Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Предмет и сущность методического руководства культурно – просветительной работой
План лекции: 1. Предмет методического руководства. 2. Сущность методического руководства. 1. Предметом методического руководства культурно – просветительной работой является методика культурно – просветительной работы, воспринимаемая как совокупность правил, требований и приемов психолого – педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение людей в условиях свободного времени. С точки зрения подхода к методике как деятельности под ней понимают логическую цепочку действий, включающую формирование конкретных целей и задач воспитания, определение содержания, отбор методов, реализацию средств и организацию форм воспитательного воздействия на личность в условиях свободного времени. Таким образом, основу методики культурно – просветительной деятельности составляют пять ведущих компонентов: цели, содержание, средства, методы и формы работы. Каждый из перечисленных компонентов методики видоизменяется в силу объективно существующих закономерностей их развития. Изменения общественной, социально - экономической жизни в обществе, смещение акцентов в содержании досуга поставили вопросы о корректировке целей культурно - досуговой деятельности. Конечная цель методического обеспечения - достижение наивысшего уровня работы всех культурно - досуговых учреждений. Реализация конечной цели методического обеспечения происходит последовательно с достижением близких и промежуточных целей. Среди них: вывести методическое обеспечение на уровень, при котором может осуществляться управление процессом развития методики и обеспечиваться постоянное совершенствование практической деятельности культурно - досуговых учреждений; подвести практическую методику к уровню передовой теории и практики культурно - досуговой деятельности, достигнуть выравнивания уровня работы учреждений культуры за счет «подтягивания» отстающих до уровня средних и передовых. В прямой зависимости от событий и явлений, происходящих в общественной, социально - экономической и культурной жизни страны, находится и содержание воспитательных акций, их информационный аспект. В соответствии с изменяющимися возможностями восприятия аудитории и расширением технических возможностей меняются и средства культурно – просветительной работы. Под методами воспитания личности в часы досуга понимаются способы педагогического воздействия на участников социально – культурной деятельности в условиях свободного времени с целью удовлетворения и дальнейшего развития духовных потребностей и формирования общественно ценных качеств личности. Методы развиваются под влиянием преобразований как самой личности (воспитуемой или воспитывающей), так и средств культурно – просветительной работы. Наиболее подвижными считаются формы культурно – просветительной работы, так как форма – это внешнее выражение всего воспитательного процесса, его структура. Форма культпросветработы – это утвердившаяся на практике система применения совокупности определенных средств и методов организации социально – культурной деятельности в условиях свободного времени, стимулирующая гармоническое развитие личности. Она связывает все остальные элементы методики воедино. Поэтому изменение каждого компонента методики культурно – просветительной работы ведет к изменению формы. Формы многообразны, потому что бесконечно сочетание средств и методов культурно – просветительного воздействия на личность в свободное время в соответствии с меняющимися целями воспитания. Говоря о развитии методики культурно – просветительной работы под влиянием объективных социокультурных факторов, необходимо иметь в виду не только относительную самостоятельность различных ее составных элементов, но и их взаимосвязь, взаимообусловленность. Например, та же форма, будучи производной от сочетания множества компонентов методик и, следовательно, зависимой от них, сама может исполнять активную роль в отношении их развития. Объективное начало в методике культурно – просветительной работы неотделимо от субъективных факторов. Методика как совокупность цели, информационного содержания, средств, методов и форм культурно – просветительной работы – продукт индивидуальной или коллективной творческой деятельности как специалистов, так и актива культурно – просветительных учреждений, и как всякий продукт творческой деятельности человека несет в себе немало субъективного. Относительно субъективно осознание цели воспитательного акта, определение его направления и прогноз результатов. Личностный подход прослеживается в оценке педагогической ситуации, в условиях которой осуществляется культурно – просветительное воздействие, в способе отбора и подачи материала. Но индивидуально – личностный характер свойственен не только процессу создания методики, но и ее реализации. И было бы неверным считать все это проявлением субъективного начала, так как представления о методике формируются (как у ее создателей, так и у ее потребителей) в ходе общественно – исторической практики и в той или иной мере отражают объективную действительность, учитывают реальные пути ее развития. Таким образом, методика культурно – просветительной работы не носит застывший характер, а выступает как процесс, складывающийся из динамичных и взаимообусловленных компонентов, развивающихся под влиянием объективных и субъективных факторов. Совершенствование методики, ее развитие, преобразование неотделимо от ее познания, которое происходит на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом. Эмпирический – это такой уровень знания методики, содержание которого в основном получено из практики организации социально – культурной деятельности масс в условиях свободного времени. Теоретический уровень отражает методику со стороны ее связей и закономерностей, полученных не только в культурно – просветительной практике, но и путем абстрактного мышления. И тот и другой уровни познания методики культурно – просветительной работы (как и любого другого объекта познания) тесно связаны между собой. Теоретические построения методики возникают преимущественно на базе обобщения практики культурно – просветительных учреждений (проведение экспериментов, наблюдений). В свою очередь при эмпирическом познании методики пользуются идеями, возникшими в результате ее теоретического осмысления. Итак, познание методики, а, следовательно, и ее развитие, преобразование предполагает активное взаимодействие теории и практики культурно – просветительной работы. Процесс этот многоплановый, неравномерный и достаточно противоречивый. В некоторых случаях методика, используемая в практике конкретных культурно – просветительных учреждений, опережает методику, известную в теории, и тогда говорят о возникновении новых форм, средств, методов, педагогических приемов или даже о новой методике в целом. Но подчас методика культурно – просветительной работы, применяемая в практике, отстает от теории. Причем степень этого разрыва зависит от уровня развития науки и реального функционирования методики культурно – просветительной работы на местах, от использования новых педагогических форм в практике и, конечно, от компетенции кадров, способных решать современные задачи воспитания. Закономерный разрыв в ходе развития методики культурно – просветительной деятельности между ее теоретической и практической разработкой характеризуется тем, что для разных звеньев практики он неоднозначен. Уровень отставания или опережения у конкретных культурно – просветительных учреждений неодинаков. Так, например, в одном уже используется та или иная прогрессивная форма педагогического содействия развитию личности в условиях свободного времени, в другом – о ней еще даже не знают, в третьем – знают, но применить пока не умеют и т. п. Неравномерность развития методики культурно – просветительной работы на уровне практики обусловлена теми отличительными профессиональными возможностями, которые присущи каждому культпросветучреждению. Профессиональные возможности, понимаемые достаточно широко, включают в себя характеристику материально – финансовой базы, технического оснащения, технологического мастерства кадров, аудиторную и региональную специализацию культурно – просветительного учреждения и т. п. В совокупности они выступают как определяющее условие зарождения, разработки, совершенствования методики, применяемой в конкретных ситуациях. Окончательно нивелировать эти условия невозможно. Ведь в их число, кроме материально – технических, поддающихся стандартизации, входят и педагогические, уже самой своей природой исключающие полную унификацию. Именно в силу индивидуально – личностной неповторимости субъекта и объекта воспитания методика культурно – просветительной работы развивается на уровне практики неравномерно. 2. Методическое руководство возникло, как свидетельствует исторический анализ, для регулирования сложного, во многом субъективного, неравномерного процесса развития методики культурно – просветительной работы. Стремление «выравнить» его, сократить до возможного предела естественный «разрыв», с одной стороны, между теоретическим и практическим уровнями развития методики, с другой – между передовым и массовым опытом культурно – просветительной работы привело к созданию системы методического руководства. «Установить единую методическую линию», «выравнить практическую методику» - под такими девизами в 20 – е годы начала функционировать эта система. «Установить единую методическую линию» - означало достичь более или менее одинакового, относительно стабильного, равно доступного уровня развития методики. Иначе говоря, методика, применяемая в практике конкретного культурно – просветительного учреждения, при всей своей оригинальности и неповторимости должна была отражать максимальную степень познания методики на текущем этапе. Обеспечить единую методическую линию культурно – просветительной работы – значит привести практическую методику в соответствие с передовыми тенденциями теории и практики воспитания. В каком – то смысле это вечное стремление к идеалу методики культурно – просветительной работы, к ликвидации разрыва между «слабыми» и «сильными» культурно – просветительными учреждениями, деятельностью регламентированной и творческой, возможным и достигнутым уровнями методической квалификации и т. п. Поэтому методическое руководство имеет непреходящее значение. Главное назначение методического руководства состоит в обеспечении постоянного совершенствования культурно – просветительной деятельности на основе регулирования процесса развития ее методики. Основная цель методического руководства – достижение максимально высокого для данного этапа уровня практической методики организации социокультурной деятельности масс в условиях свободного времени. Механизм методического руководства, посредством которого реализуется его цель, заключается в обеспечении постоянной информационной связи как по «вертикали», т. е. между теорией и практикой культурно – просветительной работы, так и по «горизонтали» - на уровне практики. Главные задачи методического руководства: 1. повышение профессионального мастерства культпросветчиков за счет постоянного расширения их знаний о методике; формирование научного подхода к осуществлению культурно – просветительной деятельности как целостного воспитательного процесса, в котором взаимосвязаны, взаимообусловлены все компоненты; совершенствование технологии труда; 2. развитие творческого потенциала специалистов культпросветучреждений, формирование у них обязательной установки «на творчество»; развитие в каждом из них индивидуального восприятия педагогических процессов; воспитание самостоятельного мышления, способного преодолевать стереотип и создавать оригинальную продукцию; 3. внедрение передового опыта в массовую практику культурно – просветительных учреждений на основе регулярного анализа состояния методики в масштабах страны и с учетом зарубежного опыта; развитие у культпросветчиков навыков постоянного обогащения своей практики, умения верно (с педагогической точки зрения) интерпретировать чужой опыт и вносить в него элементы новаторства. Резюме: 1. Предметом методического руководства выступает методика культурно – просветительной работы, которая в силу своего двойственного объективно – субъективного характера, творческой природы развивается неравномерно. 2. Методическое руководство призвано обеспечивать совершенствование культурно – просветительной деятельности. Вопросы для повторения: 1. Что является предметом методического руководства культурно – просветительной работой? 2. В чем заключается сущность и основные задачи методического руководства? Литература 1. Бирженюк, Г. М. Методическое руководство культурно - просветительной работой: учеб. пособие / Г. М. Бирженюк, Л. В. Безене, Н. А. Горбунова. – М.: Просвещение, 1989. – 176 с. 2. Культурно - досуговая деятельность: учебник / под науч. ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998. – 462 с. Лекция 3. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1036; Нарушение авторского права страницы