Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ВВЕДЕНИЕ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ



В развитии мировой художественной культуры Возрождение, является эпохой исключительного значения. Это время - ХШ-ХVI столетия (в Италии - с конца ХШ в., в Испании и Англии - конец XV - начало ХУЛ в.)1

Основой изменений в сфере культуры явилось новое мировоззрение, обусловленное существенными переменами в жизни многих стран Европы: Италии, Нидерландов, Франции, Германии, Англии. Земное существование было названо единственно реальным, а человек прекрасным или стремящимся к красоте. Аскетизм был отринут, а провозглашено право человека на наслаждение земными радостями. Складывается совершенно иной взгляд на человека и окружающий мир. Средние века были временем господства религии, утверждавшей ничтожество человека перед лицом Всемогущего бога. Религиозный аскетизм провозглашал земной мир и человека воплощением греха и зла, призывал к непрерывной борьбе со страстями, к покаянию, умерщвлению плоти, терпению и смирению в ожидании перехода в лучший потусторонний мир.

Главным в новом - гуманистическом мировоззрении2 стало необыкновенно высокое представление о человеке. Человек был объявлен центром мироздания и мерой всех вещей, творцом самого себя. Утверждалось его высокое предназначение, достоинство и ценность, его безграничные возможности.

Идеалом стала гармоническая, сильная, духовно богатая, всесторонне развитая личность.

Свобода - вот самое драгоценное приобретение человека.

Образцы нравственного и прекрасного, языческую любовь ко всему земному гуманисты (прежде всего Италии) находили в наследия античности - памятниках искусства, истории, философии. Отсюда и название эпохи - Возрождение (по ит. - Ринаитменто, по фр. - Ренессанс), хотя изучение и увлечение античностью было следствием нового понимания жизни. В области философии новое развитие и наполнение получили античные учения: стоицизм (Петрарка),

1. Примеч.: Периоды истории итальянской культуры пришло обозначать названиямистолетий дученто - (XIII в.) - Проторенессанс, треченто (XIV в.) - продолжение Проторенессанса, кватрочно (XV в.) - Ранний Ренессанс, чинквеченто (XVI в.) – Высокий Ренессанс). При этом хронологические рамки столетия не вполне совпадают с определенными периодами культурного развития: так Проторенессанс датируется концом ХШ в.. Ранний Ренессанс заканчивается в 90-х гг. XVв. а Высокий Ренессанс изживает себя уже к 30-м гг. XVI в., лишь в Венеции; к этому периоду чаще применяют термин «поздний Ренессанс».

2 humanus (лат.) - человечный. Вначале гуманистами называли ученых, которые занимались человеческими, т.е. не богословским» науками. Потом термином «гуманизм» стали определять мировоззрение эпохи Возрождения центром, которого является человек.

эпикуреизм (Балла),

Неоплатонизм (Фичино, Пико делла Мирандолла), пантеизм (Николай Кузанский, Парацельс, Кампанелла, Бруно). Согласно пантеистическим воззрениям, законы, управляющие миром, есть внутреннее закономерности природы. Бог понимался не как внешняя, сверхъестественная сила, а отождествлялся с природой.

Возрождена была и древнегреческая идея тождества микрокосмоса (человека) и макрокосмоса (природы).

В Мантуе в 1425 г. была основана первая гуманистическая школа (Витторио де Фельтре). Ее название - " Дом радости". Этим подчеркивалось стремление придать учению характер удовольствия, а не зубрежки.

В 1436 г. Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок. Это событие в истории человечества трудно переоценить.

В эпоху Возрождения начинается новый этап развития науки. Больших успехов достигают астрономия, география, анатомия, математика:

Христофор Колумб в 1492 г. открыл Америку.

Васко де Гамма в 1498 г. открыл морской путь в Индию.

Америго Веспуччи (1499-1504), Магеллан (1519-1522) и др. мореплаватели доказали шарообразность Земли.

Гелиоцентрическая система Николая Коперника (опубликована в 1543 г.) стала научной революцией.

Джордано Бруно под влиянием теории Коперника и Николая Кузанского создал учение о бесконечности Вселенной и т.д.

Литература в силу своих возможностей наиболее многогранно выразила эту сложную эпоху.

В Италии - Данте Алигъери (1265-1321). " Новая жизнь", воспевается чувство Данте к Беатриче, тема любви и смерти звучит по новому: побеждается смерть не страстью, а духовным чувством.

" Божественная комедия" - изобразив себя путешествующим по Аду, Чистилищу и Раю в сопровождении древнеримского поэта Вергилия, Данте дал картину современной ему Италии, выразил свое понимание мира и человека, добра и зла.

Истинным гуманистом был Франческо Петрарка (1304-1374) - поэт, мыслитель, ученый, основатель науки (классической филологии). Петрарка преклонялся перед античным миром. Славу в веках Петрарке принесли его стихи к Лауре. 20 лет он воспевал Лауру при жизни и 10 лет оплакивал после смерти, хотя не был даже знаком с нею. Его " Книга песен” стала образцом поэтического самовыражения.

Основоположник авантюрной новеллы - Джованни Бокаччо (1313- 1357)- В " Декамероне", сборнике новелл, развернута широкая картина быта нравов итальянского общества.

 

Крупнейшие немецкие гуманисты:

Себастьян Брант (1494) - " Корабльдураков ",

Эразм Роттердамский (1509) - " Похвала глупости ",

Ульрих фон Гугген (1517) - " Письма темных людей".

Франция: Франсуа Рабле (1494-1553) - писатель, врач, разносто­ронний ученый. " Гаргантюа и Пантагрюэль".

Мишель де Монтень (1533-1592) - современники называли его французским Сократом, а его " Опыты" - " катехизисом всех честных людей".

Испания: Мигель де Сервантес (1547-1616) - " Дон Кихот".

Итак, если у истоков культуры Возрождения стоит могучая фигура гениального Данте, то завершает эпоху Возрождения не менее величественная фигура Уильяма Шекспира (1564-1616).

В творчестве Шекспира нашел отражение весь спектр гуманистических идей. От комедии, где действует жизнерадостный, сильный, отважный, смело думающий человек до хроник и " трагедий" -когда осознавалось, что новый мир несет не освобождение, а новые формы порабощения человека. Трагедии Шекспира звучат мужественным призывом к борьбе, хотя борьба и не всегда приносит успех (" Ромео и Джульетта", " Король Лир", " Гамлет" ).

Ренессансный театр начал свой путь значительно позднее, чем литература и изобразительное искусство. Уже были созданы произведения великих поэтов, писателей, художников Ренессанса и Высокого

Возрождения, а на городских площадях все еще ставились средневековые мистерии, " чудеса", " фарсы".

В середине XVI века в Италии родился первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения - Комедия дель арте (Комедия масок). Спектакли этого театра представляли актерские импровизации, со вставными музыкальными и танцевальными номерами. Из спектакля в спектакль переходили маски-типы: " слуги" - Бригелла, Арлекин, Пульчинелла, Коломбино, глупый и жадный купец Панталоне, фанфарон и трус Капитан, болтун и тупица Доктор и др. Постановки нового театра, полные острой сатиры и юмора, жизнерадостные, гротескные, развлекающие и поучающие, были выражением здравого смысла и насмешливости, они получили широкое распространение и вытеснили религиозные мистерии. Но глубоко понять свою эпоху, выразить ее идеалы и противоречия, комедии масок было не по силам...»3

Театр - искусство массовое и демократичное. Расцвет театрального искусства наступил в конце XVI - начале XVU вв., но уже не в Италии, а в Испании и Англии.

Имелись актерские труппы, бродячие труппы и появились театры типа актерских товариществ (шекспировский " Глобус" в Лондоне)иличастные антрепризы. Силу театра составили и площадные старинные зрелища, и эпическое народное творчество, и античные драмы и мифы, и средневековые легенды, и ренессансная поэзия и проза.

Ведущими жанрами стали драма и трагедия. На подмостках театра герои постигали зло мира, ополчались против него и гибли. Но оставался -дать идеал, мечта. Это составляло пафос театра Возрождения.

Музыка в эпоху Возрождения не достигла той масштабности и величия, каких достигли литература и изобразительное искусство.

Основа музыкальной культуры - духовная музыка: мессы, мотеты, гимны, псалмы.

Возникает потребность в светской музыке. Создавались произведения различных жанров (мадригал, песня, канцона, виланелла ),

Танцевальная музыка (вариации, прелюдии, рондо и др.).

В 1503 году Петруччи изобрел нотопечатный станок и записи музыки получили широкое распространение. Музыка звучала повсюду. Появляется мадригальная комедия - одна из предтеч оперы и балета.

В XVI в. музыкальных инструментов в обиходе было больше, чем сейчас. Лютня приобрела особое значение. Виртуозом игры на лютне был Винченцо Галилей, отец знаменитого астронома. Орган, клавесин, клавикорд, виола, скрипка, флейта - инструменты XVI в.

Возникает само понятие " композитор".

Джованни Пьерлуножи да Палестрино (1525-1594, Италия) -крупнейший композитор XVI в. (93 мессы, 326 гимнов, 2 тома светских мадригалов).

Орландо Лассо (прим. 1532-1594, Нидерланды) создал более 2 тысяч произведений культового и светского характера.

Завершается эпоха Возрождения возникновением новых музыкальных жанров: сольной песни, оратории, оперы. Первая в мире опера - " Дафна" ЯЛери, 1594 г.4

Изобразительное искусство воплощало ренессансное представление об идеале, мечту о прекрасном, гармоничном человеке, веру во всемогущество разума. Однако, делая по существу, смыслом своего творчества человека и окружающий его мир, художники продолжали создавать произведения на традиционные религиозно-мифологические сюжеты. Утверждалась " богоподобность" реального человека.

По сравнению со средними веками искусство изменилось коренным образом во всех отношениях. Прежде всего, иным стал принцип изображения.

Для средневековых икон и фресок этим принципом была условность:

лица, фигуры, здания исполнялись плоскостно, ни объем, ни истинные пропорции фигур, ни глубинные пространства не передавались;

использовалась обратная перспектива: более удаленные части и объекты были больше тех, что ближе. Изображение не соответствовало тому, что человек видит в реальности.

Для художников Возрождения, влюбленных в человека и земной мир, изобразительным принципом стало подражание природе, жизнеподобие: картина строилась как " окно в мир", как нечто реально увиденное. Преклонение перед красотой мира, и человека, соединялось с их изучением, искусство опиралось на достижения различных наук - да и сами художники нередко были учеными, инженерами (Брунелески, Альберта, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрер).

Произведения создавались уже не только для храмов, но и для заказчиков (королей, купцов, ремесленников). Творчество стало персональным, художники пользовались известностью, о них писали книги: " Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" Джордже Вазари (1550), " Книга о художниках" Каредя ван Мандера (1604). Сами художники стремились осмыслить и обосновать свою деятельность. Альберта пишет " Книгу о живописи" и " Десять книг об архитектуре".

Леонардо - " Трактат о живописи" и др.

Дюрер - " Четыре трактата о пропорциях",

Гиберти - " Комментарии",

Пьеро делла Франческа - " О живописной перспективе", " О правильных телах;

Виньола - " Правила пяти архитектурных ордеров",

Палладио - " Четыре книги по архитектуре".

Изменилась и структура мира искусства. Рядом с монументальной живописью и скульптурой, которые были связаны с архитектурными сооружениями - получает развитие станковое искусство. Ведущую роль уже играет не архитектура, как в Средние века, а живопись.

Складывается система жанров:

1. Религиозно-мифологический;

2. Исторический;

3. Бытовой;

4. Пейзажный;

5. Портрет.

Появляется новый вид искусства - гравюра, и важную роль обретает рисунок.

Гравюра - это отпечаток на бумаге изображения, исполненного на ' деревянной, металлической или каменной поверхности (доске).

С одной и той же доски можно получить от нескольких десятков до несколько сотен оттисков, и все они будут оригинальными, авторскими произведениями. Первыми были гравюры на дереве.

Гравюра на меди появилась в 1430 г. Меняется взгляд на искусство. Художник сам теперь уподобляется Богу, творит в произведениях мир, где царят человек и красота. Средневековые произведения вызывали мистические ощущения, а ренессансные ценились как художественные явления и главное ощущение при их восприятии - наслаждение.5

Возрождение в Италии

Ренессансная культура сложилась не во всех странах Европы. Она имела разный характер, и разные границы во времени. Классической страной Возрождения была Италия. Уже в конце ХШ в. появились ростки нового мировоззрения и нового искусства (Проторенессанс - конец XIII-XIV вв.); яркое развитие эта культура получила в XV веке ( Раннее Возрождение (кватроченто) - XV в.) и достигла вершины в начале XVI в. (Высокое Возрождение (чинквеченто) - (1490-1530 гг.)

Ренессанс изживает себя в Италии в 30-х гг. XVI в., но в Венеции он продолжается до конца столетия.

Почему классическая страна Возрождения - Италия?

На Аппенинском полуострове раньше начали складываться экономические отношения.

По географическому положению города Италии стали центром международной торговли и банковского дела.

Флоренция, Пиза, Сиена, Генуя, Милан, Венеция отличались политическим укладом.

Италия представляла ряд независимых областей в городов с республиканской формой правления.

В Италии была заново открыта античность: извлекалииз хранилищ и земли обломки колонн, прекрасные греческие и римские статуи, барельефы.

Первенство среди итальянских городов-государств принадлежало Флоренции, подобно Афинам в Греции. Городом управлял совет из глав различных цехов. В 1289 г. крестьяне были освобождены от крепостной повинности, а в 1293 г. было принято " Установление Справедливости", которое лишало патрициев всех привилегий.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь