Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема дальнейшего раскола в социодинамике отечественной культуры в послеоктябрьский период



Культура предоктябрьского десятилетия. Годы, последовавшие за поражением первой буржуазно-демократической революции в России, представляют один из драматических периодов в истории русской культуры прежде всего по накалу идейно-художественной борьбы. Литература и искусство предреволюционного десятилетия отличались большой сложностью и противоречивостью художественных исканий, разнообразием различных течений и групп, каждая из которых выступала со своими лозунгами и манифестами. Общественная жизнь несомненно отражалась в многообразии и сущности историко-культурного процесса этого времени.

Наступившая в стране политическая реакция, столыпинщина, расправа с революционерами, черносотенные погромы и волна великодержавного шовинизма, прокатившаяся накануне и в годы первой мировой войны, укрепляли в общественном сознании консервативно-реакционные, охранительные настроения.

В годы реакции усилилось идейное размежевание, вновь остро был поставлен вопрос о роли интеллигенции в общественной борьбе, ее связи с народом, исторических перспективах. Во многих произведениях того времени присутствовал пафос отрицания старых социальных отношений, и вместе с тем звучала гуманистическая вера в человека, содержалась надежда на обновление общества.

1917 год в судьбе русской культуры. 1917 год для России стал революционным. Некоторые историки, пытаясь уйти от догматизированных и политизированных оценок российской действительности переломного периода, характеризуют его как единый революционный цикл, исключительно сложный по своим компонентам, динамике и самореализации.

Как бы ни оценивать период революций 1917 года, невозможно отрицать их громадного влияния на судьбу России и все сферы жизни общества. В культуре это влияние проявилось не сразу. Ведь в 1917 году контуры будущего советского строя были еще едва обозначены, особый международный статус России как " осажденной крепости" только намечался, задачи формирования " нового человека коммунистического общества, свободного от пережитков прошлого" созревали пока только в головах революционных теоретиков. А именно эти факторы определяли особые условия развития отечественной культуры на протяжении многих десятилетий.

Каково же о непосредственное воздействие революционных потрясений на культурную жизнь российского общества?

Историческое предназначение любой революции - разрушить устаревший порядок и расчистить дорогу новым формам общественной жизни. Другое дело, что результаты революционного обновления часто оказываются весьма далекими от провозглашенных целей, поэтому отношение к революции в обществе и оценки историков со временем изменяются в зависимости от угла зрения и исторической дистанции.

Свержение монархии в феврале 1917 года вызвало громадный духовный подъем, сплотивший общество. Большинство интеллигенции с воодушевлением встретили начало революции, как очистительной бури, которая должна смести все прогнившее и омертвевшее в жизни и в искусстве и открыть путь созидательной работе. Вдохновленная идеей служения народу, интеллигенция готова была трудиться для его просвещения и блага. Но октябрьские события 1917 года многими представителями культуры были восприняты как узурпация власти со стороны одной партии - большевиков. Последовавший вследствие этого отказ части интеллигенции от профессионального сотрудничества с советской властью, особенно в первые месяцы ее существования, привел к тяжелым последствиям для многих отраслей культуры России.

В результате революционных событий и последовавших военных действий российская культура понесла и материальные, и духовные потери. Стихия народного бунта, разбуженная революцией, не щадила ни человеческих жизней, ни тем более ценностей культуры. Новая власть пыталась противостоять варварским проявлениям народного гнева. Чтобы спасти от разграбления книжные собрания, находившиеся в бывших помещичьих усадьбах, монастырях и буржуазных особняках, они были национализированы. К концу гражданской войны была создана единая библиотечная сеть РСФСР, национализированы дворцы, музеи, художественные собрания, кинодело, объединено театральное дело.

Велики были психологические и нравственные последствия революции и войны для российского общества. Страна непрерывно воевала в течение семи лет. Кровавая бойня первой мировой войны, сменившаяся братоубийственной гражданской войной с громадными человеческими жертвами, обесценила человеческую жизнь. Миллионы людей были вырваны из привычных условий существования, потеряли близких. Традиционные нравственные ценности, веками освящаемые религией, были поколеблены.

Новая власть взяла на себя миссию духовного лидерства и энергично взялась за восстановление отраслей культуры, разрушенных в результате революции и гражданской войны. Первые мероприятия, проведенные советской властью в области культуры, обеспечивали ей поддержку социальных низов и способствовали привлечению к сотрудничеству части интеллигенции, вдохновленной идеей служения народу.

Социокультурная сущность революции 1917 года

Революция 1917 года: некоторые оценки. Советская эпоха в истории отечественной культуры, открытая октябрем 1917 года, несет на себе ни с чем не сравнимый отпечаток трагичности и противоречивости, столь свойственный всем общественно-историческим явлениям XX века. Социальные катастрофы серией нараставших волн прокатились по России, исчерпали меру устойчивости старого мира и в конце концов разрушили его до основания. Как писал Н.О.Лосский: " Большевистская революция есть яркое подтверждение того, до каких крайностей могут дойти русские люди в своем смелом искании новых форм жизни и безжалостном истреблении ценностей прошлого1 ".

Другой талантливый русский философ-эмигрант Г.П. Федотов в статье " Правда побежденных" (Париж, 1933) попытался проанализировать причины, почему наиболее свирепый и кровавый этап революции " был воспет самыми тонкими лириками и декорирован самыми передовыми художниками". Он писал: " Большинство русских поэтов приняли коммунизм из женственного преклонения перед силой, из жертвенного слияния с народом, из отвращения к старому гибнущему миру. У поэтов перевешивает музыка революции, у левых художников -радость разрушения и возможность творить из ничего, мнимо даруемая революцией2 ".

Большевики в России были единственной влиятельной политической силой, не только не боявшейся социального хаоса и террора, но, наоборот, использовавшей их как таран для разрушения старого мира. В статье " Интеллигенция и революция" (1918) А. Блок писал: " Горе тем, кто думает найти в революции исполнение только своих мечтаний, как бы высоки и благородны они ни были. Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостойных... Но это ее частности, это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного гула, который издает поток".

Культурное и нравственное развитие человечества не достигло в XX веке уровня, при котором оно выработало бы иной, тип общественной консолидации, нежели посредством цементирующего принципа государственного насилия. Именно XX столетие становится классической эпохой господства тоталитарных государственных режимов, подчинивших своему регламентирующему влиянию все сферы жизни общества и личности.

Революция 1917 года: современные дискуссии. Несомненен тот факт, что революция 1917 года в России - ключевое событие для понимания истории страны и мира за последние 100-150 лет. Оценок этому событию достаточно много, они разноречивы, часто полярно противоположны. Разберем наиболее распространенные.

1. В октябре 1917 года произошла межформационная социалистическая революция, которая открыла эпоху перехода от капитализма к социализму (коммунизму) во всем мире.

Еще недавно эта оценка революции имела государственно утвержденный характер и не могла быть не только оспорена, но даже в какой-либо мере подвергнута сомнению. В настоящее время ее монополия в значительной мере разрушена, но она остается преобладающей, особенно в массовом сознании среднего и старшего поколения. Это понятно: вся система гуманитарного образования в советское время была построена на такой оценке революции как ключевой для понимания современного мира.

Подобный подход основан на том, что события 1917 года, также как предыдущие и последующие, рассматривались исключительно через призму деятельности партии большевиков, ее лидеров, прежде всего В.И. Ленина, партийной доктрины, которая опиралась на идеи марксистского рабочего социализма. Есть и конкретно-исторические аргументы в подтверждение такой оценки. В результате вооруженного восстания в октябре 1917 года к власти пришла партия большевиков, которая верила в победу мировой пролетарской революции, вырабатывала программы перехода к социализму, пыталась их реализовать, стимулировала революционные процессы во всем мире всеми доступными средствами, включая военные.

Однако подобная оценка революции скорее всего уйдет в прошлое вместе с эпохой, которая ее породила. Жизнь сложна, многогранна, она не сводима только к деятельности партии большевиков.

2. В октябре 1917 г. произошла рабоче-крестьянская, демократическая революция.

Эта точка зрения основывается также на теории формаций и большевистской доктрине. Отказываясь характеризовать революцию как прямо социалистическую, ее выразители тем не менее считают, что она открыла путь для перехода в будущем к социализму в России. Задача после революции заключалась в том, чтобы формировать предпосылки для этого перехода. Однако большевики, как утверждается, не сразу это поняли, стали форсировать переход к социализму.

Таким образом, при этой точке зрения в иерархии большевистских ценностей ранг революции несколько снижен: она не социалистическая, а демократическая. Движущими силами предлагается считать не только пролетариат и беднейшее крестьянство, но и все крестьянство в целом. Следовательно, революция не пролетарская, а народная. При этом социализм признается конечной целью развития общества, хотя и в исторической перспективе. В итоге, фактически, получается первая позиция, но слегка осовремененная с учетом реалий. Эта оценка также вряд ли надолго задержится в исторической науке.

3. Революция - военный переворот, совершенный большевиками с опорой на революционную часть армии и флота.

Такая оценка появилась давно. Впервые она была высказана сразу после восстания большевиков, в том числе марксистами. Известный в прошлом деятель большевистской партии А. Богданов (Малиновский) назвал в письме к А. Луначарскому вооруженное восстание " солдатским восстанием". Эта позиция опирается на реальные факты: роль армии и флота в момент взятия власти большевиками была велика. Однако продержаться сколько-нибудь долго в 170-миллионной стране на штыках было невозможно. Значит, были другие факторы, обусловившие ход событий, которые эта точка зрения не учитывает.

4. Октябрьская революция - это заговор, захват власти кучкой большевистских лидеров, которые навязали стране трагический путь развития.

Подобная точка зрения распространена в публицистике, хотя появилась также сразу после октябрьских событий. Она имела широкое распространение в зарубежной исторической литературе и именно оттуда пришла к нам в годы перестройки.

Похожее утверждение находим в книге известного американского политолога 3. Бжезинского: " Именно из-за отсталости России ни общество в целом, ни относительно малочисленный класс промышленных рабочих не считались готовыми к социализму. Следовательно, историю надо было подстегнуть при помощи военизированного " авангарда" преданных революционеров, точно знающих, в чем суть наказа истории, и готовых посвятить себя служению ей3 ".

Разбирая эту позицию, следует отметить, что Россия действительно не была готова к социализму, как и любая другая страна, потому что нельзя подготовиться к жизни в государстве всеобщего благоденствия. Сам вопрос о предпосылках социализма не имеет смысла. В. И. Ленин действительно тщательно готовил, отбирал, консолидировал круг революционеров-профессионалов, которые должны были взять власть. Действительно, в момент вооруженного восстания элементы заговора были налицо: разработан план восстания, созданы вооруженные силы из революционных солдат, матросов и отрядов рабочей Красной гвардии, распределены силы и т.п. Но элементы заговора, сговора есть в любой революции в момент взятия власти. Власть никогда не падает в руки случайно, ее берут: вооруженным ли путем или мирным - другой вопрос.

Однако заговор, захват власти узким кругом лиц может быть успешным лишь в условиях стабильности общественной системы, или при наличии широкой массовой поддержки (но тогда это уже не заговор). Об этом свидетельствует исторический опыт. В условиях нестабильности заговор обречен на поражение, так как заговорщики, не имея прочной массовой базы, не смогут обеспечить переход к стабильности. Следовательно, отражая определенные реалии 1917 года, эта точка зрения не объясняет в целом крутого поворота в судьбе страны.

48. Конкретные изменения в ведущих сферах духовной жизни народа (наука, образование, литература, искусство) в советский период

Советский период в истории России продолжался 74 года: с октября 1917 по август 1991. После победы Октябрьской революции Советская Россия предприняла грандиозную попытку воплотить в жизнь великие идеалы просветительского гуманизма - свободу, равенство, братсво, счастье, солидарность. То, что не удалось сделать западному миру, следую по буржуазно-капиталистическому пути, решила совершить новая Россия, избрав пролетарско-социалистический путь развития.

Революционные события в России стали также вызововм марксизму, поскольку противоречили его фундаментальным положениям, согласно которым та или иная общественная формация не уходит с исторической сцены до тех пор, пока не исчерпает свой потенциал прогрессивного развития. Капитализм в России того времени не только не исчерпал свои возможности, но еще только складывался и не достиг даже зрелого состояния.

В военно-экономической области Советский Союз, в который Россия преобразовалась в 1922 году, стал второй мировой державой - после США. Такого уровня он достиг прежде всего благодаря успехам научно-технического прогресса. Однако этот прогресс в полной мере проявил себя главным образом в военной обласьти. Созданные здесь новейшие, высокие технологии не получили должного распространения в гражданских отраслях производства, за исключением космоса.

В резуьтате Сов союз не смог в 60 - 70-е годы модернизировать экономику, перевести ее на постиндустриальную основу. где главную и решающую роль играют высокие технологии. Все это отрицательно сказалось на эффективности производства и темпах развития экономики. Советский союз начал все ощутимее проигрывать в социально-экономическом хазяйстве, которое становилось для советского общества неким камнем пректновения или даже проклятьем.

Политика оказалась самой небалгополучной и уязвимой областью строящегося социалистического общества. Сталинские рперессии 30-40-х готов, грубые нарушения прав человека легли темным пятном на Советское государство.

Строительство новой культуры также сопровождалось крайностями и перегибами. С одной стороны, здесь имеются впечатляющие успехи и достижения, которые наиболее ярко проявлиись в развитии науки. Благодаря этому Советский Союз первым запустил искусственный спутник Земли, первым построил атомную эклетростанцию, первым изобрел лазер и т. д. Советский Союз создал эффективную систему образования, котоаря признана одной из лучших в мире. Во многом по этой причине Россия из страны сплошной неграмотности очень быстро стала одной из самых образованных стран мира. Благодаря созданию широкой сети библиотек и музеев, низким ценам на книги, посещение театра, кино и выставок, в Советском Союзе сложились самые благоприятные условия для приобщения к культуре подавляющего большинства населения. Все это дало большой положительный результат. Советских людей стали назвыать " читающим народом".

С другой стороны, создаваемая социалистическая культура имела слишком идеологизированный, классовый, атеистический характер.

Глубокие внутренние противоречия, трудности и сложности, допущенные серьезные просчеты, крайности и ошибки, неблагоприятные внешние условия и многое другое - все это в конечном счете привело к провалу попытки построения социалистического общества и культуры.

В развитии советского периода можно выделить три основных этапа:

1) 1917 - 1932 гг. В центре его находился поиск новой культуры и путей ее построения, проходившй на фоне широкого культурного плюралима. Гл события - гражданская война, НЭП, коллективизация. Борьба с церковью и религией. Национализированы Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружйная палата и др. Ликвидация безграмотности. Массовая эмиграция русской интеллигенции.

2) 1932 - 1956 Процесс построения социалистической культуры, с культурной революцией в условиях тотаитаризма. Культ личности Сталина. Прогресс науки. Репресси против ученых

3) 1956 - 1991 Исправление допущенных ранее просчетов и ошибок, поиск путей к социализму с человеческим лицом, демокритзации культуры и общественной жизни. СНимается железный зановес постепенно. Разоблачение культа личности Сталина. Оздоровление нравственного климата. Улучшается положение религии. Достижения в науке, художественной культуре. 1985 г - перестройка.

Было создано много музеев, такие, как Музей игрушки, Музей мебели, быта 19 и других веков, морозовского фарфора и т. д. Всего только за пять лет 1918 - 1923 было создано 250 новых музеев.1925 - введно всеобщее начальное образование. Возникла сеть кружков ликбеза. В России 20-х годов существовало множество самых разных литературно-художественнх течений, школ и группировок. В одной только Москве насчитывалось более 30. Реализм в живописи представляли художники-передвижники.

30-е годы отмечены ликвидацией неграмотности. К концу 30-х годов насчитывалось около 1800 научно-исследовательских институтов. Многие советские ученые - Павлов, Жуковский, Чаплыгин, Лебедев, Иоффе получили мировую известность. Дарованы миру были роман " Мастер и Маргарита" Булгакова, " Ювенильное море", " Котлован", " Чевенгур" Платонова, " Реквием" Ахматовой, Шолохов " Тихий дон". В годы войны литература пережила новый подъем (Ахматова, Берггольц, Твардовский, Сурков, Тихонов, Шолохова, Симонова, Исаковского, Полевого, Фадеева. Высокими достижениями отмечено развитие музыки - Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Хренников, Свиридов, Ковалевский. Шостакович седьмую симфонию посвятил героическим защитникам Ленинграда. Широкую популярность имели песни композиторов Александрова, Соловьева-Седого, Блантера, Новикова, Дунаевского, Мокроусова, Фрадкина. Песня Лебедева-Кумача и Александрова стала настоящим гимном война - " Священная война". Расцвет переживает детская литература - Маяковский, Маршак, Чуковский, Михалков, Гайдар, Барто, Кассиль, Олеша.

1964 - академики Басов и Прохоров награждаются за создание лазера. Наша страна первой начинает использовать атомную энергию в мирных целях. 1954 - начинает работать первая атомная электростанция, 1957 - пущен первый атомный ледокол " Ленин".

1957 - запуск спутника Земли, открывший эру в освоении космоса. 1961 - космический полет Гагарина. К 60-м годам уже введена система всеобщего среднего образование.

Розов " В поисках радости", " Традиционный сбор". Солженицын " Один день Ивана Денисовича". Рыбоков " Дети Арбата".Дудинцев - " Белые одежды". Фильм " Покаяние" Абуладзе.

Фильмы - " Летят журавли" Калатазов, " Баллада о солдате" Чухрая, " Судьба человека" Бондорчука. Тарковский " Андрей Рублев", " Зеркало", " Жертвоприношение".

Поэзия - Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский.Удивитнельного успеха достигла " деревенская проза". В этом жанре трудулись Абрамов, Астафьев, Можаев, Белов, Носов.

Авторская песня - Высоцкий, Окуджава, Галич.

Советский театр - " Современник", " Театр на Таганке", " Театр на Малой Бронной". Своим успехом советский театр обязан прежде всего творчеству режиссеров Любимова, Ефремова, Эфроса.

Изобразительное искусство: Реализм - Платонов, Томский, Оссовский, Моисеенко, Коржев, Яблонская, Ромадин, Глазунов, Шилов. Линию русского авангарда продолжают в своем творчестве Сидур, Калинин.

Продолжают успешно работать ярко заявившие о себе в 60-е годы художники Попков, Салахов, Андронов, Жилинский, Стожаров, Волков. В 70-е годы получают широкую известность группа молодых художников - Назаренко, Нестеров, Булгаков, Ситников, Орлов.

В скульптуре творят Аникушин, Комов, Клыков. Социально-экономические проблемы и трудности, рост бездуховности, симптомы нравственной болезни находят выражение в творчестве Шукшина, Трифонова, Распутина, Вампилова, Розова, Володина, Битова, Айтманова.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь