Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Концепция Вебера в работе «Протестантская этика и дух капитализма»



Компоненты культуры поведения человека

  • Внутренне содержание (сущность) человека
  • Внешнее выражение поведения
  • Характер взаимосвязи и степень соответствия их между собой

Нормы и правила, обеспечивающие нравственно-эстетический характер отношений в воинский коллективах:

  • Воинская субординация
  • Сознательная дисциплина
  • Взаимное уважение
  • Уважение к старшим по званию, по возрасту
  • Выдержка, спокойствие

13) ТВОРЧЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ.

 

Творческая деятельность есть главный компонент культуры, её сущность. Культура и творчество тесно взаимосвязаны, более того взаимообусловлены. Немыслимо говорить о культуре без творчества, поскольку оно – дальнейшее развитие культуры (духовной и материальной). Творчество возможно лишь на основе преемственности в развитии культуры. Субъект творчества может реализовать свою задачу, лишь взаимодействуя с духовным опытом человечества, с историческим опытом цивилизации. Творчество в качестве необходимого условия включает в себя вживание его субъекта в культуру, актуализацию некоторых результатов прошлой деятельности людей.

В своё время о загадочности процесса творчества говорил Кант: «…никакой Гомер или Виланд не может показать, как появляются и соединяются в его голове полные фантазии и вместе с тем богатые мыслями идеи, потому что сам не знает этого и, следовательно, не может научить этому никого другого».

А. С. Пушкин писал: «Всякий талант неизъясним».

Некоторые теоретики полагают, что художественная гениальность есть форма умственной патологии. Однако, по справедливому суждению Н. В. Гоголя «искусство есть водворенье в душу стройности и порядка, а не смущенья и расстройства».

Существует иерархия ценностных рангов, характеризующая степень предрасположенности человека к художественному творчеству: способность – одарённость – талантливость – гениальность.

По мнению И. В. Гёте, гениальность художника определяется силой восприятия мира и воздействием на человечество. Американский психолог Д. Гилфорд отмечает проявление в процессе творчества шести способностей художника: беглости мышления, аналогий и противопоставлений, экспрессивности, умения переключаться с одного класса объектов на другой, адаптационной гибкости или оригинальности, умения придавать художественной форме необходимые очертания.

Художественная одарённость предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впечатления, извлекать их из памяти и включать в богатую систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением.

Деятельностью в том или ином виде искусства, в тот или иной период жизни занимаются многие с большим или меньшим успехом. Человек художественно одарённый создаёт произведения, обладающие устойчивой значимостью для данного общества на значительный период его развития. Талант порождает художественные ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой и общечеловеческое значение. Гениальный же мастер создаёт высшие общечеловеческие ценности, имеющие значимость на все времена.

 

 

14) ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Искусство

специфический способ целостного самоутверждения человеком своей сущности, способ формирования «человеческого» в человеке.

- это специфический вид духовного отражения и освоения действительности.

- один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности.

- это форма чувственного познания мира.

В искусстве проявляются творческие способности человека. Искусство – процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему удовольствие, наслаждение. Искусство многогранно, это душа человека. Искусство – это богатейший мир прекрасных образов, это полёт фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия.

Характерные черты искусства: Субъективное восприятие действительности, Связано с переживаниями и эмоциями, Преимущественно чувственное восприятие, Коммуникативность (средство общения между людьми), Образность, Творческий характер

Социальные функции искусства: Познавательная, Коммуникативная, Воспитательная, Эстетическая, Эвристическая (открытие нового)

 

Искусство — это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности.
Выделяются различные значения понятия «искусство», тесно связанные между собой. В самом широком смысле категория «искусство» отождествляется с мастерством. Другими словами, речь идет об искусно исполненной профессиональной деятельности, будь то работа врача, актера, ученого или рабочего.
В процессе дальнейшего разделения и усовершенствования труда под искусством стали понимать творческую деятельность, направленную на преобразование окружающего мира и человека «по законам красоты». Здесь также решающее значение имеет мастерство, но направленное на реализацию внутренних закономерностей структуры создаваемых произведений.
Особым видом социальной практики является собственно художественное творчество, в процессе функционирования которого создаются произведения искусства, имеющие общественно значимый смысл и отличающиеся оригинальностью и новизной. Это третий и самый «узкий» смысл в понимании искусства.
Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно — реализацией исторического культурного опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь.
Художественный образ — это суть искусства, это чувственное воссоздание жизни, сделанное с субъективных, авторских позиций. Художественный образ концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином зрительном толковании. Иными словами, художественный образ может быть воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и в то же время реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также фильм и спектакль в целом.
Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.
Виды искусства — это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, художественно реализующие жизненное содержание и различающиеся по способам его материального воплощения:
- изобразительное искусство раскрывает многообразие мира с помощью красок, мрамора, глины и т. д. (т. е. с помощью пластических и колористических материалов);
- литература включает в себя все оттенки творчества, реализуемые в слове;
- музыка имеет дело не только со звучанием человеческого голоса, но и с разнообразными тембрами, созданными природными и техническими приспособлениями (речь идет о музыкальных инструментах);
- архитектура и прикладное искусство — через существующие в пространстве материальные конструкции и вещи, удовлетворяющие практические и духовные нужды людей, — сложно и многообразно выражают свою видовую определенность.
Каждый из видов искусства имеет свои особые роды и жанры, есть внутренние разновидности. Видовые свойства искусства проявляются в конкретную историческую эпоху и в различных художественных культурах по-разному, ибо само деление искусства на виды связано прежде всего с особенностями человеческого восприятия мира. Язык красок, форм, звуков возник в силу того, что краски, звуки, формы получили выразительный смысл и определенное значение в жизни людей.
В ходе функционирования мировой художественной культуры система видов искусства постоянно изменялась, проявляя при этом различные, порой взаимоисключающие тенденции:
— из древнего синкретического искусства произошла дифференциация всех его видов,
— в процессе исторического развит ия образовались синтетические виды искусства (театр, архитектура),
— влияние научно-технического прогресса стимулировало появление новых видов искусства (кинематограф, телевидение, видео).
В современном развитии взаимодействия видов искусства четко обозначились тенденции:
— сохранения суверенности каждого отдельного его вида искусства;
— тяготения к синтезу искусств.
Обе тенденции на сегодняшний день актуальны и плодотворны, ибо существующее между ними противоречие ведет не к поглощению одних видов искусства другими, а к взаимовлиянию и взаимообогащению, но в то же время еще раз подчеркивая их право на самостоятельное функционирование в системе художественной культуры.
Взаимоотношение различных видов искусства — явление весьма полезное, прежде всего для самого развития искусства. Не оно имеет свои пределы, его грани исторически подвижны и изменчивы. Существование различных видов искусства вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать всеобъемлющую художественную карт пну мира. Такую картину может создать i олько вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.
Искусство — явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании общества, оказывая эстетическое воздействие на личность. Сам процесс творчества в искусстве аккумулирует в себе впечатления, события и факты, взятые из действительности. Автор перерабатывает весь этот жизненный материал, воспроизводя новую реальность — художественный мир.
Искусство полифункционально. Оно познает, воспитывает, предсказывает будущее, оказывает смысловое, почти гипнотическое воздействие на людей, а также имеет и другие функции. В этом и заключается общественная значимость искусства.
Многогранна и практика искусства. Но главной его целью является социализация личности и утверждение ее самоценности. Искусство вовлекает человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны человеческого существа.

 

15) РЕЛИГИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

 

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Одной из таких функций религии является мировоззренческая, или смыслополагающая. В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе, которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

РЕЛИГИЯ (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).

Религия- это ненасильственное подчинение индивида интересам общины.

Среди ранних форм религии выделяются 3 основные формы:

  1. анимизм – вера в одухотворение сил живой и неживой природы, приписывание им разума, дееспособности, сверхъестественного могущества.
  2. тотемизм – вера в сверхъестественную связь, существующую между отдельными группами людей (племя, род) и отдельными видами животных, растений.
  3. фетишизм – вера в сверхъестественные способности предметов, их возможности повлиять на ход событий (поклонение идолам, ношение талисманов).

Религия (от лат. благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение, соответствующее поведение и специфические действия (культ), которая основывается на вере в существование одного или нескольких богов, вере в сверхъестественное.
Религия является закономерным результатом развития культуры, ее составной частью на всех этапах существования человечества. Религии аккумулировали в себе достижения мировой культуры и в значительной степени являются хранителями культурного наследия народов и государств. Культ – вид религиозной деятельности, объектом которого являются осознаваемые в форме религиозных образов силы, господствующие над людьми в их повседневной жизни. Различают две основные разновидности религиозного культа: 1) Магия (колдовство): Возникло в первобытном обществе и стало элементом всех религий. 2) Умилостивительный культ: Обращен к богу или духу.

Средствами религиозного культа выступают храм, молитвенный дом, религиозное искусство и различные предметы. К элементарным культовым актам относятся: поклоны, коленопреклонение, падение ниц, склонение головы. Более сложными являются такие обряды, как проповедь, молитва и пр. Религиозное мировоззрение смещает ориентацию человека из сферы общественно необходимых жизненных задач в сферу индивидуальных интересов, где решающее значение приобретает личное спасение, связанное с бессмертием души и загробным воздаянием.

Функции религии можно проследить через функции культуры: Защитная, Регулятивная, Этическая, Человекотворческая, Катарсиса (очищение)

Религия играет в культуре чрезвычайно важную роль. Важнейшая задача религии как социокультурного явления – в позитивном поддержании нормального течения жизни.

Религиозная вера имеет два главных источника. Один из них – это вера во всемогущего, Бога, выступающего судьбой людей. Второй источник – вера, возникшая на основе нормальных и сверхнормальных переживаний, в нечто существующее в человеке, и остающегося существовать после его смерти. Эта вера возвышает природу человека, посредством нее он становится сыном Бога. Религия позволяет человеку обрести моральные ценности и цель в жизни.

 

16) НАУКА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

 

Наука — это сфера человеческой деятельности, целью и содержанием которой является познание мира как единой системы на основе экспериментов и рациональных суждений.
«Внешним условием для появления науки стало формирование классового общества, позволившее выделить умственный труд из общей системы разделения труда в самостоятельный вид человеческой деятельности. Внутренним основанием для развития науки явилось непрерывное накопление практических (эмпирических) знаний, осмысление которых рано или поздно должно было потребоваться.
В качестве объекта в научном знании выступают предметы и явления природной и социальной среды, включенные в систему общественной практики. Языком науки является мышление в понятиях.
Для понимания категории «наука» необходимо учитывать отличие этого вида духовного производства от обыденного познания Наука возникает на основе обыденного знания. Обыденное знание — это бессистемное, складывающееся под влиянием жизненных обстоятельств, формирующееся стихийно-повседневное знание каждого человека, которое обеспечивает ему элементарную ориентацию в мире.
Специфика научного знания заключается в том, что наука имеет дело с особым набором объектов, реальностей, которые не сводимы к объектам обыденного опыта. Наука нуждается и в особом наборе орудий для проведения исследовательской деятельности и формирует специфические способы обоснования истинности знания, к числу которых относится экспериментальный контроль за полученным знанием, выводимость одних знаний из других. Таким образом, для науки характерен системный подход к исследованию объекта. Одним из ключевых моментов определения специфики научного знания является наличие метода познавательной деятельности, метода познания, который с необходимостью должен носить объективный характер.
Наука имеет достаточно объемную структуру. По характеру и методу исследования она делится на:
— естественные науки,
— общественные науки:
— технические науки.
Наряду со специализацией научного знания, происходит и процесс его объединения. Например, только на пересечении различных наук возможно полноценное исследование глобальных проблем современности.
В структуре науки выделяются два уровня организации знания.
— эмпирический (от гр. empeira — опыт) — его основная задача заключается в том, чтобы выводить все знания из чувственного опыта;
— теоретический — фиксирует получаемые знания в форме осмысления принципов, законов и научных теорий, в которых с помощью понятийного мышления раскрывается сущность познаваемых объектов и явлений.
Наука относится к сфере духовного производства и в конечном итоге необходима для того, чтобы направлять и регулировать практическую деятельность человека. Именно на этой основе формируются функции науки:
— культурно-мировоззренческая;
— непосредственно-производительная;
Первоначально наука оказывала влияние на мировоззрение человека и носила подчиненный характер по отношению к религии. Однако коперниковскии переворот в науке и последующее за ним динамичное ее развитие привели к тому, что наука стала превращаться в ведущую область духовного производства, оказывающую прямое воздействие как на социальную сферу человеческого бытия, так и на сферу материального производства. Функция науки как непосредственной производительной силы на сегодня является наиболее очевидной, так как наука выходит за рамки абстрактно-теоретических размышлений о природе и превращается в силу, которая в значительной мере организует, контролирует и направляет производство.
Результаты науки, вплоть до середины XIX в., лишь эпизодически применялись на практике. Однако сейчас степень усвоения практической деятельности человека, достижения науки неизмеримо выше. Включение науки в непосредственное производство оказывает внутренне стимулирующее воздействие на ее развитие. В качестве социально-мобилизующей силы наука используется для осуществления программ социально-экономического развития, а также для решения глобальных проблем современности. Между тем целью научных исследований является не только интеллектуальное воссоздание мира и постижение истины. Как и другие области культуры, наука является творческим уделом человека.
Наука — это стихия человеческой активности и свободы. Французский философ Ж.-П. Сартр неоднократно подчеркивал мысль о том, что человек должен быть свободным для того, чтобы этой свободой «сделать себя». Добавим, что не только себя, но и свое дело. Вместе с тем научная деятельность, как и всякая другая, имеет определенные нравственные нормы, допускающие, что для ученого в его научном поиске является приемлемым, а что нет.
Проблема нравственной ответственности ученого за свою деятельность имеет глубокие исторические корни. Но именно сегодня в силу огромного влияния науки на все сферы жизни людей, на их элементарное выживание эта ответственность многократно усиливается Деятельность современного ученого должна соизмеряться с принципами гуманизма и нормами общечеловеческой морали.

Нововведения в технологиях неизбежно приводят к значительным качественным изменениям в культуре. Уже с середины 20 века происходят события, изменившие отношение человека к человеку, к самому себе и природному миру. Это открытия – компьютеры, атомная и водородная бомбы, биохимия живой клетки, кризис городов (вода, отходы, воздух), разрушение природной среды, выход в космос, нарушение озонового слоя и т.д. приводят к необратимым последствиям.

Экономика 20века носит инновационный характер. Возрастает роль информационных технологий, без которых теперь прогресс невозможен. Появление новых информационных технологий приводит к изменению социального культурного порядка развития. Современные новые технологии становятся принципом, вокруг которого формируется новая научно-технологическая рациональность, основанная на знании.

Новые технологии оказывают влияние на формирование личности, семьи, образа жизни.

Катастрофическое сокращение энергетических ресурсов, обострение глобальных экономических проблем и т.д. привели к глобальной необходимости информации.

Этот факт отразился в понятии «информационного взрыва». Именно в овладении «информационным взрывом» и видится возможность дальнейшего прогресса в развитии человеческой цивилизации.

Биологические параметры мозга ограничены, эти ограничения снимают информационные технологии.

 

Миф имеет ряд парадоксов.

1. Идентичность содержания независимо от этнического времени, пространственной принадлежности.

2. Допущение несоответствий между фактическими особенностями текстов мифов.

3. Наличие бесконечного числа заимствований из различных источников.

4. Наличие совмещений, где субъект не отделим от объекта, небесный мир от земного, естественное от сверхъестественного, настоящее от будущего.

 

Сюжеты мифов.

1. Космологический (создание вселенной).

2. Антропологический (миф о человеке).

3.Эсхотологический (о конце света)

4. Солярный (о Солнце).

5. Лунарный.

6. Этимологический (о происхождении мира)

7. Политический.

8. Зооморфический (о происхождении животного мира).

9. Бытовой.

Мифология — исторически первая форма духовной культуры. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, т. е. сказаний, преданий пыталось дать ответ на все волнующие людей вопросы. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству мироздания, возникновению наиболее важных явлений природы, животных и людей. Вместе с тем большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывание огня, изобретение ремесел, развитии земледелия, приручении домашних животных и т. д.
Миф — это первая форма духовного освоения мира, его образно-символическое воспроизведение и объяснение Миф упорядочивает в сознании мир, превращает хаос в космос и тем самым создает возможность постижения мира как некоего организованного целого, представляет его в простой и доступной форме
Интерпретация универсума в мифологии антропоморфна. Универсум наделяется теми качествами, которые характеризуют бытие человека.
Характерным моментом мифа является отождествление субъективной и объективной реальности. Мифологические образы наделяются субстанциальностью, понимаются как реально существующие. А это значит, что миф основан на таком породнении человека с миром, когда человека еще не отличает психологическое значение и смысл вещей от их объективных свойств и воспринимает явления природы как одушевленные существа.
Мифологическое постижение мира в своей основе носит не рациональный, а эмоционально-чувственный характер. Смысловыми единицами мифологического мышления являются не понятия, а коллективные представления. Эти представления формируются не на основе логического анализа, обобщения опыта, а по законам партиципации (сопричастности). Сопричастность представляет собой ассоциативно-психологическую смысловую связь, воспринимающуюся как способ видимой обусловленности вещей.
Содержание мифологического мышления мистично, поскольку око не отражает объективных свойств и отношений, а базируется на вере в свепхъестественные связи и отношения и выражает сакральные смыслы и значения, которые принимаются данным человеческим сообществом (родом, племенем).
Миф обычно совмещает в себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (отношение настоящего и будущего). Таким образом с помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений.
В предшествующем изложении мы акцентировали внимание на этиологической функции мифа. Миф объясняет происходящее в мире Однако миф — это не первоначальная форма знания, а особый вид духовно-практического освоения мира, специфическое образно-смысловое, синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе, как наиболее ранней форме человеческой культуры, объединяются зачатки знаний, религиозных верований, эмоциональная, нравственная и эстетическая оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущений, чувственного сопереживания.
В мифе образно-символическое воспроизведение и объяснение всегда выливается в предписание действий. Как отмечал известный английский этнограф Б. Малиновский, миф, как он существовал в первобытной общине, — это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы просто дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения.
Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Однако этим не исчерпывалась стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, ч го они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и таким образом обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.
Мифологическое мироощущение выражается не только в повествованиях, но и в действиях (обрядах). Миф и обряд в древних культурах составляли функциональное, структурное, мировоззренческое единство. Чаще всего миф — это рассказ, описывающий в повествовательной, олицетворенной форме тот или иной обряд, объясняющий его происхождение и как бы обосновывающий право исполнителей обряда его совершать.
Тесная взаимосвязь представлений и обрядов сближает мифологию с религией. Закономерно встает вопрос: существовала ли мифология как форма культуры отдельно от религии? Можно ли отличать мифологию от религии? По нашему мнению, на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. С содержательной стороны, т. е. с точки зрения мировоззренческих конструкций, мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются религиозными, а другие мифологическими, что религиозные мифы связаны с верой в сверхъестественное; в мифологических мифах такой веры нет. Религия на ранних стадиях развития не знает разделения мира на естественный и сверхъестественный. Это разделение появляется лишь на относительно высокой стадии развития религии. Разделение мира на два уровня (естественный и сверхъестественный) присуще и мифологии на довольно высокой стадии развития, а отношение веры к своим мыслительным конструкциям также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом различия является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений с сакральными объектами. И потому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной (мировоззренческой)стороны.
На более поздних этапах развития общества миф отделился от обряда. Мифология начала существовать как самостоятельная относительно независимая форма общественного сознания. Классическим примером такого уровня развития мифологии является мифология древних греков, представленная в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера. На базе мифологии формируется героический эпос, легенды, исторические предания, сказки. Мифологическая подпочва сохраняется и в более позднем «классическом эпосе». Через сказку и героический эпос с мифологией оказывается связанной и художественная литература.
Миф рождается и господствует в культуре на стадии архаичного сознания. Но с развитием рефлекторного сознания полностью не уходит со сцены не только в виде сказок и литературных произведений, но периодически воспроизводится в культуре через социально мифологические конструкции. Например, немецкий нацизм возрождал и использовал древнегерманские языческие мифы, а также создавал разнообразные политические мифы.
Исследования 3. Фрейда, Г. Юнга и других представителей психоаналитической культурологии объясняют этот феномен. Они убедительно показывают, что в развитых обществах, перестав быть единственной и доминирующей формой культуры, миф не исчезает окончательно — он продолжает жить в бессознательных структурах человеческой психики в форме архетипов, древнейших культурных образцов. Человек всегда сохраняет потребность во внерациональном породнении с миром, а это значит, что мифологическое освоение мира органически присуще человеческой психике и человеческой культуре

 

 

27) Древневосточный тип культуры

Переход от первобытности к цивилизации происходит в эпоху неолита (4 тыс. лет д н э).

Для этого перехода имелись соответствующие предпосылки:

 

1) Природно-климатические (наличие великих рек)

• др. Египет - нил

• Междуречье – Тигр

и Ефрат

2) Экономические – более высокий уровень развития техники, наличие высокоразвитой хозяйственной системы. (ирригационное земледелие)

3) Социально-политические (появление социального неравенства)

4) Демографические (появление оседлого образа жизни => увеличение плосности населения)

 

«Древние цивилизации» под ред. Гонгард-Левина:

Древние цивилизации – это некое единство, противостоящее тому, что цивилизацией еще не является, а именно доклассовому, догородскому, догражданскому, дописьменному состоянию общества и культуры.

Древние цивилизации называют «древними» не столько в силу временных признаков, а скорее потому, что они унаследовали непосредственно от первобытности стиль мышления и образ действий.

Древние цивилизации охватывают огромные территории.

Др. Восток - колыбель мировых цивилизаций, это территория от северного побережья Африки (Карфаген) до Тихого океана.

 

Сферы:

 

I Экономическая:

 

  1. Рабовладельческая форма собственности, где собственником выступает не индивид, а община или гос-во.
  2. Экономика древневосточных государств была основана на общинном землепользовании. Сельская община являлась основной производственной единицей древневосточных обществ.
  3. Типичной формой хозяйствования являлась ирригационная форма земледелия

 

II Социально-политическая:

 

  1. Деспотическая форма правления, неограниченная власть правителя, обожествление его личности.
  2. Сакрализация социальной структуры восточных обществ.
  3. Строгая регламентация всех сторон жизни (бюрократическая система, каноны).
  4. Подавление общественного начала, приоритет общественного над личным.
  5. Строгая иерархичность – деление общества на социальные слои.
  6. Традиционный тип социального развития.

 

III Духовная

 

  1. Религия играет определяющую роль и влияет на все сферы жизни. Религия – стержень цивилизаций востока.
  2. Специфические черты религий востока:

▪ Интровертный характер – обращение ко внутреннему миру человека.

▪ Созерцательность, стремление к духовному самосовершенствованию, поиск высшей истины путем личного просветления.

▪ Основа религиозного мировоззрения – опора на вечную жизнь (идея замкнутости, повторения)

  1. Необязательность веры в богов в европейском понимании.

Бог – мировой порядок, закон.

 

Религия тесно переплетена с философией. Источником веры и знаний выступают одни и те же книги. В основе идея иллюзорности видимого мира и реальности непознаваемого абсолюта.

 

Специфические черты древневосточного искусства.

 

Искусство является составной частью религиозного культа => Каноничность, традиционализм, символичный характер, аллегория, градация размеров – градация ценностей:

Чем выше, тем значимей.

 

Художник – хранитель канонов.

 

Способность создавать величайшие ценности при сравнительно низком уровне развития индивидуального «Я». (Буддийский храм Аджанты, храм в Египте в Луксоре, скульптурный портрет Ниффертити).

 

Светское искусство зарождается в рамках религиозного.

 

Комплексный характер древневосточного искусства – архитектуре принадлежала главенствующая роль.

 

Древний Египет.

 

Соединение антропоморфности и зооморфности в облике богов.

Иероглифическое письмо.

Культ божественного правителя: солярный культ, развитие заупокойных представлений, ориентация на вечную жизнь.

 

Развитие заупокойных представлений:

 

∆ «Тексты пирамид». Бессмертие может приобрести только фараон, т. к. после смерти он становится Осирисом.

∆ «Тексты саркофагов». Обрести бессмертие может любой человек при правильном проведении погребального ритуала.

∆ «Книга мертвецов». (Новое царство). Появляется идея нравственного загробного суда.

 

Древняя Индия

 

Сансара - круговорот бытия.

Карма – сочетание добрых и злых дел.

Нирвана – прекращение перерождений, абсолютный покой.

Дхарма – совокупность гражданских и культурных требований.

 

Веды – священные книги. 4 группы:

Ригведа – книга гимнов.

Яджурведа – книга жертвенных формул.

Самаведа – книга песнопений.

Атхарваведа – книга заклинаний и заговоров.

 

Государственная религия – индуизм.

В основе лежит поклонение трем богам:

1) Брахма – Бог-создатель мира, постепенно отошел на второй план.

2) Вишну –

3) Шива – разрушитель мира. Постепенно роль разрушителя отходит на второй план, он становится богом плодородия, богом ритма и танца.

 

Индуизм опирается на кастовое деление и носит ограниченный характер. Индусом стать нельзя – им надо родиться.

Важную роль играет гуру – наставник по жизни.

 

Буддизм – первая мировая религия.

По отношению к индуизму занимает роль аппозиции. Отрицается кастовое деление – идея равенства.

Основомоложник – Гаутама.

4 истины:

1) жизнь – это страдание.

2) причины страданий в наших страстях и желаниях.

3) чтобы избавиться от страданий, нужно избавиться от страстей и желаний.

4) восьмеричный праведный путь.

 

Направления в буддизме:

 

Хинаяна – большая колесница.

Махаяна – малая колесница.

Ваджраяна – алмазная колесница.

 

Древний Китай

 

• Основополагающая роль семейной общины.

• Рациональный характер миропредставления. Жизнь ради жизни на Земле!

• Культ неба.

• Срастание мифологии и истории, демифологизация сознания.

• Восприятие мира, как живого тела, одухотворение природы.

• Культ предков – основа религиозной практики.

 

Добродетели благородного мужа:

Жень – человечность.

Чжи – знание.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.16 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь