Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЭЛИТАРНАЯ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА.



 

ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР опирается на выявление сходства и различия изученных объектов культуры, на поиск их идентификации, а в теоретической форме стремится отобразить строение исследуемой сферы культуры, подсистемы культуры, выявить закономерности ее развития.

ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Носителем этнической культуры (народно—бытовая культура, язык и фольклор) является этнос. «Этнос —– это группа людей, говорящих на одном языке, признающая свое единое происхождение, обладающих комплексов обычаев, укладом жизни, освященных традицией, отличающей ее от других групп» (С.М. Широкогоров, 1925).

ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА —– это имеющиеся у каждого этноса (народа) эмпирические знания, по ведению хозяйства, медицине, воспитанию детей, представления о морали, фольклор, традиции, обычаи, обряды и др. Этническая культура неотделима от повседневно-бытовой жизни народа и является продуктом длительного развития. В ее основе лежат культурные традиции, и в ней часто сохраняются обряды, обычаи, предрассудки и суеверия, несозвучные современной культуре. Та или иная религия выступает как средство этнической консолидации, затем —– как культурная традиция, надолго определяя мировоззрение этноса, доминирующие идеи нравственного плана.

По происхождению в русской народной культуре можно выделить и фольклорные, и религиозно-церковные элементы, но разделить их без ущерба целостности этнической культуры нельзя, их слитность стала симбиозом, культурной традицией.

В западной науке большую часть народно-бытовой культуры называют фольклором (от англ. «Folk-Lore» —– народное познание). Термин введен в 1846 г. английским историком У. Дж. Томсом, и в 1879 г. принят Английским Фольклорным Обществом. Главная специфика фольклора — локализация в «поле» этнической культуры.

В дореволюционной отечественной науке было более распространено понятие «устное народное творчество». Активно собирались народные песни, сказки, пословицы, поговорки, былины, описывались праздники, обряды и т. п. В конце XIX, нач. ХХ вв., возникли первые профессиональные музыкальные коллективы: народный хор (М.Е. Пятницкий), Великорусский оркестр (В. Андреев).

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. О значении национального начала в культуре польский поэт и литературовед Казимир Бродзиньский (1791-1835) говорил: «Поэзия есть зеркало, в котором отражается каждая эпоха, каждый народ. Не будем эхом чужеземцев, не станем вытаптывать цветы на родной земле только потому, что на ней легко разрастаются чужие».

Начало каждой национальной литературы обычно связано с записью исторических легенд и преданий. Таков памятник Древней Руси «Повесть временных лет».

Проблема существования в обществе «двух культур» (господствующей верхушки и народных масс).

В советское время большое развитие получили профессиональные коллективы народной песни и танца, оркестры народных инструментов, достойно представлявших русскую национальную культуру за рубежом.

Уровень развития каждой национальной культуры оценивают по творческим достижениям, представляющих ее в мировом масштабе. Русскую культуру невозможно представить без А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, Ф.И. Достоевского, Л. Н. Толстого, М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, С.В. Рахманинова, художников-передвижников (Крамской, Саврасов, Шишкин, Репин, Васнецов, Левитан, Суриков и др.), определивших «лицо» отечественной национальной культуры, и вошедших «золотым фондом» в мировую культуру.

Мировая культура выступает как целостная система, а национальная, как одна из ее подсистем. Мировая (общечеловеческая) культура невозможна без содружества отдельных национальных культур, которые так же невозможны без нее. Такой философско-культурологический подход снимает диалектическое противоречие между общечеловеческим и национальным в культуре. По теории систем, игнорирование любого элемента системы ведет к энтропии (угасанию) последней и неизбежной ее гибели.

ЭЛИТАРНАЯ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА. Деление культуры на «элитарную» и «народно-бытовую» произошло с возникновением государств, господствующей «элиты» общества и подчиненным положением трудового народа. В средневековье религиозно-церковной культуре противостоял жизнеутверждающий «импульс» народной культуры, рыцарскому эпосу —– творчество крестьян и простолюдинов (обряды, песни, пляски).

Продуктом «элитарной» культуры было создание оперы в Италии, балета при дворе французского короля (конец XVI, XVII вв.). Искусством для «элитарной» публики было создание известными всему миру композиторами симфоний, балетов, опер, сонат, а «простонародье» удовлетворялось народными песнями и бытовыми танцами.

Абсолютное распространение грамотности и образования не решило проблемы сосуществования «двух культур». В ХХ веке оформились два специфических полюса: элитарная культура — «высокая», интеллектуальная, личностная, и массовая, дешевая, доступная для широких масс. Как элитарная, так и массовая культура, носят «наднациональный» характер.

Элитарная культура ориентирована на образованную аудиторию и создается профессионалами. Ее сфера —– философия, наука, литература, искусство. Она функционирует в сфере интеллектуальной элиты, интеллигенции, но оказывает воздействие и на прогресс культуры в целом. Особенно ярко элитарность проявляется в искусстве: эстетическая свобода, глубина тематики, философский смысл, сложность, новаторство художественных форм. Круг его почитателей —– критики, художники, писатели, композиторы, артисты, завсегдатаи музеев, выставок, театралы и пр.

Живопись П. Пикассо, музыка А. Шенберга, «театр абсурда» С. Бекетта и др., конечно, трудны для восприятия «среднего» человека. Профессионалы и знатоки искусства утверждают, что подобные произведения опережают свое время. С повышением культурного уровня все большие массы почитателей смогут приобщаться к подобным художественным ценностям и круг потребителей расширится. Можно надеяться, что время их признания широкими массами придет.

Массовая культура имеет широкое межнациональное распространение. Время ее возникновения — середина ХХ века. Предпосылки для ее возникновения сложились в XVIII—XIX вв., с увеличением культурных контактов, успехов в образовании, появлении массового читателя, урбанизации, насыщение товарами широкого потребления и пр.

В ХХ веке начался триумф массовых зрелищ (кино, телевидение, шоу-концерты, спортивные состязания и др.). Появились новые средства массовой информации (радио, телевидение, Интернет), технические средства для распространения искусства. Грамзапись, TW, магнитофоны, стали доступны всем слоям населения. Без электроорганов и электрогитар невозможно представить мир поп-музыки.

Кинематограф превратился чуть ли не в ведущий вид искусства. Развитие телевидения потеснило его, и TW постаралось занять домохозяек индустрией досуга. Посещение филармоний, выставок, театров, музеев, библиотек, сегодня не сравнимо с посещением шоу-концертов, дискотек, просмотром боевиков, спортивных матчей и пр.

Влияние американской массовой культуры на европейские страны стало настолько интенсивным, что возник феномен, названный «вестернизацией». Во Франции даже были изданы законы о защите своей культуры и языка.

Массовая культура — сложное и противоречивое явление. Испанский философ Х. Ортега–и-Гасет [«Восстание масс», 1930] оценивал массовую культуру как примитив, стандартную «псевдокультуру» толпы, показал отрицательные ее стороны. Он выделил особенности «массового» человека: единообразие, стереотипность мышления, приспособленчество, невежество, несамостоятельность в принятии решений. В «массовой культуре» нет места саморазвивающейся творческой личности, у человека исчезает чувство индивидуальности, неприкосновенной сферы личного. Дж. Сэлдис так же писал, что массовая культура ориентируется на самые примитивные эстетические вкусы и приспосабливает к нормам жизни несовершеннолетних.

Канадский социолог М. Маклюэн писал в 1970-е гг., что появление массовой культуры — естественное следствие развития средств массовой коммуникации. Массовая культура — это и программы телевидения, радио, кино, реклама, поп-музыка, мода, компьютерные программы и т. д., которые способствуют созданию массового потребителя этой продукции. Благодаря Интернету, массы населения получают сегодня доступ ко всем формам культуры, в том числе, и элитарной, что повышает их культурный уровень.

Поп-культура — сленговое название массовой художественной культуры. Массовое искусство создается профессионалами, но в отличие от элитарного, общедоступно, превращаясь в «товар», дающий прибыль. Оно создается в расчете на невысокие вкусы масс, и его потребление не требует талантов и профессиональной подготовки.

Поп—музыка является авторской, но доступна для всех независимо от уровня образования, удовлетворяя сиюминутные запросы людей, хотя и обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная.

Китч (сленг, от нем. — «удешевлять», англ. — «для кухни») — разновидность поп-музыки, например, шлягеры, которые быстро выходят из моды. С «элитарным» искусством и фольклором этого не происходит.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь