Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ КАРЛА МАРКСА И ФРИДРИХА ЭНГЕЛЬСА



Учение Карла Маркса и Фридриха Энгельса, именуемое обычно марксизмом, можно рассмартивать как завершающий этап развития немецкой классической философии. Карл Маркс (1818 – 1883), испытавший сильное влияние сначала идей Гегеля, а затем философии Фейербаха, значительно расширил сферу действия материализма, распространив его на общественные явления. Основой жизни человека Маркс и Фридрих Энгельс (1820 – 1895) считали труд, практическую деятельность, которая преображает природу, составляет основу общественных отношений и определяет в целом бытие человека.

Человеческую деятельность Маркс рассматривал как глобальный процесс очеловечивания мира и преобразования природы, ставшей фактором человеческого бытия. Человек – часть природы, высший продукт её развития, способный к превращению сил природы в собственные силы и способности. Именно созидательный труд отличает человека от животного и является спецификой его бытия.

Исходя из того, каким образом была организована практическая деятельность человека на разных этапах исторического развития, Маркс и Энгельс выделили несколько типов общественных формаций, исторических форм общественного устройства. Марксом и Энгельсом была разработана концепция материалистического понимания истории. Так родилась теория классовой борьбы, согласно которой исторический путь общества лежит от первобытного стада через рабовладельческий, феодально-крепостнический и капиталистический уклад к социализму и коммунизму. Общественными классами Маркс и Энгельс называли большие группы людей, находящиеся в определённом отношении к предметам и результатам труда, производства, а между собой – в отношениях противоборства. Тип собственности определяет характер отношений между классами. Материальное производство формировало и формирует характер общественных отношений, а на этой основе складывается политическая система. Общественная структура упорядочивается государством и закрепляется в правовых, религиозных и морально-философских представлениях.

Материя – основа всякого бытия. Сознание, согласно марксизму, вторично по отношению к материи, это отражение людьми собственного бытия, деятельности и межчеловеческого общения.

Будучи современником развития капитализма в Европе, Маркс пишет свой фундаментальный труд – «Капитал» (1867). Здесь он подробно исследовал природу денежно-товарных отношений, природу эксплуатации и развития производства, законы накопления и расширения капитала с учётом исторических тенденций. Маркс приходит к выводу, что частнокапиталистическое производство неизбежно превратится в общественное, а капитализм рано или поздно переродится в социализм.

С 1845 года, после переезда Энгельса в Брюссель, начинается его совместная работа с Марксом. Они пишут две наиболее важные работы – «Немецкая идеология» и «Манифест Коммунистической партии». Самостоятельно Энгельс пишет работы «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы».

В последней работе Энгельс отвергает противоположность явления и вещи в себе, указывая, что существует только противоречие между тем, что мы знаем и чего ещё не знаем. Энгельс развивает мысль о том, что к середине 19 века наука сама по себе пришла к диалектическому пониманию природы. Свидетельство тому – три великих открытия в естествознании: 1) открытие органической клетки; 2) закон сохранения и превращения энергии; 3) эволюционная теория Чарльза Дарвина. Энгельс в своей работе даёт классификацию форм движения материи, пытаясь нарисовать общую картину природы. В частности, жизнь, согласно определению Энгельса, есть одна из форм движения материи и способ существования белковых тел. Низшей формой движения является физическое перемещение в пространстве, высшей – мышление. Теорию движения материи Энгельс приложил и к социальным вопросам, выдвинув известную гипотезу о происхождении человека и роли труда в переходе от природной жизни к социальной.

Развитию марксистской философии в большой степени способствовали Август Бебель, Карл Каутский, Г.В.Плеханов и В.И.Ленин.

ИРРАЦИОНАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА 19 – НАЧАЛА 20 ВЕКОВ

Каков человек, такова и его философия.

И.Фихте

Вся классическая философия, включая марксизм, обладала одним существенным недостатком: она внесла значительный вклад в объяснение рациональных форм духовного опыта, но не предпринимала попыток проанализировать бессознательные процессы, которые невозможно подчинить контролю разума. Многие философы понимали, что сущность человека не исчерпывается только лишь сознательной деятельностью и социально-рациональными отношениями. Поэтому в ряде учений 19 – начала 20 вв. был сделан акцент на одном из нерациональных элементов психики. Воля, инстинкт, подсознание – вот три фактора, ставших предметом исследования философов-иррационалистов.

У истоков иррационализма стоял немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788 – 1860), написавший в 1818 году свой главный труд «Мир как воля и представление». Шопенгауэр, как и Фейербах, выстроил своё учение на критике гегелевской философии. Однако он не принял и материализма Фейербаха. Испытав сильное влияние Канта и буддийской философии, Шопенгауэр пришёл к созданию мистического по сути учения. Разум – в понимании классической философии – был объявлен фикцией. Всей сущностью человека, по мнению Шопенгауэра, управляет воля, которую философ объявил субстанцией и первоначалом бытия (такая позиция называется волюнтаризмом). Мир, согласно учению Шопенгауэра, есть не что иное, как воля к жизни и существует в нашем сознании как представление. Воля пронизывает всё материальное бытие. Воля – творящее начало Вселенной. Всё, что есть и в мире, и в человеке, порождено волей. В частности, интеллект ограничен лишь целями самосохранения и удовлетворения потребностей. Интеллект человека, согласно Шопенгауэру, подобен когтям и зубам зверя. Интеллект – лишь инструмент воли. Интеллект утомляется, воля – никогда.

Мир тоже непознаваем рациональным путём, он постижим лишь на уровне сверхразумной интуиции. У воли – как вселенской, так и личной, человеческой, нет ни причин, ни оснований, она свободна и автономна, она порождает желания человека и побуждает его к действию.

Философия Шопенгауэра в области этики перекликается с некоторыми положениями буддизма. Воля к жизни – это злая сила, источник страданий. Причём страдание носит неотвратимый характер. Избавление от страданий, именуемое счастьем, как правило, иллюзорно, и приводит либо к новому страданию, либо к скуке. Воля к жизни правит миром, который подвержен случайностям и потому не имеет ни смысла, ни целесообразности. Человек ничего не способен изменить, однако может ограничить свои волевые усилия, погрузиться в самосозерцание и тем самым уменьшить страдания. Чем меньше человек зависим от плоти, чем меньше его рациональные устремления, тем менее трагично его бытие. Развивая это положение этики Шопенгауэра, его последователь Э.Гартман призывал своих единомышленников к коллективным самоубийствам.

Блестящие способности стилиста, писателя сделали Шопенгауэра популярнейшим философом в Европе и в России. Лев Толстой, снисходительно относившийся к большинству европейских философов, будучи по ряду позиций оппонентом Шопенгауэра, держал в рабочем кабинете его портрет.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь