Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Специфика социологического, философского, антропологического, теологического, исторического и психологического исследований культуры
В культурологию в широком смысле слова входят и все те учения, которые аккумулируют и систематизируют сведения о культуре, человеке и его культуротворческой деятельности, которые можно встретить в трудах ученых, представляющих различные области научного знания. В основе предлагаемой систематизации положено понимание специфики методов исследования такого сложного объекта как культура. Следовательно, культурология в широком смысле слова включает в себя: философию культуры; теологию культуры; концепции культуры в художественной форме и науки о культуре: социологию культуры; психологию культуры; культурную экологию; географию культуры, культурную антропологию; историю культуры; историю культурологии и прикладную культурологию.
Любая наука, таким образом, представляет собой систему знаний, в которой можно выделить фундаментальные понятия, принципы объяснений, совокупность специальных методов исследования, установленные закономерности и модели описываемых процессов и др. В науке постоянно происходят процессы взаимопроникновения методов отдельных научных дисциплин. В подобных междисциплинарных исследованиях заметно расширяются познавательные возможности, при этом могут возникать новые комплексные научные дисциплины. Учитывая то, что культура - это многогранное и многомерное явление, к ее анализу привлекаются различные науки. Для кого-то культура - это социальный институт, для кого-то - сфера человеческого поведения, и т.д. Различия наук о культуре обусловлены, во-первых, спецификой методов этих наук (достаточно вспомнить позицию неокантианцев), а, во-вторых, ракурсом рассмотрения проблем культуры. Основываясь на данном положении, рассмотрим основные научные дисциплины, ориентированные на исследование культуры. Философия изучает мир как таковой, изучает культуру не такой какая есть, а какой должна быть. Социология изучает общество. Культура как вторичное явление, производная от общества. Культура не существует без общества. Работают на прикладном и империческом уровнях. История не способна создать теорию культуры. Историк описывает последовательный процесс многих явлений культурной истории. Исследует культуру без основательного теоретического анализа. Антропология изучает грани между животным и человеком, общий контекст человеческой культуры, функционирование и изменение культур. Культура хоть и важна, но не является главным объектом исследования. Психология: объяснение различных сторон человеческой культуры с психологической точки зрения. Соотношение природного и культурного, взаимосвязь мышления и культуры, закономерности становления личности и зависимость этого процесса от культурных ориентаций и детерминант. Теология (религиозно-философская мысль) проблемы культуры рассматривает исходя из систематизированных принципов вероучения, религии.
Культурологические идеи в Древней Греции и Риме Древняя Греция Искусство Древней Греции знаменует один из высочайших взлетов в культурном развитии человечества. В своем творчестве греки использовали опыт более древних художественных культур, и в первую очередь эгейского искусства. Истории собственно древнегреческого искусства начинается после падения Микен и дорийского переселения и охватывает 11-1 вв. до н. э. В этом историко- художественном процессе обычно выделяют 4 этапа, которые соответствуют основным периодам общественного развития Древней Греции: 11-8 вв. до н. э. – гомеровский период; 7-6 вв. до н. э. -- архаика; 5 в – первые 3 четверти 4 в до н. э. – классика; 4 четверть 4 в – 1 в до н. э. – эллинизм. Область распространения древнегреческого искусства выходила далеко за пределы современной Греции, охватывая Фракию на Балканах, значительную часть Малой Азии, многие о-ва и прибрежные луниты на Средиземном и Черном морям, где находились греческие колонии. После походов Александра Македонского греческая художественная культура распространилась по всему Ближнему Востоку. Древнегреческое искусство полнее всего раскрыло свои возможности в период классики, когда переживала рассвет рабовладельческая демократия, полисы (города- государства) достигли наивысшего подъема, а свободные ремесленники и землевладельцы ощущали себя полноправными гражданами общества. Результатом этого был и особо, более демократический характер идеологии по сравнению с идеологией рабовладельческих обществ Древнего Востока и императорского Рима. На основе всех этих предпосылок и выросла художественная культура древней Греции. Ее ведущей отраслью были пластические искусства, которые по самой своей природе соответствовали проникнутому жизнеутверждающим пафосом, цельному мировосприятию древних греков. Греки впервые осознали красоту естественного бытия последнего, в частности красоту нормально развитого человеческого тела. Идеальное представление о человеке и мире, воплощенное в древнегреческих художественных образах, не противостоит реальной жизни. Образ человека в искусстве Древней Греции - это кристально ясная, очищенная от случайностей концентрация прекрасных духовных и физических качеств реального человека.
Прогресс пластических искусств в античной Греции был поистине огромен. Впервые в истории мировой художественной культуры сложилась развитая система реалистических принципов; наряду с культовыми развились многочисленные светские формы искусства; возросла его общественно-воспитательная роль. В архитектуре были выработаны ордерные принципы и заложены основы градостроительства; в скульптуре осознана выразительность человеческого тела на основе великолепного знания его анатомической структуры; в живописи были созданы первые станковые картины, зародились принципы светотени и перспективы; развилась совершенная по своим декоративным качествам вазопись. Древнегреческие художники блестяще разрешили проблему синтеза пластических искусств, о чем свидетельствуют скульптурные фризы и фронтоны храмов, образцы монументальной живописи, статуи, созданные с расчетом на архитектурное окружение.
Каждая последующая эпоха в той или иной мере использовала опыт древнегреческого искусства. Особенно значительной оказывалась его роль в те периоды, когда искусство руководствовалось гуманистическими идеалами, и античная традиция выдвигалась в противовес спиритуализму и мистике готике и барокко. Некоторые стороны общественного бытия и качества общественного человека никогда не были отражены искусством в такой классической форме, которая была найдена древними греками. К 9 веку до нэ складываетс система: письменность, язык, этническое самосознание. Причины взлета: географ местоположение(сложное) От природы любопытный человек(я-лучший) Наличие рабства(освободило значит часть населения от тяжелого физ труда)
Древний Рим Культура Древнего Рима кратко изучается во всех гуманитарных курсах цивилизационной направленности, однако все многообразие вряд ли можно увидеть в обзорном курсе. Во многом культура древнего Рима кратко преподается для того, чтобы лишь затронуть познавательный интерес учащихся, заставить их самих добывать знания. Обратим некоторое внимание на особенности римской культуры, чтобы все же составить, хоть и ущербное, но поверхностное впечатление о наследии древней цивилизации. Римская культура во многом продолжила греческие традиции, но, беря за основу культуру Древней Греции, римляне внесли и свои интересные элементы. Как и в Греции, культура была производной от военного дела, политики, религии, а ее достижения в первую очередь зависели от потребностей римского общества. Более всего римляне развивали архитектуру и скульптурную портретистику. Культура древнего Рима кратко показывает, что старания греков не прошли даром. Религия римлян была не столько сложной, сколько безалаберной. Множество богов, духов-защитников, идолов не всегда соответствовали своим функциям, а потом и вовсе перестали их выполнять, оставив лишь привычный нам пантеон. С возникновением и популяризацией христианства римская религия приобрела более стройные очертания, а боги уже давно стали мифологией. Известны римляне и своей философией, которая дала миру столпов этой науки. Чего только стоят имена Цицерона и Тита Лукреция Кара, Сенеки и Марка Аврелия. Благодаря трудам этих ученых возникли первые философские проблемы, многие из которых не решены и теперь. В науке римляне тоже достигли довольно высоко уровня, особенно для того времени, когда многие отрасли находились в зачаточном состоянии. В медицине особых успехов достигли Цельс и Клавдий Гален; в истории – Саллюстий, Плиний, Тацит, Тит Ливий; в литературе – Ливий Андроник, Плавт, Гай Валерий Катулл, Вергилий, Гай Петроний, Гораций, Овидий Назон, Плутарх. Необходимо также вспомнить и о римском праве, которым пользуется все Европа. И это не зря, ведь законы двенадцати таблиц были написаны именно в Риме. Более привычным для обывателей остатком римской роскоши стал цирк, в котором проводились гладиаторские бои. Многие кинофильмы поражают нас животрепещущими сценами боев, но для римлян это был лишь один из способов, как провести свободное время. Особое место всегда отводилось римскому вкладу в строительство и архитектуру. Культура древнего Рима кратно не опишет и половины того, что строилось в тогдашнем городе-государстве. Этруски и эллины оставили римлянам свое богатое наследие, на основе которого и выросла римская архитектура. Вполне естественно, что большинство сооружений были общественного назначения – акведуки, дороги, мосты, бани, укрепления, базилики. Но как могли римляне из простых зданий сделать произведения искусства, это для всех остается загадкой. Плюс к этому можно добавить бурный расцвет портретов, изображенных в камне – греки не знали такого расцвета в этой сфере. Культура древнего Рима дала миру богатейшее наследие, значение которого трудно оценить. Но применить основные достижения мы все же смогли.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы