Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Методические указания к теме. Обычно разговор о языке начинают с того, что определяют язык как средство общения (см



 

Обычно разговор о языке начинают с того, что определяют язык как средство общения (см. определение в разделе «основные понятия»). Существуют очень различные языки, или языковые системы. Так, прежде всего, следует различать языки первой и второй сигнальной системы. Языковые системы, основанные на устойчивом взаимодействии знаков (сигналов), подаваемых с помощью различных органов в живой природе, называют языками первой сигнальной системы. Языки I сигнальной системы разнообразны, но примитивны, поскольку передаю информацию от особи к особи исключительно однозначным образом. Например, «язык запахов» в животном мире: самка насекомого, готовая к спариванию, выделяет особые ферменты – сигнал, не допускающий многозначной интерпретации. На уровне первой сигнальной системы существуют и используемые человеком языки, но «собственно человеческие языки» – это языки II сигнальной системы.

К языкам II сигнальной системы относится прежде всего речь. Устная речь, единицей которой является слово, представляющее собой специфическое сочетание звуков, возникает естественным образом в процессе эволюции человека и потому называется «естественным языком». Естественные языки разнообразны, они формируются, развиваются и исчезают вместе с породившими их народами и культурами. Впрочем, не всегда. Латынь, например, пережила народ и культуру, породившие этот язык. По мере развития культуры естественного языка оказывается недостаточно, чтобы обеспечить усложняющиеся потребности человеческой практики, возникают искусственные языки.

Искусственный язык создается людьми специальным образом для удовлетворения узких потребностей. Например, потребность счета, измерения, вычисления породила символический язык математики, можно говорить о специфическом языке «архитектурного проектирования». Что же представляет собой язык философии и какова его специфика?

 

1 вопрос. Для выяснения специфики философской терминологии необходимо познакомиться и составить письменный конспект фрагмента статьи М.А.Антоновича «О гегелевской философии» (см. фрагмент 1).

Обратите внимание, как М.А.Антонович объясняет психологические причины отторжения философских текстов «профаном», «новичком в философии». Найдите в тексте ответ на вопрос, чем объясняется эта эмоционально-психологическая реакция? Приведите цитату, содержащую формулировку специфики языка философии.

Итак, специфика философской терминологии состоит в том, что философия использует слова обыденного языка, наполняя их собственным, философским (обобщенным) смыслом. Психологически легче принять незнание научной терминологии, поскольку термины выражены незнакомыми словами, и согласиться с тем, что за ним стоит особый смысл. Сложнее признать, что необходимо переосмысливать (и, следовательно, специально учиться) известные на уровне обыденного языка слова и вопросы, овладевая специфическим языком философии.

2 вопрос. Знакомство с категориями абстрактного и конкретного помогает прояснить, является ли философское знание, сформулированное на особом, описанном выше языке, знанием абстрактным или знанием конкретным.

В классической логике под « конкретным » понятием понимается понятие, денотат которого составляют материально-вещественные предметы (например, «яблоко», «дерево»); под « абстрактным » – понятие, денотат которого содержит нематериальные, идеальные предметы (например, «добро», «любовь», «наука»).

Таким образом, обыденное сознание полагает, что мыслить абстрактно – значит мыслить утонченно, теоретично; мыслить о чем-то сложном и неявном, не вполне очевидном. Напротив, мыслить конкретно – это мыслить об очевидных вещах, так что сама «конкретность» оказывается доступной через наглядно-чувственный пример, демонстрацию конкретного материально-чувственного предмета, о котором идет речь. Абстрактное мышление здесь предстает как удел людей образованных, если не сказать – оторванных от реальной жизни.

Познакомьтесь с работой Г.В.Ф.Гегеля «Кто мыслит абстрактно? » (см. фрагмент 2). Обратите внимание, что Гегель прямо противоположным образом объясняет абстрактное и конкретное мышление. «Кто мыслит абстрактно? – Необразованный человек, а вовсе не просвещенный. В приличном обществе не мыслят абстрактно потому, что это слишком просто...»[3].

Итак, в истории философии (до Гегеля) конкретное понималось как чувственно данное многообразие единичных вещей, абстрактное – как характеристика исключительно продуктов мышления (абстракций). Гегель первым ввел в философию категории «абстрактное и конкретное» как взаимосвязанные. Абстрактное есть выражение неполноты, не развернутости, ограниченности нашего представления о предмете, поскольку фиксирует лишь некоторые стороны вне их обусловленности специфическим целым. Мыслить конкретно значит воспроизводить предмет максимально полно, всесторонне, целостно (= конкретно). Гегель показал, что конкретное мышление осуществляется восхождением от простейших, а потому в значительной степени «пустых», определений ко все более содержательным, воссоздающим «теоретическую модель» познаваемого предмета, определениям.

Метод конкретного мышления – диалектический метод восхождения от абстрактного к конкретному (рис. 1). Метод восхождения от абстрактного к конкретному является также одним из общефилософских методов познания.

 

Рис. 1.

 

Восхождение от абстрактного к конкретному предполагает два этапа: 1) движение мысли от конкретного предмета (данного в созерцании, чувственно-образном мышлении) к абстрактному представлению о предмете, при котором формулируется понятие, отражающее отдельные стороны, свойства предмета; 2) движение мысли от абстрактного к конкретному, при котором теоретические абстракции рассматривается как моменты (составляющие) целого.

Обратите внимание, что в указанном смысле философское мышление, философское знание – конкретны, а не абстрактны. Философски подготовленный человек мыслит конкретно.

 

3 вопрос. В классической философии существует так называемая «субъект-объектная схема»:

S ↔ O

Понятия субъекта и объекта относятся к основным, базовым понятиям философии. Неверное истолкование этих понятий делает невозможным правильное понимание окружающего нас мира – и природы, и культуры. Обратите внимание, что философские категории «субъект» и «объект» являются парными философскими категориями, т.е. они взаимосвязаны, определяются друг через друга. Приведите примеры конкретных субъектов предметно-практической и культурно-исторической деятельности.

Субъект-объектная схема (субъект-объектное отношение) является «базовой» для объяснения и понимания многих явлений. К началу ХХ в. эта схема стала общепринятой в европейской философской традиции, однако во второй половине ХХ в. в рамках постмодернистской философии стали говорить о том, что она устарела и должна быть отброшена.

Ознакомьтесь с текстом, раскрывающим связь между социальным действием и субъектом (см. фрагмент 3). Поясните, как понимать утверждение, что «взаимоположенность между целым действия и его компонентами означает, что не может быть ни субъектов, ни объектов за пределами социальной действительности». Обратите внимание, что, как подчеркивал М.Вебер, действием становится любая активность субъекта, связывающего с ней свой субъективный «смысл», – не исключая ситуации, когда действие не предполагает специальных усилий для достижения цели, а сводится к невмешательству или терпеливому приятию. Именно поэтому субъект – это носитель активности, способности к деянию, которое выражается как в предметно-конкретном действии, так и бездействии (отказе от предметного действия).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь