Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные механизмы воспитания
1. Идентификация – отождествление себя с образами окружающего мира. Реализуется через два процесса: *интериоризация – принятие внутрь себя; *самопроекция – выведение наружу: результат - проекция, внешний образ себя. Этапы идентификации: *идентификация с самим собой, со своим телом (например, формирование «я» образа у ребенка); *идентификация с полом (дети стараются быть похожими на родителей); *идентификация с социальными ролями. Задачи педагога: организация воспитывающей среды; перевод социальной ситуации развития в педагогическую.
1. Драматизация – внутренняя переработка образов. Осуществляется на двух уровнях – отреагирование и переживание. Педагог должен занимать определенную позицию по отношению к переживаниям воспитанника, он может организовать этот процесс. И тогда драматизация – процесс организации чувств через культурно заданные формы (театр, музей, встреча рассвета). Переживание ведет к созданию нового образа. Приемы инициирования драматизации: *театрализация – ребенок получает роль (создание детского театра); *расширение среды (автостоп, организация экскурсий); *групповая деятельность (общественная деятельность). Позиции педагога – внутреннее эмоциональное богатство, открытость, сопричастность, эмпатия – сопереживание другому. 2. Осознавание – установление связи между объектами и образами на уровне вербализации (выведение наружу через слово). Например, проведение в детских лагерях вечерних огоньков, где обсуждается прожитый день, в том числе поступки детей. Для вербализации необходим диалог. Диалог – это соотнесение, выявление, актуализация двух или нескольких логик, задержка в точке удивления. Внутренний диалог – рефлексия – анализ и осмысление действий. Позиции воспитателя (по К. Роджерсу): эмпатическое понимание; открытость личному опыту; доверие к возможностям, способностям воспитанника; искренность в выражении своих чувств. 3. Сублимация – психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Превращение, трансформация, разрешение, разрядка. Не запрет, а легализация инстинктов в культурной форме (компьютер, спорт, активные виды отдыха). Задачи педагога: предлагает культурные формы легализации инстинкта, увлекает, включает, задает выбор. Позиция педагога: понимание, наблюдение, оценивание. Это освоение нового способа жизнедеятельности (например, шефская работа). 4. Вытеснение, изгнание образа - осуществляется на трех уровнях: 1) недопускание к осознанию, блокировка образа; 2)осознание и логичное принятие решения о его вытеснении; 3) аннулирование действия (через изоляцию, либо считаем это неважным для себя). Виды аннулирования: внутренний запрет; запрет коллектива; табу; ритуал; прощение с последующим забвением. Позиция педагога: сопричастность, обращение к ценностям, психотерапия. Выделяют также следующие механизмы социализации: 1. Самоограничение (если человеку кажется, что его достижения незначительны, самоуважение понижается, он даже прекращает деятельность). 2. Интеллектуализация (человек переживает страх и тревогу, абстрактно рассуждая о ситуации, а не разрешает ее) (Печорин). Педагогу следует способствовать разрешению ситуации. 3. Рационализация – изобретение логичных рассуждений для объяснения своих психических состояний, неудовлетворение потребностей (Раскольников). Разочарование, тревога, неудача вызывают агрессивность, раздражение. Задачи педагога: *включение в разнообразную деятельность (где-то будет успех); *совместная рефлексия (поиск истины); *знать механизмы и использовать эти знания при организации деятельности. Понимание механизмов воспитания необходимо каждому педагогу для выстраивания своей осознанной деятельности при организации педагогического процесса. Введение в дидактику. Основные понятия и категории. Формы организации учебного процесса. Дидактика (от греч. Didakitos – поучающий, didasko – изучающий) – отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы образования и обучения в их наиболее общем виде. Впервые слово «дидактика» появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфгана Ратке (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я. А. Коменский. В начале XIX века немецкий педагог И. Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Дидактика выявляет *закономерности и принципы обучения, *задачи и содержание образования, *формы и методы преподавания и учения, стимулирования и контроля в учебном процессе, характерные для всех учебных предметов, на всех возрастных этапах обучения. Объект дидактики – процесс обучения. Предмет – закономерности процесса обучения, изучение системы отношений: ученик/учебный материал, учитель/ученик, ученик/другие ученики. Неизменными со времен В. Ратке остаются и основные задачи дидактики – разработка проблем: *чему учить; *как учить эффективно; *когда, где, кого и зачем учить.
Взаимосвязи между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса изображены на рисунке:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1694; Нарушение авторского права страницы