Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТЕМА 3. 2. КУЛЬТУРА И ПРИРОДА



 

Мыслители Просвещения противопоставляли понятие «cultura» (сферу духовного развития человека), понятию «natura» (лат. —– «природа»), как началу стихийному, биологическому, животному. В тоже время, Ж.-Ж. Руссо, критикуя новую, нарождающуюся буржуазную культуру, призывал к «возвращению человека к природе», восхвалял жизнь «естественного» человека, «дикаря».

Позднее, Ф. Ницше и 3. Фрейд, видели в культуре некий способ «извращения» естественной природы человека, считали, что культура подавляет природные влечения и инстинкты человека, делает его несчастным.

Философско-культурологические идеи о соотношении в человеке природного («натура») и неприродного («культура») дали две основные тенденции:

«Природа» и «культура» —– противоположные, но взаимодополняющие составляющие бытия человека. В результате целенаправленной деятельности, человек создает свой «искусственный» материальный и духовный мир, выделяясь из природы, противопоставляя его «природе»;

Само возникновение человека и культуры есть особый этап эволюции природы. Человек выступает связующим звеном между «культурой» и «природой». Основное различие между ними заключено в уровне сложности способов жизни человека (как представителя мира «культуры») и животного (как представителя мира «природы»).

З. Фрейду принадлежит следующее определение: «Термин «культура» обозначает всю сумму достижений и интуиций, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми».

Природа играет важнейшую роль как в антропогенезе (появлении человека), так и культурогенезе (возникновении культуры). На возникновение и развитие той или иной цивилизации решающее воздействие оказывает окружающая природная среда.

Л.Н. Гумилев о влиянии природно-космических сил на процессы этногенеза, пассионарность, необходимости «соотношения каждого этноса с его вмещающим и кормящим ландшафтом, причем утрата этой связи невосполнима: упрощаются, а вернее, искажаются и ландшафт, и культура этноса» [«Этногенез и биосфера Земли»].

Г. Гачев о большом значении в формировании национального характера не только генетической наследственности людей и влияния культуры, но и воздействие своеобразия окружающей природы, что проявляется в мировосприятии, темпераменте, народных песнях и танцах [«Национальные образы мира»].

М. Вебер писал, что начиная с Нового времени, ориентация западноевропейской цивилизации на развитие науки и техники, практическую деятельность, подкрепленная протестантской установкой на трудовую активность индивидуума, способствовала покорению и преобразованию природы, ставшую просто объектом научного изучения [«Протестантская этика и дух капитализма»].

Л.А. Уайт писал о постепенном отчуждении человека от природы. Причиной назвал утверждение христианской картины мира. Язычники «одушевляли» природу и бережно относились к ней. Для практических действий с природой у духов-покровителей нужно было получить разрешение, совершить обряд. С появлением христианства человек выступил в роли хозяина, имеющего право ее эксплуатировать и преобразовывать.

Сошлемся на протоиерея А. Меня: «Согласно Библии, человек создан по образу Божию, призван повелевать миром и созидать, а сам мир понимается в Библии как процесс, который должен подчинить материальное мироздание духу» [История религии, т. 1., 1991].

Первобытные племена вели бродячий образ жизни, собирая плоды, занимаясь охотой, «вписываясь» в природу, почти как один из естественных биологических видов, не нанося ей ущерба. К концу палеолита (15 тыс. лет назад) численность людей была около 3 миллионов.

VIII-V тысячелетия до н. э. —– эпоха «неолитической революции» (от лат. «neo» —– новый, «lit» —– камень). Люди начали создавать постоянные поселения, выращивать злаки, овощи, одомашнивать «полезных» животных. Это ослабило их зависимость от природы и стимулировало рост населения.

Русский географ и социолог Л.И. Мечников писал: первые цивилизации, возникшие 6-5 тыс. лет назад в долинах больших рек Азии и Африки (Шумер, Египет, Индия, Китай), были связаны с необходимостью ирригационного земледелия [«Великие реки и развитие цивилизации», 1889]. Строительство плотин, каналов, изменяло естественную скорость течения рек, интенсивное возделывание земли изменяло ландшафт и окружающую природу.

Народонаселение постепенно увеличивалось и 4-5 тыс. лет назад составляло около 25 млн. человек, в основном в Египте, Месопотамии, Индии, Средней Азии, Китае. В 1 тысячелетии до н. э. «цивилизованный мир» включил Европу, охватив громадные территории от Атлантического до Тихого океана.

За последние несколько тысяч лет изменялся характер взаимоотношений «культуры» и «природы», на которую антропогенное воздействие постепенно нарастало. Человек уничтожал «ненужные» растения и «вредных» животных, изменял («окультуривал») видовые свойства «полезных». С улучшением агротехники расширялись пашни, вырубались леса, но постепенно хлебородные земли истощались. Прежде плодородные земли (напр., на Востоке) порой превращались в полупустыни. Развитие ремесла, необходимость металлических предметов, производство оружия, требовали разработки рудных месторождений, каменоломен и проникновения в недра Земли. Эпоха античности во многом изменила природные ландшафты Европы и Северной Африки.

В Новое время научно-промышленный прогресс в Европе сопровождался сокращением массива лесов, строительством шахт, возрастающей добычей угля и руды, урбанизацией, появлением миллионов машин на фабриках и заводах, сбрасыванием промышленных и бытовых отходов в реки. Для обеспечения энергией началось строительство гидростанций, перегородивших русла рек. Так, река Рейн (нем. «Rein» —– чистый) стала в XX в. «сточной канавой» отходов для нескольких стран Западной Европы.

НТП сопровождается нарушением процессов биоценоза, естественных ландшафтов, загрязнением источников пресной воды и атмосферы промышленными отходами, в т. ч., и радиоактивными. Вырубаются леса («легкие» планеты), дающие землянам кислород. Озоновые «дыры» в атмосфере пропускают вредное космическое излучение. Выход человека в космос дал космический «мусор». Под влиянием интенсивной деятельности человека происходит изменение климата Земли.

Научные прогнозы говорят о наступлении к середине XXI в. экологического кризиса, что ставят проблему сохранения человека, как биологического вида. Вице-президент США А. Гор писал, что духовный кризис, забвение нравственных начал грозят человечеству тем, что потребительская цивилизация ведет планету к гибели [«Земля на чаше весов»].

На крайне необходимом для землян балансе «природы» и «культуры» отрицательно сказывается произошедший за последние две тысячи лет стремительный рост численности населения. Население надо кормить, а это требует освоения новых земель, интенсификации сельского хозяйства, выработки все большего количества энергии.

Демографы посчитали, что за последние две тысячи лет население возросло примерно в 10 раз. К I веку н.э. было около 150-250 (возможно, 250-350) млн. человек, большинство из которых проживало в Китае, Индии, странах южной Азии и Римской империи.

В 1000 г. человечество оценивают в 275 млн.; в 1650 г. —– в 545 млн. Большое увеличение было во второй пол. XVIII в. В 1800 г. —– 906 млн. Во второй пол. XIX в. снова произошло резкое увеличение населения, что связано с улучшением медицины, снижением детской смертности и увеличением средней продолжительности жизни. В1900 г. —– 1 млрд. 600 млн.; в 1950 г.—– 2 млрд. 500 млн.; в 2000 г. —– 6 млрд. человек.

По расчетам ученых «Римского клуба» планета Земля может полноценно «прокормить» один «золотой миллиард» человек. Природные запасы угля, нефти, газа, металлических руд и пр. в недалеком будущем невосполнимы. Возрастающий и неконтролируемый рост населения вызывает необходимость использования всех земных ресурсов и ведет к их истощению.

 

ТЕМА 3. 3. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ КУЛЬТУРЫ.

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

 

ОБЩЕСТВО —– это устойчивая совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, целостный организм, выступающий как система социальных отношений и соответствующих им социальных институтов, как способов и средств воздействия на мировоззрение человека и отдельных социальных групп. Каждое общество предъявляет определенные требования к содержанию и функциям культуры, а культура своими проявлениями оказывает прямое воздействие на все стороны его жизни.

В социологии культура предстает и как элемент целостности, объединяя все формы культуротворческой деятельности человека в различных сферах общественной жизни и конкретно проявляется специфическим образом —– это материальная, духовная, художественная, политическая, экономическая, правовая, религиозная, нравственная, физическая культура и др.

Гражданское общество —– общество, в котором достигнут высокий уровень экономических, правовых, политических и культурных отношений между людьми, взаимодействие граждан и государственных структур.

«Естественное» право. Это понятие зародилось у Аристотеля, но особое значение оно приобрело в эпоху Просвещения, когда в европейских странах ссылки на естественное правооправдывали требования сословного и юридического равенства людей. Естественное право предполагает необходимость соответствия законов, права, морали и жизни общества законам природы и природе человека.

Культура общества —– это система социальных институтов, осуществляющих регулирующие функции в духовной сфере, сфере создания материальных благ, ценностей, поведении человека и др. Культура является продуктом общественного развития и свою динамику проявляет через творческую деятельность людей.

Либерализм —– идеология, отстаивающая индивидуальную свободу человека и исходящая из того, что государство должно меньше вмешиваться в личную жизнь граждан и в экономику.

Республика —– форма государства, в котором верховная власть принадлежит народу, и органы государственной власти, прежде всего законодательные, выбираются на определенный срок. Исторически существовали аристократические, олигархические и демократические республики.

Демократия (от греч. «демос» —– «народ» и «кратос» —– «власть») —– народовластие, форма правления, в которой имеются механизмы участия народа в избрании правящей элиты и управлении государством. Демократия появилась впервые в Древней Греции, была способом волеизъявления свободных граждан и не предоставляла демократических свобод рабам.

Демократия —– форма осуществления социально организованной свободы, принимающей во внимание право на свободу других людей. Предполагает выборность и разделение властей, формирование гражданского общества. Бывает непосредственной (проведение референдумов, прямых голосований) и представительной, когда народ осуществляет власть через своих избранных в парламент представителей.

Парламентская демократия —– современная форма демократии, при которой все решения принимаются представителями народа, избранные в ходе свободных выборов в правительственный орган — парламент.

Парламент (от фр. parler —– говорить) —– 1) высший представительный орган в западных странах, построенный целиком или частично на выборных началах.

В Англии называется парламентом, в США —– конгрессом, в Швеции —– риксдагом, в Норвегии —– стортингом и т. д.; 2) высшее судебное учреждение во Франции до буржуазной революции XVIII в.

Условием развития современного общества является демократическая культура. Это деятельность политических партий и других социальных институтов, обеспечивающих всем гражданам организованное и деятельное участие во власти, и осуществляющих контроль над ней, в совокупности гуманистических ценностей и демократических традиций.

Противоположностью демократической является тоталитарная культура. Это комплекс духовно-идеологических элементов массового сознания, обязательных норм, когда партийно-политические институты государственной власти направлены на тотальный контроль над всеми сферами культуры, деятельностью и поведением человека, репрессиями в отношении оппозиции и всех инакомыслящих.

Тоталитаризм —– разновидность сильной диктаторской власти, при которой установлен тотальный (полный) контроль за все сферами общественной жизни. Модель государственного устройства общества, в котором человек целиком подчинен политической власти, а государство, при жестком централизме полностью контролирует общество.

Тоталитарное государство —– государство, основанное на принципах тоталитаризма. К ним относятся: наличие господствующей идеологии, функционирование единственной партии, использование террора как способа управления, контроль за информацией и создание системы пропаганды, полный контроль государства за сферами экономики и силовых структур.

Теократия (греч. teos — бог, kratos —– власть) — форма государственного управления, при которой политическая власть осуществляется с позиций религиозной регламентации государственной и общественной жизни. Термин «теократия» был употреблен Иосифом Флавием (94 г. н.э.) при описании государственного строя иудеев, в котором верховными нормами государственной и общественной жизни были законы Моисея, трактуемые судьями, пророками и священниками.

Коммунизм —– идеология, основывающаяся в основном на идеях Карла Маркса, призывавшего к созданию бесклассового общества, в котором частная собственность будет ликвидирована. Государственная система, при которой средства производства (предприятия, банки и т.д.) принадлежат исключительно государству.

Конформизм (от позднелат. conformis —– «подобный», «сходный») — приспособленчество, некритическое принятие существующего порядка вещей, господствующей политической системы и преобладающих мнений. В случае смены политических режимов или изменения общественных идей конформист, не задумываясь, меняет свои представления, которые никогда не являются стойкими убеждениями. Внутренний мир конформиста всегда уподобляется внешнему, становится подобным ему.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ КУЛЬТУРЫ. Общество —– это система социальных отношений, способов и средств регулирования деятельности людей (социальных институтов), имеющих государственные функции —– организации и координации деятельности в различных сферах жизни. Образование, философия, наука, религия, мораль, искусство, право —– главные проявления культуры в жизни общества.

Социология культуры рассматривает социальные формы бытия культуры, проблемы культурной политики государства, деятельность социальных институтов, направленных на функционирование искусства, образования, спорта, сохранения культурного наследия, осуществляет социокультурное прогнозирование и др.

Социальная зашита — комплексная система мер социальных институтов, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности человека. Каждое государство обязано социально защищать своих граждан, а степень социальной зашиты населения и его отдельных слоев позволяет судить о цивилизованности общественного строя, уровне экономического развития страны и благосостоянии народа.

Социальная интеграция — процесс и результат установления связей, взаимодействия между социальными институтами, социальными группами, ведущие к сплочению, объединению общества в целое.

Каждый социальный институт располагает своими материальными средствами для реализации государственных задач, систему подготовки кадров. Среди них выделим системы образования и воспитания, законы и правовую систему и т. д.

Институционализация —– придание государством упорядоченного, организованного характера социальным отношениям через законы и учреждения, которые осуществляют деятельность социальных институтов культуры.

Функции государства:

— оно является гарантом развития культуры, без этого общество может оказаться во власти хаоса и преобладания частных интересов;

— оно обеспечивает поддержку общественного порядка, защиту населения, регулирование важнейших систем функционирования общества;

— оно обеспечивает материальную поддержку культуры, является ее заказчиком и спонсором.

Столица государства является, как правило, крупным культурным центром, сосредоточием профессиональной «элиты» и культурных памятников.

Современное государство действует по своим экономическо-политическим интересам, но динамика его развития не совпадает напрямую с динамикой культуры.

Вмешательство государственных структур в развитие культуры необходимо, но культура связана с индивидуальной и творческой деятельностью, и не всегда поддается регламентации. По мировоззренческим и экономическим причинам между государством и сферой культуры могут возникать трения и конфликты. При наличии правильно ориентированной культурной политики, учитывающей принципы гуманизма и общенациональные интересы, государство может оказывать активное влияние на работу организаций культуры и системы образования, в которых наиболее ярко формируется то или иное мировоззрение и социальные идеалы общества.

Образование — это система социальных институтов и учебных заведений, которая больше, чем другие сферы культуры, зависит от социально-экономического развития страны.

Образование - культурный процесс, выступающий как усвоение знаний, приобретение любой производственной, художественной и иной квалификации, изучение национальной и всей мировой культуры школьником, студентом, повышения квалификации и уровня образования взрослых.

Система образования направлена на усвоение и массовое распространение в обществе научных знаний, культурных норм, моральных принципов и гуманитарных ценностей. Чем эффективнее система образования это осуществляет, тем просвещеннее становится страна.

Система образования, осуществляя передачу новому поколению накопленного человечеством социокультурного опыта; является способом социализации личности, адаптации к социокультурной среде, в которой новому поколению предстоит жить.

Сегодня глобальной мировой проблемой ученые называют кризис системы образования. Его причинами называют «информационный взрыв, возрастание научных знаний в геометрической прогрессии, активное внедрение инновационных технологий в промышленности и экономике.

Система образования этого не успевает усвоить и студент в течение 5-6 лет получает устаревшие знания. Подготовка «узкого» специалиста сегодня так же становится практически ненужной. Надо менять саму систему подготовки современных кадров. В США, Японии и других странах разработаны концепции «непрерывного образования» специалиста в течение всей жизни.

Сегодня получение высшего образования — это не столько получение диплома, приобретение избранной профессии, а скорее, способ развития своего интеллекта, реализация потребности молодежи учиться, приобретение навыков получения новых знаний.

Специалисту XXI века придется неоднократно повышать свою квалификацию или даже переквалифицироваться. Это даст возможность приспособления к условиям «рынка труда», изменяющимся требованиям к специалисту любой сферы деятельности.

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ (от лат. functio —– исполнение, совершение) —– отношение двух (или более) объектов, для чего характерно сопутствующее изменение одного объекта при изменении другого. Это внешнее проявление свойств какого-либо объекта культуры в системе социальных отношений. Выделяют:

—– аксиологическую функцию — ориентация на определенную систему ценностей и норм культуры;

—– морально-регулятивную функцию — нормы морали, культурные ориентиры для действий человека и контроля за ним;

—– коммуникативную функцию — общения и взаимодействия людей в ходе деятельности;

—– информативную функцию — наследования и обмена между людьми культурной информации и др.;

—– познавательную функцию — производство и передача новых знаний (образование и воспитание, наука, религия, искусство); накопление и трансляция культурного опыта, ибо культура сохраняет предыдущий опыт в понятиях и словах, математических символах, формулах науки, языке искусства

—– функцию традиции — для передачи культурного опыта между поколениями;

—– латентную (скрытую) функцию — когда сфера культуры имеет и позитивный, и негативный характер. Так, религия сохраняет не только культурные традиции и вековую мудрость, но заблуждения и предрассудки.

—– игровую функцию — игра как феномен человеческого бытия и один из истоков культуры.

—– нормативно-интегрирующую функцию — создание системы значений, ценностей, норм, как непременное условие стабильности социокультурных систем;

Ключевые понятия: Гражданское общество, естественное право, социальные институты культуры, институционализация, социальная защита, социальная интеграция, функция культуры, функции государства.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.047 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь