Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Разнообразие подходов к организации воспитательного процесса.
В настоящее время в отечественной теории воспитания достаточно определенно оформились такие подходы: формирующий, культурологический, социализирующий, аксиологический, антропологический, психотерапевтический. Формирующий подход. Сторонников этого подхода считают, что будущая яркая индивидуальность ребенка зависит от целенаправленного воспитательного воздействия словом, примером, делом. Формирующий подход к воспитанию активно реализует бихевиористический взгляд на личность. Воспитание − не что иное, как организация специальных педагогических воздействий, которые вызывают определенное поведение личности. Технологически воспитание на основе формирующего подхода организуется в поведенческой модели: «показать образец» − «объяснить» − «упражнять». Воспитатель предъявляет ребенку образец поведения, добивается, чтобы он осознал эту норму, оценил ее, выразил к ней свое отношение и принял в собственном поведении. Формирующая технология воспитания позволяет управлять поведением ребенка: поощрять социально положительные действия и ограничивать социально негативные. Именно поэтому в поведенческой модели воспитания важны оценки в баллах, очки, соревнования. Каждое педагогическое воздействие воспитателя предполагает определенный отклик воспитанника. Культурологический подход. В основе этого подхода лежат идеи гуманистической психологии, в частности Роджерса. Сторонников культурологического подхода отличает отказ от воспитания как специально организованного педагогического процесса. Они считают, что ребенок, осмысливая мир культуры, картину мира, адаптируется к действиям и поведению окружающих и «между делом» осваивает культурные нормы и ценности. Главное − взаимодействие, личностное общение взрослых и детей, а воспитание − это «побочный эффект» всех самостоятельных исканий ребенка. Сторонники данного подхода считают центральной фигурой воспитания самого ребенка. За ребенком утверждается право самостоятельно строить свой образ жизни, выбирать область интеллектуальных, физических, художественных интересов, самостоятельно решать свои проблемы. Воспитатель в такой системе взаимоотношений признается как доброжелательный организатор поддержки ребенка в рамках его проблем. Социализирующий подход. Представляет воспитание как многомерную и открытую социальную систему, где на личность воспитанника воздействуют различные социальные источники. Важнейшей характеристикой воспитания является его «социальная эффективность», т.е. обеспечение социализации ребенка и его личностного самоопределения. Социализирующий подход к воспитанию уделяет специальное внимание организации воспитательных функций основных институтов социализации − семье, школе, сообществу сверстников. Воспитание понимается как процесс включения человека в систему отношений с институтами социализации, приобретение личного жизненного опыта. Аксиологический подход. Для воспитания в рамках аксиологического подхода важно понимание того, что мир ценностей объективен, это − сама социокультурная реальность, жизнь человека и общества. Ценности жизни становятся содержанием воспитания; воспитание учит подрастающее поколение решать проблему «как жить». Однако ценности имеют и личностные проявления − ценностные ориентации (убеждения, интересы, желания, намерения). Но теоретики этого подхода осторожно обходят принципиальную проблему: систему, каких ценностей должно осваивать современное отечественное воспитание в качестве своего содержания? Одни авторы предлагают ориентироваться на глобальные ценности: Природа, Культура, Любовь, Семья, Труд. Другие - на качества личности: духовность, творчество, сотрудничество, ответственность, толерантность, гуманизм. Третьи обращаются к гуманистической философии, где достигнуто согласие, что подлинно человеческое определяется тремя главными ценностями − истина, добро, красота, которые взаимодополняют друг друга. Антропологический подход как основа педагогического образования предполагает изучение Человека как «предмета воспитания». Основоположником антрополого-педагогической науки является К.Д. Ушинский. Антропологический подход к воспитанию имеет давнюю историю и прослеживается с древних трудов философов, психологов и педагогов. Ещё Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель, обосновывая свои взгляды на воспитание человека, упоминали о необходимости учёта человеческой природы и её изучения. Однако это ограничивалось ссылками на природу и трактовкой её тем или иным мыслителем. Впервые системно поставил вопрос о необходимости изучения природы человека в связи с задачами его воспитания основоположник научной педагогики Я. А. Коменский. Он считал необходимым согласовать природу человека и воспитательные влияния на него. В его трудах это выразилось в принципе природосообразности воспитания. По мнению Я. А. Коменского, в результате реализации этого принципа в практике воспитания облагораживается и совершенствуется самая природа воспитания. Однако природосообразность в трудах педагога является весьма абстрактным соответствием педагогических средств законам духовной жизни человека и общим законам природы. Идеи, выдвинутые им, являются важнейшим базисом антропологического подхода к воспитанию, поскольку обосновывают эффективность воспитания и обучения при условии их природосообразности. В дальнейшем многие выдающиеся мыслители разрабатывали антропологический подход к воспитанию. Выдающийся французский мыслитель Ж.-Ж. Руссо настаивал на необходимости природосообразности воспитания. При этом, главной задачей он считал развитие заданных природой свойств и качеств человека не под влиянием культуры, а под влиянием естественных природных условий. Выдающийся философ И. Кант написал свою «Антропологию». В ней он пытается систематизировать и обобщить знания о человеке и представить свою позицию. Философ обосновал необходимость педагогики. По его мнению, она позволяет воспитывать менее совершенными людьми более совершенных. Орудием воспитания он считал культуру моральных чувств и культуру мышления. Большой вклад в антропологический подход к воспитанию внёс Г. Ф. В. Гегель. Разработанная им феноменология духа объединила воспитание человечества с развитием и совершенствованием конкретного индивида. Он считал, что человеческое в человеке формирует дух его народа — история, воплощённая в языке, нравах, религии, политическом строе и др. Однако, такое саморазвитие недостаточно. Необходима работа духа воспитуемого. Важнейшим фактором воспитания он видел самосовершенствование. И. Г. Песталоцци в своей педагогической системе выдвигал необходимость соответствия воспитательных мер и природы человека. Он считал необходимым осуществление воспитания с учётом законов вечного саморазвития человека. Несмотря на то, что система И. Г. Песталоцци была эмпирической, он всегда указывал на необходимость естественнонаучного и психологического обоснования педагогического воздействия. Одну из первых попыток подвести под педагогику философский и психологический фундамент осуществил И. Ф. Гербарт. По его мнению, без привлечения к педагогике наук о человеке, без её «антропологизации» вряд ли возможно научно обработать её основные понятия и создать стройную и развитую теорию воспитания человека. Сама постановка и попытка решения проблемы о необходимости разработки теории воспитания на антропологической основе имела большое значение в истории педагогики. Однако, поскольку теория И. Ф. Гербарта основывалась на метафизике и отрицала многие данные физиологии, она не могла стать продуктивной основой для дальнейшего развития педагогики. Психотерапевтический подход в воспитании рассматривается как оказание помощи детям, попавшим в трудную ситуацию, как нацеливание их на духовное оздоровление. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1972; Нарушение авторского права страницы