Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Школа и педагогическая мысль в Европе XVII – XVIII веков.



Школа и педагогическая мысль в Европе XVII – XVIII веков.

Положение школы в Германии XVII столетия.

Краткие сведения из биографии Вольфганга Ратке.

Педагогические идеи Вольфганга Ратке.

Краткие сведения из биографии Яна Амоса Коменского.

Педагогические идеи Яна Амоса Коменского. Воспитание «человечного в человеке».

 

 

Школа и педагогическая мысль в Западной Европе XVII-XVIII веков.

В XVII –XVIII веках педагогика и школа в западной Европе развивалась в экономических и социальных условиях переломных для человечества. Социальный институт, идеология феодализма превратилась в тормоз для развития воспитания и образования. В противоречие со временем вступает традиция, когда жизненный успех обеспечивает не деловые качества и образованность, а игра обстоятельств и принадлежность привилегированным сословиям. В результате на вершины власти поднимались люди если не невежественные, то во всяком случае не получившие достойного воспитания и образования.

В недрах феодализма ускорилось образование новых общественных и духовных ценностей, решительно пересматривалась концепция в отношении человека и мира. Наиболее заметная роль в критике сословной школы, разработка прогрессивных педагогических идей принадлежала представителям позднего Возражения и возникшего в XVIII веке движения Просвещения. Появляется небывалое число педагогических трактатов, в которых выражается стремление сделать личность свободной, посредствам воспитания и образования обогатить духовную природу человека. Педагогическая проблематика становится одной из приоритетных тем в научных исследованиях, выявляются законы педагогического процесса, вытекающие из объективных закономерностей природы и общества.

Новый идеал личности был переориентирован на формирование человека, который постигает окружающую действительность как целостный мир, являющейся частью множества иных миров. Воспитать такого человека можно было только на основании новых знаний необходимых для занятий коммерции, путешествиями и так далее. Такие знания могли даваться только на родном языке. Неизбежно следовала интеграция этих новых знаний со средневековой (школьных премудростей) на латинском языке. В преддверии нового времени в духовной сфере постепенно происходит переход от богословско-религиозной светской аргументации. XVII век был временем рационализма и индивидуализма, выдвинувших соответственном осмыслении природу человека и его воспитании. В отличие от прежней гуманистической образованности новая педагогическая мысль основывала на данных экспериментальных исследований. Все более очевидной становилась роль естественнонаучного образования.

 

Положение школы в Германии XVII столетия.

По свидетельству историков немецкая городская школа XVII века недалеко ушла от школы XV-XVI столетий. Чем объяснялась такая неподвижность школы в быстро прогрессировавшем обществе.

Внешняя неизменность гимназии была тесно связана с глубинными изменениями ее роли общественной жизни. В конце XV –XVII веков во главе общественного движения в Германии шли города: и гуманизм, и реформация были созданы тогдашней буржуазией. Но немецкая буржуазия не смогла у прочить за собой это преобладание. Закончившейся в XVI веке переворот в условиях всемирной торговли нанес ряд тяжелых ударов экономическому благосостоянию немецких городов, Тридцатилетняя война добила их. Таким образом, в последующее за войной столетие города отошли на задней план, а господствующим общественным классом стало дворянство. Общественным классом стало дворянство и захватив в свои руки все высшие места в управлении, немецкая знать вознаградила себя за прежнюю потерю независимости. Этот класс, обретя новую силу, создал для своих потребностей новую систему образования.

Возникли два резко обособленных типа образования – аристократическое и плебейское. Новым аристократическим идеалом являлся неученый человек, человек (придворный). Согласно ему молодой немец хорошей фамилии должен был овладеть французским языком, как языком всей новой образованности. На втором месте стоял итальянский язык имевший большое значение при императорском дворе; знание латинского языка признавалось не обязательным, но желательным и наук полагалось знать географию, историю, но ( не древнюю, а новую) с приложением генеалогии и геральдики. Затем требовалась знакомство с основами юриспруденции науки о государстве с мораль и естественном правом политикой и историей империи. Наконец, благородный юноша должен иметь понятия о математических дисциплинах и их главнейшем применении в архитектуре и фортификации, равно как и новой физике и механике, с их новейшими опытами и открытиями. Наряду с языками и науками изучались благородные искусства: верховая езда, фехтование, танцы, игра в мяч, рисование, музыка. Венцом образования являлись усвоенные правила придворного этикета, умение говорить комплименты, вести спор, искусство одеваться и т. д. Благодарные дети теперь получали воспитание дома, занимаясь со специально нанятыми «информаторами», или наставниками, либо в «кавалерских заведениях». Старая латинская школа осталась достоянием плебеев.

Но не следует думать, что третье сословие оказалось чуждо умственного движения и удовлетворилось старыми идеалами образования. Сами дети постоянно являлись «двигателями наук», все профессора и наставники дворянской школы вышли из школы городской, плебейские же школы выставили еще в период Тридцатилетней войны таких крупных педагогов мыслителей как Ян Амос Каменский и Вольфганг Ратке, которые подвергли всю старую систему обучения сомой жесткой критике как со стороны программы так и со стороны методов.

 

Жан-Жак Руссо(1712-1778)

1.Характеристика эпохи

2. Педагогические идеи Руссо

2.1.Факторы развития личности по Руссо

2.2. Место воспитания

2.3. Задачи и содержание воспитания

2.4. Цели воспитания

2.5.Принципы воспитания

2.6. Нравственное воспитание

2.7. Трудовое воспитание

2.8. Методы и формы воспитания и обучения

2.9. Задачи, содержание и принципы обучения

Характеристика эпохи

XVIII век- век французской буржуазной революции, которая проходила в 1789-1794 гг. Руссо уже не жил в годы революционных событий, но его идеи были достаточно революционны, и многие историки считают, что он и его единомышленники (французские просветители) идейно подготовили эту революцию. Руссо, Дидро, Гельвеций критиковали феодальные порядки и выражали интересы 3-го сословия (крестьяне, ремесленники, городская беднота, нового класса- буржуазии), которое было бесправно. Французские просветители считали несправедливым деление общество на 3 класса:

-духовенство;

-дворянство;

-бесправное (крестьяне, ремесленники, городская беднота, буржуазия).

Критиковали религию как оплот феодализма. Феодальные порядки мешали развитию новых экономических отношений, росту капиталистического производства.

Требования французских просветителей:

Свобода

Равенство

Братство всех людей

Педагогические идеи Руссо.

Жан-Жак Руссо родился в1712 г. в Женеве в семье ремесленника-часовщика. Своих детей отдал в сиротский дом, чтобы не носить обязанности воспитания, и если принять во внимания его собственные слова о том, что он не годится в воспитатели, то покажется странным, что его имя можно найти среди великих педагогов.

Он не имел такого систематического образования как Коменский или Локк. Много странствовал по Франции и Швейцарии, занимался различными видами деятельности. Педагогика не являлась для него чем-то особым в жизни, он не работал так серьезно в этой области как Коменский или Локк. Лишь после 30 лет он стал писать философские и литературные произведения, а о воспитании написал роман- трактат в 50 лет, став всемирно известным за этот труд. Его предшественниками были Монтень во Франции, а Локк - в Англии. Некоторые педагогические идеи он заимствовал у них.

Руссо: «Растениям дают определенный вид посредством культуры, а людям - посредством воспитания. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего мы не можем обойтись, ставши взрослыми, дано нам воспитанием. В процессе воспитания ребенок учится ЖИТЬ. Воспитание подлинного человека - главная цель».

Руссо: «Жить- вот ремесло, которому я хочу учить его(ребенка). Выходя из моих рук, он не будет ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет прежде всего человеком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае надобности, так же хорошо, как и всякий другой, и, как ни перемещала бы его с места на место судьба, он всегда будет на своем месте…»

«Жить - это значит действовать, это значит пользоваться нашими органами, чувствами, способностями и т.п. Не тот человек больше всего жил, который может насчитать больше лет, а тот, кто больше всего чувствовал жизнь. Иного хоронят столетним старцем, а он умер с самого рождения».

«Кто умеет лучше всех выносить благо и бедствия этой жизни, тот из нас, по-моему, и воспитан лучше всех; истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях. Научаться мы начинаем, начиная жить; наше воспитание начинается вместе с нами; наш первый наставник- наша кормилица. И самое слово «воспитание» указывает на «питание». Таким образом, воспитание (в первоначальном смысле слова)- наставление и образование, суть 3 столь же различные по своей цели вещи, как мы различаем няньку, наставника и учителя. Но эти различия дурно поняты. Чтобы быть хорошо воспитанным, нужно следовать за одним руководителем».

Руссо пишет 3 произведения, принесшие ему славу:

-«Новая Элоиза» (отстаивает права сердца против общепринятой нравственности);

-«Contrat Social» («Общественный договор »)- программа для второго более радикального периода французской революции;

-«Эмиль или о воспитании» (1762)-самый главный труд. Полуроман, полутрактат. Художественный вымысел и изложение некоторых педагогических и психологических идей. В начале своего романа Руссо писал: «Это не трактат о воспитании», но далее подчеркивает значение своих мыслей: «предмет моего исследования совершенно новый даже после книги Локка, и я очень боюсь, что он останется таковым и после моей книги. Детский мир еще совершенно не известен…» (Романическая завязка, правда, ясно обрисовывается только в конце книги). Книгу сожгли на одной из площадей Парижа, а Руссо бежал за границу. Больной, он вернулся на родину и умер.

Факторы развития личности

Руссо утверждал, что развитие поведенческих навыков ребенка определяется главным образом наследственностью. Ребенок - активный участник (субъект) собственного процесса развития. Воспитание он признает только свободное и естественное. Воспитание идет от трех источников: от природы, от окружающих людей, от вещей. Среда влияет на развитие личности:

1) цивилизованное общество-город-плохо

2) на лоне природы «осуществляется природный замысел», вдали от общества можно ощутить правильное воспитание.

Истинно свободный человек- человек, живущий своим трудом. Детей тружеников не надо воспитывать, они уже воспитаны самой жизнью.

Место воспитания.

Руссо считает целесообразным воспитывать Эмиля на лоне природы, истинное воспитание- домашнее воспитание, но не то, что существует, а воспитание при помощи природы, т.е. педагог должен устранять посторонние вредные влияния и способствовать естественному развитию ребенка.

Ребенок воспитывается в семье.

«Нет матери - нет ребенка»

При этом лучший воспитатель не мать, а отец (мать превращает своего ребенка в какого-то идола, изнеживает вместо того, чтобы закалять). Странно звучат слова о священном долге отца в то время, когда он сам отдал своих детей в сиротский дом.

Руссо в своем сочинении рисует нам идеал гувернера, который воспитывает Эмиля. Этот человек занимается воспитательной деятельностью бесплатно (хотя сам Руссо не трудился бесплатно как воспитатель); гувернер и кормилица, заменяя отца и мать, первоначально воспитывают ребенка. Затем - дин гувернер- воспитатель до тех пор, пока Эмиль не женится, и не скажет ему: «Вы совершили свое дело, я беру с вас пример.» Эмиль становится отцом, а, т.к. он правильно воспитан, он не предоставит другому своей священной и прекрасной обязанности воспитать своего сына. После этого необходимость в гувернере исчезает.

Задачи и содержание воспитания сформулировал в соответствии с периодами жизни воспитанника:

От рождения до двух лет (период младенчества) - физическое воспитание детей; очень простые игрушки; свобода действий; не пеленать ребенка; закаливать и укреплять здоровье; показывать любые, красивые и уродливые, предметы, животных; можно идти навстречу детским потребностям, но не допускать, чтобы они всего добивались плачем.

*Не учить их рано говорить; успеют, и речь будет чище.

от 2 до 12 лет - период детства. Период сна разума. Надо развивать «внешние чувства», все познает сам, не учить читать, «чтение-бич детства», а если научить, то одну единственную книгу «Робинзон Крузо»; проводить время играючи. Специально не давать никаких понятий, но помочь ему овладеть «идеей собственности». Ребенок еще не может рассуждать и логически мыслить. Накапливание сил, чтобы найти свой выход в более старшем возрасте.

*Полемизирует с Дж. Локком. Руссо: «Воспитывать при помощи разума - это значит начать с конца».

12-15 лет- период отрочества (избыток сил ребенка, их надо использовать для приобретения знаний). Умственное и трудовое воспитание. Исходить из интересов ребенка. Самостоятельное исследование явлений (основные предметы: география, астрономия, природоведение). Знания получает не из книг, не от учителя, а больше всего из природы, наблюдая за ней.

*Локк – обучать тому, что полезно и пригодится в будущем.

*Руссо - что пригодится сейчас.

Период «бурь и страстей»- с 15 лет до совершеннолетия. Нравственное и гражданское воспитание. Преодоление страстей силою рассудка, сознания морального.

Цели воспитания.

Цель воспитания:

Воспитание подлинного человека (нового человека ), который жил бы плодами своих трудов, ценил бы свободу и уважал бы свободу других.

Индивидуалистическому по обстановке воспитанию Руссо ставит и индивидуалистическую задачу = саморазвитие человека до сильной человеческой личности, которая бы жила, чувствовала свою жизнь и свое счастье в полноте своих сил и потребностей. (Эмиль…)

Принципы воспитания.

1.Принцип природосообразности.

Дети должны воспитываться сообразно с природой. В воспитании надо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности.

Но Руссо не проводит такой аналогии с развитием природы как Коменский.

Руссо имеет в виду природу ребенка, а Коменский - природу внешнюю, действиям которой надо подражать по аналогии («синкритический» метод).

Принцип природосообразности предполагает естественное воспитание. Это воспитание исходит из трех источников: от природы, от людей, от вещей.

Воспитание природой ощущается путем «внутреннего» развития человека, его индивидуальных способностей, органов чувств;

воспитание людьми - это приучение человека использовать развитие этих способностей и органов;

воспитание от вещей - это собственный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют.

Все три источника должны действовать согласованно.

2.Принцип свободы.

Свобода – не самоцель, а условие для развития ребенка. Первое из естественных прав человека – свобода. Опираясь на это положение, он выступал против механического заучивания, суровой дисциплины, принуждений, наказаний и какого- либо подавления личности ребенка. «Поистине свободен тот, кто желает того, что он может достигнуть…» Требование к уважению личности ребенка.

3.Принцип гуманизма

Учет интересов и запросов ребенка. Этот принцип в современной воспитательной системе, например в системе Караковского, реализуется через три основные требования:

1)педагогическая поддержка саморазвития ребенка. Педагог не должен оказывать прямое воздействие на личность ребенка;

2)не стремиться изменить ребенка и вообще кого-то;

3)безоценочное восприятие ребенка

Руссо: «С детьми следует обращаться гуманно. Любите их, давайте им играть, веселиться, не стесняйте их добрых природных инстинктов…в ребенке всегда должно видеть ребенка…»

4.Принцип самодеятельности

5.Индивидуальный подход

тоже можно рассмотреть как принцип воспитания у Руссо:

каждый ребенок приносит с собой в жизнь особый темперамент, который определяет его способности, характер, и который следует изменять или развивать, совершенствовать. Учет индивидуальных особенностей каждого. Воспитатель должен считаться с человеческой природой, с человеческим сердцем, с естественным развитием каждого ребенка.

Нравственное воспитание.

У Руссо очень своеобразный и отличающийся от других педагогов подход к нравственному воспитанию.

Три задачи нравственного воспитания:

1)воспитание добрых чувств,

2)воспитание добрых суждений,

3)воспитание доброй воли.

Серьезно эту проблему Руссо рассматривал на 4 этапе - период «бурь и страстей». Пишет художественно-педагогическое сочинение- главный герой- Эмиль, из знатной семьи. Эмилю исполнилось 15 лет. До этого возраста была главная задача нравственного воспитания: поддержать в ребенке доброту. Пока нельзя проповедовать моралью, нельзя водить детей в церковь, главное правило: никогда не делать другому зла!

В этот период Руссо признает существование у человека совести, независимо от разума. И вот- 15 лет. Начинаем формировать у Эмиля нравственные понятия. Руссо пишет: пробуждаются страсти, главным источником которых является себялюбие со своим избытком сил; поэтому в это время и должно начаться нравственное воспитание. Эмиль ничего не знает о морали. Теперь- то следует познакомить с самим собой, с людьми и с отношениями к людям, следует развивать в нем сострадание, вытекающее из упомянутого избытка сил, и уважение к людям.

Создавать специально воспитывающие ситуации, требующие от подростка совершения добрых, благородных поступков. «Только в добрых делах формируется добрая воля». Не моральное рассуждение, а реальные дела воспитывают в человеке добрые чувства.

О религии до 17-18 лет не следует говорить. Сам ребенок постепенно придет к познанию божественного начала. Против сообщения детям религиозных истин. Настоящая религия - это религия сердца.

Что касается воспитания девочек - связано с его пониманием роли женщины в обществе- женщина должна быть воспитана для дома, для семьи. Ее естественное состояние- зависимость, кротость- главная и основная добродетель женщины. Нравственность женщины зависит от общественного мнения первобытного человека »)

Трудовое воспитание.

Столярное ремесло основательно для того, чтобы:

1)освободиться от предрассудков;

2)чтобы зарабатывать на хлеб в грядущий период революции.

В этом пункте Руссо оказался настоящим пророком, предвещавшим близкую бурю, «столетие революций», и сообразовавшим с этим воспитание питомца.

30 лет спустя для многих эмигрантов было бы весьма полезно, если бы они в этом отношении были воспитаны по Руссо.

Труд – общественная обязанность каждого свободного человека, это и воспитательное средство.

Надо уже в детские годы приучать к сельскохозяйственному труду, ремеслу, чтобы ребенок сам мог заработать себе на хлеб и сохранить свою свободу, независимость. Надо приучить любить труд, людей труда (относится к ним с уважением). Каждый хорошо воспитанный человек, должен владеть несколькими профессиями- т.е. попробовать свои силы везде.

Всякий праздный гражданин- это плут. «Работать как крестьянин, а думать как философ».

И.Г.Песталоцци

1. Жизнь и педагогическая деятельность Песталоцци.

2. Основные положения педагогической теории Песталоцци.

3. Основа дидактики Песталоцци – теория элементарного образования.

4. Создание частных методик начального обучения.

5. Значение педагогической теории Песталоцци.

1. Жизнь и педагогическая деятельность Песталоцци.

Швейцария – родина Песталоцци. Генрих Песталоцци родился в Цюрихе в 1746 году. Его отец умер рано. Воспитывали мальчика мать и служанка.

Образование Песталоцци получил сначала в немецкой начальной школе, а затем в средней латинской школе, которая с ее убогой программой и неподготовленными учителями оставила у юноши тяжелые воспоминания.

Некоторые профессора высшей школы, в которой учился Песталоцци, широко знакомили молодежь с разнообразной философской и политической литературой. У Песталоцци осталось сильнейшее впечатление после прочтения «Эмиля» и «Общественного договора» Руссо. Генрих с товарищами организовывают полулегальный кружок, на котором обсуждались вопросы истории политики, морали, проблемы воспитания нового человека в духе Руссо. Вскоре кружок был закрыт властями, Песталоцци арестовали.

Но арест не охладил пыл Песталоцци. Для того чтобы помочь крестьянам, он изучает сельское хозяйство, в 1774 году он открывает приют для сирот и беспризорных детей, который вскоре пришлось закрыть. В 1781 году он заканчивает и издает свой знаменитый педагогический роман «Лингард и Гертруда», в котором автор хотел показать, как следует перестроить жизнь крестьян.

Главные герои романа крестьянка Гертруда, учитель, пастор и помещик добиваются того, что крестьяне улучшают свое материальное положение, устанавливают патриархальные взаимоотношения и ведут благочестивый образ жизни. Героиня показала пример ведения рациональной системы хозяйства и соединила обучение детей с их трудом. Учитель вел обучение в школе по образцу Гертруды. Таким образом, в романе Песталоцци наметил пути помощи крестьянам и показал, что каждая мать должна уметь обучать детей.

Когда в Швейцарии произошла буржуазная революция(1798), Песталоцци с согласия правительства молодой республики открыл в Станце приют для беспризорных детей. Он считал необходимым построить приют по типу семьи, перевоспитывать и обучать детей в соединении с производительным трудом. Однако из-за военных действий приют был закрыт.

Вскоре Песталоцци получает место учителя в Бургдорфе, позже со своими сотрудниками открывает институт, где ставит задачу установить такие методы, при помощи которых каждая мать легко могла бы обучать своих детей. Песталоцци становится известным ученым, его ценят в разных кругах. Состав учащихся института резко меняется: это не дети крестьян, а дети зажиточных людей, аристократов.

Пестолоцци не удовлетворен своей работой, он чувствует, что далек от народа. Усталость и неудовлетворенность отразились на его здоровье и деятельности. В 1825 году он написал последнее произведение – «Лебединую песнь». В 1827 году Песталоцци умирает.

Свободное воспитание.

Педоцентризм.

Трудовая школа.

Школа действия.

 

Конец XIX в. отмечен вступлением крупнейших стран Западной Евро­пы и США в такую стадию общественно-экономических отношений, которая потребовала научного и технического перевоо­ружения производства и совершенствования социальных институтов. В этих условиях стало более явным уже ранее ощу­щавшееся несоответствие традиционной школы, практики воспитания и обучения новым экономическим и политичес­ким требованиям развития этих стран. Прежде всего стало очевидным, что старая школа не способствовала развитию у детей активности и самостоятельности мышления, не гото­вила к применению полученных теоретических знаний на практике. Развивающаяся же промышленность, оснащенная новым оборудованием, нуждалась в квалифицированных ра­бочих, способных пользоваться им, быстро переключаться с одной операции на другую. Противоречия между состоянием школьного дела и новыми экономическими условиями выз­вали появление педагогических движений, требовавших ре­формирования школы всех ступеней.

Многочисленные концепции и течения в общественно-педагогической мысли конца XIX в., стремившиеся к ко­ренному изменению характера деятельности школы, часто подводятся под общее понятие «реформаторская педагогика» или «движение нового воспитания». Среди этих течений наиболее известными были движения сторонников «свободного воспитания», «трудовой школы», «школы действия», «педоцентризма», «экспериментально педагогики».

Свободное воспитание

Направление в педагогической теории и практике, рассматривает воспитание как помощь природе ребёнка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нём. Глав­ные представители: шведская пи­сательница и педагог Эллен Кей (1849—1926), немецкий педа­гог Фриц Гансберг ( 1871—1950) и Людвиг Гурлитт ( 1855— 1931). К этому направлению реформаторской педагогики можно также отнести идеи и деятельность итальянского врача-психи­атра и педагога Марии Монтессори (1870—1952).

Согласно их точке зрения, любая система школьного вос­питания так или иначе вредит нормальному развитию ребен­ка. Так, Э. Кей призывала общественность к борьбе за призна­ние социальной важности материнских функций и одной из наиболее актуальных задач современного общества считала создание нового поколения образованных матерей, способ­ных уберечь своих детей от обезличивания. Только домашнее воспитание, по ее мнению, дает простор развитию индиви­дуальности ребенка.

Школа, в свою очередь, также должна строить обучение и воспитание исходя из индивидуальности каждого ученика, обеспечивая при этом преемственную связь с домашним вос­питанием, организуя широкую самодеятельность школьников и способствуя развитию у детей всех присущих им дарований.

Разделяя эту точку зрения, Ф. Гансберг видел путь форми­рования личности ребенка в стимулировании его творческого саморазвития. Развитию познавательной деятельности школь­ников, по его мнению, должны помогать работы типа напи­сания сочинений, решения проблемных задач и т.д. Присоединяясь к этой точке зрения, Л. Гурлитт обосновывал идею о том, что воспитание не должно преследовать практических целей, чего в большинстве своем требова­ла общественность, а преимуще­ственно развивать все силы и ак­тивность детей. Систематические за­нятия в народной школе должны быть заменены спортом, играми, беседами, творческими работами, т.е. всем тем, что воспитывает не­зависимость суждений, волю, дис­циплину. Традиционное содержание учебных программ немецких школ он предлагал заменить широко трактуемым эстетическим воспита­нием и занятиями различными ви­дами ручной деятельности.

Ведущие принципы свободного воспитания: вера педагога в творческие способности ребёнка, сочетаемая с убеждённостью в том, что любое внешнее (даже самое благотворное) влияние на творческий потенциал ребёнка оказывает тормозящее действие; сосредоточение усилий воспитателя на приобретении ребёнком собственного опыта, на основе которого и происходит полноценное развитие личности; стимулирование активного отношения к жизни, культуре, образовательно-познавательной деятельности и потребности в систематическом самообразовании и самовоспитании; трактовка школы как живого организма, непрерывно развивающегося в соответствии с детской природой; понимание роли педагога как старшего товарища своих воспитанников, организующего образовательно-воспитательную среду для проявления детьми своих творческих возможностей; организация жизни школьного сообщества на основах самоуправления. Сторонники свободного воспитания считали, что в преобразовании современного общества в гуманное решающее значение имеет создание условий для реализации доброй природы человека.

Свободное воспитание как самостоятельное педагогическое движение оформилось в начале XX в., но исторически оно связано с гуманистическими педагогическими традициями эпохи Возрождения.

На рубеже 19-20 вв. сторонники педоцентризма (Д. Дьюи, Э. Кей, М. Монтессори и др.) переосмысливали само понятие воспитания, связывая его трактовку с развитием индивидуальности воспитанника. Задачей воспитания считали стимулирование ребёнка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию через организацию педагогом среды, наиболее соответствующей потребностям формирующейся личности.

Жизнедеятельность воспитанников в " свободных школах" строилась как совместный труд в учебных классах, мастерских и на полях, самообслуживание и самоуправление. Главную роль играли педагогически организованная нравственно-интеллектуальная атмосфера общения, выработанные и принятые всеми нормы поведения. К подобному типу школ можно отнести " Улей" С. Фора и школу Р. Кузине (Франция), " Свободную школьную общину" Г. Винекена, " свободные школы" А. Ферьера и Э. Клапареда (Швейцария) и др.

 

Педоцентризм

Джон Дьюи (1859-1952) Американский философ, педагог и социолог.

Экспериментальный метод у Д. Дьюи предполагал, что мы знаем только то и тогда, когда можем своей деятельностью произвести действительно изменения в вещах, которые подтвердят или опровергнут наши знания. Без этого знания остаются только догадками.

Важнейшим источником для педагогики как науки Д. Дьюи считал проверенный жизнью метод. В реформаторской педагогике Д. Дьюи выступил как наиболее яркий представитель философско-педагогического направления прагматизма (от греч. – дело, действие ) с его трактовкой истинности как практической значимости: «истинно то, что полезно». При этом значимость пользы определялась чувством самоудовлетворения.

Каждый ребенок, по определению Д. Дьюи, - индивидуальность и потому должен стать центром педагогического процесса. Вслед за идеей У.Джемса, родоначальника прагматизма, Д. Дьюи рассматривал воспитание как процесс накопления и реконструкции опыта с целью углубления его социального содержания.

Накопление ребенком индивидуального опыта ведет к формированию его личности. Исходя из этого, Д. Дьюи выдвинул идею создания «инструментальной» педагогики, строящейся на спонтанных интересах и личном опыте ребенка. Согласно этой концепции обучение должно сводиться преимущественно к игровой и трудовой деятельности, где каждое действие ребенка становится инструментом его познания, собственного его открытия, способом постижения истины. Такой путь познания представлялся прагматистам более соответствующим природе ребенка. Конечным результатом обучения, по Д. Дьюи, должна была стать сформированность навыков мышления, под которыми понималась способность в первую очередь к самообучению. Целями образовательного процесса выступали умение решать жизненные задачи, овладение творческими навыками, обогащение опыта, воспитание вкуса к самообучению и самосовершенствованию.

Реализация идей Д. Дьюи на практике осуществлялась в 1884-1916гг. в разных школах. По его методике проводилась работа в начальной школе при Чикагском университете, где обучались дети с 4 до 13 лет. В качестве основания для начала обучения с такого раннего возраста выдвигалось утверждение, что фундамент всей последующей школьной жизни закладывается в дошкольных учреждениях. Поэтому первые практические опыты Д. Дьюи были связаны с работой с маленькими детьми, которые с самого раннего возраста приучались делать все самостоятельно, преимущественно в игровой форме. Мышление при этом должно было «обслуживать» опыт каждого ребенка. Система обучения в такой школе не была связана с понятием так называемого общественно полезного труда – в основе ее лежали интересы отдельного индивида. Задачей школы была подготовка учащихся к самостоятельному решению возникающих проблем, выработка умения приспосабливаться к среде. Воспитатель и учитель должны были только направлять деятельность учащихся в соответствии с их способностями. Воспитание, писал Д. Дьюи, должно опираться на независимое существование прирожденных способностей; задача воспитания состоит в их развитии, а не в их создании.

На основе своего опыта работы в школе Д. Дьюи дополнил свою концепцию дополнениями о том, что школа обязана гибко реагировать на динамические изменения в обществе и должна стать сама как бы обществом в миниатюре, она должна предоставлять детям максимальные возможности для выработки общественного чувства сотрудничества и навыков взаимопомощи.

Школа, представленная у Д. Дьюи как воспитывающая и обучающая среда, должна была выполнять следующие функции: упрощать сложные явления жизни, предоставляя их детям в доступной форме; выбирать для изучения наиболее типичные и важные моменты из опыта человечества; содействовать выравниванию социальных различий, создавая «единство мыслей и координированность действий». Содержанием образования у прагматистов выступал приобретенный опыт ребенка, обогащающийся в условиях обучающей среды.

Для учащихся способом приобретения опыта являлось решение различных практических задач: изготовить макет, найти ответ на вопрос и т.д., а приобретение необходимых для этого знаний связывалось с интересами ребенка, которые обеспечивают его внимание и активность. Д. Дьюи при этом допускал, что не все жизненно важное может представлять для ребенка интерес, в связи с этим у детей нужно развивать силу воли, формировать характер.

Противоречие между интересом и усилием устраняется, по мнению Д. Дьюи, знанием воспитателем возрастных особенностей детей. Д. Дьюи выделял три таких периода в школьной жизни. Первый период – с четырех до восьми лет. Он характерен яркостью связей между впечатлением, представлением и действиями. Второй – от восьми до одиннадцати лет - период расширения сфер деятельности и заинтересованности в ее результате. Игра уже не занимает такое большое место в жизни ребенка, как в первый период. На этом этапе выявляются связи между средствами и целями деятельности, проявляется творчество. Третий период – от одиннадцати лет до окончания начального образования – очень важный в жизни ребенка, потому что он связан с развитием всех сущностных сил личности.

Школьное обучение, согласно Д. Дьюи, следует начинать с деятельности учащихся, имеющей социальное содержание и применение, и только позже подводить школьников к теоретическому осмыслению материала, к познанию природы вещей и способов их изготовления. Содержание образования, таким образом, усваивается как побочный продукт в ходе исследования проблемной обучающей среды, организованной как логическая последовательность педагогических ситуаций. Подлинным образованием Д. Дьюи считал все ценное, вынесенное и пережитое из конкретных ситуаций, из специально организованного опыта, из «делания». Единственным критерием педагогической ценности учебного предмета выступал только его вклад в «становление системы внутренней личностной ориентации».

 

 

Трудовая школа

 

В поисках путей формирования нового типа личности в педагогике начала 20 века значительное место заняли идеи, изложенные в 1890г. в книге Пауля Наторпа “Социальная педагогика”, положившая начало направлению реформаторской педагогике, которая проблемы образования воспитания подрастающего поколения рассматривали в широком социально-философском контексте. Воспитание и образование в социальной педагогике Наторпа превращалось в выработку взаимоотношений личности и общества на основе единства понимания жизненных ценностей и норм. Именно с этой целью он предлагал создать единую для всех слоев населения школу, которая могла бы привести к устранению классовых противоречий.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 814; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.084 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь