Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Традиционные взгляды по поводу человека
На протяжении христианской эпохи ученые представили различные взгляды по поводу неотъемлемых частей человека и происхождения его души. Однако, значительная их часть, на мой взгляд, лишена библейских оснований, ибо они приравнивают личностность душе. Библия учит, что личностность, как отдельная сущность, должна отличаться нами от души и духа [см. выше]. Владение должно иметь владельца(Иов. 7: 11, “мои уста… душа… дух”). Это есть “я, ” или личностность.
1. О частях человека В то время как все согласны в том, что человек состоит из материальных и нематериальных частей, не все соглашаются по поводу составных частей его нематериальной части и их функций. Давайте рассмотрим эти взгляды. (1) Трихотомия Приверженцами этой теории, предполагавшей, что человек состоит из тела, души и духа, были отцы ранней греческой церкви, и какое-то время она являлась преобладающим взглядом восточной церкви. Сегодня многие трихотомисты объясняют трехчастное строение человека следующим образом. Тело является средством, с помощью которого человек достигает мира, или чувственного сознания, и посредством которого он контактирует со своим физическим окружением. Душа является средством, с помощью которого он достигает самосознания и самовыражения в своих отношениях с другими людьми. И дух является средством, с помощью которого он достигает богосознания. Этот взгляд отождествляет личностность с душой и рассматривает дух неспасенного человека как не функционирующий, поскольку эти люди являются духовного мертвыми для Бога и духовных вещей. Как показало наше исследование, это объяснение функций, присущих неотъемлемым частям человека, не согласуется с библейским учением о природе человека. Он также игнорирует то, что все существо неспасенных людей, включая их дух, является активным, но не по направлению к Богу. Более того, это учение не в состоянии увидеть личностность как отдельную часть состава человека. (2) Дихотомия Изначально этот взгляд преобладал на западе, и его придерживались Тертуллиан [около 160-225] и Августин [354-430]. Он гласит, что человеческая природа состоит из тела и души, где душа представляет собой высший духовный элемент в человеке. Личностность и дух принимаются за аспекты души. Я предпочитаю взгляд, что состав человека делится на личностность и человеческую природу; что человеческая природа состоит из тела, души и духа; и что нематериальная часть человеческой природы состоит из души и духа; которые, имея подобные функции, могут быть единой неделимой сущностью (Евр. 4: 12). В 1 Фессалоникийцам 5: 23 Апостол Павел, похоже, подчеркивает, что все наше существо сохраняется к приходу Иисуса (ср. Втор. 6: 5; 4 Цар. 23: 25).
2. О человеческой душе Философы и теологи уделили значительное внимание происхождению души, которую они приравнивали к личностности. Они предложили следующие теории. (1) Теория предсуществования[40] Данная теория придерживается взгляда, что все человеческие души были сотворены одновременно как ангелы в начале времен, до сотворения материи и людей. Однако, в результате отступничества падших ангелов, в качестве наказания им даются человеческие тела и они привязываются к земле, пока не будут восстановлены до своего первоначального состояния. Ведущим представителем этой теории был Ориген [185-около 254]. Эта теория была отвергнута всей церковью. (2) Теория креационизма[41] Эта теория считает, что лишь тело способно распространяться, в то время как душа непосредственно сотворяется Богом и помещается в тело в момент рождения. Эта теория была главенствующей в восточной церкви, а затем стала преобладать и в западной церкви в средние века. Она продолжает существовать и сегодня в Римской Католической и Восточной Православной церквах. В поддержку этой теории делаются ссылки на Екклесиаста 12: 7; Захарии 12: 1; Ис. 42: 5; 57: 16; Евреям 12: 9. Эта теория более последовательно согласуется с популярным взглядом, который относит душу к высшей природе человека, а тело—к его низшей природе. Мои возражения этой теории заключаются в следующем. Она делает Бога творцом грешных душ (Прит. 21: 10). Она игнорирует тот факт, что Бог косвенно является также и Творцом тела, точно так же, как и души (Пс. 138: 13-14; Иер. 1: 5). Она не учитывает того, что потомство находится в чреслах своих предков (Евр. 7: 4-10). Кроме того, Библия не говорит, что душа и тело представляют собой высшую и низшую части человеческой природы, как учил языческий греческий философ Платон.[42] (3) Теория традуцианизма[43] Определение данной теории восходит к латинскому глаголу traduco, что значит приводить, приносить или переносить, и придерживается она взгляда, что душа была создана в момент сотворения человека (Быт. 2: 7), а передается и индивидуализируется посредством размножения. Это являлось взглядом ранней западной церкви, который впервые сформулирован Тертуллианом и учрежден Августином. В средние века креационизм возобладал над традуцианизмом. Возрождение антропологии Августина в период реформации привела к появлению традуцианизма в Лютеранском и Кальвинистском учениях. Сегодня сторонники креационизма и традуцианизма встречаются среди ученых-протестантов. Сторонники традуцианизма указывают, что Адам родил сына по подобию своему (Быт. 5: 3), и что о потомках сказано, что они происходят из чресл своих предков (Быт. 46: 26; Евр. 7: 4-10). Эта теория наилучшим образом объясняет врожденную испорченность падшей человеческой природы и участие человечества в первородном грехе Адама (Рим. 5: 12-19; 1 Кор. 15: 22). Принципиальное возражение этой теории заключается в том, что она подразумевает разделение вещества. Как может нематериальная душа распространяться таким образом? У. Г. Т. Шедд отвечает: Когда говорится, что делимое материально, подразумевается деление человеком. Это разделение чего-то, имеющего видимые пределы и весомого, посредством материальных инструментов. Но существует другой тип деления, который приводится в действие Творцом, посредством закона размножения, установленного с этой целью. Бог может разделять и распределять основную субстанцию, которая является невидимой, не имеющей пределов и невесомой, однако при этом реальной, используя метод полностью отличный от того, с помощью которого человек делит кусок глины на две части.[44]
Заметьте, что эти теории происхождения души не затрагивают личностности, как отдельного элемента, входящего в состав человека. Они допускают, что душа представляет собой личную сущность человека или его “я.” Более по-библейски было бы рассматривать личностность как отличную от человеческой природы [тела, души и духа, ср. Иов. 7: 11; Ис. 26: 9]. Я предпочитаю взгляд, что душа вместе с духом и телом передается родителями, а личностность создается непосредственно Богом в момент зачатия. В момент зачатия вновь сотворенная личностность немедленно и навсегда присоединяется к переданной при размножении человеческой природе. При этом соединении личностность человека принимает все свойства своей греховной человеческой природы и, таким образом, делается человеческой и греховной. В свою очередь личностность передает человеческой природе качества сознательной индивидуальности, нравственности и вечности. Этот взгляд позволяет Богу быть Творцом уникальных личностных индивидуальностей, которые создавались нравственно нейтральными, а затем становились испорченными своей падшей, передаваемой по наследству, человеческой природой, в конечном итоге происходящей от Адама. Это также объясняет, каким образом потомки происходили из чресл своих предков через их человеческую природу. Поскольку человеческая природа индивидуума определяет его личностность и делает ее всем тем, что представляет собой его природа, в результате люди находились в чреслах своих предков, потому что их человеческая природа участвовала в жизни их праотцов. Солидарность рода человеческого основывается на том, что все люди имеют общее происхождение человеческой природы, а не общую личностность (Деян. 17: 26; 1 Кор. 15: 45, 47, 49; см. Приложение В: “Отношение между личностностью и душой”).
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-13; Просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы