Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Влияние Христианства на формирование древнерусской культуры



Крещение Руси князем Владимиром в 988году явилось крупнейшим событием по своим результатам и последствиям. Христианский идеал, внесенный в языческую среду, стимулировал духовное развитие. Язычество не выделяло человека от природы, он был нерасторжим с миром ее вечного круговращения.

С принятием христианства культура осознает себя и свое место в мире.

Это была революция, Крещение в корне меняло всю сферу мыслительной деятельности и, поэтому, вступало в конфликт с прежними религиями. Язычество оказывало сопротивление.

Больших успехов церковь добилась тогда, когда стала использовать старые праздники и обряды с новым содержанием. Типичный языческий праздник – Новый год, Масленица. Полной победы над язычеством христианство на Руси не одержало, постепенно сложилось двоеверие – компромиссное равновесие языческих и христианских элементов.

В культуре преобладало безусловное соблюдение ритуально-обрядового, иконописного канона. Господствующей методологической установкой было соответствие идеологии духу и букве канонической христианской литературы. С религией были связаны все виды искусств. Строились церкви, стены которых были расписаны эпизодами из священной истории по строгим правилам и месту расположения сюжетов.

Развивалась иконопись, переписка книг, переводились работы древнегреческих и византийских авторов, возникали системы образования при монастырях.

Самое выдающееся произведение Древней Руси «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона.

Православие стало духовной основой Руси. Сложилось единство языка, власти и веры, без чего впоследствии было бы невозможно восстановление единого государства.

 

В целом, несмотря на большое влияние Византии, русская культура уже с первых шагов своего развития обнаруживает заметные черты своеобразия, это проявилось и двоеверии – причудливом сплаве, который образовало греческое православие и славянское язычество, и в многоглавии первых русских соборов, и в эпосе, и в самом строе повседневной жизни, оставшемся неизменным у подавляющего большинства населения. Глубокие традиции древней славянской культуры, питавшей своими корнями зарождавшуюся культуру русскую, позволяли творчески преобразовывать перенимаемые у соседей достижения, закладывая тем самым основу будущего развития.

 

 

35) ПРЕДПОСЫЛКИ, СУЩНОСТЬ, ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

 

Под термином «Возрождение» в узком смысле принято понимать возрождение античной культуры, античных идеалов красоты, мышления и чувствования.

В широком смысле – целую историческую эпоху с XV по сер XVII вв. – период творческих начинаний, поисков и открытий. Время людей универсально одаренных (титанов).

Титаны – это люди, которые творили в эпоху ренессанса.

 

Итальянское Возрождение: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль Санти.

Северное: Дюрер.

 

Родиной возрождения стала Италия, постепенно идея Возрождения распространяется на страны, расположенные севернее Италии – Германия, Нидерланды.

Расцвет культуры в этих странах получил название Северный Ренессанс.

 

Предпосылки культуры эпохи Возрождения.

 

Экономические: подъем производственных сил, материального производства, развитие науки и техники, расширение товарно-денежных отношений, рост городов…

 

Социально-политические: укрепление бюргерства, складывание абсолютистских государств. Усиление борьбы городов за самостоятельность.

 

Духовные: ослабление церковно-католического миропонимания, усиление светских традиций в культуре, утверждение идеалов гуманизма.

 

Сущность и характерные черты эпохи Возрождения.

 

1) Культура Возрождения носила переходный характер от средневековья к Новому времени.

В нем сочетаются черты старого средневекового мышления и грядущего Нового времени. Происходит становление индивидуализма.

2) Эпоха Возрождения базировалась одновременно на античном язычестве и христианстве. Писатели и художники обращались в своем творчестве как к античной мифологии, так и к библейским сюжетам. (работы Рафаэля)

3) Модификация средневекового сознания.

Используется та же терминология, но она приобретает другой оттенок. Сам термин «Возрождение» имел библейское происхождение.

4) Стремление к гармонии и соразмерности материального и духовного, небесного и земного. Достижение этой гармонии как в жизни, так и в произведениях искусства.

5) Становление индивидуализма и антропоцентризма ренессансной культуры.

Во главу угла ставятся интересы яркой творческой личности; преодолеваются сословные различия. Главными становятся качества человека, а не то, из какого он слоя.

Антропоцентризм носил элитарный характер. (Леонардо да Винчи)

6) Рационализм, космологизм.

Эпоха Ренессанса – время интенсивного развития науки (медицина, астрономия, география). Объяснение непонятных явлений происходит на научной основе.

Космологизм – ученее о вселенной как о едином целом.

Открытия в области астрономии, географии изменили картину мира: она стала носить гелиоцентрический характер.

Знаменитые ученые: Джордано Бруно, Галилео Галилей, Браге, Коперник.

7) Секуляризация культуры и её светский характер.

Появляются светские виды искусства: портреты, пейзажи, гравюры.

8) Происходит освобождение от власти авторитетов. Человек эпохи Возрождения мог смело критиковать признанных авторов и учения.

9) Небывалый интерес к искусству.

Тесная связь искусства со всеми элементами духовной культуры. «Живопись – царица всех наук». (да Винчи)

10) Гуманизм становится мировоззренческой основой эпохи Возрождения.

11) Двойственность культуры эпохи Возрождения.

Небывалый расцвет культуры сопровождался резким падением нравов, что явилось следствием раннего индивидуализма.

«Яд и кинжал решал многие вопросы» (Лосев)

 

Эпоха Возрождения сменилась эпохой разгула и тиранией.

36) ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ РЕНЕССАНСА

 

ГУМАНИЗМ – МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ОСНОВА РЕНЕССАНСНОЙ КУЛЬТУРЫ.

 

Гуманизм – система ценностей, признающая человека высшей ценностью, критерием всякой меры.

Гуманистами называли людей изучающих и преподающих цикл гуманитарных дисциплин: риторика, филология, этика, история, педагогика.

Гуманистом мог стать любой независимо от сословной принадлежности, кто ярко проявил себя в одной из гуманитарных дисциплин.

Первым гуманистом был Франческа Петрарка, который первый возродил преданные забвению дисциплины, а именно риторику. Он стал автором нового ренессансного стиля в литературе, где главным действующим лицом являлся сам автор. («Сонеты, посвященные Лауре», «О счастливой и несчастной фортуне», «Письмо к потомкам»)

Он по-новому распределил систему ценностей. На первое место он поставил личные качества человека, а уже потом происхождение и богатство.

Последователями Петрарки были Калючо Салютати, Леонардо Бруни, Леон Батист Альберти, Матио Пальмиери, Лоренцо Вала.

Превыше всего они ставили добродетель и знание.

«Знание возвышает человека над собой и над другими».

 

Принципы ренессансного гуманизма:

- Отречение от схоластики.

- Раскрепощение человека и утверждение его земного предназначения.

- Разрушение сословно-корпаротивных рамок.

- Возвышение человеческой личности.

- Стремление к идеалу и гармонии, как в жизни, так и в искусстве.

 

Этапы и представители культуры итальянского Возрождения.

 

I Этап

Проторенессанс (13 – 14 вв.) (дученто треченто), или предвозрождение.

Данте Альмиери – «последний поэт средневековья и нового времени» (Бабкин). Произведения: «Новая жизнь», «Божественная комедия».

Джотто ди Бондоне (1276 – 1337) – «Поцелуй Иуды», «Бегство Христа».

 

II Этап

Кватроченто (или раннее Возрождение). Основоположниками являются:

В архитектуре:

Филлипо Брунеллески - купол собора Санта Мария дель Фьюре, воспитательный дом во Флоренции.

В скульптуре:

Донателло – статуя Давида, статуя святого Георгия.

В живописи:

Мазаччо (продолжает традиции Джотто) – «Изгнание Адама и Евы из рая», «Чудо со статиром» (Статир = монета)

Сандре Боттичелли стоял на стыке раннего и высокого Возрождения, самый яркий художник («Рождение Венеры из пены морской»).

II этап

Чинквеченто (высокое Возрождение) (конец 15 – первая половина 16 века)

Время, когда Италия потеряла свою независимость. Происходит рост национального самосознания и расцвет искусства.

Леонардо да Винчи «Джоконда», «Тайная Вечеря», «Мадонна Лита».

Рафаэль Санти (1483 – 1520) «Сикстинская Мадонна», «Афинская школа», серия психологических портретов.

Микеланджело – скульптор, архитектор, живописец. Статуя Давида и Моисея, росписи Сикстинской капеллы, купол собора святого Петра в Риме.

IV этап

Позднее Возрождение (вторая половина 16 века Венеция, где сохранилась форма республиканского правления)

Веронезе (1528 – 1588) – художник. «Триумф Венеции», «Брак в Канне Галлилейской».

Тинторетто - художник. «Похищение тела святого Марка», «Тайная Вечеря».

 

На смену Возрождению как направлению приходит маньеризм. Главной целью творчества было провозглашено следование ученой манере и идеальным образам ренессанса, но без присущей глубины содержания и гуманизма.

 

Вывод:

 

1. Возрождение открыло миру индивидуальность человека и показало путь к личностному росту.

2. Человечество смогло понять и переосмыслить своё творчество и возродить его былую славу.

3. Гуманизм породил стремление к бунту, разрыву со старым средневековым миром и утверждение новых форм.

 

37) ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

 

Культура нового времени охватывает период с середины 17 века до начала 20 века.

1) 17 век

Начало формирования основ новоевропейской культуры, формирующейся на основе процессов, происходивших в эпоху Возрождения и реформации.

2) 18 век

Век просвещения, век разума. Происходит разрушение старых стереотипов и формирование новой свободной культуры.

3) 19 век

Буржуазный век, где углубляются традиции в социо-культурном развитии.

 

Характеристика эпохи нового времени:

  1. Стремление освободиться от всяческих предрассудков.
  2. Вера в разумность законов природы и возможность построения современного справедливого общества на разумных законах.

 

Особенности новоевропейской культуры проистекают:

  1. Из традиций античного полиса.

Формируется особый вид полисного генотипа (трудись и преуспеешь, идеология и сообщество свободных собственников)

  1. Из христианских корней европейской культуры.
  2. Особый инновационных характер европейской культуры, особый тип индустриального общества.

 

Основные черты европейской культуры нового времени:

!!!! 1. Антропоцентрический характер, которому был присущ универсализм. Во главу ставятся интересы обычного среднего человека. Складывается новое понимание гуманизма, который включает в себя следующие ценности:

• Уважение к личности;

• Признание её достоинств;

• Уважение и доверие к естественным наклонностям личности;

• Право человека на труд, свободу, равенство перед законом.

 

Идеалом достойного человека становится трудящийся человек. Формируется новая шкала ценностей:

Дисциплина

Исполнительность и профессионализм

Инициатива

Справедливая конкуренция

 

Наиболее ярко эти черты получают развитие в эпоху просвещения.

Девизом просвещения, с т зр Иммануила Канта, становится лозунг: «Имей мужество пользоваться собственным трудом»; «Просвещение – выход человечества из стадии несовершеннолетия».

Просвещение главную причину человеческих бедствий видело в невежестве, предрассудках и суеверии, а в образовании и воспитании – путь культурного и социального прогресса.

Просвещение охватило все страны, хотя и реализовывалось в разных формах:

Во Франции в форме политической революции.

В Германии в форме этической революции.

В Англии в форме экономической революции.

 

Отличительными чертами европейского просвещения являются:

 

▪ Деизм – учение о боге, как о творце вселенной.

▪ Научный характер.

▪ Рационализм. =>

▪ Идея прогресса.

▪ Космополитизм – признание равных возможностей каждой нации.

▪ Абсолютизация роли воспитания каждой личности.

 

Европейское просвещение формировалось снизу, а Российское насаждалось сверху.

 

!!!! 2. Демократизм и либерализм Нового времени.

Предпосылки:

◦ Изначальное равенство всех людей;

◦ Безусловная ценность свободы;

Условия процветания общества:

◦ Охрана государством неотчуждаемых прав (право на жизнь);

◦ Невмешательство государства в экономику;

◦ Отсутствие препятствий для развития личной инициативы;

◦ Невмешательство в частную жизнь человека со стороны государства.

 

В новое время формируются теории общественного договора: возникновение государства – это заключенный между гражданами договор о том, чтобы повиноваться той власти, которая берет на себя защиту жизни, свободы, собственности.

 

  Естественное состояние   Государство
Томас Гопс Война всех против всех за жизнь, свободу, собственность. Сильная власть, обеспечивающая защиту жизни, свободы, собственности.
Дж. Локк Естественное равенство и разумность людей. Опасность – самостоятельная защита жизни, свободы, собственности. Добровольная передача государству функции суда, защиты жизни, свободы, собственности.
Жан Жак Руссо Физическое неравенство людей. Равенство по соглашению перед правовыми моральными нормами.

 

!!!! 3.

Рационализм, сциентизм – «эпоха Нового времени» – период небывалого расцвета науки и техники; время двух революций – научной и технической (промышленной). В науке открытия в области астрономии и физики. Промышленная – текстиль, машиностроение, открытие парового двигателя.

Основоположником рационализма принято считать Декарта. Он первым противопоставил религиозной вере строгое и логическое рассуждение. Он был прежде всего механиком, философом и он являлся одним из основоположников научной картины мира. Мир рассматривался как гигантская машина. Наука стала носить экспериментальный характер.

Экспериментальная наука – практическое применение результатов научного познания, экспериментальное получение достоверных данных. Эксперимент обеспечивается современными историческими приборами и совершенствованием математического аппарата познания.

 

17 век
Барокко В переводе с итальянского «странный, причудливый». Родина стиля – Италия. Черты: динамизм, пышность, контрастность, ассиметричность, иррациональная избыточность, обращение к чувству, обилие декоративных деталей, стремление покорить роскошью. Живопись: Рубенс Литература: Кальдерон «Жизнь есть сон» Архитектура: Баромини, Бернини. Классицизм В переводе с латинского «образцовый». Теоретик классицизма – Буало. В основе лежит обращение к античности и возрождению как норме. Черты: строгость, статичность, в основе принцип разумного и гармоничного – преобразование мира. Буало сформировал классический идеал красоты: упорядоченность, изящество, простота. Классицизм стремился к выражению гражданских и нравственных идеалов. Живопись: Николо Пуссен, Клод Лорен Литература: Мольер Архитектура: Версальский парк  
18 век
Рококо В переводе с французского «раковина, жемчужина» - продолжение барокко, но более утонченное, изысканное. Черты: игривость, лёгкость, сочетания, основанные на нюансах, присутствие интриги, полутона, обращение к мифологическим пасторальным сюжетам. Пастораль = романтика. Живопись: А. Ватто, Ф. Буше Скульпткра: Э. М. Фальконе Просветительский (революционный) классицизм Продолжение традиций 17 века, но с ноткой дидактизма. Идеалы классицизма сливаются с революционной борьбой. Литература: Вольтер, Руссо, Дидро Живопись: Ж.Л. Давид «Клятва Горация»   В 19в классицизм превращается в академическое направление (академическая школа)
19 век
Романтизм Возникает как ответ на итоги великой французской буржуазной революции (1789). На смену пришла империя Наполеона, а затем снова Бурбоны. Реакция на классицизм – поиски нового героя, который бежит от тусклой действительности в мир идеальных грез, форм, чувственных порывов. В рамках романтизма выделяют три направления: • Революционный Живопись: Жерико, Делакруа Литература: Байрон, Шелли • Сказочно-фантастический романтизм (сказки Пьеро, Гофмана) • Исторический романтизм: Литература: Вальтер Скотт, Гюго Реализм Стиль, провозглашавший правду жизни своей творческой программой. Поиски нового героя – человека труда. • Критический Живопись: Курбе, Ф. Милле, Литература: Э. Золя (натурализм), О. Бальзак • Импрессиозм, где закладываются основы модернизма Живопись: К. Моне, Э. Дега, Э. Мане, Ренуар Литература: Верлен  
Конец 19 – начало 20 века
Появляются новые художественные направления модернизма – совокупность эстетических школ, течений, характеризующихся разрывом с предшествующими напрвлениями – отказ от классических идеалов. ▪ Модерн (А. Муха, Бердсли) Живопись (символизм) А. Беклин, Г. Моро ▪ Постимпрессионизм: П. Гоген, П. Сезанн, А. Тулуз-Лотрек, В. Ван Гог ▪ Кубизм (Пабло Пикассо) ▪ Фавизм (Матиз Анри) ▪ Абстракционизм (Кандинский, Малевич) ▪ Сюрреализм (С. Дали)   Черты: ощущение дисгармонии современного мира, нестабильность окружающего мира, отчуждение человека от общества, расчеловечивание искусства (дегуманизация), повышение роли абстрактного мышления. Изменилось самосознание человека, он становится свободной личностью, способной изменить свою судьбу и мир. Формируется научная картина мира, рационализм становится основой мироощущения. Сформировались нормы и принципы единой европейской культуры и единого европейского самосознания.

Рационализм проникает во все сферы жизни. С ним было связано понятие естественного закона, под которым понимался вселенский разум, он ничего не запрещает кроме аморального.

 

!!!! 4.

Утилитарное отношение к природе:

Техника становится связующим звеном между человеком и природой; постепенно осознается роль техники => складывается культ техники.

Проблемы техники поднимали: Шпенглер, Кант, Десауэр.

«В технике есть божественное начало» (Десауэр)

Природа рассматривается ни как храм, а как мастерская.

 

!!!! 5.

Полицентризм - распределение власти в обществе на власть духовную (в лице церкви) и власть светскую (государство). На власть центральную и местную.

В борьбе между различными ветвями власти происходил процесс становления личности.

 

!!!! 6.

Европеизм (Европоцентризм) – направление в европейской политической философии, где все события в мире рассматриваются с т зр интересов Европы.

 

!!!! 7.

Дуализм (двойственность) по отношению к человеку, природе находит отражение в экономике, политике.

С одной стороны человек – свободная личность, а с др. – винтик единого хозяйственного механизма. Каждый человек должен добросовестно трудиться на своем месте.

 

Это привело к такому явлению в европейской культуре конца 19 века как декаданс = упадок – это появление настроения пессимизма, упадничества; впервые подобные настроения проявляются в европейском символизме.

 

!!!! 8.

Полистилизм – разнообразие художественных направлений и стилей (барокко, классицизм, реализм)…

 

38) НАПРАВЛЕНИЕ ТЕЧЕНИЯ СТИЛЕЙ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 668; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.082 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь