Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО (Мебель)



Яркое воплощение рококо нашло в декоративно-прикладном искусстве. Это более всего сказалось в оформлении интерьера. Внутреннее убранство интерьеров в стиле рококо делало пространство легким и хрупким. Важную роль играли ширмы и передвижные плоские стенки. Стены оформлялись инкрустацией, маленькими панно с пейзажами. В цветовой гамме преобладали бледные тона - голубой, нежно-розовый, серовато-жемчужный. Характерна мебель рококо: маленькие изящные

кресла, столики и кушетки с изогнутыми ножками, золоченые бра и подсвечники с тонкими причудливыми очертаниями.

Представление об интерьере как целостном ансамбле зарождается именно в эпоху рококо. Декоративный вкус эпохи диктуется капризами фавориток короля. Развитие получают постройки интимного, камерного характера, с господствующим в их интерьере культом уюта, изящества и изнеженности. По сравнению с сдержанностью барокко они перенасыщены предметами меблировки. Стилю рококо чужды прямая или правильных очертаний кривая линия и симметрия. Архитекторы в своих проектах стремятся достигнуть полного стилевого единства всех компонентов комнатного убранства. Элементы новизны получают развитие в мебели рококо. Формы предметов становятся более живыми, в убранстве широко используются богатые декоративные возможности бронзового литья и чеканки. Утонченность манер и культ женщины, воцарившиеся в жизненном укладе придворно-аристократических кругов, отразилось на характере мебели: секретеры с множеством потайных отделений; картоньерки (шкафчики для бумаг; угловые шкафчики; женские письменные столики; круглые и квадратные тумбочки, большое распространение получает комод (" commode" - " удобный" ), который считается олицетворением удобства. В сторону большего удобства и элегантности изменяются и формы мебели для сидения. Появляются новые 1 канапе (диван в форме соединенных воедино двух-трех кресел),

шезлонг, бержер (глубокое кресло) и кресла для сидения.

В Англии стиль рококо носил имя замечательного мастера - краснодеревшика Томаса Чиппендейла (1718-1779). Особенно популярным имя Чиппендейла стало после выхода книги " Руководство для любителей и мастеров", в которую Чиппендейл включил 160 гравированных листов - эскизов мебели. Сделанные им вещи сразу узнавались по отсутствию золочения, изогнутым ножкам, оканчивающимся орлиными когтями или львиной лапой. Планки спинок имели силуэт скрипок или высокой стройной вазы, детали шкафов ажурные перекладины и фасонную пайку стекол. Чиппендейл любил выявлять текстуру дерева, поэтому пользовался только воском и прозрачными лаками. Он же впервые применил красное дерево для производства массовой мебели.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ. ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЙРОПЫ В XVII-XVIII ВВ.

Классицизм, классический стиль (нем. Klassizismus от лат. classicus) -классическое искусство. В отличие от классики, классицизм - не качественное, а функциональное понятие, оно выражает стремление к простоте, ясности, " овальности, логичности художественного образа. Подобный идеал проявил себя в эпоху античной классики. Обращение к античности - это «вешний и не всегда обязательный признак искусства классицизма. Классицизм обращен в будущее, а не в прошлое, в этом его художественно-исторический смысл.

По словам В.Власова " основой классического мировоззрения является вневременное понимание Красоты", убеждение в том, что" Красота вечна и ее законы действуют объективно". Классицизм - это естественное и закономерное стремление человека найти точку опоры в меняющемся мире, обрести уверенность в будущем, спокойствие, эмоциональную уравновешенность в системе рационального художественного мышления. " Классицизм - есть осознание своего родства с классикой".83

В Западной Европе классицизм господствовал в искусстве в XVII -XVIII в., в России во второй половине XVIII - начале XIX в.

Как метод мышления «классицизм более других нормативен, рационален, систематичен».84

В архитектуре классицизма существует определенный набор формальных признаков. Горизонталь преобладает над вертикалью. Композиционно выделяется ось симметрии, трехчастное деление фасада. Формы тяготеют к квадрату, окружности, полуциркульной арке. В плане популярны центрические сооружения, обеспечивающие равноценность восприятия с различных точек зрения.

Тенденции классического стиля показывают одно - стремление художника к идеалу за счет отказа от случайного, временного, изменчивого. Ш.Бодлер: " Я ненавижу движение, которое смещает линии".85

XVIII век - подготовил господство классических форм и буржуазной культуры. Это время просветителей - философов, экономистов, литераторов нового века Просвещения. Изобразительному искусству XVIII века свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение нюансов чувств и настроений.

Создателем классического направления в живописи Франции XVII века стал Никола Пуссен.

 

ЖИВОПИСЬ КЛАССИЦИЗМА. НИКОЛА ПУССЕН

Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология, история Новый и Ветхий завет. Герои Никола Пуссена (1594-1666)- люди сильных характеров и величественных поступков, высокого долга перед обществом и государством. Общественное назначение искусства было важно для Пуссена. Все эти черты входят в программу Классицизма " Искусство значительной мысли и ясного духа" согласно Т.В.Ильиной вырабатывает и определенный язык. Мера и порядок, композиционная

уравновешенность становятся основой живописного произведения классицизма.

Н.А.Дмитриева соотносит Пуссена с его эпохой и предлагает понять условия эпохи, " чтобы оценить его и полюбить, хотя он никогда не изображал свою современность ни прямо, ни косвенно".87

А это был - век рационалистической философии Декарта, век драматургии Корнеля, Расина, Мольера, поэтики Буало. Они создатели эстетики классицизма на практике и в теории. Классическая доктрина культивировала возвышенное и героическое, торжество чувства долга над прочими чувствами, отстаивала согласие искусства с " природой", но только с " прекрасной", облагороженной природой. " Мужественный герой мужественен во всем и до конца; любящая женщина любит до гроба, лицемер до гроба лицемерит, а скупой скупится; переходы и оттенки у классицизма не в чести." 83

Пуссен самый последовательный и обаятельный классицист. Это был искренний и серьезный художник, далекий от угождения официальным вкусам, однако не обладавший свойством " всечеловечности" и " всевременности" как Рембрант.

Пуссен писал мифологические картины " Танкред и Эрминия" (1630-е гг.), " Царство Флоры", " Аркадские пастухи" - умышленно противопоставляя их современности. Лучшими у позднего Пуссена были пейзажи. Художник именно в природе ищет гармонию. Человек трактуется как часть природы. Пуссен явился создателем классического, идеального пейзажа в его героическом виде. Героический пейзаж Пуссена - это не реальная природа, а природа " улучшенная", сочиненная художником, ибо только в таком виде она достойна быть предметом изображения искусстве.

Около 1649 г. Пуссен пишет " Пейзаж с Полифемом", где чувство гармонии мира, мироощущение, близкое античному мифу, проявилось ярко и непосредственно. Игру на свирели усевшегося и слившегося со скалой циклопа Полифема слушает не только нимфа Галатея, но и вся природа: деревья, горы, пастухи, сатиры, дриады. Цикл " Времена года (1660-1665) - имели символическое значение и олицетворяли периоды земного человеческого существования.

У Никола Пуссена было немного учеников, но он фактически создал современную ему школу живописи. Творчество этого мастера стало вершиной французского классицизма и оказало влияние на многих художников последующих столетий.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь