Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТЕМА 4. 2. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ И «СЕРЕДИННЫЕ» КУЛЬТУРЫ



 

«СЕРЕДИННАЯ» КУЛЬТУРА (иначе — доминирующая культура ) — устойчивая совокупность ценностно-культурных ориентаций общества, обусловливающих его единство и целостность. В серединной (доминирующей) культуре формируется мировоззренческий идеал приемлемый для широких масс на длительный период времени. Благодаря культурной трансмиссии (передаче) каждое новое поколение начинает с того, на чем остановилось предыдущее, и оно может добавить новое к накопленным нормам и ценностям культуры.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ (субкультуры) — это подсистемы внутри доминирующей («срединной») культуры, выделяющиеся по демографическому, этническому, социальному, профессиональному признаку (молодежная субкультура, субкультура пожилых людей, профессиональная, криминальная субкультура и др.).

Субкультура — это специфическая подсистема культуры различных групп населения, имеющая некоторые собственные ценности, традиции, нормы и стереотипы поведения, взгляды на жизнь, особенности менталитета его носителей, но которая не противостоит «доминирующей» культуре.

Молодежная субкультура — специфический мир со своими ценностями, идеалами, модой, стилем поведения, ценностями искусства, зависимостью от стандартов массовой культуры.Язык принимает форму жаргона («слэнг»). В молодежной субкультуре преобладают стереотипы поведения и конформизм.

Молодежная субкультура во многом наполнена искусственными заменителями культурных ценностей. Подражание популярным артистам, экранным героям (доминирование сильных личностей), спортсменам (фанаты), пристрастие к дискотекам, вместо собственного духовного совершенствования.

Особое место в молодежной субкультуре занимают неформальные группировки («тусовки»), которые могут встать на путь антисоциального поведения. Одним из способов «иллюзорного» бегства от действительности являются алкоголь и наркотики.

Контркультура отличается от «доминирующей» культуры противостоянием, конфликтом с господствующими ценностями. Контркультурой называют и формы протеста западной молодежи (напр., «хиппи») против идеалов потребительского общества и массовой культуры, что выражается в различных по идейно-политической ориентации группах и принимает разные формы — от пассивных до экстремистских. Демократизм часто сочетается здесь с анархизмом, нигилизмом, религиозными поисками. По словам историка И. Бестужева-Лады, существует проблема бескультурья, кризис современной культуры, который выступает под знаменем «контркультуры» с гибельными последствиями для общества.

Иногда «контркультурой» называют молодежную субкультуру 1960-70-х гг. («новые левые», «хиппи», «битники»). Характерно для них критически-негативное отношение к нормам морали и господствующим ценностям американского общества. Они отрицали политическую лояльность, рационализм, официальную церковь, конформизм (соглашательство), материальный успех, наживу, сексуальную сдержанность. Часть из них, увлеченная восточными учениями, бежала в Индию, где некоторые живут до сих пор.

Сегодня для большей части западной молодежи отдых и проведение досуга — ведущие формы жизнедеятельности, вытеснившие труд как главную потребность. От удовлетворенности формами досуга зависит и удовлетворение молодежи жизнью в целом.

Молодежная мода отражает быстро проходящую популярность. Наличие модных вещей, одежды, является для большинства престижным не потому, что они красивы или необходимы, а потому, что по их наличию молодежь оценивает уровень благосостояния и успеха. Это особенно важно в той среде, где от этого зависит статус и престиж человека, а не успехи, например, в сдаче экзаменационной сессии на «отлично».

У каждого нового поколения своя мода и увлечения «своим» искусством. Поэтому возникает проблема «отцов и детей».

Ключевые понятия: Типология культуры, доминантная культура, серединная культура, субкультура, контркультура, элитарная культура, массовая культура, этнос, этническая культура, национальная культура, мировая культура, китч, поп-культура.

 

ТЕМА 4. 3. ЦИВИЛИЗАЦИЯ

 

Понятие «цивилизация» восходит к латинскому «городской», «гражданский», отделяя подданных Римской империи, от «нецивилизованных» варваров и жителей далеких восточных стран, где царствует деспотизм. Французские просветители под «цивилизацией» понимали нравственные правила, образованность, городскую культуру, отличая «нецивилизованные» народы от «цивилизованных» европейцев.

Американский антрополог-эволюционист Л. Морган в труде «Древнее общество» (1877) выделил три этапа развития общества: дикость, варварство, цивилизацию, считая таковой возникновение оседлой жизни, создания государств, изобретения письменности и законов. В те же годы, английский антрополог-эволюционист Э.Б. Тайлор, в труде «Первобытная культур» (1871), понятия «культура» и «цивилизация» применил как адекватные.

В ХХ веке О. Шпенглер назвал цивилизацию последней стадией развития культуры. Цивилизация – это смерть «духа» культуры, считал Н.А. Бердяев. П.А. Сорокин считал культуру духовным наполнением цивилизации. А. Тойнби рассматривал «локальные» цивилизации как единый небиологический организм. С. Хантингтон определил цивилизацию, как сообщество, отличающееся своей историей, языком, религией, традициями. Он выделил существование в ХХ веке африканской, западной, индуистской, исламской, конфуцианской, латиноамериканской, славяно-православной и японской цивилизаций.

Цивилизация предстает как уровень развития страны, жизненного комфорта, материальных и технических достижений. Развитие мировой цивилизации происходит как вершины технических и научных достижений человечества, внедрения новых технологий и источников энергии. Писатели-фантасты пишут о «внеземных» и космических цивилизациях. Возможна и такая современная трактовка: дописьменная цивилизация — письменная цивилизация — машинная цивилизация — информационная цивилизация.

Идея «циклического» развития цивилизаций принадлежит Дж. Вико [«Основания новой науки об общей природе наций», 1725-1744]. Он считал, что общество развивается циклично в силу своих внутренних и закономерных причин. Каждый народ проходит в развитии три эпохи («божественную», «героическую», «человеческую»), аналогичную развитию человека — детству, юности и зрелости. Государство возникает в «героическую» эпоху и представляет господство аристократии (элиты) общества. В «человеческую» эпоху на смену приходит демократическое государство, где торжествует свобода и «естественная» справедливость. Это будет вершиной и зрелостью развития общества, после чего наступает упадок, а общество возвращается к первоначальному состоянию. Затем вновь наступает развитие общества по восходящей линии, и начинается новый «цикл» его истории.

И. Гердер выделял специфику таких цивилизаций, как Китай, Египет, Грецию, Рим, культуру Германии, России и др. Он считал, что их различие не должно разделять народы на «просвещенные» и «непросвещенные». И. Гердер был против «евроцентризма», подчеркивал азиатское происхождение ряда феноменов культуры [«Идеи к философии истории человечества», 1791].

Л. Моисеева выделяет: циклический тип развития – Восточная цивилизация, прогрессивный тип развития - Западная цивилизация, непрогрессивный тип развития – аборигены, ведущие традиционный образ жизни в Австралии, Африке, Америке, некоторые коренные народы Северной Европы и Сибири.

С.А. Завадский и Л.И. Новикова («Искусство и цивилизации», 1986), выделяют: восточные цивилизации традиционалистского типа (Индия и Китай); западную цивилизацию динамичного типа (Европа и Северная Америка); арабо-мусульманскую цивилизацию ассимиляционного типа на базе культур-предшественников и заимствованиях; латиноамериканскую цивилизацию метисного типа (симбиоз культур Европы, Африки и аборигенов Америки).

К. Ясперс называл «осевое время» (800 – 200 гг. до н.э.) периодом формирования духовных основ современной цивилизации, связывающим человечество в рамках единой мировой истории. Существующими в ХХ в. К. Ясперс назвал западно-христианскую, православно-христианскую, исламскую, дальневосточную, индуистскую цивилизации.

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД. Цивилизация выступает как образование, ограниченное в историческом времени и локализированное в географическом пространстве. Цивилизационный подход основан на принципах «органицизма», «культурного плюрализма» (от лат. «pluralis» — множественный, многообразный), и «культурного полицентризма» (от греч. «poly» — много, лат. «centrum» — средоточие, центр).

Принцип «органицизма» заключен в том, что каждую локальную культуру (цивилизацию) рассматривают как аналог целостного живого организма, относительно замкнутого от других. Ее развитие имеет циклический характер, как и любое живое существо, она рождается, растет, расцветает, стареет и неизбежно гибнет.

Концепции существования относительно замкнутых социокультурных систем органического типа создали Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин и др. Основные принципы выделения ими специфических исторически существовавших цивилизаций (культур): географический, историко-хронологический, этнический.

 

Распространение цивилизационного подхода привело к тому, что понятие «цивилизация» в какой-то степени утратило один из первоначальных аспектов, связанного с утверждением превосходства одних культур над другими.

В современной культурологии цивилизационный подход «растворился» в различных направлениях исследований, но остался одной из главных парадигм, потому что он противостоит любым вариантам культурного моноцентризма: «европоцентризму», «американоцентризму» и др., имеющими некоторое распространение.

Ключевые понятия: цивилизация, дикость, варварство, цивилизационный подход, циклический, прогрессивный, традиционный тип культуры.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1163; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь