Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Методические указания к теме
Период «семи мудрецов» в Древней Греции принято считать периодом возникновения философии (западноевропейской философской традиции). Стремление к порядку, рациональности, разумной обоснованности характерны для деятельности и высказываний «мудрецов». Становление философии можно связать с формированием двух философских школ античности – в Ионии (ионийцы) и Элее (элеаты). Именно «мудрец» Фалес считается одним из основоположников ионийской философии. Но ключевой фигурой становления западноевропейской философии как новой формы мировоззрения все-таки является Парменид – основатель философской школы элеатов, сформулировавший онтологическую проблему, опираясь на логический закон непротиворечия. Софист Горгий также обессмертил свое имя, впервые логически зафиксировав гносеологическую проблему. Именно постановку указанных двух философских проблем можно рассматривать как признак завершения генезиса философии, а развитие древнегреческой философии вплоть до Аристотеля являет собой различные варианты решения онтологической и гносеологической проблем, обогащение античной философской «картины мира». Дальнейшее развитие западноевропейской философии – это развитие все более дифференцированной, рационально выстраиваемой «картины мира», смысловые оси которой по-прежнему образуют онтология и гносеология. Приступая к изучению темы генезиса древнегреческой философии, рекомендуется обратить внимание на характер (особенности) философских проблем, в сравнении с научными проблемами, – предельность и вечность (см. фрагмент 2).
Вопрос. Для подготовки по первому вопросу рекомендуется обратиться к книге Диогена Лаэрция «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Об этом произведении А.Ф.Лосев пишет следующее. «Читатель, взявший в руки книгу Диогена Лэрция и даже не прочитавший ее, а только перелиставший, сразу убеждается в том, что хотя она посвящена истории греческой философии, но сама-то греческая философия, за некоторыми небольшими исключениями, изложена в ней чрезвычайно спутано, без последовательной хронологии, не говоря уже о последовательном историзме; книга переполнена всякими не относящимися к делу биографиями, анекдотами, уклонениями в сторону и острыми словцами. С одной стороны, читатель Диогена Лаэрция будет вполне разочарован уже по одному тому, что у него он не найдет никакого систематического изложения истории греческой философии. С другой стороны, однако, читатель Диогена Лаэрция переживет настоящее удовольствие, погрузившись благодаря этой книге в самую гущу античной жизни и надивившись разнообразным и ярким личностям, изображенным здесь, и получит несомненное удовольствие от всюду разбросанной здесь античной и аттической «соли». Несмотря на полное несоответствие содержания этой книги ее теме, она является замечательным памятником античной книги вообще, после чего можно только удивляться, насколько же новоевропейские излагатели античной философии скучны и далеки от самого духа и стиля античного мышления, несмотря на свое безусловное превосходство в методах последовательно-исторического или систематически-логического изложения философии древних». Познакомьтесь с фрагментом 1. Чем изречения «мудрецов», например, Фалеса, отличаются от мифологических сюжетов, поговорок?
Вопрос. Под «бытием» понимается «истинное бытие», истинная реальность, ибо все остальное (включая «единичные вещи») имеет внешние причины, а потому не обладает реальным существованием, но лишь существованием обусловленным. Такое понимание действительного бытия, в отличие от мнимого бытия, в западноевропейской философии связывают с учением Парменида. Парменид предположил, что, с логической точки зрения, существуют только два способа понимания реальности. Либо нечто существует и не может не существовать, либо нечто не существует. Реальность может пониматься как бытие («есть») или как небытие («не есть»). Такое понимание бытия достигается разумом, потому что только разум способен опираться на закон непротиворечия: нельзя приписывать предмету два противоположных признака одновременно. Нечто либо существует, либо не существует. Но не разумно (не логично, потому что противоречиво) полагать, что нечто и существует, и не существует. «Бытие – это то, что есть». Из такого понимания бытия следует, что оно вечно, ибо только вечное существует непротиворечиво. Но вечное не имеет не только конца, но и начала, т.е. бытие ничем не обусловлено, ему ни что не предшествует как причина его существования. Познакомьтесь с понятием об «естественной установке» как неким «убеждением здравого смысла». Обратите внимание, что проблема бытия возникает тогда, когда естественная установка подвергается сомнению. Какое противоречие заставляет усомниться в естественной установке? Изучая постановку проблемы бытия у Парменида, обратите внимание на структуру постановки проблемы: противопоставление логических признаков бытия и признаков «единичных вещей». Именно это противоречие и порождает онтологическую проблему: что есть истинное бытие, если мир «единичных вещей» таковым не является? Обратите внимание на три следствия, вытекающие из постановки онтологической проблемы. Что сближает философию элеатов с учением древнеиндийских философов о «майе»? Сформулируйте принцип тождества бытия и мышления. Как Вы понимаете этот принцип? Что такое «путь знания» и «путь мнения»? Оцените гносеологическое значение дихотомии разума и чувств, знания и мнения. Какое значение для развития западноевропейской культуры имеет эта заданная Парменидом дихотомия?
Вопрос. Гносеологическая проблема возникает на основе различения двух видов существования: 1) существование предмета, на который направлена мысль человека; 2) существование мысли о предмете в сознании человека. Познакомьтесь с постановкой гносеологической проблемы Горгием. Благодаря отказу от какого философского принципа становится возможна такая постановка проблемы?
Тексты для дополнительного изучения
ФРАГМЕНТ 1. Истоки греческой философии: Фалес [7]
«Занятия философией, как некоторые полагают, начались впервые у варваров: а именно у персов были их маги, у вавилонян и ассириян – халдеи, у индийцев – гимнософисты, у кельтов и галатов – так называемые друиды и семнофеи (об этом пишут Аристотель в своей книге «О магии» и Сотион в XXIII книге «Преемств»); финикийцем был Ох, фракийцем – Замолксис, ливийцем – Атлант. Египтяне уверяют, что начинателем философии, хранимой жрецами и пророками, был Гефест, сын Нила; от него до Александра Македонского прошло 48 863 года... И все же большая ошибка – приписывать варварам открытия эллинов: ведь не только философы, но и весь род людской берет начало от эллинов. В самом деле, достаточно припомнить, что именно среди афинян родился Мусей, а среди фиванцев – Лин.... Лин, по преданию, был сыном Гермеса и музы Урании; он учил о происхождении мира, о путях солнца и луны, о рождении животных и растений. Поэма его начинается так:
Было время, когда все в мире явилось вместе...
Отсюда и взял Анаксагор свое учение, что все в мире возникло совокупно и лишь потом явился Ум и внес в это порядок. Умер этот Лин на Евбее от стрелы Аполлона... Мудрецами почитались следующие мужи: Фалес, Солон, Периандр, Клеобул, Хилон, Биант и Питтак.... ФАЛЕС Некоторые полагают, что он первый стал заниматься астрономией, предсказывая затмения и солнцестояния. Некоторые утверждают также, что он первый объявил душу бессмертной.... Началом всего он полагал воду, а мир считал одушевленным и полным божеств. Говорят, он открыл продолжительность года и разделил его на триста шестьдесят пять дней. ... Когда мать заставляла его жениться, он, говорят, ответил: «Слишком рано! », а когда она подступила к нему повзрослевшему, то ответил: «Слишком поздно! » А Иероним Родосский (во II книге «Разрозненных заметок») сообщает, будто, желая показать, что разбогатеть совсем не трудно, он однажды в предвидении большого урожая оливок взял в наем все маслодавильни и этим нажил много денег. Учителей он не имел. Если не считать того, что он ездил в Египет и жил там у жрецов. Гермипп в «Жизнеописаниях» приписывает Фалесу то, что ныне говорят о Сократе: будто бы он утверждал, что за три вещи благодарен судьбе: во-первых, что он человек, а не животное; во-вторых, что он мужчина, а не женщина; в-третьих, что он эллин, а не варвар. Говорят также, будто однажды старуха вывела его наблюдать звезды, а он свалился в яму и стал кричать о помощи, и старуха ему сказала: «Что же, Фалес? Ты не видишь того, что под ногами, а надеешься познать то, что в небесах? »... Из песенных присловий ему принадлежат такие:
Многая речь на устах – еще не залог разуменья. Мудрость единую знай. Единого блага ищи. Только этим ты и свяжешь празднословцев языки.
А изречения его известны такие:
Древнее всего сущего – бог, ибо он не рожден. Прекраснее всего – мир, ибо он творение бога. Больше всего – пространство, ибо оно объемлет все. Быстрее всего ум, ибо он обегает все Сильнее всего – неизбежность, ибо она властвует всем. Мудрее всего – время, ибо оно раскрывает все.
Он сказал, что между жизнью и смертью нет разницы. – «Почему же ты не умрешь? » - спросили его. «Именно поэтому», - сказал Фалес. На вопрос, что раньше возникло, ночь или день, он ответил: «Ночь – раньше на один день». Один прелюбодей сказал ему: «Разве я клялся не блудить? » Фалес ответил: «Прелюбодеяние не лучше клятвопреступления». Его спросили, что на свете трудно? – «Познать себя». Что легко? – «Советовать другому». Что приятнее всего? – «Удача». Что божественно? – «То, что не имеет ни начала, ни конца». Что он видел небывалого? – «Тирана в старости». Когда легче всего сносить несчастье? – «Когда видишь, что врагам еще хуже». Какая жизнь самая лучшая? – «Когда мы сами не делаем того, что осуждаем в других». Кто счастлив? – «Тот, кто здоров телом, восприимчив душою и податлив на воспитание». Аполлодор в «Хронологии» пишет, что... Фалес прожил семьдесят восемь лет (или, по словам Сосикрата, девяносто)... Умер Фалес, глядя на гимнастические состязания, от жары, жажды и слабости. На гробнице его написано:
Эта гробница мала, но слава над ней необъятна: В ней пред тобою сокрыт многоразумный Фалес
Ему же принадлежит пословица «Познай себя», - хотя Антисфен в «Преемствах» говорит, будто сказано это было Фемоноей, а присвоено Хилоном».
ФРАГМЕНТ 2. Специфика философских проблем. В книге А.Швейцера «Культура и этика» названы следующие проблемы мировоззрения: конечен или бесконечен мир? В чем смысл твоей жизни? Что тебе надо в мире? Чего достигли те, кто действовал до тебя? Какое значение имело то, к чему они стремились, для бесконечного мира? Что такое истина? Разрешима ли дихотомия человеческого существования: конечности тела и бесконечности духа? В чем счастье человека? Что такое красота, любовь, героизм? И являются ли они ценностями, ради которых стоит жить? Отношение «человек – мир», составляющее предмет философии, выступает и предметным основанием философских проблем. Философские проблемы носят предельно широкий характер, т.е. всеобщи, предельны. Предельная обобщенность философских проблем, - первая их особенность, - выражается в попытке выразить (сформулировать) вопросы, связанные с миром в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Ответы на такие вопросы, т.е. те или иные решения философских проблем, оказываются наиболее общими основаниями для определения частных, конкретных «программ деятельности» субъектов (отдельного человека, социальных групп, общественных институтов), определяют облик конкретно-исторических типов культур. При постановке и решении философских проблем создаются и собственно философские понятия, которые, в связи с указанной спецификой философских проблем, также оказываются предельно широкими, наиболее общими. Предельно широкие понятия, которые нельхя подвести под более широкое, родовое понятие, называют «категориями». Понятия «бытие», «знание», «материя», «пространство», «время», «причина», «форма» и т.п. – предельно широкие, философские категории. Философские категории в логическом смысле предельно широкие потому, что обозначают такую предметную область, которую невозможно поместить в более широкий контекст, чтобы она выступала частью, разновидностью этого контекста. Во-вторых, в практическом (прагматическом) смысле, философские категории являются предельно широкими потому, что находятся в основаниях любого вида человеческой деятельности. Например, архитектура как сфера деятельности, архитектурное проектирование как вид деятельности обусловлены причинами, существуют в определенных пространственно-временных условиях, используют понятия «архитектурная форма» и т.д. Но как предельные, категории причинности, пространства, времени, формы не исследуются ни в теории архитектуры, ни в какой-либо другой специализированной науке, эти категории берутся из философии «в готовом виде». Вторая особенность философских проблем (в сравнении с проблемами частных наук) – их «вечность». В частных науках проблема подобна задаче, которая возникает после выполнения предыдущей задачи. Теоретическое решение научной проблемы проверяется экспериментально. Экспериментальная подтверждаемость рассматривается как критерий истинного научного знания. Если теоретическое решение проблемы подтверждено экспериментально, проблема рассматривается как окончательно решенная. Однако решение философских проблем, в силу их всеобщего, предельного характера, возможно только на теоретическом, логическом уровне и не подлежит экспериментальной проверке. В.И. Вернадский писал, что философия «постоянно касается таких вечных вопросов человеческой мысли, по отношению к которым никогда не может быть сказано последнее слово». Философия постоянно переосмысливает их в свете нового опыта, новых знаний, применительно к уникальной конкретной ситуации. Философские проблемы «вечны» в том смысле, что «они всегда сохраняют свое значение: в каждую эпоху постановка этих проблем означает не просто продолжение традиции, но и выявление новой перспективы»[8]. Вечность проблем философии не означает их принципиальной неразрешимости. Они разрешимы на философском, конструктивно-логическом уровне, причем этот уровень связан с историческим уровнем развития общества и культуры, уровнем развития научного знания, а также определяется уровнем развития, «масштабом» личности конкретного философа, предлагающего концертуальное решение философской проблемы. Отсюда следует, что развитие философии определяется не количественно, – не числом решенных философских проблем, а качественно, – углублением понимания сущности самих проблем, выявлением тупиковых путей их решения, выявлением оснований (принципов) осмысления возникающих противоречий, критикой заблуждений, вытекающих из игнорирования проблемы.
ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ: Сформулируйте «естественную установку» сознания. Что является основанием сомнения в правильности естественной установки? Что такое «дихотомия»? Зенон, ученик Парменида, сформулировал несколько дихотомий, связанных с движением. Какие дихотомии Зенона Вы знаете? Опишите, что древнегреческий философ Парменид понимал под «путем знания» и «путем мнения». Сформулируйте принцип дихотомии знания и мнения. Кто сформулировал этот принцип?
Т е м а 4. Древнегреческая философия: принципы онтологии и Гносеологии «Мир идей – вечный и неизменный – представляет собой уже не единое бытие Парменида, но иерархически упорядоченную, расчлененную структуру» ( А.С.Богомолов ) «Самая надежная характеристика европейской философии состоит в том, что она представляет ряд примечаний к Платону» ( А.Н.Уайтхед )
Проблема: гносеологическая проблема. Цель: познакомиться с рядом важнейших онтологических и гносеологических принципов.
Знать: основные школы древнегреческой философии (ионийцы, элеаты, софисты); основные положения философских учений Гераклита, Сократа, Платона, Аристотеля; основные философские категории темы (прежде всего – «единичная вещь – эйдос», «сущность – явление», «объективная диалектика – субъективная диалектика»). Уметь: сформулировать онтологические и гносеологические принципы древнегреческой философии; использовать приемы майевтики в обсуждении философских проблем. Владеть: методом Сократа (диалоговым методом) как методом познания и мышления.
Основные понятия: диалектика, объективная диалектика, субъективная диалектика, природа, развитие; логос, принцип раздвоения единого, принцип изменчивости, принцип единства противоположностей, развитие; релятивизм истины, агностицизм; метод, майевтика, общее понятие; эйдос, сущность, принцип интерсубъективности знания.
ДИАЛЕКТИКА – 1) философское учение о развитии природы, общества и мышления, источником и движущей силой которого является противоречие; 2) метод мышления (диалектический метод), система принципов, позволяющая получить истинное знание об изменчивом и внутренне противоречивом бытии. ДИАЛЕКТИКА ОБЪЕКТИВНАЯ (иначе – диалектика бытия, диалектика вещей) – философское учение о развитии природы, «мира вещей» посредством противоречия. СУБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА (иначе – диалектика мысли, диалектика понятий) – философское учение о развитии познания, о мышлении через противоречие, о построении понятия о предмете как воспроизведении целостного внутренне противоречивого предмета. ПРИРОДА(в широком смысле) – это весь материальный мир в многообразии его форм. Природу рассматривают также как совокупность разнокачественных материальных систем – физических (не живых), биологических (живых) и социальных. В широком смысле природа включает в себя и общество, и человека. ПРИРОДА(в узком смысле) – это та предметно-вещная среда, которая противостоит обществу (человеку). РАЗВИТИЕ – упорядоченное и закономерное, необратимое изменение объекта, связанное с увеличением сложности его строения. ЛОГОС – термин, введенный в философию Гераклитом, который понимал под «логосом» всеобщий закон, определяющий миропорядок (бытие) как целое. Согласно этому логосу-закону, «всё течет, всё изменяется», всё переходит в свою противоположность, а единство противоположностей есть гармония. ПРИНЦИП РАЗДВОЕНИЯ ЕДИНОГО – это принцип, согласно которому любая целостность (вещь или процесс) содержит в себе стороны, характеристики, тенденции, доходящие до парных противоположностей, причем существование этих противоположностей и определяет существование этого предмета как целостности. ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ – это принцип, согласно которому любая вещь или процесс являются единством противоположностей, и именно это единство придает вещи (процессу) целостность. ПРИНЦИП ИЗМЕНЧИВОСТИ – это принцип, согласно которому движение и развитие являются всеобщими, необходимыми характеристиками бытия, природы, «единичных вещей», так, что любой предмет в своем существовании не остается неизменным, а постоянно переходит в нечто иное, утрачивая исходное качество и приобретая новое качество. РАЗВИТИЕ – это направленное изменение предмета (изменение целостных систем – материальных и идеальных), процесс перехода исходного качества в другое качество посредством изменения количественных характеристик. РЕЛЯТИВИЗМ ИСТИНЫ – это принцип, согласно которому истина относительна субъекта, т.е., поскольку вещи изменчивы и внутренне противоречивы, о них можно высказать два прямо противоположных мнения, оба эти мнения будут истинны, а субъект свободно выбирает, какое мнение о предмете считать истинным. АГНОСТИЦИЗМ – это принцип, согласно которому мир не познаваем, истины не существует, поскольку о любой вещи можно высказать два противоположных мнения, причем нет критерия предпочесть одно мнение другому как истинное. МЕТОД – орудие, инструмент, способ осуществления какой-либо деятельности. МЕТОД ПОЗНАНИЯ – это способ, последовательность действий («алгоритм»), с помощью которых мышление способно получить истинное знание. МАЙЕВТИКА – метод философского мышления, представляющий собой метод построения общего понятия, открытие которого приписывается Сократу. Метод майевтики представляет собой вопросно-ответную процедуру, направленную на построение (установление смысла) общего понятия. Сократ полагал, что он не должен учить людей истине, а должен побуждать их находить истину. Метод поиска истины, иначе – порождения истины, Сократ уподоблял повивальному искусству, которое в древнегреческом языке обозначалось словом «майевтика». ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ – это форма мышления, форма знания, фиксирующая объективные существенные характеристики предмета. ЭЙДОС – род, образ, внутренняя структура вещи, существующая независимо от вещи и сознания человека, обладающая самобытием в особом, внеприродном «мире эйдосов». СУЩНОСТЬ – форма, внутренняя структура вещи, благодаря которой вещь является самой собой, себетождественной, и утрата которой ведет к разрушению вещи. ПРИНЦИП ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТИ ЗНАНИЯ – это принцип, согласно которому знание является общим для всех субъектов, независимым от влияния субъекта.
Л и т е р а т у р а Гераклит. Демокрит. Протагор. Горгий. Сократ. Платон. Аристотель // Блинников Л.В. Великие философы: Учеб. словарь-справочник. – М., 1999. Рассел Б. История западной философии. В 3 кн. – Новосибирск, 1999. – С. 163 – 169 («Идея» Платона, «сущность» и «форма» Аристотеля). Сергеев С.К. Западноевропейская философия: Философско-исторические основы конструктивного мышления. – Новосибирск, 2006. – С. 31 – 58.
ПЛАН
1. Гераклит: предпосылки объективной диалектики. 2. Софисты: релятивизм истины и агностицизм. 3. Сократ: предпосылки субъективной диалектики. Метод «диалога». 4. «Эйдос» Платона и «сущность» Аристотеля: гносеологическая установка на интерсубъективность знания (схема 4).
Л и т е р а т у р а Гераклит. Демокрит. Протагор. Горгий. Сократ. Платон. Аристотель // Блинников Л.В. Великие философы: Учеб. словарь-справочник. – М., 1999. Рассел Б. История западной философии. В 3 кн. – Новосибирск, 1999. – С. 163 – 169 («Идея» Платона, «сущность» и «форма» Аристотеля). Сергеев С.К. Западноевропейская философия: Философско-исторические основы конструктивного мышления. – Новосибирск, 2006. – С. 31 – 58.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 638; Нарушение авторского права страницы