Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
И о чём угодно, но повинуйтесь.
И.Кант Из этики Канта выводится и его учение о государстве и праве. Это учение сводится к следующим идеям: а) уничтожение всех форм личной зависимости; б) утверждение свободы и равенства всех людей перед законом; в) ликвидация юридических привилегий. Государство, согласно учению Канта, есть объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Признаком государства считается существование трёх ветвей власти: 1) закононодательной (верховной) в лице народа, исполнительной в лице правителя, и судебной в лице судьи. Задача последнего – воздавать каждому своё согласно закону. Глава государства, однако, не может подлежать суду. Именно глава государства – источник народного суверенитета. Гражданам государства должна быть гарантирована свобода высказываний при условии безоговорочного подчинения властям. Из всех форм правления наиболее прочной Кант считал республику: только при республиканском правовом строе закон самодержавен и независим от конкретного лица. В области межгосударственных отношений Кант выступал за правовой принцип этих отношений и отрицал право сильного на международной арене. Канту принадлежит идея вечного мира между народами. Эта идея едва ли будет реализована в полной мере, считал он, но создание союза государств способно приблизить человечество к осуществлению этого идеала. ФИЛОСОФИЯ ГЕОРГА ВИЛЬГЕЛЬМА ФРИДРИХА ГЕГЕЛЯ (1770 – 1831) Невозможно научиться плавать прежде, чем войдёшь в воду. Гегель Гегель – сначала домашний учитель, затем директор гимназии, профессор Гейдельбергского и Берлинского университетов, один из самых выдающихся немецких философов мирового значения, автор фундаментального научного труда «Феноменология Духа» (1806). Наряду с Шеллингом и Фихте Гегель был одним из последователей Канта. Однако он пошёл значительно дальше своих великих предшественников. Диалектика. Гегель – первый философ, который стал исходить из того, что и физический, и материальный мир находится в непрерывном развитии. Поскольку мир находится в постоянном развитии и изменении, его необходимо познавать с учётом его постоянной изменчивости. Именно этим и должна заниматься диалектика как наука о закономерностях развития бытия и познания. Диалектику Гегель противопоставил метафизике и назвал диалектику «движущей душой истинного познания». (Следует помнить, что в риторике диалектикой называют искусство вести спор). Гегель сделал анализ всех важнейших категорий философии и сформулировал три основных закона диалектики: v закон перехода количественных изменений в качественные v закон единства и борьбы противоположностей v закон отрицания отрицания Закон перехода количественных изменений в качественные. Качество – это то, что характеризует предмет или явление в целом, что отличает данный предмет от другого. Качество предмета определяется через его свойства, т.е. через способность соотноситься с другими предметами. Количество, в отличие от качества, не влияет на самобытность предмета. Дом, например, остаётся домом независимо от собственных размеров. Однако количество не существует без качества, и наоборот. Единство качества и количества проявляется в мере, которая указывает на предельные количественные значения, в рамках которых существует данное качество. Например, температура воды в определённых пределах не меняет качества самой воды как вещества в капельно-жидком состоянии; однако при возрастании или уменьшении температуры достигается точка, на которой качество воды меняется, и она превращается либо в лёд, либо в пар. Закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания. Диалектический способ мышления предполагает наличие единства и борьбы противоположностей как в мире в целом, так и в каждом отдельном явлении: всякий новый этап развития отрицает предыдущий и в то же время тесно с ним связан. Под противоположностью Гегель понимал коренное отличие объектов при их взаимоотношениях друг с другом. Противоречие, по Гегелю, это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей. Всякое развитие есть не что иное, как постоянный процесс борьбы старого и нового. В мире ничто бесследно не погибает, а служит материалом для появления нового. Отрицание как таковое означает переход из одного качественного состояния в другое, т.е. уничтожение старого качества новым в результате скачка. Скачок означает, что старого качества уже нет, а нового ещё нет, и в то же время прежнее качество ещё есть, а новое уже есть. Всякое развитие протекает по определённой схеме: 1) утверждение (тезис), 2) отрицание утверждения (антитезис), 3) отрицание отрицания (синтез). Третий этап – синтез – означает новое утверждение, качественное перерождение явления. Этот диалектический цикл Гегель иллюстрирует таким примером: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно сказать, что она опровергается цветком; при появлении плода уже цветок признаётся ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. В то же время они представляют собой моменты органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но и необходимы друг другу; и только эта одинаковая необходимость составляет жизнь целого». Отталкиваясь от учения Канта о необходимости исследовать принципы и границы познания, Гегель указал, что в отрыве от мыслительной деятельности человека невозможно исследовать законы познания, как невозможно научиться плавать, не заходя в воду. Гегель опроверг также идею Канта о непознаваемости вещей в себе: каждый ребёнок – «взрослый человек в себе», а росток – «растение в себе». Вещь в себе, по Гегелю, познаваема, т.к., во-первых, развивается, вступая в многообразные отношения с другими вещами и явлениями, а во-вторых, она обнаруживает себя в этих явлениях. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы