Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Политические учения Древней Греции и Древнего Рима



Ведущие мыслители этого периода: Пифагор, Гомер, Соломон, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Лукреций, Цицерон.

Особенности и характерные черты этого периода:

- постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы;

- обособление совокупности политических идей как относительно самостоятельной части философии;

- анализ устройства государства, классификация его форм, определение наилучшей, идеальной формы правления.

Весомый вклад в разработку политической мысли внесли представители Древней Греции.

Классиком древнегреческой мысли является философ-идеалист Платон Афинский (427-347 гг. до н.э.). Отец Платона - Аристон происходил из рода последнего афинского царя Кодра, мать из рода законодателя Солона, одного из ”семи мудрецов“. Платон после казни своего учителя, древнегреческого философа Сократа, совершил ряд путешествий. Около 387 г. до н.э. он основал в Афинах собственную школу - Академию.

Среди его многочисленных сочинений, дошедших в рукописях (34 диалога, 13 писем и другие), можно назвать такие, как ”Критон“, ”Государство“, ”Законы“, ”Политик“.

В истории развития политической мысли Платон одним из первых попытался осуществить типологию государственных устройств, раскрыть причины и механизмы В трудах ”Государство“ и ”Политик“ Платон выделяет два типа государства: совершенное - для перехода от одних типов государства к другим или идеальное (управляемое самими богами и стоящее выше государства и законодательства; этот тип общежития не нуждается ни в государстве, ни в законодательстве) и несовершенное. Среди реально существующих (несовершенных) типов государств Платон выделяет правильные формы государств: монархия, аристократия и неправильные (искаженные): тимократия (власть честолюбцев, жаждущих почестей и высокого положения), олигархия (власть немногих, богатейших, которые не подпускают к управлению бедных), демократия (власть большинства, но не всех), тирания (власть одного над всеми). По Платону управлять государством должны люди, способные хорошо управлять. Эта способность определяется природными задатками и долголетней предварительной подготовкой.

Правитель должен обладать мудростью, мужеством, справедливостью, сдерживающей мерой (под ней Платон понимал черты, которыми должны обладать все члены лучшего государственного устройства, черты, заключающиеся в признании и соблюдении гражданами принятых в этом государстве законов и существующего в нем правительства).

Платон уделял большое внимание проблеме политики и войны:

- в диалоге ” Протагор“ военное искусство определяется как часть политического искусства;

- войну он считал естественным состоянием общества, узаконенным способом приобретения рабов и захвата чужих территорий;

- исходя из того, что законы, существующие в животном мире, присущи и человеческому обществу и главным принципом социального развития является право сильного над слабым, Платон делает вывод: войны непрерывны, вечны, неустранимы;

- одной из существенных социально-политических причин возникновения войн он считал несовершенство установленных форм государства (нестабильна и чревата войной, например, демократия, так как она чрезмерно стремится к свободе; поддерживается на страхе применения вооружённой силы олигархия, так как в ней никогда не соединятся интересы богачей и бедняков; тирания постоянно стремится втянуть граждан в пучину войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе);

- среди других причин войн Платон выделял стремление людей бороться за свободу, нежелание граждан подчиняться действующим законам, нравственные пороки, этнические противопоставления, непримиримость между социальными слоями общества.

Раскрывая историю политических воззрений, нельзя не упомянуть о другом величайшем представителе древнегреческой политической мысли, ученике Платона, философе и ученом-энциклопедисте Аристотеле (384-322 гг. до н. э.), основателе перипатетической школы.

В его биографии можно выделить некоторые основные моменты. В 367-347 гг. до н. э. он находился в Академии Платона, сначала как слушатель, затем - как преподаватель и равноправный член содружества философов - платоников. В период с 347 по 334 гг. до н. э. Аристотель странствовал (Малая Азия, о. Лесбос). С 343 до н. э. (вероятно до 340 до н. э.) был воспитателем Александра Македонского. Во 2-й афинский период (334-323 гг. до н. э.) Аристотель преподавал в Ликее.

Политические взгляды Аристотеля охватывают область права, социальных и экономических институтов. Он впервые ввёл в оборот понятие “политика”, рассматривая её как искусство управления государством и участие в его делах. Он называл политику самой главной из всех наук и искусств, поскольку её целью является высшее благо всех (в отличие, например, от экономики, которая, по Аристотелю, имеет только выгоду для каждого).

Аристотель раскрыл сущность государства и причины его образования, рассмотрел роль права в обществе, сущность и функции власти, зафиксировал принцип разделения властей (законосовещательные орган и должности; судебные органы) и указывал, что от состояния этих частей зависит состояние государственного строя. Он дал и классификацию различных форм обмана народа властью, посредством которого в государственном управлении возможно добиться расположения простого народа.

Аристотель, в частности, был сторонником теории ”естественного“ происхождения государства (подобно живым организмам): ”очевидно, что полис принадлежит к естественным образованиям, и что человек от природы есть политическое животное“. Поэтому государство не подлежит радикальным искусственным переустройствам. Генетически семья предшествует сельской общине, сельская община - городской (полису), но в синхронном плане полис (государство) как высшая и всеобъемлющая форма социальной связи, или ”общения“, первичен по отношению к семье и индивиду (как целое первично по отношению к части). Конечная цель полиса, как и индивида, состоит в ”счастливой и прекрасной жизни“. Основной задачей государства, по Аристотелю, является воспитание граждан в нравственной добродетели.

”Желательный“ государственный строй может быть охарактеризован как ”аристократия“ в изначальном смысле слова (правление лучших). Платоновскую сословную дифференциацию социальных функций Аристотель заменяет возрастной: в молодости граждане идеального полиса выполняют военную функцию, в старости - собственно политическую (”совещательную“); физический труд (земледелие, ремесло) и торговля - удел рабов; отличительный признак свободного гражданина - досуг, необходимый для реализации интересов свободных граждан в эстетической или умозрительной деятельности.

Рабство, по Аристотелю, существует от ”природы“; отношения ”раб - господин“ - такой же необходимый элемент структуры полиса, как отношения ”жена - муж“ в семье; рабами должны быть ”варвары“.

На основе опыта и изучения конституций греческих полисов Аристотель осуществил типологию государственного устройства и власти. При том он делил формы государственного строя на правильные и неправильные (3 пары).

Правильные формы Неправильные формы
монархия тирания
аристократия олигархия
полития демократия

Правильность (или неправильность) форм государственного устройства у Аристотеля определялась на основании одного критерия - способности правящих лиц (групп) служить делу общественной пользы. Если правители руководствуются общественной пользой, то независимо от того, правит ли один, многие или большинство - это правильные формы. Там же, где в управлении возобладали личные интересы, там возникают неправильные формы.

Наихудшей из форм государственного строя Аристотель считает тиранию, как безответственную власть монарха. Как и Платон, Аристотель негативно отказывался о демократии (демократия, по Аристотелю это своекорыстная форма господства большинства). Всем формам государственного устройства он предпочитал политию. Так Аристотель обозначал такое устройство государства, в котором большинство управляет в интересах общей пользы. Такое состояние общества достижимо, когда власть находится в руках ”среднего элемента“. Под средним элементом Аристотель понимает размер имущественного состояния по отношению к богатейшей и беднейшей частям рабовладельческого общества.

Особое внимание Стагирит (латинизированное имя Аристотеля) уделял военным вопросам. Он, в частности,

- глубоко исследовал такие понятия, как ”наука о войне“, ”военное искусство“, ”справедливость в войне“;

- пытался раскрыть причины, порождающие войны; к числу социально-политических причин, вызывающих войны, он относил:

® существование государств, в которых большинство людей находится в подчинении у горстки властолюбцев;

® нарушение необходимого равновесия в политической структуре общественного устройства;

® нарушение или отсутствие политических прав граждан;

® усиление единовластия в условиях аристократии;

® тяга к демагогическим формам отношений между правителями и гражданами в демократическом государстве.

М Изучение данной темы предполагает рассмотрение и политической мысли в Эпоху Средневековья.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 680; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь