Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Подходы к интерпретации сущности мифа.



1. Миф как приходящая исторически ограниченная форма сознания, свойственная определенной стадии развития человека и общества.

2. Миф – попытка проникнуть в прошлое, осознать его.

3. Миф – способ человеческого мироощущения, внутреннее родство человека с природой.

« Миф всегда относится к прошлому, но существует вне времени» (Леви-Стросс)

Миф имеет ряд парадоксов.

1. Идентичность содержания независимо от этнического времени, пространственной принадлежности.

2. Допущение несоответствий между фактическими особенностями текстов мифов.

3. Наличие бесконечного числа заимствований из различных источников.

4. Наличие совмещений, где субъект не отделим от объекта, небесный мир от земного, естественное от сверхъестественного, настоящее от будущего.

 

Сюжеты мифов.

1. Космологический (создание вселенной).

2. Антропологический (миф о человеке).

3.Эсхотологический (о конце света)

4. Солярный (о Солнце).

5. Лунарный.

6. Этимологический (о происхождении мира)

7. Политический.

8. Зооморфический (о происхождении животного мира).

9. Бытовой.

Мифология — исторически первая форма духовной культуры. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, т. е. сказаний, преданий пыталось дать ответ на все волнующие людей вопросы. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству мироздания, возникновению наиболее важных явлений природы, животных и людей. Вместе с тем большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывание огня, изобретение ремесел, развитии земледелия, приручении домашних животных и т. д.
Миф — это первая форма духовного освоения мира, его образно-символическое воспроизведение и объяснение Миф упорядочивает в сознании мир, превращает хаос в космос и тем самым создает возможность постижения мира как некоего организованного целого, представляет его в простой и доступной форме
Интерпретация универсума в мифологии антропоморфна. Универсум наделяется теми качествами, которые характеризуют бытие человека.
Характерным моментом мифа является отождествление субъективной и объективной реальности. Мифологические образы наделяются субстанциальностью, понимаются как реально существующие. А это значит, что миф основан на таком породнении человека с миром, когда человека еще не отличает психологическое значение и смысл вещей от их объективных свойств и воспринимает явления природы как одушевленные существа.
Мифологическое постижение мира в своей основе носит не рациональный, а эмоционально-чувственный характер. Смысловыми единицами мифологического мышления являются не понятия, а коллективные представления. Эти представления формируются не на основе логического анализа, обобщения опыта, а по законам партиципации (сопричастности). Сопричастность представляет собой ассоциативно-психологическую смысловую связь, воспринимающуюся как способ видимой обусловленности вещей.
Содержание мифологического мышления мистично, поскольку око не отражает объективных свойств и отношений, а базируется на вере в свепхъестественные связи и отношения и выражает сакральные смыслы и значения, которые принимаются данным человеческим сообществом (родом, племенем).
Миф обычно совмещает в себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (отношение настоящего и будущего). Таким образом с помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений.
В предшествующем изложении мы акцентировали внимание на этиологической функции мифа. Миф объясняет происходящее в мире Однако миф — это не первоначальная форма знания, а особый вид духовно-практического освоения мира, специфическое образно-смысловое, синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе, как наиболее ранней форме человеческой культуры, объединяются зачатки знаний, религиозных верований, эмоциональная, нравственная и эстетическая оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущений, чувственного сопереживания.
В мифе образно-символическое воспроизведение и объяснение всегда выливается в предписание действий. Как отмечал известный английский этнограф Б. Малиновский, миф, как он существовал в первобытной общине, — это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы просто дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения.
Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Однако этим не исчерпывалась стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, ч го они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и таким образом обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.
Мифологическое мироощущение выражается не только в повествованиях, но и в действиях (обрядах). Миф и обряд в древних культурах составляли функциональное, структурное, мировоззренческое единство. Чаще всего миф — это рассказ, описывающий в повествовательной, олицетворенной форме тот или иной обряд, объясняющий его происхождение и как бы обосновывающий право исполнителей обряда его совершать.
Тесная взаимосвязь представлений и обрядов сближает мифологию с религией. Закономерно встает вопрос: существовала ли мифология как форма культуры отдельно от религии? Можно ли отличать мифологию от религии? По нашему мнению, на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. С содержательной стороны, т. е. с точки зрения мировоззренческих конструкций, мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются религиозными, а другие мифологическими, что религиозные мифы связаны с верой в сверхъестественное; в мифологических мифах такой веры нет. Религия на ранних стадиях развития не знает разделения мира на естественный и сверхъестественный. Это разделение появляется лишь на относительно высокой стадии развития религии. Разделение мира на два уровня (естественный и сверхъестественный) присуще и мифологии на довольно высокой стадии развития, а отношение веры к своим мыслительным конструкциям также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом различия является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений с сакральными объектами. И потому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной (мировоззренческой)стороны.
На более поздних этапах развития общества миф отделился от обряда. Мифология начала существовать как самостоятельная относительно независимая форма общественного сознания. Классическим примером такого уровня развития мифологии является мифология древних греков, представленная в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера. На базе мифологии формируется героический эпос, легенды, исторические предания, сказки. Мифологическая подпочва сохраняется и в более позднем «классическом эпосе». Через сказку и героический эпос с мифологией оказывается связанной и художественная литература.
Миф рождается и господствует в культуре на стадии архаичного сознания. Но с развитием рефлекторного сознания полностью не уходит со сцены не только в виде сказок и литературных произведений, но периодически воспроизводится в культуре через социально мифологические конструкции. Например, немецкий нацизм возрождал и использовал древнегерманские языческие мифы, а также создавал разнообразные политические мифы.
Исследования 3. Фрейда, Г. Юнга и других представителей психоаналитической культурологии объясняют этот феномен. Они убедительно показывают, что в развитых обществах, перестав быть единственной и доминирующей формой культуры, миф не исчезает окончательно — он продолжает жить в бессознательных структурах человеческой психики в форме архетипов, древнейших культурных образцов. Человек всегда сохраняет потребность во внерациональном породнении с миром, а это значит, что мифологическое освоение мира органически присуще человеческой психике и человеческой культуре

 

 

27) Древневосточный тип культуры

Переход от первобытности к цивилизации происходит в эпоху неолита (4 тыс. лет д н э).

Для этого перехода имелись соответствующие предпосылки:

 

1) Природно-климатические (наличие великих рек)

• др. Египет - нил

• Междуречье – Тигр

и Ефрат

2) Экономические – более высокий уровень развития техники, наличие высокоразвитой хозяйственной системы. (ирригационное земледелие)

3) Социально-политические (появление социального неравенства)

4) Демографические (появление оседлого образа жизни => увеличение плосности населения)

 

«Древние цивилизации» под ред. Гонгард-Левина:

Древние цивилизации – это некое единство, противостоящее тому, что цивилизацией еще не является, а именно доклассовому, догородскому, догражданскому, дописьменному состоянию общества и культуры.

Древние цивилизации называют «древними» не столько в силу временных признаков, а скорее потому, что они унаследовали непосредственно от первобытности стиль мышления и образ действий.

Древние цивилизации охватывают огромные территории.

Др. Восток - колыбель мировых цивилизаций, это территория от северного побережья Африки (Карфаген) до Тихого океана.

 

Сферы:

 

I Экономическая:

 

  1. Рабовладельческая форма собственности, где собственником выступает не индивид, а община или гос-во.
  2. Экономика древневосточных государств была основана на общинном землепользовании. Сельская община являлась основной производственной единицей древневосточных обществ.
  3. Типичной формой хозяйствования являлась ирригационная форма земледелия

 

II Социально-политическая:

 

  1. Деспотическая форма правления, неограниченная власть правителя, обожествление его личности.
  2. Сакрализация социальной структуры восточных обществ.
  3. Строгая регламентация всех сторон жизни (бюрократическая система, каноны).
  4. Подавление общественного начала, приоритет общественного над личным.
  5. Строгая иерархичность – деление общества на социальные слои.
  6. Традиционный тип социального развития.

 

III Духовная

 

  1. Религия играет определяющую роль и влияет на все сферы жизни. Религия – стержень цивилизаций востока.
  2. Специфические черты религий востока:

▪ Интровертный характер – обращение ко внутреннему миру человека.

▪ Созерцательность, стремление к духовному самосовершенствованию, поиск высшей истины путем личного просветления.

▪ Основа религиозного мировоззрения – опора на вечную жизнь (идея замкнутости, повторения)

  1. Необязательность веры в богов в европейском понимании.

Бог – мировой порядок, закон.

 

Религия тесно переплетена с философией. Источником веры и знаний выступают одни и те же книги. В основе идея иллюзорности видимого мира и реальности непознаваемого абсолюта.

 

Специфические черты древневосточного искусства.

 

Искусство является составной частью религиозного культа => Каноничность, традиционализм, символичный характер, аллегория, градация размеров – градация ценностей:

Чем выше, тем значимей.

 

Художник – хранитель канонов.

 

Способность создавать величайшие ценности при сравнительно низком уровне развития индивидуального «Я». (Буддийский храм Аджанты, храм в Египте в Луксоре, скульптурный портрет Ниффертити).

 

Светское искусство зарождается в рамках религиозного.

 

Комплексный характер древневосточного искусства – архитектуре принадлежала главенствующая роль.

 

Древний Египет.

 

Соединение антропоморфности и зооморфности в облике богов.

Иероглифическое письмо.

Культ божественного правителя: солярный культ, развитие заупокойных представлений, ориентация на вечную жизнь.

 

Развитие заупокойных представлений:

 

∆ «Тексты пирамид». Бессмертие может приобрести только фараон, т. к. после смерти он становится Осирисом.

∆ «Тексты саркофагов». Обрести бессмертие может любой человек при правильном проведении погребального ритуала.

∆ «Книга мертвецов». (Новое царство). Появляется идея нравственного загробного суда.

 

Древняя Индия

 

Сансара - круговорот бытия.

Карма – сочетание добрых и злых дел.

Нирвана – прекращение перерождений, абсолютный покой.

Дхарма – совокупность гражданских и культурных требований.

 

Веды – священные книги. 4 группы:

Ригведа – книга гимнов.

Яджурведа – книга жертвенных формул.

Самаведа – книга песнопений.

Атхарваведа – книга заклинаний и заговоров.

 

Государственная религия – индуизм.

В основе лежит поклонение трем богам:

1) Брахма – Бог-создатель мира, постепенно отошел на второй план.

2) Вишну –

3) Шива – разрушитель мира. Постепенно роль разрушителя отходит на второй план, он становится богом плодородия, богом ритма и танца.

 

Индуизм опирается на кастовое деление и носит ограниченный характер. Индусом стать нельзя – им надо родиться.

Важную роль играет гуру – наставник по жизни.

 

Буддизм – первая мировая религия.

По отношению к индуизму занимает роль аппозиции. Отрицается кастовое деление – идея равенства.

Основомоложник – Гаутама.

4 истины:

1) жизнь – это страдание.

2) причины страданий в наших страстях и желаниях.

3) чтобы избавиться от страданий, нужно избавиться от страстей и желаний.

4) восьмеричный праведный путь.

 

Направления в буддизме:

 

Хинаяна – большая колесница.

Махаяна – малая колесница.

Ваджраяна – алмазная колесница.

 

Древний Китай

 

• Основополагающая роль семейной общины.

• Рациональный характер миропредставления. Жизнь ради жизни на Земле!

• Культ неба.

• Срастание мифологии и истории, демифологизация сознания.

• Восприятие мира, как живого тела, одухотворение природы.

• Культ предков – основа религиозной практики.

 

Добродетели благородного мужа:

Жень – человечность.

Чжи – знание.

Синь – верность.

Ли – благопристойность.

 

Основная религия - конфуцианство.

В конфуцианстве 2 стороны:

1-ая социальная – оправдывает государственное устройство: «одни рождаются управляемыми, другие управляющими», «каждый должен добросовестно трудиться на своем месте».

2-ая нравственная – стремление к идеальному человеку, который обладает двумя качествами:

◦ Гуманность

◦ Чувство долга

«Низший думает о выгоде, высший – о долге».

Конфуцианство является не столько религией, сколько моральными нормами.

 

Вторая религия древнего Китая- Даосизм.

Основоположник Лао Дзы.

В основе лежит идея потока.

Недеяние как умудренное действие, не имеющее предметного содержания.

Примитивизм.

Стремление посредством различных методик познать силы природы.

 

28) Античность как тип культуры. Влияние античности на мировую культуру.

Под античной культурой принято понимать культуру Древней Греции и Древнего Рима. Выделяют 6 периодов в развитии античной культуры:

1. Эгейская культура ( 3-2тыс. до НЭ)

Об этой культуре говорили: «не восточная по территории, но восточная по характеру»

2. Гомеровский (Ранний архаичный период) (11-9в. до НЭ). Единственным историческим источником, дающим представление об этой культуре являются поэмы Гомера (Илиада, Одиссея).

3. Архаический (8-6в. до НЭ). Культура формируется в греческих городах, государствах, полисах со своей системой ценностей (полис Спарты и полис Афины).

4. Классический (5-посл.треть 4в. до НЭ). Наиболее интенсивный период - период наивысшего подъёма греческой культуры (в скульптуре особое внимание уделяется пластике, динамикеJ, появляются индивидуальные черты). Литература – 2 жанра (трагедия (Софокл)и комедия (Аристофан)).

5. Эпоха эллинизма (посл.треть 4в. – по 1в. до НЭ). Этот период связан с завоевательными походами на восток и образованием эллинистической монархией. В культуре происходят переплетения греческих и восточных традиций. В архитектуре (у греков) стремление к гигантомании.

6. Римский период. Открывается завоеванием Римом греческих земель. Парадокс: римляне попадают под влияние высокой греческой культуры, римляне копируют греческие статуи, римские божества принимают облик греческих богов, складывается единый пантеон богов, первые книги в Риме – это перевод произведений Гомера. Философия – возрождаются греческие школы римлянами.

Греческие и римские культуры объединяются вследствие ряда факторов:

1.открытого характера римской культуры. Римляне усваивают всё новое, что не противоречит основам их мировоззрения.

2. греческая и римская культуры развивались на единой основе – на принципах гражданской общины (демократии).

3. у них формировалась единая шкала мировоззренческих ценностей: идея свободы и независимости, идея сочетания личных интересов с общественными, идея верховной власти народа.

Несмотря на схожесть многих черт – греческих и римских, культуры не являются полностью тождественными, их различия в первую очередь связывают с разным образом жизни (греки, за исключением Спарты были миролюбивы, а римляне – воинственны). Среди компонентов культурных ценностей, у греков определённое место занимала мифология, а у римлян – право, закон.

Античная культура — уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия.
Культура Древнего Рима, которая во многом продолжила античные традиции Греции, отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашел достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.
Императорский Рим создал целую художественную систему, олицетворяющую могущество и власть: базилики, храмы и дворцы, украшенные фресками и мозаиками, колоссальные статуи, «домашние» портреты, конные памятники, триумфальные арки и колонны с рельефами в память о реальных исторических событиях стали мощным основанием культуры последующих эпох.
В кризисе, охватившем римский мир в III веке н. э., можно обнаружить начало переворота, благодаря которому зародился средневековый Запад. Варварские нашествия V века можно рассматривать как события, ускорившие преобразование, придавшее ему разбег и глубоко изменившее облик этого мира.

 

 

29)СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРЕЧЕСКОЙ И РИМСКОЙ АНТИЧНОСТИ.

 

Под античной культурой принято понимать культуру древней Греции и древнего Рима.

Принято выделять:

1) Крико-мекенская культура (3-2 тысячелетие д н э)

Вся культура и политическая жизнь была сосредоточена вокруг дворца. Культура носила политеистический характер. Преобладали 2 культа: быка и змеи. Культура носила мирный морской характер.

Памятники: Кноский дворец (отрыт Эвансом), Львиные ворота в Микенах.

Эту культуру характеризуют как восточную по характеру, но не восточную по территории. В искусстве ярко проявляются египетские каноны.

 

2) Гомеровский период (раннеархаический) (11 - 8 вв. д н э)

Время распада родовой общины и зарождения рабовладельческих отношений. Начинает складываться греческая мифология, эпос. Этот период также называют «смутным»: раздоры, конфликты.

 

3) Архаический (7 – 6 вв. д н э)

Начало расцвета греческой культуры. Укрепленные рабовладельческие города превращаются в полисы-государства. 2 полиса: Афины, Спарта.

В архитектуре складывается система орденов. 2 типа ордера:

 

Типы храмов:

  1. Простель (прямоугольный храм)
  2. Амфипростель
  3. Периптер

2 типа в архетектуре:

1. Курос (статуя юноши атлета)

2. Статуя девушки (кора)

 

4) Классический (с 5 по последнюю ⅓ 4 века д н э)

Период наивысшего расцвета греческой культуры. Афины – центр культурной жизни. Время жизни величайших философов: Аристотель, Сократ. Скульпторов: Фидий.

 

5) Эллинизм: конец 4 по 2 вв. д н э (334 – 31 гг. д н э) Он связан с походами Александра Македонского

 

6) Римский период…

 

 

Рим завоевывает Грецию и попадает под влияние высокой греческой культуры: Копируют греческие статуи, возраждают греческие философские школы, наследуют греческий образ жизни, впервые переводят на латинский язык книги Гомера.

Греческая и Римская культуры сливаются в единую античную вследствие ряда факторов:

- открытого характера римской культуры;

- у них сформировалась единая школа мировоззренческих ценностей.

Идея свободы и независимости, идея верховной власти народа, идея сочетания личных интересов с общественными, идея тесной связи общинников со своими богами и героями.

Греческая и римская культуры были полностью тождественны, их различия проистекали из разного образа жизни. Греки за исключением Спарты были миролюбивы и превыше всего они ставили мифологию. А римляне в своих гражданах стремились сформировать качества необходимые воину. Среди компонентов культурных ценностей превыше всего они ставили закон.

 

 

Лосев «12 тезисов об античной культуре: дерзание духа»

 

• Космологизм (космос (греч.) строй, порядок). Объективный космологизм.

Античные греки эстетические идеалы связывали с космосом. Понятие красоты соотносилась с категориями «мира», «гармонии», «соразмерности», «рационализма».

• Наука, в частности философия, начинает играть важную роль. Греки видели мир таким какой есть. => объективизм.

• Пантеизм (Боги – законы природы).

• Антропоцентризм (космоспостоянно соотносился с человеком, природные объекты с человеческим телом. Складывается культ телесности. Центральной фигурой является человек. (религия, мифология, философия, - стремление постигнуть смысл жизни человека)

• Героический фатализм – сочетание веры в судьбу и в героев, которые идут поперек судьбы.

• Состязательный характер. Стремление быть лучшим. (Олимпийские игры, театральные постановки, философские и политические дебаты)

• Праздничный характер (гедонизм, умение радоваться жизни).

 

Сравнительная характеристика греческой и римской культуры.

 

Греция Рим
Культура
Греки заложили основу европейской культуры. Ступенью греческого сознания является красота, восприятие мира через понятие красоты. Заложили основу западной ветви европейской культуры. Ступенью римского сознания является польза.
Гос. устройство
Полис «Дисциплина общего дела» - организованное участие граждан в управлении.
Религия
Религия видения: греческие боги нормативно-эстетические идеалы, телесные символы природы и человека. Политеизм, отсутствие касты жрецов. Религия – ритуал, объединяющий человека с хранителями его рода-племени. Примитивный политеизм (свыше 1000 богов, отвечающих за дом, хозяйство), касты жрецов. Особое место занимала магия.
Философия
Формируются философские школы вокруг учителей: Аристотель, Эпикур. Высший этап связан с деятельностью Сократа, Платона, Аристотеля. Возрождает греческие философские школы. Основная идея морального совершенствования. Философия сливается с религией. Они решают одни и те же задачи.
Театр
Школа гражданского мужества и патриотизма. Цель: сформировать личность. Актеры: свободные уважаемые граждане, находящиеся на попечении государства. Цель: удовлетворение потребностей масс – дать людям зрелище. Актеры: низший слой и рабы, допускались кровавые сцены.
Литература
Формируются основные жанры литературы: трагедия (Эскил, Сафон, Эврипит), комедия – низкий жанр (Аристофан, басни Эзопа), появляются поэмы (Гомер). Появляются новые жанры: Эпистолярный (Сенеки) и биографический (Верона), расцветает любовная лирика (Овидий, Гораций, Лукреций).
Архитектура
Греки создали классическую систему ордеров. Типы храмов: простель, амфипростель (храм Порфенон) Практичность и утилитарность сказались в архитектуре. Строили, прежде всего, дороги. (Колизей)
Скульптура
Стремление к идеалу: телесность, строгие пропорции (Фидий, Мирон, Лисипп) Достижением римских скульпторов является психологический портрет: бюст Брута, статуя августа, Марка Аврелия. Имена скульпторов неизвестны, т к главное – император.

Язычество древних славян

 

Роль идеологии в средневековом государстве выполняла религия. К моменту образования древнерусского госуд. восточные славяне еще не успели создать своей национальной религии. Но Древняя Русь находилась на границе западного и восточного миров, где встречались разные народы и их религии, поэтому определение идеологии для Киевской Руси было проблемой выбора среди сущ. В мире религий. Эта проблема была решена внуком княгини Ольги князем Владимиром Святославовичем (980-1015гг). Его выбор состоял из 3 выборов:

  1. выбор между древними верованиями восточных славян и мировыми религиями в пользу первого. В 980г. Владимир провел языческую религиозную реформу, в ходе которой был создан объединенный пантеон, куда вошли почитаемые у различных славян божества (Перун-бог грома и молнии, Дажь-бог – солнца, Хорс, Стрибог ветра, Семаргл – подземного царства, Мокоть плодородия и др., но эта реформа не дала успеха, потому что:
    - Перун был не исконно-славянского, а балто-скандинавского происхождения, поэтому не пользовался авторитетом
    - наряду с 6 основными божествами восточные славяне продолжали поклоняться своим местным богам
    - объектом религиозного почитания в язычестве является природа, а почитание каждым племенем опред. природной стихии не содействовало объединению общества

Христианизация Руси имела неоднозначные последствия:

    • объединяющая роль - объединение 5 этносов, проживающих на территории восточно-европейской равнины и прилегающих регионов, объединение их укладов и образов жизни
    • цивилизующая роль – Древняя Русь через Византию вошла в сообщество мировых цивилизаций, на Русь пришла письменность, книжность, архитектура, иконопись и др.
    • негативное последствие христианизации Руси было то, что возникли первые элементы социального раскола

В результате в менталитете древнерусского человека стало складываться
двоеверие - часть населения приняло христианство, а другая часть долгое

время была языческой

Крещение Руси князем Владимиром в 988году явилось крупнейшим событием по своим результатам и последствиям. Христианский идеал, внесенный в языческую среду, стимулировал духовное развитие. Язычество не выделяло человека от природы, он был нерасторжим с миром ее вечного круговращения.

С принятием христианства культура осознает себя и свое место в мире.

Это была революция, Крещение в корне меняло всю сферу мыслительной деятельности и, поэтому, вступало в конфликт с прежними религиями. Язычество оказывало сопротивление.

Больших успехов церковь добилась тогда, когда стала использовать старые праздники и обряды с новым содержанием. Типичный языческий праздник – Новый год, Масленица. Полной победы над язычеством христианство на Руси не одержало, постепенно сложилось двоеверие – компромиссное равновесие языческих и христианских элементов.

 

31) СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСЧКИЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ХАРАКТЕР СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ.

 

Западно-европейская средневековая культура с 5 по 15 в. Термин «Средневековье» впервые появился в трудах гуманистов эпохи Возрождения. Этим термином они хотели подчеркнуть незначительность данной эпохи по сравнению с Античностью.

Отношение к средневековью меняется в 19 веке на основе романтизма. Романтики идеализировали средневековье, ассоциировали эту эпоху со временем «доблестных рыцарей и прекрасных дам».

 

Социально-исторические факторы, определившие характер средневековой культуры:

 

1!! У истоков средневековой культуры стояли 2 разных мира – 2 различные социальные структуры: варварский родоплеменной и античный рабовладельческий.

Не было прямой преемственности социальных структур. Происходило переплетение античных и варварских культур.

 

2!! Гранью отделившей средневековье от языческой древности явилось Христианство.

!!! Христианство становится мировоззренческой основой средневековой культуры!!!

 

3!! Идеологическая монополия церкви.

Решения, принимаемые на церковных соборах, становятся обязательными для мирян.

Создаются социальные институты. Инквизиции – форма регуляции взаимоотношений внутри общества.

 

4!! Сословное деление общества. 3 основных сословия:

 

▫ Рыцарство, которое становится носителем куртуазной культуры. (вежливость = куртуазность)

Три постулата куртуазности: мера (соотношение меры между чувствами), юность, радость.

Культ прекрасной дамы, любовная лирика (песни минизингеров, труверов, трубадуров).

Цель рыцарской культуры: Защита государства, власти, веры, участие в крестовых походах, решение конфликтов на судебном поединке.

Истинное рыцарство достигалось путем мистического единения души с Богом.

Качества рыцаря: отвага, щедрость, храбрость, честь.

 

▫ Клирики (Клирикальное сословие)

Качества, присущие клирикам:

Идеалом клириков являются монахи, идеал бедности, покаяния (человек должен быть покорен), дисциплина (следование канонам), жизни в молитве.

Первые монашеские ордена появляются в 4 веке (во главе стояли святые):

1. Бенидиктинский (появился в 6ом веке)

Практическое милосердие, высокая оценка труда, активное участие в общественной жизни)

2. Францисканский (появился в 13 в.)

Идеалом становится жизнь, полная лишений (жизнь Христа на Земле).

3. Доминиканский (появился в 13 в.)

Борьба с инакомыслью, ересью.

 

Церковная культура охватывала все сферы. Она регулировала социальные отношения и регламентировала повседневную жизнь.

 

▫ Бюргеры (городское сословие)

Качества, присущие бюргерам: трудолюбие, экономичность, хитрость, лукавство, терпение, выносливость.

Проявляется в традициях народного фольклора и площадной речи.

С бюргерской культурой связано появление карнавалов и системы средневековых знаний.

!!! первые университеты появились в городах в конце 12 века!!!

Деятельность университетов имела 3 важных следствия: Сформировалось профессиональное сословие ученых, в рамках университетов были заложены основы светских знаний, утвердились основы светской культуры и светских традиций в сфере образования.

Приходят многие понятия университетской жизни (гимн студента).

 

Огромный пласт средневековой культуры составляла народная культура безмолвствующего большинства. Личность в эпоху средневековья носила сословный характер, моральные качества личности соотносились с сословием и местом внутри него. (подлый люд, низкий люд) Человек из низшего сословия не мог быть обладателем высоких качеств.

Рыцарское сословие: паж, оруженосец, рыцарь.

 

5!! Материальной основой средневековья являлась система феодализма, которая сопровождалась низким уровнем техники и научных знаний, незаинтересованностью в результатах труда, отсутствие частной собственности на землю… => голодные годы и эпидемии (некоторые уносили жизни до ⅓ населения Европы.

Средневековье – это война всех против всех => это нашло отражение в архитектуре => романский стиль. Цель: защита. Народный эпос.

 

6!! Карнавал – средство выживаемости людей как средство снятия социальной напряженности. Во главе карнавалов часто стояла церковь и светская власть.

 

Выделяют три периода развития средневековой культуры:

1. с 5 по 10 вв. – раннее средневековье.

Идет процесс образования варварских городов-государств. Складывается единая европейская общность на основе общих типологических черт. Происходит распространение христианства, формирование основ феодальной системы.

Характерный тип человека: строгий, возвышенный, аскетический.

Аскет, думающий о душе.

2. 10 – 13 вв. – высокое зрелое средневековье.

Период наивысшего расцвета средневековой культуры. Происходит смена художественных стилей. Романский + готический. Появляются различные жанры литературы.

Философия: складываются различные философские школы (например: схоластики, терминисты)

В 12 веке появляются университеты.

Доминирует новый тип личности: образ духовно совершенного, но не отрешенного от реального мира человека. Сочетание духовного и материального.

3. 13-14 вв. – позднее средневековье. Проторенессанс.

Церковь утрачивает господство в идеологической сфере. Утверждаются идеалы гуманизма. Время расцвета городской культуры. Формируется новый тип личности: рыцарь–кутила–бродячий поэт – человек, стремящийся к гедонистическим удовольствиям.

 

Черты средневековой культуры:

Доминирование христианства, дуализм (душа-тело, рай-ад)

Универсализм, как законченное всеединство, в основе которого Бог.

Приверженность к канонам.

Традиционализм, консерватизм.

Аллегоризм и символизм (храм – символ мира, крест – символ страданий человека)

Самоуглубленность средневековой духовной культуры.

Дидактический, наставительный, поучительный характер.

Имперсональность: отсутствие автора.

Историзм.

Отсутствие единой культуры, её деление на различные пласты.

 

32) Художественная культура западноевропейского Средневековья.

В духовной культуре средневековой Европы сложным и противоречивым было положение и роль искусства, что связано его отношениями с христианской идеологией.

Христианство отвергло идеалы античных художников (радость бытия, чувственность, телесность, воспвание человека), разрушило античную гармонию человека и духа, человека и земного мира. Главное внимание художники средневековья уделяли миру потустороннему, Божественному, их искусство рассматривалась как Библия для неграмотных, как средство приобщения человека к Богу.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 769; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.178 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь