Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Современные концепции воспитания в отечественной и зарубежной педагогике.
Концепция — система взглядов, определенное понимание явлений и процессов. В условиях преобразований в России в настоящее время не сложилась концепция воспитания в образовательной системе. Все концепции более или менее радикально сменяют коммунистическое воспитание, основанное с 1918 года Лениным, Крупской, Макаренко и др. Она была государственной системой в Советском Союзе до начала 90-х годов. Целью коммунистического воспитания было формирование всесторонне и гармонично развитой личности социалистического типа, обладающей преданностью идеалам коммунизма. Политический аппарат КПСС через систему воспитания осуществлял идеологическую обработку населения, навязывание единых официальных взглядов, коллектив превращался в средство подавления личности, использовались преимущественно авторитарные методы воспитания. Культурно-историческая школа Выготского, теория деятельности Леонтьева, коллективистское воспитание Макаренко, гуманистическая педагогика Сухомлинского и опыт педагогов-новаторов 6080-х годов сохраняют свое значение для современной российской школы. Основные элементы современной государственной концепции воспитания видны в Законе РФ об образовании. Этот подход можно назвать личностно-ориентированным воспитанием, целью которого является стимулирование саморазвития личности. Содержание воспитания включает культуру жизненного самоопределения, семейных отношений, культуру общения, интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую, экономическую, экологическую, трудовую и правовую культуру. Методы и формы воспитания: клубы, объединения детей и взрослых по интересам, традиционные и новые формы обучения и взаимодействия участников процесса воспитания (общественные движения, самодеятельные организации). Авторы концепции делают акцент на принципах сотворчества воспитателей и воспитанников, свободы и стимулирования деятельности детей, самоорганизации и развития интересов. Основные отличия этой модели от коммунистического воспитания: освобождение от марксистской идеологии и политического давления на личность; демократизация, личностная ориентация воспитания. Это следует признать положительным, хотя многое в складывающейся концепции воспитания в российской школе нуждается в серьезной проработке. Зарубежные модели воспитания. В странах Европы и в США имеется значительное разнообразие теорий и подходов к воспитанию. Их можно объединить в две большие группы. 1 группа — концепции, в которых воспитание рассматривается как руководство учащимися, формирование заданных обществом свойств личности. Это можно назвать авторитарной, технологической педагогикой. Воспитательным концепциям 2 группы можно дать обобщающее название гуманистическая школа. Психоанализ и бихевиоризм являются психологической основой большинства воспитательных концепций Запада. Бихевиоризм понимает воспитание как выработку поведенческих реакций. Воспитывать значит формировать поведенческие навыки, соответствующие ролевым ожиданиям. Поэтому в моделях воспитания на этой основе разрабатываются четкие цели воспитания, учебные курсы, назначенные для формирования определенных качеств учащихся, а также система внеурочной деятельности. Гуманистическая, либерально-демократическая педагогика критикует авторитарный подход за игнорирование внутреннего мира, за манипулирование личностью. Задача школы, согласно гуманистической концепции, — дать возможность свободного развития индивидуальности Процесс воспитания понимается как помощь в саморазвитии, как открытие «Я». Ценность гуманистического подхода во внимании к развитию способностей и своеобразия личности. Многие педагоги Запада, избегая крайностей технологизма и гуманизма, основывают воспитание на религиозной философии и морали. Своеобразный подход к воспитанию составляет вальдорфская школа, философской основой которой является духовная наука и антропософия Штейнера. Несмотря на внешние различия, видно, что в отечественной педагогике коммунистическая модель воспитания похожа с авторитарными теориями Запада. А современной Российской системе воспитания близки подходы гуманистической педагогики.
Воспитательные системы вальдорфских школ. Вальдорфские школы существуют с начала XX в., и их популярность растет. Исходя из антропософского учения, главная идея которого заключается в том, что человек является отражением трех миров, единством трех тел — физического, духовного и душевного, Рудольф Штейнер, основатель этих школ, стремился создать школу, в которой становление личности ребенка осуществлялось бы в гармонии с его физическим и психическим развитием, в гармонии с природой и окружающим миром.
Вальдорфские школы призваны одновременно развивать тело, интеллект (дух) и нравственность (душу) человека. Главный принцип, который заложен в их организации, — принцип свободы. При этом свобода обязательно подразумевает ответственность. Такие школы представляют собой социальный организм нового типа — союз свободных людей, не зависящий ни от каких управляющих организаций. В школе нет директора. К решению важных вопросов привлекаются родители, которые, как правило, являются инициаторами открытия любой конкретной школы. В вальдорфских школах нет общих методик, точных учебных планов, учебников. Учителям предоставляется полная самостоятельность в выборе содержания, форм, методов образовательного процесса.
В вальдорфской педагогике стержнем развития личности является культура. При этом под культурой понимают все, что окружает людей. Поэтому религия, фольклор, различные ремесла, занятия музыкой, изобразительными видами искусства, театр, интегрированные знания о мире составляют основу содержания разнообразной деятельности учителей и школьников.
Педагог в вальдорфской школе учит своих воспитанников воспринимать все живое в природе. Для учеников обязательна работа на земле. Хоть раз он должен пройти весь путь от посадки зерна до выпечки хлеба. В этом отражен главный принцип трудового воспитания — видеть результаты своего труда.
Яркое слово учителя, ритм, природные материалы, игра, творчество — основные средства обучения и воспитания. Рассказ, беседа, диалог, интегрированный урок, экскурсия — основные методы и формы, которыми вальдорфские учителя владеют в совершенстве. Они опираются на глубокие знания индивидуальных особенностей детей, на их душевные переживания, которые становятся стимулом к осознанию детьми своего Я. При этом от образно-художественного представления дети постепенно переходят к интеллектуальному.
Вальдорфские учителя — это высокоэрудированные, прекрасно подготовленные специалисты. Они считают, что главное в образовании — развитие способности чувствовать, умение творчески созидать, знание природы и развитие художественного вкуса. Классный руководитель, который в течение первых восьми лет ведет класс, и другие педагоги строят свои занятия, не давая готовых рецептов, готовых ответов, а вместе с учениками ищут ответы на поставленные вопросы, открывают новые знания. При этом они показывают, что им, как и воспитанникам, все достается нелегко. Тем самым у самих детей снимается страх совершить в процессе обучения ошибку. Учителя обходятся без отметок. Суждения-советы они высказывают в своих пожеланиях ученику, в свободном общении. Ученики вальдорфских школ открыты людям, это творческие личности, живущие в гармонии с собой и миром. 10. Институты воспитания как социально-педагогическая общность. Многообразие институтов воспитания и их взаимодействие в современной образовательной системе. Институтами воспитания в педагогике и психологии называются те общественные организации и структуры, конкретные группы людей, в которых ребенок получает социальный опыт и которые призваны оказывать воспитательное воздействие на его личность. Для ребенка главными институтами его воспитания являются семья и школа, именно на них лежит наибольшая моральная и юридическая ответственность за личность воспитуемого, его поведение и поступки. Но фактически в современных условиях воспитание не ограничивается лишь семьей и школой. Их влияние нередко уравновешивается и даже «перевешивается» воздействиями других социальных институтов: внешкольных и внесемейных организаций (общественных, политических, религиозных), неформальных сообществ, средств массовой информации, культуры. Семья как институт воспитания занимает совершенно особое положение в силу того, что ребенок находится в ней значительную часть своей жизни и то, что он получает от семьи, остается с ним на всю жизнь. Семья обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он не мог бы стать личностью, человеком в полном смысле слова. Однако потенциально семья может нанести и огромный вред развитию ребенка, поскольку ее воспитательное воздействие не выходит за рамки индивидуальных возможностей членов семьи, их собственного уровня развития, интеллектуальной и культурной подготовленности, условий жизни, а условия эти далеко не всегда благоприятны. Из всех человеческих отношений наиболее глубокими и прочными являются именно отношения между членами семьи. Они включают четыре основных вида отношений: 1) психофизиологические – отношения биологического родства и половые отношения; 2) психологические – личные отношения членов семьи между собой, зависящие от их личностных особенностей (открытости, доверия, взаимной заботы, моральной и эмоциональной поддержки); 3) социальные – распределение ролей в семье, материальные отношения, авторитет, руководство, подчинение; 4) культурные – обусловленные традициями и обычаями той культуры, внутри которой существует данная семья. Школа как институт воспитания оказывается действенной в силу того, что в ней развивающийся ребенок в возрасте от 6–7 до 16–17 лет проводит значительную часть своего времени и там воспитательное воздействие на него оказывают сразу много людей разного по отношению к нему статуса – учителя и сверстники. Каждый новый человек, с которым ребенок встречается в школе, несет в себе что-то новое для него, и в этом смысле школа предоставляет широкие возможности для оказания разнообразных воспитательных воздействия на детей. В школе воспитание осуществляется и через учебные предметы. Кроме того, воспитание в школе реализуется через специальные мероприятия: классные часы, внеклассные формы работы, экскурсии и т. п. Официально воспитательные функции в школе возлагаются на классных руководителей, поэтому им необходимо знать индивидуальные особенности учащихся своего класса, особенности класса как коллектива в развитии, особенности семейного воспитания каждого ученика. В школе, а также вне ее существует самостоятельный институт воспитания – коллектив сверстников. Роль коллектива во многом положительна: у ребенка появляется много возможностей проявления своих личностных качеств и установления позитивных взаимоотношений. В коллективе сверстников все дети находятся в равном положении и при общении могут принимать на себя разные социальные роли. Широкое и разнообразное воспитательное воздействие осуществляется также через средства массовой информации. Преимущество СМИ как средств воспитательного воздействия состоит в том, что в качестве источника воспитательных влияний ими могут использоваться лучшие образцы и достижения педагогики и культуры, которые можно тиражировать в необходимом количестве и повторно воспроизводить столько раз, сколько потребуется. Литература и искусство в отдельности выступают как источники нравственного, эстетического, социального и экономического воспитания, рассчитанного на углубление понимания основных жизненных нравственных категорий добра и зла и формирование более глубокого понимания различных процессов, происходящих в обществе. Наконец личность воспитывается через многочисленные личные контакты, официальные и неофициальные отношения. Более всего сказываются на воспитании ребенка его встречи и контакты с разными людьми в разных социальных группах. Личность разделяет установки и ценности, принятые в группе, руководствуется нормами поведения, установленными в ней, но не входит в нее реально, а только ориентируется на нее. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 3374; Нарушение авторского права страницы