Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Заочная форма обучения – 3,5 лет



 

№ п/п Наименование темы дисциплины Специальность
080105.65; 080109.65; 080111.65; 080301.65; 080401.65; 080502.65; 260501.65 100103.65 030501.65*
Количество часов на изучение Количество часов на изучение Количество часов на изучение
всего в том числе всего в том числе всего в том числе
лекции семинары СРС лекции семинары СРС лекции семинары СРС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Введение в дисциплину Политология как наука и учебная дисциплина      
Политическая традиция Древнего Востока, античности и средних веков            
Политические учения Нового времени            
Российская политическая традиция XVIII – начала XX вв.            

 


 

Основные направления политической мысли XX века. Современные политологические школы            
Политика как система. Функции и институциональные аспекты политики      
Теория власти и властных отношений      
Государство и государственная власть в политической системе  
Органы и аппарат государственной власти, политическая элита и бюрократия      
Формы государственного правления и устройства      
Субъекты политики. Политические лидеры, группы, движения и организации      
Политический процесс, политическая деятельность и политические отношения. Политические технологии и политический менеджмент      

 


 

Политическая культура, политические идеологии и политическая социализация. Социокультурные аспекты политики            
Политические режимы и системы. Политическая модернизация            
Политика и общество              
  Всего

 

 

* - срок обучения 6 и 4 года.


 

3.2. Темы и краткое содержание

 

Тема 1. Введение в дисциплину.

Политология как наука и учебная дисциплина

Введение в дисциплину. Место и роль дисциплины в учебном плане института. Тематика и форма лекционного курса. Содержание и форма практикума (семинаров). Содержание и форма самостоятельной работы студентов. Содержание и форма внеаудиторных занятий. Учебно-методические пособия и литература к курсу. Формы текущего и итогового контроля.

Актуальность политологии как науки и учебной дисциплины. Политология – наука о политике. Факторы, способствующие её становлению и развитию. Изменения в обществе, политике и науке. Многогранность, многомерность и многослойность политики. Расширение социальной базы политики. Развитие массовых коммуникаций. Ускорение и усложнение политических процессов. Углубление политической дифференциации и противоречивости. Нелинейный характер политических процессов. Политика как источник порядка и хаоса в обществе. Общественный статус политологии. Политологическое знание как общечеловеческая ценность. Демократия как условие развития политологии.

Исторические вехи развития политических учений и политологии. Основные ступени развития политологии по К. Дойчу: философская (до середины XIX в.), эмпирическая (середина XIX в. – 40-е годы XX в.), рефлективная (после Второй мировой войны). У истоков современной политологии. Развитие социальной теории и методологии социальных эмпирических исследований в XIX–XX вв. как предпосылка современного политологического знания. Создание Международной ассоциации политической науки (1949). Проблемы становления политической науки в России. Трудности, перспективы и актуальные задачи отечественной политологии.

Объект, предмет и метод политической науки. Методология познания политической реальности и парадигмы политического знания. Человек и политика: позиции участника, исследователя, критика, организатора. Мировоззренческо-методологическая позиция. Мировоззренческо-методологические ориентации: системный, деятельностный (бихевиористский) и синергетический подходы. Принципы политологии: деидеологизация, беспартийность и объективность; всесторонность и системность; историзм; детерминизм (необходимости) и вероятность (случайности); единство анализа и синтеза; противоречия. Социологический, культурологический, нормативно-ценностный, институциональный, антропологический, психологический, сравнительный, онтологический, исторический, функциональный, структурно-функциональный подходы в политологии. Теологическая, натуралистическая (географическая, биологическая, психологическая), социальная, культурно-антропологическая, рационально-критическая (элитарная, эгалитарная, кибернетическая, конфликтологическая, консенсусная) парадигмы политологии.

Структура, методы и функции политологического исследования. Уровни исследования политики: уровень обыденного знания и уровень научного знания. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования политики. Закономерности строения, функционирования и развития политики. Разработка программы политологического исследования. Уточнение целей участия в исследовательской работе. Выявление, диагноз и формулирование проблемы. Конкретизация исходных понятий. Выдвижение гипотез (возможных вариантов решения проблемы). Определение видов (внутренней вторичной, внешней вторичной, первичной) и объёма необходимой информации, её объектов, порядка их отбора и размера выборки, материальных ресурсов и стоимости исследования, длительности, времени, места сбора и обработки информации, сроков и способов её хранения. Выбор методов сбора и обработки информации. Методы сбора политологической информации: внешнее и включенное наблюдение, изучение личных и общественных документов, контент-анализ, анализ личных и массовых практических действий, очная (личная) индивидуальная и групповая беседа на заданную тему, устное изложение на заданную тему, очное и заочное письменное изложение на заданную тему, очное индивидуальное и групповое интервью (протоколируемое и не протоколируемое), очное индивидуальное и групповое анкетирование (устное, письменное и смешанное), заочный письменный опрос, тестирование, экспертная оценка, эксперимент, имитационное моделирование на компьютере, метод «фокусных групп». Методы обработки политологической информации: простая и комбинированная, атрибутивная (качественная) и количественная, структурная, типологическая и аналитическая группировки, ранжирование, атрибутивные и вариационные (дискретные и непрерывные интервальные) распределения, составление таблиц и построение графиков, корреляционный анализ, дисперсионный анализ, эмпирическая и теоретическая типологизация, однопеременный демографический анализ, многопеременный геодемографический (кластерный) анализ, пространственное моделирование. Экспертное политическое знание. Политическая аналитика и прогностика. Контрольная работа студента как вид политологического исследования. Требования к контрольным работам. Функции политологии: познавательно-описательная, познавательно-объяснительная, познавательно-прогностическая, оценочно-критическая, ценностно-ориентационная, нормотворческая, целеполагающая, технологическая (инструменталистская).

Предмет и структура политологии. Структура и содержание дисциплины «Политологии» как проекция соответствующей научной дисциплины. Понимание политологии как одной из политических наук. Отождествление политологии с политической социологией (М. Дюверже, М. Хэттих). Интегративный характер политологии (Дж. Сартори). Политология в системе других наук об обществе. Междисциплинарные связи. Политическая философия в структуре политологического знания. Политическая социология и сравнительная политология. Политическая антропология и психология. Прикладная политология. Политическая наука и политическая практика. Широкое и узкое понимание политологии. Политическая наука как комплекс политологических дисциплин. Политология как общая теория политики, изучающая закономерности формирования (возникновения, образования, становления), существования, строения, функционирования и развития политики как целостной системы, а также её взаимосвязанных элементов – институтов и субъектов, их деятельности и отношений, культуры и психологии. Проблемный метод изучения курса. Формы занятий: лекции-диалоги, беседы, дискуссии, работа в подгруппах, ролевая игра, деловая игра, практические задания, автоматизированные обучающие системы, рефераты, контрольная работа. Методы конспектирования, обработки и запоминания политологических текстов. Язык политологии.

Тема 2. Политическая традиция Древнего Востока,

античности и средних веков

История политических учений. У истоков древневосточной политической мысли. Экономические, социальные и политические предпосылки зарождения политического сознания, его религиозно-мифологические и этические корни. Прикладной характер политических доктрин.

Естественно-божественное обоснование власти в древнеегипетских «Поучениях Птахотепа», «Книге мёртвых», «Поучениях гераклеопольского царя своему сыну», древневавилонских «Законах Хаммурапи», древнеиндийских «Ведах», «Упанишадах», «Законах Ману». Учение Заратустры о властных отношениях между людьми как земном воплощении небесного царства, служащего добру.

Отход от естественно-божественного обоснования земной власти в учении Будды. Интерпретация буддистами власти между людьми не как формирующейся их собственными усилиями, а как управляющей миром дхармы (дхаммы) – как природной закономерности, естественного закона. Каутилья о существовании наряду с дхармой полезности как определяющей основы и ведущем принципе властных отношений.

Конфуцианство и патриархальная концепция власти и государства. Понимание даосизмом (Лао-цзы) человеческой власти как определяемой дао (дао – независимая от небесного владыки естественная закономерность, олицетворение высшей и естественной добродетели). Идея Мо-цзы и моистов о естественном равенстве людей, принадлежности верховной власти народу, имеющей, как и государство, договорное происхождение, опирающейся не только на насилие и наказание, но и нравственные формы воздействия. Шан Ян об антагонистическом характере властных отношений между людьми, опирающихся на жестокие законы, суровые наказания, насилие, коллективную ответственность и тотальную взаимную слежку.

Рационализация представлений о власти и государствев Древней Греции. Солон о власти как сочетании права (закона) и официальной силы полиса. Идея пифагорейцев о власти как природной человеческой необходимости, должной быть справедливой и воздающей равным за равное. Понимание Демокритом властных отношений как искусственных, как необходимого результата длительного эволюционного изменения первоначального природного состояния людей.

Идея Платона о связи между различными человеческими потребностями, разделением труда, возникновением общества и характером власти. Различение им «повелевания неодушевленными видами и одушевленными существами», «насильственной власти закона» и «добровольного ему подчинения», «родительской власти над потомством», власти между благородным и неблагородным, старшим и младшим, господином и рабом, сильным и слабым, разумным и несведущим. Выделение Платоном количественных (по количеству властвующих) и качественных (по наличию или отсутствию общего блага, справедливости, законности, добродетели) критериев классификации форм власти (форм государственного правления), согласно которым может существовать власть одного (монархия: царская власть и тирания), власть немногих (аристократия, тимократия и олигархия) и власть большинства (демократия с законами или без законов). Смена властных форм как кругообращение в пределах определенного цикла, как результат злоупотребления их собственными принципами, как результат внутренних противоречий и продолжительных изменений в образе жизни народов. Идеальная власть как власть, основанная на совмещении демократического принципа «арифметического» равенства (выбор по большинству голосов) и монархического принципа «геометрического» равенства (выбор по заслугам и достоинству), принципов справедливости (законности), мудрости и благородства («аристократии духа», но не «аристократии крови»). Необходимость избрания должностных лиц и органов власти путем многоступенчатых выборов. Докимасия кандидатов как своеобразная проверка правомерности их притязаний. Обязанность должностных лиц действовать строго в соответствии с законом, быть «стражами закона».

Применение Аристотелем эмпирических методов наблюдения и индукции. Понимание им власти как естественно-природного явления, возникающего в результате природного влечения людей к общению друг с другом, к совместной жизни. Утверждение, что человек «по природе своей существо политическое». Классификация форм власти по числу правящих и по осуществляемой ими цели (общего блага граждан или личной выгоды), выделение им власти одного (монархии и тирании), власти немногих (аристократии и олигархии) и власти большинства (политии и демократии). Идея о возможности успешного функционирования демократии лишь при её опоре на средние слои общества (среднезажиточных свободных граждан), о принципиальном отличии государственной власти, исходящей из отношений свободы и равенства, от отцовской власти над детьми и от господской власти над рабами (как элементом семейных отношений).

Трактовка Эпикуром власти как результата договора людей между собой об их общей пользе – взаимной безопасности. Отрицание стоиками договорной (искусственной, условной) природы власти, понимание её как естественного образования, порождения судьбы – всеобщего властвующего начала мироздания, «естественного общего закона» всего сущего, имеющего божественный характер и смысл. Идея Полибия о порождении человеческих властных отношений исторической судьбой – внутренней закономерностью единого исторического процесса. Власть, основанная на физическом и духовном превосходстве одних людей над другими, и наследственная власть. Её последовательное превращение в тиранию, аристократию, олигархию, демократию, охлократию и возвращение к исходному состоянию. Представление Цицерона о власти как выражении общего интереса всех свободных членов общества, их правового общения между собой, естественного «общего правопорядка». Идея о необходимости при её применении соблюдать требования «равномерного распределения прав, обязанностей и полномочий», сочетать науки и искусства. Идея о том, что властители должны быть мудрыми, справедливыми, воздержанными, красноречивыми, сведущими в делах, «владеть основами права» и следовать закону, что им необходимо не только обладать знаниями и добродетелями, но и уметь использовать их на практике для общего блага.

Представление Абу Наср аль Фараби о власти как результате проявления естественных потребностей людей, наилучшему удовлетворению которых она и должна служить. Идея Абу-аль-Ала-аль-Маарри о верховенстве власти народа, выборности им правителя в качестве народного слуги и выразителя народных интересов. Различение Фомой Аквинским власти духовной и власти светской. Выделение им трёх моментов власти: сущности, формы (строения, способов происхождения, или овладения) и использования. Право подданных оказывать сопротивление правителю, восставать и свергать его. Идея Марсилия Падуанского об отделении церковной власти от светской, о возникновении последней в процессе усложнения форм человеческого общежития, о народе как источнике и единственном носителе суверенитета, как верховном законодателе, идея о том, что властвующие непременно должны быть связаны издаваемыми выборной властью законами и действовать, опираясь на авторитет законодателя.

Использование Ибн Хальдуном метода наблюдения и логического мышления. Социологическое объяснение им власти, выведение её из общественной связи и условий жизни людей, разделения труда и способа производства (формы хозяйства). Различение примитивной («сельской») кровнородственной формы общественной организации и цивилизованного («городского») состояния общества, соответствующих им форм власти: во-первых, той, где предводитель – только первый среди равных, ибо за ним следуют без принуждения, во-вторых, владычества – «верховенства и властвования с помощью принуждения», опирающегося на созданную правителем группировку, поначалу состоящую из членов его рода, а затем из людей, служащих ему за деньги и периодически меняющихся. Понимание конфликтов между властвующими группировками и другими общественными группами как движущей силы политического развития.

«Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия» и «Государь» Н. Макиавелли. Природа властолюбия. Отстаивание идеи светского централизованного национального государства. Преимущества республики перед монархией и монархии перед республикой. Технология княжеской власти. Соотношение морали и политики.

Политическое учение Ж. Бодена. «Шесть книг о государстве». Значение власти в обществе. Суверенный характер государственной власти. Единство и неделимость власти короля. Двойственная природа правительственной власти. Формы государства. Идеализация монархии. Причины государственных переворотов.

Учение о государстве Гуго Гроция в его книге «О праве войны и мира». Государство как союз людей под властью одного или нескольких лиц.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь