Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные этапы развития политической мысли.



Мировая политическая мысль стала развиваться с переходом человечества от первобытнообщинного к рабовладельческому обществу с его антогонистическими классами и государством.

Политические учения Древнего Востока

Древнейшие политические учения возникали в странах Др. Востока: Египте, Индии, Китае, Вавилоне и др. Боги и император – самое главное (мифы, концепция Маат, конфуцианство). Политические учения характерны тем, что политическая мысль не выделяется в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, и господствовало понимание божественного происхождения государства.

Политические учения Древней Греции и Древнего Рима. Закладываются основы политологии. Характерные черты политических учений этого этапа: постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы; обособление их как относительно самостоятельной части философии; анализ устройства государства, классификация его форм; поиск и определение наилучшей, идеальной формы правления.

Наивысшего развития политическая мысль в рабовладельческую эпоху достигла в античных государствах, особенно в Древней Греции.

Основу науки о политике заложили древнегреческие философы: Сократ, его ученик Платон, ученик и критик Платона Аристотель.

Платон изложил свои политические взгляды в диалогах «Государство» и «Законы». По его мнению управлять государством будут философы мудрецы, воины будут заботиться о безопасности государства, а ремесленники и земледельцы обязаны трудиться. Человек должен служить государству, а не наоборот. Идеальной формой гос.устройства в ранних работах считал правление аристократии и монархию, а демократию и тиранию – наихудшими. Позднее он отдавал предпочтение такому гос.правлению, в котором бы сочетались начала и демократии и монархии.

Аристотель изложил политические взгляды в трактатах «Политика» и «Никомахова этика». Политика, по его мнению, управление обществом через государство, а также управление самим государством. К правильным государственным формам относил монархию (политическую власть одного), аристократию (правление немногих), политию (правление многих); к неправильным, преследующим частные интересы, - тиранию (деспотическую власть одного), олигархию (власть богатых), демократию (власть большинства). Наиболее правильной формой правления считал политию, в которой бы сочетались бы черты олигархии и демократии.

 

Политические учения Средневековья (конец 5 – середина12 в.). Характеризовался зарождением, господством и разложением феодализма; созданием достаточно крупных, но слабо интегрированных монархий; распадом их на раздробленные политические образования; расцветом сословно-представительных монархий. Особенности политических учений этого этапа: безраздельное господство католической церкви в духовной жизни; политическая наука стала отраслью богословия, догмы религии приобретают форму законов; социально-политическая мысль развивается усилиями религиозных деятелей; обоснование теологической теории политической власти.

Августин Блаженный (354 - 430) трактат " О граде Божием", который содержит рассуждения о государственных и правовых учреждениях, посланных человеку свыше за грехи его. Августин верит, что на смену " граду земному" придет " град Божий", где любовь к Богу доведена до презрения человека к себе. Учение Августина легло в основу новой идеологии католической церкви Средневековья, обосновывавшей приоритет духовной власти над властью светской. Для того чтобы государство оправдало свое неправедное существование оно должно служить церкви.

Фома Аквинский (1226 - 1274) в своем трактате " О правлении государей" пытался соединить учение Аристотеля со своими христианскими взглядами. Был сторонником монархии, и ее существование приписывал божьей воле. Также он был сторонником контроля церкви над государством, наукой, искусством; божественности феодального права.

 

Политические учения эпохи Возрождения(14 – 16в.). Характеризуется разложением феодализма и становлением капитализма в Европе, вызвавших развитие техники, гуманитарных наук, городов, науки, искусства; освобождение политической науки от теологии; развитие гуманистических начал в политической теории; анализ проблем и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни. Идеологи формирующегося класса буржуазии отстаивали гуманистические ценности: стремление к земному благополучию, право человека на свободное развитие.

Н. Макиавелли (1469 - 1527).В сочинении " Государь" Макиавелли противопоставлял религиозной концепции теорию светского (нерелигиозного) государства. Одна из главных функций государства – защита частной собственности. Макиавелли впервые обращает внимание на способность народа влиять на власть. Народ честнее и рассудительнее государя и редко ошибается в общих вопросах. Наилучшей формой гос.правления считал республику.

Томас Мор (1478 - 1535), Томмазо Кампанелла представители утопического социализма, осуждали частную собственность и порожденную ею эксплуатацию человека человеком, критикующие возникший капиталистический строй.

Томас Мор в книге »Утопия» попытался установить связь государства с интересами эксплуататорских классов. Он противопоставил существующему тогда государству устройство вымышленного острова Утопия, которое носило демократический характер, предполагавший выборность должностных лиц. Функциями этого государства являлись руководство хозяйством и образованием, организация производства и распределения.

Представители раннего утопизма предлагали заменить частную собственность (источник бед) общественной и сформировать общество с уравнительностью, аскетизмом.

 

Политические учения Нового времени (17 – 18в.). Характерные черты политической мысли Нового времени: формирование либеральной политической идеологии; обоснование необходимости разделения властей; анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии; формирование концепции прав человека и гражданина. Главная проблема в политической науке – взаимоотношения личности и государства. Их взаимодействию была посвящена теория «естественных прав». Она была направлена против всех форм феодальной зависимости, сословного деления и обосновывала равенство людей, данное им природой.

Томас Гоббс (1588 — 1679), обосновывал возникновение государственной власти необходимостью упорядочения " естественного состояния" людей, в котором отношения между ними представлялись как " война всех против всех". Государство сравнивалось им с библейским чудовищем Левиафаном. Он изображает государство как сложный механизм господства и подчинения: государство не только должно выполнять функцию господства, но и заниматься воспитательно-просветительной деятельностью, поощрять всякого рода хозяйственные занятия (земледелие, судоходство, промыслы), силой принуждать к труду физически здоровых людей. Гоббс — сторонник сильной абсолютной монархии.

Джон Локк (1б32 — 1704) и француз Шарль Луи Монтескьё (1б89 — 1755), разработавшие концепцию разделения властей. Локк предлагал разделить власть на законодательную, исполнительную и федеративную, ведающую международными отношениями. Он считал, что в гражданском обществе всеми без исключения должны исполняться законы этого общества. Отстаивание Локком идеи неотчужденности от личной свободы, права на жизнь и собственность было признано впоследствии началом идеологии буржуазного либерализма.

Монтескьё дополнил теорию разделения властей тем, что наряду с законодательной и исполнительной выделил и судебную власть. Ктому же он соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей.

Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.Монтескьё — одни из первых представителей идейно-политического течения, получившего название « просвещение ». Просветители критиковали феодальные порядки и отстаивали интересы зарождавшегося класса буржуазии. Они верили в огромные возможности человеческого разума и науки в деле рациональной перестройки общества. Ими много было сделано для освобождения науки от власти религии и использования научных достижений в практике. Просветители внесли большой вклад в развитие как естественных, так и общественных наук, в том числе и политических.

 

Жан-Жак Руссо (1712 — 1778). Его политические воззрения выражали интересы мелкой буржуазии, особенно крестьянства. Выступая против частной собственности, он критикует не только феодальные порядки, но и растущий капитал противопоставляет промышленной цивилизации образ жизни свободных землевладельцев. Для восстановления свободы им предлагалось заключить новый общественный договор, который бы представлял собой ассоциацию равных свободных индивидов, или республику.

Руссо был сторонником прямой демократии, при которой все граждане имеют возможность непосредственно влиять на государственную политику. Он считал, что представительные органы закрепляют рабство людей. В своей деятельности каждый человек должен подчиняться только сообществу, его законам, а не отдельным лицам. Для эффективного действия законов необходима достаточно сильная политическая и морально-психологическая зрелость граждан. При этом отстаивалось право граждан участвовать в принятии законов. Он вместе с тем считал, что нужно сохранить мелкую частную собственность, основанную на индивидуальном труде.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831). Гражданское общество он трактовал как систему политических институтов и автономных организаций, действующих в защиту интересов личности и групп. Серьезное внимание им было уделено роли индивидуальных и групповых интересов в политической жизни и развитии гражданского общества. Государство, по его мнению, представляет собой систему всеобщего интереса, гражданское общество систему частного интереса основным принципом взаимоотношений в гражданском обществе, по Гегелю, является индивидуализм.

 

Европейская политическая мысль XIX в. Социально-политическая ситуация в Европе в XIXв. после Великой французской буржуазно-демократической революции (1789 — 1794), в результате которой произошел переход от мануфактурного производства к промышленному, характеризовалась укреплением капиталистических отношений. В данный период активно развивалась буржуазная демократия, образовывались " современные формы" государств (конституционные монархии и республики), в которых буржуазия получала полное политическое господство. Проблемы, связанные с социально-политическими процессами, нашли отражение и в политической науке.

Теоретики политики этого периода наряду с рассмотрением проблем личности значительное внимание уделяли большим социальным группам: классам, нациям, расам, их положению в обществе и взаимоотношениям.

Ведущим политико-идеологическим течением этого времени был либерализм. Либеральные политические мыслители отстаивали буржуазные права и свободы, в первую очередь реализацию " личной свободы", свободу частной собственности и конкуренции, выступали за разделение властей, против вмешательства государства в экономику.

Л. Токвиль отмечал положительные стороны демократии, в частности улучшение благополучия большинства граждан и предоставление им широкого политического участия, обращал внимание и на ее возможные отрицательные последствия: вероятность установления буржуазного индивидуализма, которые приводят к усилению централизации и бюрократизации государственного управления, социальному подчинению, " равенству в рабстве". Преодолеть недостатки демократии, по его мнению, можно путем укрепления представительной власти, создания свободных учреждений местного самоуправления и добровольных политических и гражданских ассоциаций.

Милль выступал против тирании большинства над личностью. В основе социальных противоречий лежит противоположность " большинства посредственностей" и " меньшинства просвещенных". В качестве основного средства, сдерживающего развитие демократии и вызывающего усиление власти невежд, выделял представительные органы власти. Милль разработал оригинальную систему выборов в эти органы, согласно которой образованные люди должны получить право голосовать в нескольких избирательных округах, в то время как остальные будут иметь возможность подачи голосов только в одном округе. Такие выборы, по его мнению, позволили бы сохранить у власти интеллектуальную и нравственную элиту.

Представителями критического утопического социализма велись поиски путей к более справедливому общественному устройству. Наибольшей известностью среди них пользовались А. Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн. В отличие от представителей социалистического идейного течения раннего периода (Т.Мора, Т. Кампанеллы) критические утописты дали всестороннюю критику капиталистических порядков, отказались от пропаганды аскетизма, грубой уравнительности и регламентации жизни людей, выдвинули ряд новых положений, которые впоследствии были использованы К. Марксом и Ф. Энгельсом, в частности идеи о плановом и коллективном ведении хозяйства, всестороннем развитии личности, распределении по труду, отмирании государства.

Сен-Симон (1760 — 1825) доказывал, что основная задача переустройства общества— переход от феодального режима к промышленному. Он полагал, что установление господства " промышленников" приведет к ликвидации деления общества на управляющих и управляемых, что политическая власть, бывшая до того властью над людьми, превратится во власть, осуществляющую чисто административные функции, — распоряжение и управление производством в целях удовлетворения общественных потребностей.

В мировой политической науке важное место принадлежало учению К. Маркса (1818 — 1883) и Ф. Энгельса (1820 — 1895). К тому же это учение составляло теоретическую основу политической деятельности абсолютного большинства коммунистических партий.

Главной идеей марксизма в политической области стали теоретические положения о классовой природе государства, о приоритете экономики над политикой. По Марксу политическая власть есть порождение экономической власти, класс, которому принадлежит экономическая власть, неизбежно завоюет и политическую власть.

Современные политические учения.

Современная политическая наука в своем развитии прошла следующие периоды.

Первый период - становление современной политической науки (конец 19-го - конец 40-х гг. 20-го в.).

Этот период характерен исследованием проблем политической власти и ее социальных основ.

Второй период - активное расширение сфер политологических исследований (конец 40-х - вторая пол.70-х гг.) - характерен поворотом к проблемам либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства.

Третий период - поиск новых парадигм развития политической науки (сер.70-х гг. - наст. время).

 

В современной зарубежной политологии выделяются следующие основные школы. Англо-американская - разрабатывает проблемы политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики (С. Липсет, К. Райт, С. Ф. Хантингтон, Г. Моргентау, Дж. Сартари, Р. Дарендорф). Французская - занимается проблемами типологии политических режимов, легитимности, партийно-политической инфраструктуры (М. Дюверже, Ж. Бурдо, М. Крозье, Р. Арон). Немецкая - занимается сравнительным анализом политических систем, проблемами функционирования гражданского общества и правового государства (Г. Майер, И. Флетчер). Польская - проводит исследования политической жизни общества, главных направлений демократизации политической системы (Е. Вятр, Т. Бодио, А. Боднар, К. Опалэк, Ф. Рышка). Классиком политического бихевиоризма считается американский ученый Г. Д. Лассуэл (Зигмунд Фрейд - основоположник психоаналитического подхода в политической жизни).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1269; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь