Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Политические учения эпохи просвещения и нового времени



Ведущие мыслители этого периода: Ш. Монтескье, Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель.

Особенности и характерные черты этого периода:

Ё формирование либеральной политической идеологии;

Ё обоснованные необходимости разделения властей;

Ё характеристика правового государства;

Ё анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии;

Ё формирование концепции прав человека и гражданина.

Значительное внимание мыслители этого периода уделяли проблемам свободы и прав человека, гарантиям безопасности личности, механизмам, обеспечивающим эту безопасность. Огромную работу в этом направлении проделал французский философ, писатель и историк Шарль Луи де Монтескьё (1689-1755 гг.). Он занимал наследственный пост президента парламента в Бордо, являлся членом Бордосской академии. В своих основных сочинениях (”Персидские письма“, ”Рассуждения о причинах величия и падения римлян“, ”О духе законов“), анализируя функционирование различных государственных устройств, Ш. Монтескьё делает вывод о том, что для преодоления возможности злоупотребления властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти (законодательная, исполнительная, судебная) могли бы взаимно сдерживать друг друга. Если власти законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх (или сенат) станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически их применять. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной иисполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Государи, стремившиеся к деспотизму, подчёркивал Ш. Монтескьё, всегда начинали с того, что объединяли в своем лице все отдельные власти.

Идеи Ш. Монтескьё большой популярностью пользовались в революционной Франции; для обоснования своих политических программ на них ссылались Марат, Робеспьер, многие из жирондистов. Разработанные Ш. Монтескьё принципы разделения властей и трёх видов правления (демократия, аристократия, деспотия) впоследствии легли в основу политического устройства буржуазно-демократических государств.

В четырнадцатой книге работы ”О духе законов“ Ш. Монтескьё обосновывает теорию, согласно которойгеографическая среда, и в первую очередь климат, является основной причиной различных форм государственного устройства. “ Ш. Монтескьё считается основателем географической школы в социологии.

Другим представителем французского Просвещения XVIII века является французский мыслитель и писатель, идеолог дореволюционной мелкой буржуазии Ж ан Жак Руссо (1712-1778 гг.). Руссо принимал участие в создании знаменитой Энциклопедии. В 50-х - начале 60-х гг. Руссо опубликовал произведения, направленные против социально-политического имущественного неравенства: ”Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов“, ”Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми“, ”Об общественном договоре, или Принципы политического права“ и другие. Изданная в 1762 г. работа Руссо ”Эмиль, или о воспитании“ за религиозное вольнодумство была приговорена к сожжению.

Руссо критиковал современное ему общество, используя в качестве эталона для сравнения, во-первых, ”естественное состояние“ догосударственного человечества, во-вторых, идеальную модель возможного общественного устройства.

Рост человечества и географические причины, согласно Руссо, ведут к развитию способностей людей и возникновению сотрудничества и соперничества. Появление новых способностей стимулирует новые потребности, и наоборот. Решающий шаг в замене естественного, антропологического неравенства политическим, т.е. общественным, - установление частной собственности. В этих условиях неравенства сил и дарований людей приводит к неравенству собственности, которое затем само начинает оказывать определяющее воздействие. Постоянные столкновения могущественных и обездоленных людей приводят, главным образом, первых, к потребности в гражданском мире, который обеспечивается заключением общественного договора.

Общественный договор состоит в том, что ”каждый из нас передаёт в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, и в результате для нас всех вместе каждый член превращается в нераздельную часть целого... По общественному договору человек теряет свою естественную свободу и неограниченное право на то, что его прельщает и чем он может завладеть; приобретает же он свободу гражданскую и право собственности на все то, чем обладает“ (Ж.Ж. Руссо ”Трактаты“).

Таким образом, делает вывод Руссо, любая политическая власть имеет законную силу лишь благодаря некоему ”первоначальному соглашению“. Любые правители - лишь уполномоченные народа, наследственное единовластие - самая извращенная форма правления. Изменение формы правления - компетенция народа, который может в любой момент отказаться от любого законодательного решения и принять новое.

Политический организм, по Руссо, как и всякий организм, смертен. Продлить его здоровье и существование могут удачное правление и законодательство.

Идеал Руссо - небольшие государства, жители которых могут непосредственно осуществлять волеизъявление и контроль уполномоченных правителей. Чтобы предотвратить неравенство в правах, требуется обеспечить имущественное равенство и запретить роскошь. Но так как столь демократический строй невозможен среди нравственно несовершенных людей, Руссо склоняется к аристократии: ”именно тот строй будет наилучшим и наиболее естественным, когда мудрейшие правят большинством, когда достоверно, что они правят им к его выгоде, а не к собственной“.

При изучении этого периода нельзя обойти вниманием политические взгляды великого немецкого мыслителя, философа и учёного, родоначальника немецкой классической философии Иммануила Канта (1724-1804 гг.).

Кант родился и прожил всю жизнь в Кёнигсберге, окончил в нём университет (1745 г.) и был в 1755-1770 гг. доцентом, а в 1770-1796 гг. - профессором университета.

Кант обосновывал, что государство - это объединение множества людей, подчинённых правовым законам. Гражданин в этом государстве должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному и безусловному исполнению закона, которой обладает властвующий в отношении к гражданину.

Прогрессивным было учение Канта о роли антагонизмов в историческом процессе жизни общества. Только через действие лиц, которые кажутся источником одной лишь борьбы и вражды, возможно, по Канту, достижение величайшей задачи человеческого рода - всеобщего правового гражданского состояния. Параллельно с этим должно быть установлено состояние вечного мира между всеми государствами. Средством к установлению и сохранению мира Кант считал развитие международной торговли и общения с их взаимными выгодами для различных государств.

Рассматривая проблему истории политической мысли, необходимо остановиться на философском наследии и другого немецкого философа, представителя немецкой классической философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831 гг.). В 1788-1793 гг. Гегель учился в Тюбингенском теологическом институте (вместе с Ф. Шеллингом). В 1801-1806 гг. жил в Йене. В 1808-1816 гг. был директором гимназии в Нюрнберге. С 1816 г. и до конца жизни - профессор философии в университетах Гейдельберга и Берлина.

Гегель осуществил постановку вопроса о взаимосвязи социально-экономической и политической сфер гражданского общества и государства. Гражданское общество, по Гегелю - опосредованная трудом система потребностей, основанная на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. Такого общества не было в Античности и Средневековье. Оно возникает и развивается с утверждением буржуазных отношений. Гражданское общество - сфера развёртывания частных, особенных интересов отдельных личностей, государство - сфера общего и всеобщего. Всеобщее - есть только право и должно распространяться на всю область особенного.

Наряду с идеями И. Канта об установлении вечного мира, проблемой взаимосвязи политики и войны занимались и военные теоретики XVIII - XIX вв. Так, генерал Г. Ллойд (1720-1783 гг.) отводил значительную роль политике в понимании сущности войны. Французский военный теоретик Г. Жомини (1779-1869 гг.), летописец наполеоновских войн, считал, что политика имеет первенство над всей боевой деятельностью войск, а смысл войны заключается в достижении целей этой политики. Наиболее полно сущность войны и её связь с политикой исследовал немецкий военный теоретик К. Клаузевиц (1780-1831 гг.). Он высказал следующие идеи: § война не есть самостоятельный акт, а является частью целого - политики; § война, как социальное явление, вызывается политическими мотивами, всегда вытекает из политического положения и не может обособляться от политических отношений.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 940; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь