Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Арабо-мусульмансий тип культуры



Ислам – одна из трех мировых религий. В Аравии в VII в н. э. – зарождение ислама (Мекка и Ясриб-Медина).

Авраам – предок всех мусульман,

Иисус – пророк для мусульман,

Мухоммад – последний из пророков.

Периоды:

джахилия (до ислама)

мекканский (Мухаммед родом из Мекки)

мединский (переселение Мухаммеда в Медину)

исламизация (распространение ислама).

570 г – год рождения Мухаммеда – «слоновый год».

Мухаммад – «восхваляющий», араб племени куйраш.

В 12 лет первая поездка в Сирию, встречи с общинами, построенных на общих ценностях.

Прозвали «заслуживающим доверие».

Мухаммед пытался избавить иудеев и христиан от противорчий.

Коран – «чтение» (в смысле «повторяй за мной»).

Архангел Джабраил (в 610 году).

«Ночь могущества» – день явления архангела Джабраила.

Первая община состояла из 50 человек.

Путь жизни – ислам, т. е. «покорность».

«Ночь вознесения» – едет в Иерусалим.

622 год – начало мусульманской эры, переселение из Мекки в Медину.

624 год – первое военное столкновение Мекки и Медины.

625 год – реванш.

626 год – сражение у рва.

628 год – в союзе с иудеями Медины бедуины-кочевники вместе с мекканцами осаждают Медину. Медина с Меккой заключают договор.

629 год – Мекканцы разрешают Мухаммеду провести паломничество в Мекку.

630 год – Мекка сдается без боя.

9 год Хиджра – год великих посольств.

10 год Хиджра (632 г) – великое паломничество в Мекку.

Пять столпов Веры:

шакада (свидетельство Веры), Аллах - един;

салат (молитва) 5 раз в сутки; кибла – направление Мекки, имам – руководит молитвой.

каим (пост) – месяц рамадан;

хадж (паломничество в Мекку);

захят (налог на имущество и доходы).

Мухаммед олицетворял как духовную, так и светскую власть.

Абу Бакр (преемник)

Хомар, Остан.

Два течения

шииты (передача власти по наследству)

суниты (халифат, выборность). Халифат и имамат.

Исламизации способствовали:

экономические (поощрения мусульман)

арабизация – расселение на завоеванных территориях.

649-1258 г.г. - халифат аббсидов

равенство перед Богом

идея предопределения (нет ничего случайного)

сила Аллаха – в общине (уммы).

VII-XII вв – шариат – свод религиозно-этических предписаний.

 

Культура Западноевропейского средневековья

Средневековье античности V-XV века.

Этапы:

Начальные V ( падение римской империи переход от политеизма к монотеизму)

Конечный (XV-XVII) 1492 г. – открытие Америки (Колумб); 1642 – английская буржуазная революция

Раннее V-X (середина XI )

Среднее XI –XV

Позднее XVI – XVII

Внутренние источники.

1. Территория, население, горда, освоенная территория, носители римской культуры.

2. Латинский язык и письмо.

3. Право и высокая правовая культура.

4. Школьно римские традиции в образовательной системе «семи свободное искусство».

5. Христианство.

Культ «варварских» термин племени.

Героический эпос

Нерасторжимая связь человека с природой, нераст Мира людей и богов.

Система нравственности ценностей.

Изобразительное искусство.

Христианство.

Единобожие.

Равенство людей перед богом.

Братство народов.

Посмертное воздаяние за добродетельную жизнь.

Христианство едино, но разделилось:

Католическое (римское).

Православное (греческое).

Разделение католической и православной церкви произошло в 1054 г (окончательно в 1242).

Особенности христианского миро воспитания.

Религиозное, христианское сознание.

Дуализм сознания – трагическое раздвоение души и тела и их противоположность.

Осознание человеком своей изначальной греховности и возможное спасение через посредство церкви.

Теоцентризм

Провиденциализм (предопределение судьбы человека божественной волей).

Страх смерти и посмертного суда, основанный на эсхатологическом представлении («большая» и «малая» эсхатология). Чистилище – как некое «третьего места», промежуток между раем и адом.

Вера в чудеса, в возможность прямого или косвенного вмешательства Бога в земную жизнь.

Особенности средневековой картины мира.

В XII-XIII веках в церковный обиход входят исповедь и покаяние.

Христианские мыслители.

Северин Боэций (~ 480-524)

Абемер (1070-1142)

Фома Аквинский (1225-1274)

Особенности:

Символизм средневековья мировоззрения.

Теоцентризм.

Временные ориентиры средневековой модели личного бытового времени – круг, круговорот времени, трудовой ритм, годовой цикл.

Модель исторического времени – от сотворения мира – к его концу – второму пришествию Христа. Человек жил ожиданием страшного суда.

Личностный образец – аспект.

Основные типы культуры.

Церковно-монастырский, рыцарский, народный, городской (бюргерская).

Церковно-монастырская культура. Её представляет белый и чёрный дух.

Сословие.

Духовенство.

Рыцарство.

Трудящиеся.

Обитель Флавия Кассиодора VI(552).

Образованность.

Трёхчастная структура.

Библиотека.

Книжные мастерские.

Школа.

Бенедикт Нурсийский (VI).

Дисциплина

Воздержание и молитва

Нестяжание

Физический труд.

Доминиканский орден (XIII).

Доменик де Гусман (1170-1221)

Борьба с еретиками.

Доминиканцы.

В 1232г в их руки переведена инквизиция.

Франциск Ассизский (1181-1286).

Проповедовать святую бедность.

Жизнь – подражать Христу.

Средне нищенственность монахов.

Крестный поход (1095-1270). Всего восемь походов.

Рыцарская культура.

Рыцарство – это военно-аристократическое сословие.

Восемь доблестей:

Древнее происхождение.

Сила и храбрость.

Слава.

Верность Богу.

Красота.

Благородное поведение в бою.

Служение прекрасной даме.

Центр рыцарской культуры – замок (замковая, куртуазная культура).

Городская культура.

Города начинают быстро развиваться с XI века и становятся центрами культурной жизни.

В города перемещаются школы, а затем университеты (лат. «объединение») в Италии Болонский (1058) во Франции – парижский – парижская Сорбонна (1160) в Англии – оксфордский (1167) и в 1209 – кембриджский к 1500 и в Европе 80 университетов.

Университетская наука – схоластика – просвещение, диспут.

Переход от устной культуры к письменной. Иоганн Гугенберг – печатный станок 1436.

IX-X века – подъём естественно научных знаний.

Оккультные науки: алхимия, астрология, магия.

Героический эпос «Беовульф»

Исландские саги

Лирическая поэзия Трубадуры, Гуверы, ваганты.

Музыка.

Религиозная

Фольклор

Театр.

Мистерия – библейские сюжеты.

Моралите – драма.

Миракль – в центре чуда.

Романский и готический стили.

Первый общеевропейский стиль – романский Нотр-Дам в Пуатье (Франция).

В XII веке – готический Нотр-Дам в Париже.

Изобразительное искусство – скульптура, рельеф, мозаика, витраж, фреска иконы.

Культура России.

Древняя и средневековая культура России (IX-XVII века).

Милюков П.Н. «очерки по истории русской культуры».

Факторы, определяющие самобытность.

Природно-климатические

Геополитические

Многообразие этнического состояния

Религиозно-концессионный

Власть и соц. Организация

Культурные влияния в истории России.

Славянофилы, западники, «евразийцы».

Характеристика традиционной культуры.

Бесписьменна

Традиции

Синкретизм

Основной род занятий

Мифология

Древнерусское язычество – политеизм.

Язычество – от «языки» - народ.

Прародитель славян – род.

Земля – «мать сыра земля».

Основные божества.

Свары бог неба немного огня творец вселенной, бог – отец.

Джальбы бог солнца податель всех благ «солнце – царь».

Перун бог войны, грома, магний и покровители князей и дружины.

Хорс божество солнечного диска.

Стрибы бог воздушных стихий.

Сермаел бог растительности, урожая, семян.

Велес «скотий бог», бог богатства.

Макаль богиня плодородия, домашнего очага.

Ярило и Купало – солнечные божества, персонажи летнего земледельческого цикла.

Хазарский каганат – иудаизм.

Булгарский каганат – ислам.

Причины принятия христианства.

Развитие Византии.

Понятный язык.

Соответствующее восприятие мира.

Неизменное вероучение (ортодоксия).

Последствия.

Переход от политеизма к монотеизму.

Христианизация (X-XVI в.).

Искоренение язычества.

Милосердие.

980 – религиозная реформа Владимира

иудаизм, ислам, христианство.

 

Внедрение новых обрядностей.

Распространение грамотности.

Развитие литературы.

Новые святые (Борис и Глеб).

(Страстотерпцы – люди принявшие мученическую смерть добровольно).

Церковные строения.

Изобразительное искусство.

Двоеверие.

Гонение на устн. Предания.

Кирилл (~ 827-869) и Мефодий (~ 815-885) – создали славянскую письменность (азбуки).

Древние книги.

«Остромирово Евангелие» 1056-1057

«Изборник» 1013

«Изборник» 1076

литературные жанры: житие, слово, повесть, летопись.

Илларион – митрополит киевский, «Слово о Борисе и Глебе», «житие и гонение Даниила, русской земли игумена».

Летописи «повесть временных лет» - монах Киево-Печерский монастыря Нестор 1113

«Слово о полку игореве» 1185

«Слово или моление Даниила Заточник»

«Русская правда» Ярослава Мудрого

«Поучение Владимира Мономаха»

«Слово о погибели земли русской»

«Повесть о разорении Рязани Батыи».

Архитектура.

Киев Десятинная церковь (989-996)

Софийский собор 1037

Золотые вороты.

Новгород Софийский собор (1045-1050)

Георгиевский собор Юрьева монастыря 1119

Церковь спаса преображенья 1198

Перынская церковь.

Успенский собор 1158

Дмитриевский собор 1194

Церковь Покрова на реке Нерла 1165

Апсид – место, где находится алтарь

Нефы – галереи

Коры – балкон, верхние открытые

Притворы – место, где находятся неверующие люди во время молитвы. Вход в храм с западной стороны, алтарь на востоке. Над входом «страшный суд».

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.061 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь