Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Поиск новых путей социокультуного обновления России: культуно-философские искания русской интеллигенции на рубеже 19-20 веков
Особенности культурологической мысли. Культурологическая мысль в России в качестве самостоятельной отрасли знаний развивалась с некоторым опозданием и имела на рубеже XIX - XX вв. ряд особенностей, обусловленных, прежде всего, пограничным положением русских между Европой и Азией и их неповторимым духовным миром. Особую специфику культурологическим теориям того времени придавало ощущение неустойчивости, нестабильности, неопределенности и нервозности в русской культуре конца XIX - начала XX вв.
Культурологическая теория Н.Я. Данилевского. Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) - публицист, социолог и естествоиспытатель, один из многих русских умов, предвосхитивших оригинальные идеи, возникшие позднее на Западе. В частности, его взгляды на культуру удивительно созвучны концепциям двух виднейших мыслителей XX в. - немца О. Шпенглера и англичанина А. Тойнби.
Наиболее ярким и контрастным периодом " цветущей сложности" в истории европейской культуры Леонтьев считал средневековье, а последующий буржуазный " прогресс" Нового времени представлялся ему торжеством гибельной уравнительности, культурной серости и умирания. " Некультурный - значит несвоеобразный", - утверждал Леонтьев. России, как и любому другому народу, следует прежде всего стремиться к сохранению и преумножению своей самобытности, без которой она просто перестанет существовать, угрозу чего уже предчувствовал Леонтьев в конце прошлого века. 45. " Серебряный век": время новых культурных ценностей и духовного кризиса в русском обществе " Стык веков" оказался благоприятной основой периода, называемого " серебряным веком" русской культуры. " Век" продолжался недолго - около двадцати лет, но он дал миру замечательные образцы философской мысли, продемонстировал жизнь и мелодию поэзии, воскресил древнерусскую икону, дал толчок новым направлениям живописи, музыки, театрального искусства. Серебряный век стал временм формирования русского авангарда. Период переходных культур всегда драматичен, и всегда сложны и противоречивы отношения между традиционной, классической культурой прошлого - знакомой, привычной, но уже невозбуждающей особого интереса, и формирующейся культурой нового типа, настолько новой, что ее проявления непонятны и порой вызывают негативную реакцию. Это закономерно: в сознании общества смена типов культур происходит достаточно болезненно. Сложность ситуации во многом определяется изменением ценностных ориентиров, идеалов и норм духовной культуры. Старые ценности выполнили свою функцию, отыграли свои роли, новых ценностей еще нет, они только скадываются, и историческая сцена остается пустой. В россии сложность состояла в том, что общественное сознание складывалось в условиях, еще более драматизирующих ситуацию. Послереформенная Россия переходила к новым формам экономических отношений. Рвутся традиционные общинные связи, процесс маргинализации захватывает все большее и большее количество людей. Российская интеллигенция оказалась почти беспомощной перед новыми требованиями политического развития: неотвратимо развивалась многопартийность, и реальная практика значительно опережала теоретическое осмысление принципов новой политической кульутры. Русская культура в целом теряет один из основополагающих принципов своего существования - " собороность" - ощущение единства человека с другим человеком и социальной группой.На этой почве развивается ощущение " внеземного" существования человека. Характерной чертой новой культуры выступает космологизм - элемент и новой картины мира, и нового соответствующего осмысления ее. Космологичность русской культуры формируется как насущеная необходимость времени, как выражение общего настроения. В философии этого периода космологизм оформляется теоретически - он присущ Соловьеву, Розанову, Лосскому. Космическая направленность положена в основу новых поисков русской поэзии (Брюсов, Белый, Блок), новых направлений русской живописи (Врубель) и русской музыки (Скрябин). В переходные периоды закономерно возникают пессимистические настроения, крепнет чувство наступления конца мира. Последние десятилетия 19 века в России характеризуются глубоким разочарованием в путях истории, неверием в существование плодотворных исторических целей. Некоторые полагали, чтоожидаемый конец мира связан с предчувствием конца русской империи, русской государственности, почитавшихся священными В философии и публицистике, в художественной прозе и поэтических произведениях о приближающемся " веке-волкодаве" писали многократно. Новый тип культуры формируется на основе критицизма: духовная культура строится на фундаменте переосмысленного опыта и далеких, и совсем близких лет. Казалось, за два десятилетия русская интеллигенция пытается решить вопросы, волновавшие ее веками, полностью использовав преимущества и недочета культуры предшествующего периода. На стыке культур находит предельное выражение характерная черта русской психологии - религиозность, включая, по словам Карсавина, " и воинствующий атеизм". Главным в формировании нового типа культуры выступает вера, а не разум. Поэтому в России ищут не просто новые ценности и новые иделы. Ищут ценности " вечные" - " абсолютное добро", " вечную и нетленную красоту", внеисторическую мудрость. Критицизм, основанный на вере, вызвал к жизни специфическое отношение к культуре и цивилизации. К концу 19 века русское сознание ставит вопрос о цене культуры и даже, как замечает Бердяев, " о грехе культуры". С позитивистских позиций пытается осветить взаимосвязь культуры и цивилизации Петр Лавров в неоконченных " Исторических письмах". Цивилизация дает " условную ложь" человеческого существования, а идеалом его является " неприкрашенная правда". Разоблачение " возвышенной лжи" привело к формулировке мировоззренческого тезиса: " в природе больше истины и правды, больше божественного, чем в культуре". Новый период отмечен такими гениальными произведениями " Воскресение" и " Живой труп" Толстого. Публикуются Короленко, Серафимович, Гагарин-Михайловский, Горький, Андреев, Бунин, Куприн, Вересаев. Начало 20 века - время расцвета русского театрального искусства, связанного с именами Станиславского, Шаляпина, Еромоловй. Музыкальное творчество Скрябина и Рахманинова определило развитие мировой культуры 20 века на многие есятилетия. Восприятие мира у художников становитсявсе более свободным, идет раскрепощение личности художника. Многие русские писатели обратились к драматургии. На сцене молодого художественного театра ставятся пьесы Толстого, Чехова, Горького. Пользуюьтся успехом " Дети Ванюшина" Найденова, драмы Андреева, Юшкевича. Заострена философская проблема: " Что лучше, истина или сострадание? ". Эта тема звучит в Горьковской драме " На дне". Особое место занимает Андреев. Его философский критицизм, превращаясь из критики социальной обстановки в критику бытия в целом, пропитывается своеобразным " космическим пессимизмом". Нарастающие ноты безверия, отчаяния и связанное с этим зарождение в его творчестве элементов эксперессионизма роднят Андреева с писателями русского модернизма. Русский символизм заявил о себе настойчиво и внезапно. В 1892 году в журнале " Северный вестник" была опубликована статья Дмитрия Мережковского " О причинах упадка и о новейшем течении в современной русской литературе", и долгое время она считалась манифестом русских символистов. В 18941895 годах Брюсов выпустил три сборника " Русские символисты". К концу 90-х годов журнал Дягилева " Мир искусства" и издательство " Скорпион" образуют прочную основу для деятельности модернистов. Сборники стихов Бальмонта и Брюсова встречают широкое признание, поколенение так называемых " старших символистов" осознается как сформиовавшееся и весьма весомое художественное направление. Черты своеобразия русского символизма проявились больше всего в творчестве так называемых " младших символистов" начала 20 века - Блока, Белого, Иванова. Русский символизм воспринял от западного ряд эстетических и философских установок, преломив их через учение Соловьева " о душе мира". Русскую художественную литературу первого десятилетия характеризуют не только символизм. В годы первой русской революции возникает пролетарская поэзия. Это массовая поэзия, близкая городским низам: авторы зачастую свои, рабочие. У массового читателя формировался литературный вкус, а культура этого преиода несла значительный просветительский потенциал, развивалась и разрабатывалась целая система самообразования. Года послереволюционной реакции характеризовались в русском художественном сознании настроениями пессимизма. Русская литература находила выход в появлении " неореалистического" стиля, не имевшего четких внешних признаков. Рядом с возрождающимися реализмом возникали и новые формы романтизма. Это особенно проявилось в поэзии. Новый творческий подъем был характерен для Бунина, подлинным шедевром стал " Гранатовый браслет" Куприна. Поиски новых форм выражения внутреннего мира человека воплотились в двух новых постсимволических течениях: акмеизме и футуризме. Акмеизм (высшая степень чего-либо) получил определенное теоретическое обоснование в статьях Гумилева " Наследие символизма - акмеизм", Городецкого - " Некоторые течения в современной русской поэзии", Мандельштама " Утро акмеизма", Ахматовой, Зенькевича, Иванова. Объединившись в группу " Цех поэтов", они примкнули к журналу " Апполон", противопоставили мистическим устремлениям символизма к " непознаваемомму" " стихию естества", декларировали конекретно-чувственное восприятие " вещного мира", возврат слову его основного, изначального смысла. Акмеисты сближались с поздним символизмом (Вяч. Иванов), ориентировались на раскрытие " вечных сущностей". Футуристы, отталкиваясь от символизма, искали путь к непосредственно данной действительности. Смысловые " первоэлементы" искусства изменяли свою природу. Футуристы разрушали границу между искусством и жизнью, между образом и бытом, они ориентировались на язык улицы, лубок, рекламу, городской фольклор и плакат. Сложилась группа поэтов, тяготевших к футуризму, - Каменский, братья Бурлюки, Крученых. Их энергетичное противостояние всем существующим литературным направлениям разделял молодой Маяковский. Возникает круг " будетлян" - провозвестников будущего, ставших представителями русского футуризма. Сборники футуристов " Садок судей" (1910-1913), " Пощечина общественному вкусу" (1912), " Дохлая луна" (1913) были откровенно непривычными для читающей публики. Тенденци, которые определили развитие литературы " серебрянного века", были характерны и для изобразительного искусства, составившего целую эпоху в русской и мировой культуре. На рубеже столетий расцветает творчество одного из крупнейших мастеров русской живописи Михаила Врубеля. Врублевские образы - это образы символы. Они не укладываются в рамки стархы представлений. В его творчестве фантазия соединена с реальностью. Сюжеты некоторых картин фантастичны. Другой важный живописец - Валентин Серов. Он выступил продолжателем лучших традиций передвижников и в то же время смелым открывателем новых путей в искусстве. Серов учился в малом видеть большое значительное. В его замечтельных портретах " Девочка с персиками", " Девушка, освещенная солнцем" н естолько конкретные образы, сколько символы юности и красоты, счастья. Позднее Серов стремился выразить представления о красоте человека в портретах творческих личностей, утверждая важную для русской художественной культуры идею: человек красив, когда он творец и художник (портреты Коровина, Левитана). Созданные в первое десятилетие нового века серовские портреты свидетельствуют о слиянии лучших традиций русской живописи и формировании новых эстетических принципов. Таковы портреты Врубеля, Карсавиной, позднее - " изысканно стилизованный" портрет Гиршман и прекрасный, выдержанный в духе модрена портрет Иды Рубинштейн. На стыке веков развиваетс ятворчество художников, ставших гордостью России: Коровина, Рябушкина, Нестерова. Великолепные полотна на сюжеты древнейшей Руси пренадлежат Рериху, искренне мечтавшему о новой роли искусства и надеявшемуся на то, что " из порабощенного служащего искусство вновь может обратиться в первого двигателя жизни". Богатством отилчается и русская скульптура этого периода. Лучшие традиции реалистической скульптуры второй половины 19 века в своих произведениях ( и среди них памятник первопечатнику Ивану Федорову) воплотил Волнухин. Импрессионистское направление в скульптуре выразил Трубецкой. Гуманистическим пафосом, а подчас и глубоким драматизмом отличается творчество Голубкиной и Коненкова. Но все эти процессы не могли разворачиваться вне социального конеткста. Темы - Россия и свобода, интеллигенция и революция - пронизывали и теорию, и практику русской художественной культуры этого периода. Художественная культура конца 19, начала 20 века характеризуется множеством платформ и направлений, которые составяют два ряда процессов. Первый из них свидетельствует об общественной активности " левых" направлений в искусстве. Авангардизм - условное наименоавние художественных движений начала 20 века, для которых характерны стремления к коренному обновлению художественной практики, разрыву с ее установившимися принципами и традициями, поиски новых. необычных средств выражения и форм произведений, взаимоотношений художников с жизнью. Авангардизм как художественное движение включает в себя самые различные школы и направления. Выставки " левых" учащали темп и ритм художественной жизни. Они же демонстративно нарушали ее традиционные формы, открыто превращая ее в арену полемических наступательных общественных акций. Постоянная склонность представителей авангарда к громким словесным декларащиям, к публичным манифестациям своей творческой позиции еще более усиливала специфическую окраску русской художественной культуры тех лет. Однако не менее последовательными и характерными для эпохи были процессы, говорившие о пвышенном внимании к историческому прошлому русской культуры, к художественным традициям, к завершенным художественным формам. Число выставок, специальных изданий, научных публикаций, отражавших именно эту сторону художественных пристрастий, превосходило число выставок и изданий представителей " левого" движения в изобразительном творчестве. Развитие эти процессов идет от начала 90-х годов, от образования " Мира искусства". Кроме резкого критического и порой несправедливого отношения к передвижникам - стремление к новому художественному идеалу. Начертавшие на своем знамени: " Мы прежде всего поколение, жаждущее красоты", - литераторы, художники и прост олюбители искусства, высокообразованные люди, объединившиеся вокруг журнала, искали выход своей неудовлетворенности современностью с сфере искусства, в этом смысле противопоставляя его жизни. Обе эти тенденции в русской художественной жизни с конца 90-х начала 1910 года - и та, что была связана с общественным самоопределением художественного авангарда, и другая, которая опиралась на прошлый исторический и духовный опыт России, - обе они вполне отчетливо осознавались современниками как особенности художественного мироощущения эпохи. Это означало, что Россия пыталась найти ответ на вопрос о судьбах своей культуры. Два жизненных символа, два исторических понятия - " вчера" и " завтра" - явно доминировали над " сегодня" и определяли собою границы, в которых происходило противоборство различных идейных концепций. Общая психологическая атмосфера послереволюционных лет вызвала у ряда художников недоверие к жизни, а отсюда и к натуре. Усиливается внимание к форме, реализуется новый эстетический идеал современного модернистского искусства. Развиваются ставшие известными всему миру школы русского авангарда, в основе которых лежит творчество Татлина, Малевича, Кандинского. Художники, учавствовавшие в 1907 году в выставке под ярким символическим названием " Голубая роза", усиленно пропагандировались журналом " Золотое руно" (Крымов, Кузнецов, Сарьян, Судейкин, Сапунов). Они были различны по своим творческим устремлениям, но их объединяло влечение к выразительности художественной формы, к обновлению живописного языка. В крайних проявлениях это выливалось в культ " чистого искусства", в образы, порожденные подсознанием. Возникновение в 1911 году и последующая деятельность художников " Бубнового валета" обнаруживает связь русских живописцев с судьбами общеевропейских художественных движени. В творчестве Кончаловского, Машкова и других " бубновалетовцев", с их формальными исканиями, стемлением строить форму при помощи цвета, а композицию и пространство на определенных ритмах, находят выражение принципы направлений, которые в Западной Европе назвыались сезанизмом и кубизмом. В это время кубизм во Франции пришел к так называемой " синтетической" стадии, перейдя от упрощения, схематизации и разложения формы к полному отрыву от изобразительности. Русским художникам, котолрых в раннем кубизме привлекало аналитическое отношение к предмету, эта тенденция была чуждой. Если у Кончаловского и Машкова просматривается явная эволюция к реалистическому мировосприятия, то тенденция художественного процесса других художников " Бубнового валета" имела иной смысл. В 1912 году маолодые художники, отделившись от " Бубнового валета", назвали свою группу " Ослиный хвост". Вызывающее название подчеркивает бунтарский характер выступлений, направленных против сложившихся норм художественного творчества. Русские художники продолжают поиски и делают это энергично и целеустремленно. В группе - Гончарова, Малевич, Шагал. В дальнейшем их пути разошлись. Ларионов, отказавшийся от изображения реальной действительности, пришел к так называемому лучизму. Малевич, татлин, Кандинскийй встали на путь абстракционизма. Исканиями художников " Голубой розы" и " Бубнового валета" не исчерпываются новые тенденции в искусстве первых десятилетий 20 века. особое место в этом искусстве принадлежит Петрову-Водкину. Его искусство расцветает в послеоктябрьское время, но уже в девятисотые годы он заявляет о творческой самобытности прекрасными полотнами " Играющие мальчики" и " Купание красного коня". Художественная клуьтура серебярного века противоречива и многогранна. На направленность и сложность поэтических исканий и художественной культуры в целом свою печать наложила историческая действительность между двумя революциями(1905-1917. История определила страстное нерпиятие окружающего мира, буржуазной культуры и цивилизации, радикальное отрицание порядков своерменного мира и интуитивное предвидение наступления нового времени. Чувство времени в различных варианта проинизывает всю культуру этого периода. Достижения русского искусства серебряного сека огромны и имеют мировое значение. Литература, живопись, скульптура, театр и музыка стали своеобразным прологом искусства 20 столетия, как в зеркале отразив противоречия исложности культуры новго века. Две самых страшных в истории человечества мировых войны, политические взрывы и революции, установление жесткого авторитарного режима в России в значительной мере определяют развитие отечественной культуры 20 столетия. Но ее истоки - в блестяем расцвете философской, экологической и художественной культуры серебярного века.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы