к арене спускались разделённые проходами зрительные ряды, облицованные мрамором. В амфитеатре одновременно могли разместиться 50 тысяч зрителей. Под ареной размещались коридоры, клетки для зверей и подсобные помещения. Снаружи ярусы были украшены аркадами и ордером — строгим тосканским, выше — более лёгким ионическим, ещё выше — коринфским. Вплоть до 405 г. в Колизее проводились гладиаторские бои.

Императоры продолжали украшать римкий Форум. Самым грандиозным стал форум Траяна — последний императорский форум, самый пышный из всех, отличавшийся пышностью и парадностью.

Достопримечательностью форума являлась триумфальная колонна Траяна высотой 27 метров, которая одновременно была гробницей — в ней помещалась урна с прахом Траяна. По всей колонне вился свиток с рассказом о походах императорской армии в Дакию. На колонне Траян изображён 90 раз, везде — в гуще событий.

Триумфальные арки стали типичны для Рима и возводились ещё в республиканский период. Они чаще всего возводились в честь одержанных побед. Арки представляли собой каменные монументальные ворота, оформленные скульптурными изображениями трофеев, пленных, гениев победы с её атрибутами. Одной из самых лучших считалась арка Тита, которая увековечила победоносный поход в Иудею и разграбление храма Соломона. Внешне строгая, с рельефами внутри в проходе арка запечатлела триумфальный въезд Тита в Рим.

Одним из сооружений императорского Рима является Пантеон. Он был построен около 125 года и представлял собой внешне глухое кольцо цилиндра, портик которого служил проходом в центральное строение, где стены были расчленены нишами со статуями и колоннами. Стены были отделаны мрамором и камнями, пол выложен мозаикой. Бетонный купол весил 46 тонн, имел центральное окно — " глаз Пантеона".

Ещё одной типичной римской постройкой были термы. Они представляли собой комплекс залов, стоящих в огромном дворе, и имели несколько отделений: зал для спорта, раздевалки, горячую и холодную баню, бассейн, библиотеки. Термы были излюбленным местом отдыха и развлечений. Одними из самых роскошных были термы Каракаллы. Они занимали 11 гектаров и представляли комплекс зданий, стоящих в открытом дворе. Купальни были из бальзата и гранита, полы и стены украшены мозаиками, цветными мраморами, а в нишах у стен стояли статуи.

 

Культура средневековья

Важнейшей особенностью европейской средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской Империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех европейских стран, племен и государств. Церковь оказывала огромное влияние на формирование религиозного мировоззрения, распространяя идеи христианства, проповедуя любовь, всепрощение и всем понятные нормы социального общежития, веру во всеобщее счастье, равенство, добро. В средние века картина мира основывалась главным образом на образах и толкованиях Библии. Исходным пунктом объяснения мира было полное, безусловное противопоставление Бога и природы. Неба и Земли, души и тела. В сознании человека эпохи средневековья мир виделся как арена противоборства добра и зла, как некая иерархическая система, в которой нашлось место и Богу, и ангелам, и людям, и потусторонним силам тьмы. Это была культура молитв, сказок, мифов, волшебных заклятий. История культуры Средневековья — история борьбы церкви и государства. Положение и роль искусства были сложными и противоречивыми. Но, несмотря на это, в течение всего периода развития европейской средневековой культуры происходили поиски смысловой опоры духовной общности людей.
Ранний период.
С конца IV в. началось «великое переселение народов». Вандалы, готы, гунны и другие народности вторгались в пределы Западной Римской империи, получая поддержку угнетенного местного населения. Когда в 476 г. Западная римская империя распалась, на ее территории образовался ряд недолговечных государств. Везде, где господство Рима пустило более глубокие корни, «романизация» захватывала все области культуры: господствующим языком был латинский, господствующим правом — римское право, господствующей религией — христианство. Варварские народы, создававшие свои государства на развалинах Римской Империи, оказались либо в римской, либо в романизированной среде.
Поздний период.
На первом этапе позднего феодализма (XI—XII вв.) ремесло, торговля, городская жизнь были слабо развиты. Безраздельно господствовали феодалы-землевладельцы. Король был скорее декоративной фигурой, завершавшей иерархическую пирамиду, первым среди равных, но не олицетворением государственной власти. Однако с конца XI в. (особенно во Франции) королевская власть начинает укрепляться, постепенно создаются централизованные феодальные государства. Большую роль в конце этого периода сыграли крестовые походы, ознакомившие Западную Европу с богатой культурой Арабского Востока и ускорившие рост ремесел.
Второй этап в истории зрелого европейского Средневековья (XI в.) связан с дальнейшим ростом производительных сил феодального общества. Оформилось разделение между городом и деревней, интенсивно развивались ремесла и торговля.. Мощного развития достигает экономика и культура феодальных городов. Некоторые из них добиваются самоуправления. В Италии и других странах возникают города-государства (Венеция, Флоренция).

Особенности мировоззрения
Феодальное общество породило новую культуру, отличную от культуры античного рабовладельческого общества.
Главной ее носительницей была церковь, охранительница и защитница класса феодалов.
Вся культура раннего средневековья получила религиозную окраску. Античную философию сменило богословие, пришли в упадок математические и естественно-научные дисциплины, литература свелась к житиям святых, история — к монастырским Хроникам. Обучение было полностью монополизировано церковью. Она утверждала школьную программу и отбирала контингент учащихся, формируя церковную иерархию. Культура европейского Средневековья.

Средневековая культура - культура христианская, отрицая языческое отношение к миру, тем не менее сохранила основные достижения античной культуры.

Если в основе античного понимания культуры лежало признание безличностного абсолюта, в роли которого выступал «божественный строй вещей», то средневековая культура осознает себя в постоянном стремлении к самосовершенствованию и избавлению от греховности. Эта лежавшая в основе всего неуверенность в конечном счете была неуверенностью в будущей жизни, блаженство в которой никому не было обещано наверняка и не гарантировалось в полной мере ни добрыми делами, ни благоразумным поведением. Античный человек черпал свою уверенность в созерцании неизменного, вечного Космоса и прежде всего природы. Это небо и звезды, горы и реки. Боги же составляли часть природы. С разрушением уверенности в прочности социоприродного порядка отбрасывается эта основная посылка античного самосознания и утверждается принцип сотворенности мира «из ничего», «по божественной воле». На смену космологизму приходят трансцендентизм и персонализм.

Оказавшийся перед лицом необозримого мира, человек увидел, что в этом мире действуют законы и нормы, неподвластные разуму, но тем с большей радостью и надеждой он обнаружил, что в нем действуют Высший Разум и Высшая Справедливость.

Перед человеком открылась область иного видения мира через любовь, любовь к ближнему. Рациональность оказывается далеко не главным в человеке, открываются такие измерения его, как вера, надежда, любовь. Человек открывает свою слабость, он слабое, беспомощное, достойное жалости и участия существо. Новое понимание культуры позволило человеку осознать свою уникальность: Бог создал человека, его бессмертную душу. Счастье человека не в познании себя, а в познании Бога. Познать себя, глубины человеческой души, уникальности человека невозможно (нет того универсально-всеобщего, что заполняет все содержание античного человека). Счастье и свобода не в независимости человека, а в осознании им того духовного родства, в котором он находится со Всевышним.

Теперь человек учится преодолевать себя, достигать недостижимое. Культура начинает осознаваться не как воспитание меры, гармонии и порядка, а как преодоление ограниченности, как культивирование неисчерпаемости, бездонности личности, как ее постоянное духовное совершенствование.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1112; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.063 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь