Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основы этнопедагогики. Воспитание культуры межнационального общения.
Теоретико-методологической основой учебной дисциплины «Этнопедагогика» стали следующие работы, подходы и принципы: – работы современных философов, имеющих отношение к обучению и воспитанию молодежи, работы психологов-теоретиков и этнопсихологов, фундаментальные исследования по этнопедагогике академика Г. Н. Волкова и его многочисленных учеников, являющихся представителями более 30 народов России, что сыграло основополагающую роль в выработке концепции народной педагогики; – культурологический подход, в соответствии с которым традиционная культура воспитания рассматривалась как составная часть мировой культуры; – аксиологический подход к изучению педагогической реальности в единстве с эпистемологией (выявлением воспитательного значения духовных сокровищ народов, педагогического смысла традиций наряду с раскрытием механизмов функционирования народных педагогических знаний); – принцип историзма, требующий аналитического рассмотрения исторической эволюции системы народного воспитания – с учетом его вечного, общего характера, имея в виду его демократическую и гуманистическую ориентацию. Этнопсихологическими предпосылками функционирования этнопедагогики являются: – позитивная этническая идентичность; – этническая толерантность на групповом и личностном уровнях; – умение организовать оптимальное взаимодействие в этноконтактных группах, а также методически выверенная реализация этнокультурного просвещения. Народная педагогика, включающая фольклорную, народную, традиционную педагогику, – это педагогика национального спасения, представляющая собой самую эффективную отрасль педагогических знаний, активно способствующую гармонизации межнациональных отношений. Структурообразующим компонентом системы воспитания любого народа является национальное; именно это глубинное, национальное, и составляет ядро, сердцевину национального и общенационального патриотизма, поэтому именно национальные особенности составляют основу или своего рода каркас духовного богатства представителя любой национальности. Важнейшие постулаты этнопедагогики, сформулированные Г. Н. Волковым: 1. Народная педагогика, как и народное воспитание, национальна. В душе человека национальное чувство коренится глубже всех прочих. Каждый народ имеет свою, присущую только ему систему воспитания. Вне этой системы нет ни национальной школы, ни национальной семьи. 2. Народная педагогика несет важнейшие функции в исторической судьбе каждого народа. Исключительную роль в трансляции этнопедагогических ценностей играет родной язык, в котором заложена мощная сила тысячелетней генетической программы и который является основой семейного воспитания. 3. Все народы – великие педагоги, все великие педагоги – народны. Об этом говорят труды Я. А. Коменского, выдвинувшего принцип природосообразности, «Лебединая песнь» И. Г. Песталоцци, работы Дистервега, сформулировавшего принцип культуросообразности, обосновавшего необходимость опираться в семейном воспитании на культурные и нравственные традиции родного народа, К. Д. Ушинского, развившего идею народности в воспитании, Л. Н. Толстого, воплотившего все эти положения на практике в Ясной Поляне. 4. Своего рода «золотым» можно назвать приведенное выше правило этнопедагогики: без памяти (исторической) – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа (исторической личности). Данный постулат подчеркивает важность воспитания в ребенке духовности. 5. Народная педагогика может эффективно действовать только как педагогика любви и свободы. Любовь к детям – основа семейного воспитания. 6. В современном многообразном мире, тем более в полиэтнической стране, если педагогика претендует на то, чтобы быть подлинно гуманистической, то созидательно и эффективно она может функционировать только на основе этнопедагогики. Это означает, что этнопедагогизация образования и воспитания все более становится одной из самых животрепещущих проблем современности. Национальное своеобразие воспитания. Воспитание патриотизма и интернационализма, толерантности, веротерпимости. Воспитание как процесс воздействия на личность с целью передачи ей норм и правил поведения, принятых в обществе, всегда носит не абстрактный, а конкретный характер, отражая прежде всего национальное своеобразие морали, обычаев, традиций, нравов того или иного народа. На этот факт указывал К. Д. Ушинский, писавший: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью. В каждой стране под общим названием общественного воспитания и множеством общих педагогических форм кроется свое особенное характеристическое понятие, созданное характером и историей народа». Дав глубокий анализ системам воспитания ведущих стран мира, К. Д. Ушинский пришел к выводу, что общей системы воспитания для всех народов не существует, поскольку «несмотря на сходство педагогических форм всех европейских народов, у каждого из них своя особенная национальная система воспитания, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели». Национальное своеобразие воспитания определяется тем, что каждый народ имеет свой специфический образ жизни, который формирует личность в соответствии с особенностями национальных традиций и национального менталитета. Особенности образа жизни у разных народов складываются под влиянием многих специфических факторов: природно-климатических условий, языка, религии (верований), условий трудовой деятельности (земледелие, охота, рыболовство, скотоводство и т. п.). Человек, пребывая в социальной среде конкретной народности, неизбежно формируется в соответствии с образом жизни именно этого народа, общины, племени; усваивает и разделяет их ценностные ориентации и соответственно им регулирует свои действия, поступки, поведение. Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме – уважение и солидарность с другими народами и странами. Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаями традициям народа – любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Патриотическое и интернациональное воспитание в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью многообразных форм и методов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран. Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине. Содержание, формы, методы и средства воспитания. Содержание воспитания (Подласый). Под содержанием процесса воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания. Формы воспитания – это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания. Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов: · цель воспитания; · содержание и направленности воспитательных задач; · возраст учащихся; · уровень их воспитанности и личного социального опыта; · особенности детского коллектива и его традиций; · особенности и традиции региона; · технические и материальные возможности школы; · уровень профессионализма учителя. Из всего многообразия форм можно выделить несколько типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет бесконечное множество различных вариаций конкретных форм. Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности; по позиции участников воспитательного процесса; по объективным воспитательным возможностям. Методы нравственного воспитания — это такие способы воспитательного воздействия на личность, которые применяются преподавателем и коллективом с целью развития нравственных убеждений, чувств и поведения воспитуемых. Методы воспитания также – это: · конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности с воспитателями; · пути достижения заданной цели воспитания; · способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанника и взаимодействие с ним с целью выработки у них позиции и качеств, заданных целью воспитания. При правильном выборе методов нравственного воспитания ответные действия студентов помогают преподавателю решить воспитательные задачи. Формы организации воспитательной работы по содержанию очень близки к методам воспитания. Выделяются такие формы организации воспитательной работы, как массовая (праздники, соревнования), групповая (кружки, факультативы), индивидуальная. Наиболее устоявшаяся традиционная классификация методов воспитания включает четыре группы методов: 1. Методы убеждения. 2. Методы организации положительной деятельности воспитанников, или методы упражнения и приучения. 3. Методы поощрения. 4. Методы наказания. При помощи этих методов решаются две основные задачи: приобретение студентами положительного опыта поведения и развитие их сознания. Методы, направленные на формирование нравственного сознания, нравственных понятий и чувств, обычно называют методами убеждения. Эти методы рассчитаны на нравственные нормы и правила поведения, на обучение студента умению оценивать свое собственное поведение и поведение товарищей. Знания и понятия лежат в основе убеждений, когда они подкрепляются примером и закрепляются в практике поведения. Средства воспитания – это предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Под средствами воспитания также понимают виды деятельности, развивающие личность. К ним относятся: труд, познание, общение, игра, спорт. В процессе деятельности человек достигает заранее намеченной цели, учится практически преодолевать трудности, приобретает положительный опыт поведения и т. д. В процессе деятельности создаются благоприятные предпосылки для формирования моральных и волевых качеств личности. Однако в любом случае деятельность должна удовлетворять педагогическим требованиям. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1716; Нарушение авторского права страницы