Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Отечественная психология о личности



В отечественной психологии также существуют различные воззрения на проблему личности.

Исследование личности как системы отношений было начато А.Ф.Лазурским и продолжено В.Н. Мясищевым (1902–1973) и его учениками и последователями.

А.Ф. Лазурский предполагал, что личности различаются по преобладанию в них внешних и внутренних источников развития («экзопсихики», т.е. основанном на приобретенном опыте отношения человека к окружающему к самому себе, и «эндопсихики» или внутренних психологических механизмах, основанных на нервно-физиологической организации). А.Ф. Лазурский также отмечает переход отношений в черты характера. В его программе исследований, проведенных с целью классификации личностей, были выделены 15 групп отношений личности к различным явлениям природы, общества, ценностям, к себе, ко всему, что составляет объекты этих отношений.

В.Н. Мясищев считает систему отношений главной характеристикой личности. Отношение это сознательная, основанная на опыте избирательная психологическая связь, которая соединяет человека с живой и неживой природой, процессами и явлениями в мире, с другими людьми (интерперсональные связи), с самим собой (отношение к себе, самооценка).

Человек рождается без всяких отношений, они формируются у него в процессе жизни. Система отношений, имеющаяся у каждого из нас, уникальна, поскольку является результатом нашего индивидуального опыта. Отношение человека к самому себе – наиболее позднее образование, следующее за отношениями к ситуациям, предметам и людям. Оно завершает становление характера и в целом системы отношений личности, обеспечивая ее целостность. Отношения характеризуют степень интереса, силу эмоций, желания или потребности, вследствие чего выступают в качестве движущей силы личности.

Б.Г. Ананьев исходным моментом структурно-динамических свойств личности считал ее статус в обществе (экономические, политические и правовые, идеологические и т.д. положения в обществе), равно как и статус общности, в которой складывалась и формировалась данная личность.На основе статуса и постоянной взаимосвязи с ним строятся системы: а) общественных функций-ролей и б) целей и ценностных ориентаций. Можно сказать, что статус, роли и ценностные ориентации образуют первичный класс личностных свойств, интегрируемых определенной структурой личности.

Эти личностные характеристики определяют особенности мотивации поведения, структуру общественного поведения, составляющих как бы второй ряд личностных свойств. Высшим интегрированным эффектом взаимодействия первичных и вторичных личностных свойств является характер человека, с одной стороны, склонности – с другой. Основная форма развития личностных свойств человека – жизненный путь человека в обществе, т.е. его социальная биография.

С позиций психологии деятельности рассматривает личность А.Н. Леонтьев, развивая идеи Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна. Личность выступает как продукт социально-общественного развития. В качестве ее реального базиса выступает совокупность общественных отношений, реализуемых человеком в его деятельности. Через деятельность человек воздействует на природу, вещи, других людей. При этом по отношению к вещам он выступает как субъект, а по отношению к другим людям – как личность. Деятельность каждого конкретного человека зависит от его места в обществе, условий его жизни и неповторимых индивидуальных обстоятельств. Деятельность человека вытекает из его потребностей. Вне деятельности реализация любой потребности невозможна.

При этом ядром личности, ее стержнем выступают мотивы и цели деятельности. Личность характеризуется сформированностью иерархии мотивов, их широтой, динамикой, а также содержанием ведущей деятельности.

Базовым в объяснении психики и поведения для грузинского психолога Дмитрия Николаевича Узнадзе (1886-1950) стало понятие установки. Установка это детерминирующая тенденция, внутреннее состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к явлениям и объектам действительности. Установка для Узнадзе выступает как опосредствующее звено между физическим и сознательным миром.

В школе Д.Н. Узнадзе разработано положение, согласно которому установки, возникающие при встрече потребности и ситуации, определяют направленность поведения субъекта до тех пор, пока поведение не наталкивается на те или иные препятствия. В этих случаях неосознанное поведение прерывается и начинают действовать сознательные механизмы объективации. Возникающие затруднения привлекают внимание и благодаря этому осознаются. После сознательного нахождения нового режима регуляции управление поведением вновь переводится на режим управления подсознательными установками. Эта непрерывная передача управления обеспечивает гармоничное и более экономное взаимодействие сознания и бессознательного.

Установки, по мнению Узнадзе, обеспечивают не только состояние готовности к определенной деятельности, направленной на удовлетворение той или иной потребности, но и являются фактором, направляющим и определяющим содержание сознания. Благодаря механизмам объективизации, человек выделяет себя из окружающего мира, начинает относиться к нему как к существующему объективно и независимо от него.

 

7.3. Основные качества (свойства) личности

 

Несмотря на существенные расхождения в подходе к личности и ее определении, имеются и общие позиции, которые могут быть отражены при выделении и описании ее основных качеств (свойств):

· социальность, т.е. несводимость к индивидным, биологическим характеристикам человека, насыщенность социо-культурным содержанием;

· уникальность – своеобразие и неповторимость внутреннего мира конкретной личности, ее суверенность и несводимость к тому или иному социальному или психологическому типу;

· трансцендентность – стремление выйти за «пределы себя», постоянное развитие и творчество как способ бытия личности, вера в возможность самосовершенствования и преодоления внешних и внутренних барьеров на пути к цели и, как следствие сказанного, назавершенность, противоречивость и проблемность;

· целостность и субъективность – сохранение внутреннего единства и тождества (равенства самому себе) во всех проживаемых ею на протяжении жизни ситуациях, надситуативность;

· активность и субъективность – способность изменять себя и условия своего существования, относительная независимость от внешних условий, способность быть источником собственной активности, причиной поступков и принятие на себя ответственности за эти поступки;

· нравственность как гуманистическая основа взаимодействия с социальным миром, стремление относиться к Другому как к высшей ценности, равновеликой ценности собственного «Я», а не как к средству достижения иных, более «высоких» целей.

Перечисленные свойства личности не существуют сами по себе, отдельно друг от друга, но образуют диалектически противоречивые связи, разумно ограничивающие и гармонизирующие их проявление в процессе жизнедеятельности. Так, нравственность ограничивает активность и субъективность, не позволяя им выродиться в социально неприемлемые формы. Уникальность помогает «снять» проблему превращения личности в процессе социализации в «коллективного человека» (К.-Г. Юнг), конформиста. Социальность препятствует перерождению уникальности и суверенности личности в эгоцентрическую замкнутость. Целостность определяет ту грань изменчивости личности, которая помогает сохранить ее идентичность. Стремление к трансцендированию ведет к раскрепощению скрытых резервов личности, повышая ее творческие и адаптивные возможности, не позволяя личности застыть в косной самоудовлетворенности.

Все эти качества не даны личности изначально, а представляют собой результат длительного и сложного процесса формирования или становления личности.

 

Вопросы для самопроверки

1. Как определяется личность с позиций научной психологии?

2. Как соотносятся понятия «индивид», «личность» и «индивидуальность»?

3. Назовите и охарактеризуйте основные зарубежные подходы к личности.

4. Назовите и охарактеризуйте основные отечественные подходы к личности.

5. Назовите основные качества (свойства) личности.

 

Рекомендуемая литература

а) основная:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1969.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 1996.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.

4. Маклаков А.Г. Общая психология. – М., 2001.

5. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности. Тексты. – М., 1982.

6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб,. 1997.

б) дополнительная:

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977.

2. Асмолов А. Г. Психология личности. – М., 1990.

3. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л., 1960.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Т.II. – М., 1989.

5. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973.

6. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные исследования по психологии установки. – Тбилиси, 1958.

7. Фэйдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. – М., 1996.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь