Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Политические идеи древней руси



Формирование государственности у восточных славян проходило на протяжении длительного времени, в процессе разложения первобытнообщинного строя и зарождения феодализма.

В VII - VIII веках складывается племенной союз полян - Русь со столицей в Киеве; первое в Восточной Европе славянское государство. Позже образуется второе государство (в Новгороде); в 882 г. они объединяются в Киевскую Русь.

Образование государства сопровождалось появлением и развитием политико-правовой идеологии. Важнейшей идеологической акцией правящей верхушки Киевской Руси стало принятие в 988 г. христианства , которое с этого периода стало государственной религией. Новая религия санкционировала развивающиеся феодальные отношения, усиливала власть Киевского князя.

Одним из наиболее ранних памятников в древнерусской литературы, в которой политико-правовой проблематике отводится значительное место, является ”Слово о законе и благодати Илариона. ”Слово…“ было произнесено в 1049 г. по случаю окончания строительства оборонительных сооружений Иларионом, будущим первым русским митрополитом. В нём Иларионом были высказаны следующие идеи:

§ исторический процесс движется сменой принципов религий.

(Основа Ветхого Завета - принцип закона; основа Нового Завета - принцип благодати (истины). По закону существовал лишь один богоизбранный народ - иудеи. С появлением благодати образуется сообщество равноправных христианских народов);

§ Русь занимает равное с другими государствами положение в мире;

§ Иларион показывает необоснованность претензий Византии на руководство русской церковью;

§ Русская церковь, по его мнению, должна быть независима; князь Владимир - святой, поскольку его дело выше заслуг императора Константина.

Политические идеи оставили след и в следующих летописях:

· в Новгородской летописи (XIII- XIV вв.);

· в Лаврентьевской летописи (1377 г.);

· в Ипатьевской летопись (начало XV в.).

В их составе до нас дошла ”Повесть временных лет“ (1113 г.)

В ”Повести временных лет“ высказываются следующие идеи:

§ род киевских князей восходит к варягам, к их князю Рюрику, призванного северными славянами для установления порядка. Политическое значение этой идеи заключалось в том, что:

- появлялась возможность прекращения споров о старшинстве местных родов;

- повышался авторитет киевских князей - потомков Рюрика;

§ идея единства Русской земли (идеализируется государственный строй, установленный Ярославом Мудрым);

§ осуждение княжеских междоусобиц;

§ пропаганда патриотических настроений низов, защищавших Родину от чужеземцев.

В Новгородской летописи исследователи отмечают:

- возникновение и развитие антикняжеских тенденций;

- идею приоритет власти веча над княжеской властью (”новгородцы держат князя по своей воле“).

В ”Слово о полку Игореве“, ”Молении Даниила Заточкина“ ярко выделяютсяследующие идеи:

§ идея сильной княжеской власти;

§ идея единения русских князей;

§ заложено основание идеи единовластия, получившей глубокую разработку в период образования Русского централизованного государства;

§ используется новый политический термин ”господин“ (для обозначения князя).

Политические идеи в период образования и укрепления русского централизованного государства

В XIV-XVI вв. на Руси идёт процесс ликвидации феодальной раздробленности, центром объединения русских земель становится Московское княжество. Складывается политическая идеология централизованного государства, в которой важное место занимает вопрос о роли Русского государства среди мировых держав и о происхождении правящей династии.

В ”Послании о Мономаховом венце Спиридона Саввы проводится мысль о том, что:

§ русские князья (через Рюрика) ведут свой род от ”римского царя Августа“;

§ Владимир Мономах во время похода на Царьград получил от византийского императора царский венец;

§ литовские князья - в то же время - потомки ”раба-конюшнеца“, служившего тверскому князю.

На основе переработки ”Послания и Мономаховом венце“ создаётся весьма популярное в XVI веке ”Сказание о князьях Владимирских“, где:

· показана роль московских князей, подробно изложена их родословная, возводимая к Рюрику, великим киевским и владимиро-суздальским князьям;

· подчёркивается неразрывность истории Киевской Руси и Московского государства.

Возвеличению Русского государства служила теория ”Москва - третий Рим“ (окончательно она сформулирована в посланиях монаха псковского Елеазарова монастыря Филофея ).

Филофей утверждает, что история человечества - это история возникновения, развития и упадка мировых царств, направляемая богом. Первым мировым царством был Рим. Преемником Рима стала Византия со столицей в Константинополе - это был второй Рим. Согласившись на унию с католической церковью, Византия изменила православию, и за это была наказана богом - погибла под натиском турок. Единственным хранителем православия остался русский народ, а Москва стала третьим Римом и останется им до скончания мира. В представлении Филофея Москва - центр всего православного мира, а московский государь - его глава. (”Два убо Рима падоша, третий стоит, а четвёртому не быти“).

В XVI веке острым оказался вопрос о церковном, и особенно монастырском землевладении.

Будущность монастырского землевладения заняла центральное место в полемике между представителями 2-х крупных политических направлений XVI века - ”нестяжателями“ и иосифлянами (”стяжателями“).

”Нестяжательство“ было представлено двумя направлениями - духовным и обличительным. Отцом духовного ”нестяжательства“ был Нил Сор-ский, основатель скита на реке Соре (в Заволжье). Он говорил о том, что монахи должны вести аскетический образ жизни, призывал к отказу от личного имущества (стяжания), осуждал стяжания монастырей. Обличительное ”нестяжательство“ возглавил Вассиан Патрикеев (Косой), насильно постриженный в монахи к Нилу Сорскому и обличавший монастырские власти.

Нестяжателям противостояли сторонники сохранения за церковью всех её земельных владений (иосифляне), вождем которых был Иосиф Волоцкий. Иосифляне высказывали следующие идеи:

§ отстаивание ”стяжания“ монастырей;

§ духовная власть выше светской; царь - божий слуга, который должен подчиняться ”священству“;

§ оппозиция Иосифа Волоцкого царской власти.

В дальнейшем наблюдается сближение иосифлян с царской (Ивана III) властью. Этот союз был временный; иосифляне поддерживали светскую власть только при условии, что она не будет покушаться на земельные богатства церкви.

Наиболее полно политические идеи реакционного боярства отразились в произведениях А.М. Курбского (1528-1583гг.). Он занимал высокие посты при Иване IV, командовал русскими войсками в Прибалтике, а в 1562 г. - после опалы Ивана IV - бежал за границу; воевал на стороне Польши против России (командовал армией).

А.М. Курбский:

Ё высказывается за ограниченную монархию (против самодержавного произвола Ивана IV);

Ё осуждает чрезмерное сосредоточение власти в руках царя;

Ёполагает, что власть должна делиться с потомками удельных князей и царь не должен принимать единоличных решений.

Интересы дворянства нашли отражение в произведениях И.С. Пересветова, выходца из русских земель, находившихся под властью Литвы.

И.С. Пересветов намечает ряд политических реформ, которые должны проявляться в следующем:

Ё борьбе с засильем вельмож (при этом он рекомендует не останавливаться даже перед казнями);

Ё увеличении власти царя (т.е. неограниченном самодержавии);

Ё рекомендации царю иметь сильное войско;

Ё проведении энергичной внешней политики;

Ё предложении отмены холопства.

(вторая половина XVII – первая половина XVIII вв.)

В этот период - период образования и укрепления абсолютизма - в политической мысли России яркий след оставили Ф. Прокопович, В.Н. Татищев, И.Т. Посошков.

Ф. Прокопович (1681-1736 гг.), защитник Петровских преобразований, полагал, что:

§ образование государства - результат договора ”гражданского союза“ людей с будущим государем;

§ народ при этом не может расторгнуть такой договор;

§ содержание договора и выбор конкретного правителя - божественный промысел;

§ лучший ”образ правления“ - неограниченная монархия;

§ нужно осуждать ограниченную монархию;

§ аристократия и демократии должна быть подвергнута критике;

§ церковь не должна иметь превосходство над светской властью.

В.Н. Татищев (1686-1750 гг.) был крупным государственным деятелем, много и плодотворно занимавшимся поиском и публикацией исторических документов. Им была написана многотомная ”История Российская“.

В.Н. Татищев - идеолог ”просвещённого абсолютизма“. Им была:

· разработана оригинальная теория происхождения государства;

· разработана теория происхождения социального неравенства (теория 3-х ”узд неволи“):

Ь первая узда - подчинение родителям;

Ь вторая узда - человек добровольно идёт в услужение другому, не имея возможности себя прокормить и защитить; положение о нерасторжимости такого договора составляло основу крепостного права. Этому положению вещей противопоставляется договор о создании ”общенародия“, или республики.

Ь третья узда - насильственное лишение воли, рабство; это противоправно, но необходимо.

Кроме того, В.Н. Татищев:

· энергично защищал крепостное право;

· в рассуждении о формах правления следовал Аристотелю, также называя три правильных и три неправильных формы правления;

· полагал, что лучшая форма правления для России – монархия (”государство - дом монарха, где он господин“);

· выступал за просвещённую монархию, отстаивал прогрессивные Петровские преобразования;

· полагал, что правосудие - ”главная должность“ власти.

В произведениях И.Т. Посошкова (1652-1726 гг.) нашли отражение взгляды, идеи нарождавшейся буржуазии. И.Т. Посошков был сыном крестьянина; сам занимался крестьянским трудом, затем был торговцем, виноделом; в последствии был арестован и умер в Петропавловской крепости.

В ”Книге о скудости и богатстве“ (за которую и был арестован) И.Т. Посошков:

Ё проводит идею ”общего блага“, которое должен обеспечить абсолютный монарх;

Ё выдвигает требование сильной централизованной власти в стране;

Ё выступает против аристократии и демократии;

Ё выдвигает тезис о том, что власть царя подобна власти бога;

Ё предлагает чётко определить права каждого сословия и его обязанности перед государством (дворяне, например, должны состоять на военной или гражданской службе);

Ё выдвигает идею о том, что помещики владеют крестьянами временно, пока служат государю;

Ё предлагает устроить единый суд для всех сословий.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1031; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь