Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ДО НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧКСКОЙ ФИЛОСОФИИ



ОТ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ

ДО НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧКСКОЙ ФИЛОСОФИИ

 

Т е м а 1. Мировоззрение и его типы

Проблема: элементы структуры мировоззрения и проблема целостности мировоззрения

Цель: получить представление о мировоззрении как целостности, его структуре и исторических формах.

 

Знать:

мировоззренческую функцию философии;

исторические типы мировоззрения;

основные понятия темы.

Уметь:

использовать категориальный аппарат темы при анализе мировоззренческих вопросов.

Владеть:

навыками обобщения, необходимыми для понимания сущности и специфики исторических типов мировоззрения.

 

Основные понятия: мир, мировоззрение, картина мира; миф, религия, философия, наука; антропоморфизм, вера; знание, норма, ценность.

 

АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. anthropos – человек и morphe – форма) – перенесение присущих человеку свойств на природу, неодушевленные предметы, животных, а также наделение человеческими свойствами вымышленных объектов.

ВЕРА – оценивание высказываний (знания) как истинных без достаточных логических и фактических обоснований.

ЗНАНИЕ – 1) результат процесса познания, обычно выраженный в языке или какой-либо знаковой форме и допускающий истинностную оценку (А.Л.Никифоров); 2) результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания, форма социальной и индивидуальной памяти, свернутая схема деятельности и общения (И.Т.Касавин); 3) описание предмета, осуществляемое на основе четко фиксируемых принципов и правил.

НАУКА– систематизированное мировоззрение, система взглядов на мир и место человека в нём, основанная на построении истинного знания на основе специальных принципов и норм, важнейшее место среди которых принадлежит опытному обоснованию, экспериментальному доказательству.

НАУЧНАЯ «КАРТИНА МИРА» – это знание о мире и человеке, которое основывается на признании (принципе) субстанционального единства мира в его материально-вещественной основе, утверждении, что единство Природы состоит в ее материальности.

НОРМА – требование, правило, образец, регулирующее деятельность и поведение человека, принимающее форму запрета или предписания.

КАРТИНА МИРА– это совокупность знаний о мире в целом, о человеке, о месте человека в мире.

МИР – 1) совокупность всего существующего; в традиции философского материализма – целокупность всех форм существования материи; 2) Вселенная во всем ее многообразии; 3) в узком смысле – обозначение для части, фрагмента окружающей нас реальности, части Вселенной, напр., «мир человека», «западный мир», «мир элементарных частиц».

МИРОВОЗЗРЕНИЕ– совокупность взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

МИФ– исторически первый тип мировоззрения, несистематизированная совокупность взглядов на мир и место человека в нём, характеризующаяся целостностью, доминированием образности, антропоморфизмом, фантастическими элементами и отсутствием критичности.

РЕЛИГИЯ– упорядоченное мировоззрение, возникающее в противоположность мифу, сочетающее эмоционально-чувственные и рационально-теоретические взгляды на мир и место человека в нём, основу которых составляет вера в существование Бога и иных внеприродных сил и объектов.

РЕЛИГИОЗНАЯ «КАРТИНА МИРА» – это знание о мире и человеке, которое основывается на признании (принципе) субстанционального единства мира в его идеально-божественной основе, утверждении, что Бог (Разум) есть субъект, активность которого создает Природу и вносит в нее порядок.

ЦЕННОСТЬ – особое определение предметов окружающего мира, фиксирующее положительное или отрицательное значение этих предметов для человека, группы людей, общества в целом, которое является своеобразным ориентиром осуществления деятельности и поведения.

ФИЛОСОФИЯ– теоретическое мировоззрение, возникающее в противоположность мифу, система взглядов на мир и место человека в нём, создаваемая на основе абстрактно-понятийного мышления, правил логики и рациональной критики.

 

ПЛАН

 

1. Понятие «мировоззрение».

2. «Картина мира» в структуре мировоззрения.

3. Миф, религия, философия, наука.

 

Л и т е р а т у р а

Бажутина Т.О. Философия для специалиста: Пропедевтика философии и философские основания социальной работы: Учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. – С. 35 – 47 (Мифология, религия, искусство, наука и философия в структуре мировоззрения).

Миф. Наука. Религия. Философия // Современный философский словарь / Под общ. ред. В.Е. Кемерова. – Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск / «ПАНПРИНТ», 1998.

 

Пример конспекта (статья М.А.Антоновича «О гегелевсеой философии»

 

«Странное чувство овладевает простым смертным, когда он в первый раз входит, так сказать, в самое святилище философии, без всякой подготовки и предварительного знакомства с элементарными философскими сведениями приступает к чтению ученых сочинений или слушанию специальных лекций по части философии. Философский туман охватывает его со всех сторон и придает окружающим предметам какой-то странный колорит, так что они представляются ему совершенно в неестественном виде...

Конечно, и в храмах других наук непосвященные и профаны чувствуют себя в первый раз тоже очень неловко; в математике, например, также очень странно и дико звучат разные гиперболы и параболы, тангенсы да котангенсы, и тут они словно в лесу. Но первое знакомство с философией заключает в себе еще более странные особенности и оригинальные положения. Профан в математике воспринимает одни только звуки математических терминов, а смысл для него закрыт и недоступен; он слышит слова и фразы, но не понимает, что именно и какое реальное содержание в них закладывается, а потому ему остается только пожалеть о своем неведении и проникнуться благоговением к математическому языку, который, как он уверен, должен выражать собою здравый и даже глубокий смысл. …

Читающий в первый раз философскую книгу или слушающий философскую беседу видит, что в них терминов совершенно уж непонятных не так уж много, а то все такие же слова и выражения, которые попадаются везде, во всякой книге, употребляются даже в устном разговоре; говорят о боге, божественном, бесконечном – это понятно всякому верующему; рассуждают о сущности – но читающий, может быть, на своем веку сделал тысячи экстрактов и извлечений, в которых заключались все «сущности дел»; о субъекте, но он сам видел множество нервных и раздражительных субъектов… одним словом, ему попадаются в философском сочинении целая страница, где употребляются слова и выражения для него ясные, каждое слово не остается для него пустым звуком, но вызывает в его голове известную мысль, известное понятие; он понгимает содержание отдельных фраз и предложений, видит их логическую связь и последовательность… вследствие этого он получает возможность судить об этом смысле…

И вот в таких-то случаях новичок в философии часто находит, что смысл философских речей чрезвычайно странен, что в них высказываются мысли хоть и понятные, но в высшей степени дикие и ни с чем не сообразные… ему даже покажется вероятным, что будто господа философы – это какие-то полупомешанные люди…; а иначе как же объяснить, что они… порют дичь, в которой нет и капли здравого смысла, ломают голову над пустяками, которые всякому известны…

ОТЧЕГО ЖЕ ЭТО ПРОИСХОДИТ?..

Философское мышление чрезвычайно общо и отвлеченно; оно употребляет и слова обыкновенного житейского языка, но соединяет с ними свое собственное значение; оно берет для себя часто простые и общеупотребительные формы выражения, но придает им более общий и отвлеченный смысл, тогда как в обыкновенном словоупотреблении эти формы принимаются в смысле конкретном, единственно в отношении к частным и отдельным предметам, как названия только этих одних предметов, а не как выражения для о б щ е г о п о н я т и я.

Человеку, видевшему кондукторов только на паровозах да в дилижансах, очень странно бывает слышать, если назовут кондуктором металлический цилиндр в электрической машине, потому что… ему казалось, что кондуктор – это непременно должен быть человек с известным назначением.

Подобные недоразумения, только более тонкие и не в столь грубой форме, встречаются очень часто и вводят многих в обман насчет философии; этим же, кажется. Между прочим, можно объяснить нерасположение к философии, которое питают к ней люди умные, но привыкшие к … наглядному способу мышления, не способные подняться вдруг на высоту отвлечения, чтобы понять значение философских вопросов, и потому считающие философию праздною игрою…»

 

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

В чем принципиальное отличие языка животных от языка человека? В чем отличие сигналов (знаков) в животном мире от слова как особого сигнала (знака)?

В чем различие между обыденным языком и специализированными языками культуры?

Сформулируйте специфику языка философии.

Что означает выражение «абстрактное понятие» в логическом смысле? Что значит «мыслить абстрактно», если придавать именно такой смысл термину «абстрактное понятие»?

Совпадает ли смысл выражения «абстрактное понятие» в философии Гегеля с логическим смыслом этого выражения? Как Гегель переосмысливает фразу «мыслить абстрактно»? Почему у Гегеля именно не образованный человек мыслит абстрактно?

Опишите общефилософский метод восхождения от абстрактного к конкретному. Что позволяет считать этот метод универсальным?

Архитектурный проект – это абстрактное или конкретное представление о здании, которое предстоит построить?

Подумайте, почему в определении субъекта используется слово «активность», а не «деятельность»? В чем будет ошибка, если определить субъекта как носителя деятельности, направленной на объект?

В чем проявляется взаимосвязь, взаимовлияние между субъектом и объектом?

Как взаимосвязаны субъект и мировоззрение?

Можно ли описать в виде субъект-объектной схемы процессы коммуникации в обществе? Является ли процесс образования «субъект-объектным» процессом?

Всякая ли конкретно-предметная деятельность может быть описана субъект-объектным отношением? Можно ли описать творческий труд архитектора как субъект-объектное отношение?

 

Т е м а 3. Древнегреческая философия: от мифа к философии

«Быть и знать – одно и то же»

( Парменид )

 

Проблема: онтологическая проблема, гносеологическая проблема.

 

Цель: рассмотреть генезис философии как переход от синкретической, чувственно-образной (мифологической) картины мира к аналитической, рационально-обобщенной (философской) картине мира.

 

Знать:

логический закон непротиворечия и его значение в философском мышлении;

факты, характеризующие генезис античной философии в период «семи мудрецов» в Древней греции;

основные характеристики древнегреческой философии;

Уметь:

сформулировать онтологическую проблему;

сформулировать гносеологическую проблему.

Владеть:

способностью формулировать философские проблемы в форме дихотомии.

 

Основные понятия: философская проблема, закон непротиворечия; естественная установка; бытие, сущее.

 

БЫТИЕ – 1) «то, что есть» (Парменид), существует реально, в отличие от небытия – «того, чего нет»; 2) философская категория, обозначающая чистое существование, не имеющее причины (бытие есть причина самого себя), самодостаточное, ни к чему не сводимое, ни из чего не выводимое.

ЕСТЕСТВЕННАЯ УСТАНОВКА – установка сознания, для которого природный мир несомненен, непосредственно дан и принят как существующий реально.

СУЩЕЕ– совокупность «единичных вещей».

Под «бытием» понимается «истинное бытие», истинная реальность, ибо все остальное (включая «единичные вещи») имеет внешние причины, а потому не обладает реальным существованием, но лишь существованием обусловленным.

ЗАКОН НЕПРОТИВОРЕЧИЯ – один из основных законов классической логики, согласно которому запрещается приписывать предмету два прямо противоположных признака одновременно.

ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА – проблема, формулируемая в наиболее общем, универсальном виде, имеющая мировоззренческое значение, решение которой обосновывается логически, но не имеет экспериментального обоснования.

 

ПЛАН

 

1. Генезис античной философии.

2. Парменид: постановка онтологической проблемы.

3. Горгий: постановка гносеологической проблемы.

 

Л и т е р а т у р а

 

Парменид. Горгий. Анаксагор. Зенон // Блинников Л.В. Великие философы: Учеб. словарь-справочник. – М., 1999. (Персоналии и идеи).

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979. С. 63 – 76 (Истоки древнегреческой философии, Фалес).

Сергеев С.К. Западноевропейская философия: Философско-исторические основы конструктивного мышления. – Новосибирск, 2006. – С. 21 – 27.

Парменид. О природе // Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособ. для вузов. В 3-х ч. – Ч. 1. – М., 1988. – С. 69 – 72.

 

 

Вопрос.

Для подготовки по первому вопросу рекомендуется обратиться к книге Диогена Лаэрция «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Об этом произведении А.Ф.Лосев пишет следующее.

«Читатель, взявший в руки книгу Диогена Лэрция и даже не прочитавший ее, а только перелиставший, сразу убеждается в том, что хотя она посвящена истории греческой философии, но сама-то греческая философия, за некоторыми небольшими исключениями, изложена в ней чрезвычайно спутано, без последовательной хронологии, не говоря уже о последовательном историзме; книга переполнена всякими не относящимися к делу биографиями, анекдотами, уклонениями в сторону и острыми словцами. С одной стороны, читатель Диогена Лаэрция будет вполне разочарован уже по одному тому, что у него он не найдет никакого систематического изложения истории греческой философии. С другой стороны, однако, читатель Диогена Лаэрция переживет настоящее удовольствие, погрузившись благодаря этой книге в самую гущу античной жизни и надивившись разнообразным и ярким личностям, изображенным здесь, и получит несомненное удовольствие от всюду разбросанной здесь античной и аттической «соли». Несмотря на полное несоответствие содержания этой книги ее теме, она является замечательным памятником античной книги вообще, после чего можно только удивляться, насколько же новоевропейские излагатели античной философии скучны и далеки от самого духа и стиля античного мышления, несмотря на свое безусловное превосходство в методах последовательно-исторического или систематически-логического изложения философии древних».

Познакомьтесь с фрагментом 1. Чем изречения «мудрецов», например, Фалеса, отличаются от мифологических сюжетов, поговорок?

 

Вопрос.

Под «бытием» понимается «истинное бытие», истинная реальность, ибо все остальное (включая «единичные вещи») имеет внешние причины, а потому не обладает реальным существованием, но лишь существованием обусловленным. Такое понимание действительного бытия, в отличие от мнимого бытия, в западноевропейской философии связывают с учением Парменида.

Парменид предположил, что, с логической точки зрения, существуют только два способа понимания реальности. Либо нечто существует и не может не существовать, либо нечто не существует. Реальность может пониматься как бытие («есть») или как небытие («не есть»).

Такое понимание бытия достигается разумом, потому что только разум способен опираться на закон непротиворечия: нельзя приписывать предмету два противоположных признака одновременно. Нечто либо существует, либо не существует. Но не разумно (не логично, потому что противоречиво) полагать, что нечто и существует, и не существует. «Бытие – это то, что есть».

Из такого понимания бытия следует, что оно вечно, ибо только вечное существует непротиворечиво. Но вечное не имеет не только конца, но и начала, т.е. бытие ничем не обусловлено, ему ни что не предшествует как причина его существования.

Познакомьтесь с понятием об «естественной установке» как неким «убеждением здравого смысла». Обратите внимание, что проблема бытия возникает тогда, когда естественная установка подвергается сомнению. Какое противоречие заставляет усомниться в естественной установке?

Изучая постановку проблемы бытия у Парменида, обратите внимание на структуру постановки проблемы: противопоставление логических признаков бытия и признаков «единичных вещей». Именно это противоречие и порождает онтологическую проблему: что есть истинное бытие, если мир «единичных вещей» таковым не является?

Обратите внимание на три следствия, вытекающие из постановки онтологической проблемы.

Что сближает философию элеатов с учением древнеиндийских философов о «майе»?

Сформулируйте принцип тождества бытия и мышления. Как Вы понимаете этот принцип?

Что такое «путь знания» и «путь мнения»?

Оцените гносеологическое значение дихотомии разума и чувств, знания и мнения. Какое значение для развития западноевропейской культуры имеет эта заданная Парменидом дихотомия?

 

Вопрос.

Гносеологическая проблема возникает на основе различения двух видов существования: 1) существование предмета, на который направлена мысль человека; 2) существование мысли о предмете в сознании человека.

Познакомьтесь с постановкой гносеологической проблемы Горгием. Благодаря отказу от какого философского принципа становится возможна такая постановка проблемы?

 

ФАЛЕС

Некоторые полагают, что он первый стал заниматься астрономией, предсказывая затмения и солнцестояния. Некоторые утверждают также, что он первый объявил душу бессмертной.... Началом всего он полагал воду, а мир считал одушевленным и полным божеств. Говорят, он открыл продолжительность года и разделил его на триста шестьдесят пять дней.

... Когда мать заставляла его жениться, он, говорят, ответил: «Слишком рано! », а когда она подступила к нему повзрослевшему, то ответил: «Слишком поздно! » А Иероним Родосский (во II книге «Разрозненных заметок») сообщает, будто, желая показать, что разбогатеть совсем не трудно, он однажды в предвидении большого урожая оливок взял в наем все маслодавильни и этим нажил много денег.

Учителей он не имел. Если не считать того, что он ездил в Египет и жил там у жрецов.

Гермипп в «Жизнеописаниях» приписывает Фалесу то, что ныне говорят о Сократе: будто бы он утверждал, что за три вещи благодарен судьбе: во-первых, что он человек, а не животное; во-вторых, что он мужчина, а не женщина; в-третьих, что он эллин, а не варвар. Говорят также, будто однажды старуха вывела его наблюдать звезды, а он свалился в яму и стал кричать о помощи, и старуха ему сказала: «Что же, Фалес? Ты не видишь того, что под ногами, а надеешься познать то, что в небесах? »...

Из песенных присловий ему принадлежат такие:

 

Многая речь на устах – еще не залог разуменья.

Мудрость единую знай. Единого блага ищи.

Только этим ты и свяжешь празднословцев языки.

 

А изречения его известны такие:

 

Древнее всего сущего – бог, ибо он не рожден.

Прекраснее всего – мир, ибо он творение бога.

Больше всего – пространство, ибо оно объемлет все.

Быстрее всего ум, ибо он обегает все

Сильнее всего – неизбежность, ибо она властвует всем.

Мудрее всего – время, ибо оно раскрывает все.

 

Он сказал, что между жизнью и смертью нет разницы. – «Почему же ты не умрешь? » - спросили его. «Именно поэтому», - сказал Фалес. На вопрос, что раньше возникло, ночь или день, он ответил: «Ночь – раньше на один день». Один прелюбодей сказал ему: «Разве я клялся не блудить? » Фалес ответил: «Прелюбодеяние не лучше клятвопреступления».

Его спросили, что на свете трудно? – «Познать себя». Что легко? – «Советовать другому». Что приятнее всего? – «Удача». Что божественно? – «То, что не имеет ни начала, ни конца». Что он видел небывалого? – «Тирана в старости». Когда легче всего сносить несчастье? – «Когда видишь, что врагам еще хуже». Какая жизнь самая лучшая? – «Когда мы сами не делаем того, что осуждаем в других». Кто счастлив? – «Тот, кто здоров телом, восприимчив душою и податлив на воспитание».

Аполлодор в «Хронологии» пишет, что... Фалес прожил семьдесят восемь лет (или, по словам Сосикрата, девяносто)... Умер Фалес, глядя на гимнастические состязания, от жары, жажды и слабости. На гробнице его написано:

 

Эта гробница мала, но слава над ней необъятна:

В ней пред тобою сокрыт многоразумный Фалес

 

Ему же принадлежит пословица «Познай себя», - хотя Антисфен в «Преемствах» говорит, будто сказано это было Фемоноей, а присвоено Хилоном».

 

ФРАГМЕНТ 2. Специфика философских проблем.

В книге А.Швейцера «Культура и этика» названы следующие проблемы мировоззрения: конечен или бесконечен мир? В чем смысл твоей жизни? Что тебе надо в мире? Чего достигли те, кто действовал до тебя? Какое значение имело то, к чему они стремились, для бесконечного мира? Что такое истина? Разрешима ли дихотомия человеческого существования: конечности тела и бесконечности духа? В чем счастье человека? Что такое красота, любовь, героизм? И являются ли они ценностями, ради которых стоит жить?

Отношение «человек – мир», составляющее предмет философии, выступает и предметным основанием философских проблем. Философские проблемы носят предельно широкий характер, т.е. всеобщи, предельны. Предельная обобщенность философских проблем, - первая их особенность, - выражается в попытке выразить (сформулировать) вопросы, связанные с миром в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Ответы на такие вопросы, т.е. те или иные решения философских проблем, оказываются наиболее общими основаниями для определения частных, конкретных «программ деятельности» субъектов (отдельного человека, социальных групп, общественных институтов), определяют облик конкретно-исторических типов культур.

При постановке и решении философских проблем создаются и собственно философские понятия, которые, в связи с указанной спецификой философских проблем, также оказываются предельно широкими, наиболее общими. Предельно широкие понятия, которые нельхя подвести под более широкое, родовое понятие, называют «категориями». Понятия «бытие», «знание», «материя», «пространство», «время», «причина», «форма» и т.п. – предельно широкие, философские категории.

Философские категории в логическом смысле предельно широкие потому, что обозначают такую предметную область, которую невозможно поместить в более широкий контекст, чтобы она выступала частью, разновидностью этого контекста. Во-вторых, в практическом (прагматическом) смысле, философские категории являются предельно широкими потому, что находятся в основаниях любого вида человеческой деятельности. Например, архитектура как сфера деятельности, архитектурное проектирование как вид деятельности обусловлены причинами, существуют в определенных пространственно-временных условиях, используют понятия «архитектурная форма» и т.д. Но как предельные, категории причинности, пространства, времени, формы не исследуются ни в теории архитектуры, ни в какой-либо другой специализированной науке, эти категории берутся из философии «в готовом виде».

Вторая особенность философских проблем (в сравнении с проблемами частных наук) – их «вечность». В частных науках проблема подобна задаче, которая возникает после выполнения предыдущей задачи. Теоретическое решение научной проблемы проверяется экспериментально. Экспериментальная подтверждаемость рассматривается как критерий истинного научного знания. Если теоретическое решение проблемы подтверждено экспериментально, проблема рассматривается как окончательно решенная.

Однако решение философских проблем, в силу их всеобщего, предельного характера, возможно только на теоретическом, логическом уровне и не подлежит экспериментальной проверке. В.И. Вернадский писал, что философия «постоянно касается таких вечных вопросов человеческой мысли, по отношению к которым никогда не может быть сказано последнее слово». Философия постоянно переосмысливает их в свете нового опыта, новых знаний, применительно к уникальной конкретной ситуации. Философские проблемы «вечны» в том смысле, что «они всегда сохраняют свое значение: в каждую эпоху постановка этих проблем означает не просто продолжение традиции, но и выявление новой перспективы»[8].

Вечность проблем философии не означает их принципиальной неразрешимости. Они разрешимы на философском, конструктивно-логическом уровне, причем этот уровень связан с историческим уровнем развития общества и культуры, уровнем развития научного знания, а также определяется уровнем развития, «масштабом» личности конкретного философа, предлагающего концертуальное решение философской проблемы. Отсюда следует, что развитие философии определяется не количественно, – не числом решенных философских проблем, а качественно, – углублением понимания сущности самих проблем, выявлением тупиковых путей их решения, выявлением оснований (принципов) осмысления возникающих противоречий, критикой заблуждений, вытекающих из игнорирования проблемы.

 

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

Сформулируйте «естественную установку» сознания. Что является основанием сомнения в правильности естественной установки?

Что такое «дихотомия»? Зенон, ученик Парменида, сформулировал несколько дихотомий, связанных с движением. Какие дихотомии Зенона Вы знаете?

Опишите, что древнегреческий философ Парменид понимал под «путем знания» и «путем мнения».

Сформулируйте принцип дихотомии знания и мнения. Кто сформулировал этот принцип?

 

Т е м а 4. Древнегреческая философия: принципы онтологии и

Гносеологии

«Мир идей – вечный и неизменный – представляет собой уже не единое бытие Парменида, но иерархически упорядоченную, расчлененную структуру»

( А.С.Богомолов )

«Самая надежная характеристика европейской философии состоит в том, что она представляет ряд примечаний к Платону»

( А.Н.Уайтхед )

 

Проблема: гносеологическая проблема.

Цель: познакомиться с рядом важнейших онтологических и гносеологических принципов.

 

Знать:

основные школы древнегреческой философии (ионийцы, элеаты, софисты);

основные положения философских учений Гераклита, Сократа, Платона, Аристотеля;

основные философские категории темы (прежде всего – «единичная вещь – эйдос», «сущность – явление», «объективная диалектика – субъективная диалектика»).

Уметь:

сформулировать онтологические и гносеологические принципы древнегреческой философии;

использовать приемы майевтики в обсуждении философских проблем.

Владеть:

методом Сократа (диалоговым методом) как методом познания и мышления.

 

Основные понятия: диалектика, объективная диалектика, субъективная диалектика, природа, развитие; логос, принцип раздвоения единого, принцип изменчивости, принцип единства противоположностей, развитие; релятивизм истины, агностицизм; метод, майевтика, общее понятие; эйдос, сущность, принцип интерсубъективности знания.

 

ДИАЛЕКТИКА – 1) философское учение о развитии природы, общества и мышления, источником и движущей силой которого является противоречие; 2) метод мышления (диалектический метод), система принципов, позволяющая получить истинное знание об изменчивом и внутренне противоречивом бытии.

ДИАЛЕКТИКА ОБЪЕКТИВНАЯ (иначе – диалектика бытия, диалектика вещей) – философское учение о развитии природы, «мира вещей» посредством противоречия.

СУБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА (иначе – диалектика мысли, диалектика понятий) – философское учение о развитии познания, о мышлении через противоречие, о построении понятия о предмете как воспроизведении целостного внутренне противоречивого предмета.

ПРИРОДА(в широком смысле) – это весь материальный мир в многообразии его форм. Природу рассматривают также как совокупность разнокачественных материальных систем – физических (не живых), биологических (живых) и социальных. В широком смысле природа включает в себя и общество, и человека. ПРИРОДА(в узком смысле) – это та предметно-вещная среда, которая противостоит обществу (человеку).

РАЗВИТИЕ – упорядоченное и закономерное, необратимое изменение объекта, связанное с увеличением сложности его строения.

ЛОГОС – термин, введенный в философию Гераклитом, который понимал под «логосом» всеобщий закон, определяющий миропорядок (бытие) как целое. Согласно этому логосу-закону, «всё течет, всё изменяется», всё переходит в свою противоположность, а единство противоположностей есть гармония.

ПРИНЦИП РАЗДВОЕНИЯ ЕДИНОГО – это принцип, согласно которому любая целостность (вещь или процесс) содержит в себе стороны, характеристики, тенденции, доходящие до парных противоположностей, причем существование этих противоположностей и определяет существование этого предмета как целостности.

ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ – это принцип, согласно которому любая вещь или процесс являются единством противоположностей, и именно это единство придает вещи (процессу) целостность.

ПРИНЦИП ИЗМЕНЧИВОСТИ – это принцип, согласно которому движение и развитие являются всеобщими, необходимыми характеристиками бытия, природы, «единичных вещей», так, что любой предмет в своем существовании не остается неизменным, а постоянно переходит в нечто иное, утрачивая исходное качество и приобретая новое качество.

РАЗВИТИЕ – это направленное изменение предмета (изменение целостных систем – материальных и идеальных), процесс перехода исходного качества в другое качество посредством изменения количественных характеристик.

РЕЛЯТИВИЗМ ИСТИНЫ – это принцип, согласно которому истина относительна субъекта, т.е., поскольку вещи изменчивы и внутренне противоречивы, о них можно высказать два прямо противоположных мнения, оба эти мнения будут истинны, а субъект свободно выбирает, какое мнение о предмете считать истинным.

АГНОСТИЦИЗМ – это принцип, согласно которому мир не познаваем, истины не существует, поскольку о любой вещи можно высказать два противоположных мнения, причем нет критерия предпочесть одно мнение другому как истинное.

МЕТОД – орудие, инструмент, способ осуществления какой-либо деятельности. МЕТОД ПОЗНАНИЯ – это способ, последовательность действий («алгоритм»), с помощью которых мышление способно получить истинное знание.

МАЙЕВТИКА – метод философского мышления, представляющий собой метод построения общего понятия, открытие которого приписывается Сократу. Метод майевтики представляет собой вопросно-ответную процедуру, направленную на построение (установление смысла) общего понятия. Сократ полагал, что он не должен учить людей истине, а должен побуждать их находить истину. Метод поиска истины, иначе – порождения истины, Сократ уподоблял повивальному искусству, которое в древнегреческом языке обозначалось словом «майевтика».

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ – это форма мышления, форма знания, фиксирующая объективные существенные характеристики предмета.

ЭЙДОС – род, образ, внутренняя структура вещи, существующая независимо от вещи и сознания человека, обладающая самобытием в особом, внеприродном «мире эйдосов».

СУЩНОСТЬ – форма, внутренняя структура вещи, благодаря которой вещь является самой собой, себетождественной, и утрата которой ведет к разрушению вещи.

ПРИНЦИП ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТИ ЗНАНИЯ – это принцип, согласно которому знание является общим для всех субъектов, независимым от влияния субъекта.

 

 

Л и т е р а т у р а

Гераклит. Демокрит. Протагор. Горгий. Сократ. Платон. Аристотель // Блинников Л.В. Великие философы: Учеб. словарь-справочник. – М., 1999.

Рассел Б. История западной философии. В 3 кн. – Новосибирск, 1999. – С. 163 – 169 («Идея» Платона, «сущность» и «форма» Аристотеля).

Сергеев С.К. Западноевропейская философия: Философско-исторические основы конструктивного мышления. – Новосибирск, 2006. – С. 31 – 58.

 

ПЛАН

 

1. Гераклит: предпосылки объективной диалектики.

2. Софисты: релятивизм истины и агностицизм.

3. Сократ: предпосылки субъективной диалектики. Метод «диалога».

4. «Эйдос» Платона и «сущность» Аристотеля: гносеологическая

установка на интерсубъективность знания (схема 4).

 

Л и т е р а т у р а

Гераклит. Демокрит. Протагор. Горгий. Сократ. Платон. Аристотель // Блинников Л.В. Великие философы: Учеб. словарь-справочник. – М., 1999.

Рассел Б. История западной философии. В 3 кн. – Новосибирск, 1999. – С. 163 – 169 («Идея» Платона, «сущность» и «форма» Аристотеля).

Сергеев С.К. Западноевропейская философия: Философско-исторические основы конструктивного мышления. – Новосибирск, 2006. – С. 31 – 58.

 

Вопрос.

Гераклит, прозванный «темным» в силу трудности, сложности его философского учения, выступает основоположником объективной диалектики. Что такое объективная диалектика?

Согласно Гераклиту, бытие есть процесс, процессуальность – первооснова бытия, отвечающая логическим признакам бытия Парменида. Поясните, почему философию Гераклита можно назвать «объективной диалектикой»?

Гераклит в образной форме формулирует ряд принципов объективной диалектики, т.е. ряд онтологических принципов: принцип раздвоения единого, принцип единства противоположностей, принцип изменчивости и др. Приведите современную формулировку диалектических принципов и покажите, в каких известных Вам фрагментов текстов Гераклита говорится именно об этих принципах.

Обратите внимание на следствия, необходимо вытекающие из принципов объективной диалектики. Так, принцип раздвоения единого предписывает всесторонний анализ обеих противоположностей, противоположных сторон единого целого. Принцип единства противоположностей предписывает рассматривать любую целостность как внутренне противоречивую, состоящую из противоположностей, которые находятся в неразрывном единстве. Принцип изменчивости предписывает рассматривать предметы не как статические, неизменные, покоящиеся, но как находящиеся в процессе постоянного изменения, причем эта изменчивость вызвана внутренним противоречивым «устройством» предмета: ни что не может оставаться неизменным, всё изменяется прогрессивно или регрессивно.

 

Вопрос.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 627; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.12 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь