Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философская антропология XX столетия о человеке. Традиционно формирование философской антропологии связывают с именами Вико. Философская антропология – часть философии, в которой изучается человек как особый



Философская антропология – часть философии, в которой изучается человек как особый род сущего; осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия; анализируются модусы человеческого существования; выявляется потенциал антропоцентрической картины мира.

Традиционно формирование философской антропологии связывают с именами Вико, Вольфа, фран. материалистами XVIII в.

Кант: О человеке как уникальном существе можно философствовать отдельно и особо. Человек – предельно захватывающий и загадочный объект философского умозрения. Для раскрытия его тайны нужны самостоятельные и нетривиальные средства. В этом смысле философская антропология противостоит другим сферам философского знания (логике, теории познания, этике, эстетике, истории философии).

В XX в. философская антропология приобрела еще два значения.

В 20-х гг. философской антропологией стали называть особое философское направление, представленное Шелером, Геленом, Плесснером. Они пытались вслед за Кантом выделить и представить в целостности накопленные философией прозрения и интуиции о человеке. Они обратились к проблеме человека как природного существа. Кант предлагал подвергнуть радикальной философской рефлексии накопленное знание о человеке с антропологических позиций. Философская антропология начала века сохранила эту задачу. Но они призывали к обобщению научных знаний и к разведению собственно антропологических и неантропологических принципов познания. Понимая философскую антропологию как одно из наиболее перспективных течений, эти исследователи надеялись значительно углубить философское знание в целом.

Но кантовский антропологический подход и Шелеровское убеждение в том, что через человека можно выйти на более общие философские проблемы, не предполагали выработки особого стиля мышления. Ведь можно рассуждать о бытии, о диалектике истории, но при этом сосредотачивать свое внимание только на антропологическом измерении этих феноменов.

Философская антропология обретает сегодня именно это, третье значение. Она не только область философского знания, не только определенное философское направление, но и особый метод мышления, принципиально не попадающий под разряд ни формальной, ни диалектической логики.

Человек в конкретной ситуации (исторической, социальной, экзистенционной, психологической) – таков исходный пункт нового антропологического философствования.

Огромная заслуга философской антропологии XX в. в том, что ее представители поставили вопрос: Каковы особенности человека как биологического существа? Действительно ли человек в себе воплотил совершенство природного замысла? Выводы антропологов были неожиданными: человек вообще плохо укоренен в природе. Человек вовсе не является венцом творения, уникальным совершенством. Напротив, они расценивали человека как биологически ущербное существо.

Гелен: Человек не способен жить по готовым природным трафаретам. В человеке заложены две программы: инстинктуальная и социо-культурная. По своей телесной организации и физиологическим функциям человек принадлежит к природному миру. Существование животных направляется инстинктами – наследственными структурами. Животное не способно выйти за пределы инстинктов, но человек во многом утратил свою природную изначальность. Социальность, культурные стандарты в противовес инстинктам диктуют ему иные правила поведения.

Идея о том, что человек плохо оснащен инстинктами, что формы его поведения мучительно произвольны, произвела впечатление на теоретическую мысль. Философские антропологи обратили внимание на известную “недостаточность” человеческого существа, на некоторые особенности его биологической природы. Например, Гелен полагал, что животно-биологическая организация человека содержит в себе определенную “невосполненность”.

Многие философы усматривают уникальность человека в том, что он обладает разумом. Эта идея концептуально оформляется еще в древнегреческой философии. Но в истории философии складывалась и иная точка зрения, согласно которой разум не есть источник силы и уникальности человека.

Э.Кассирер – “Разум не может указать нам путь к ясности, истине и мудрости, ибо значение его темно, а происхождение таинственно”. По Шопенгауру, разум это не особая, присущая человеку духовная сила. Это горький результат угасания в нем более значимых, базисных, прежде всего природных характеристик. Именно разум, по мнению франц. новых философов, как способность человека к отвлечению от реальности – по крайней мере в европейской истории - имел отягчающие последствия. Во всеохватывающих системах мысли разум стал роковой силой. Рациональная деятельность человека обнаружила себя как насильственная и злонамеренная, направленная на подчинение мира. Разум не только завоевывает личность изнутри, но и помимо ее желания и участия, подчиняет извне, насильственно диктует свои неукоснительные истины.

Возможно, человек – уникальное коммуникативное существо. “Человеческий дар в первую очередь характеризуется тем, что здесь между существом и существом происходит что-то такое, равное чему нельзя отыскать в природе, ” – Бубер. Но в природе немало примеров редкой общительности живых особей. Не мешает ли нам человеческое высокомерие понять, что и в природе, между существом и существом происходит “что-то такое”?

Из логики приведенных рассуждений вытекает, что трудно выделить такое человеческое качество, которое, являясь каким-то задатком, выражает всю меру самобытности человека. Человеческая природа отличается разнообразием и непостоянством. Одно поистине уникальное свойство человека: открытость, незавершенность его как создания. В отличие от других существ он способен преодолевать собственную видовую ограниченность, быть неотторжимой частью живого мира и возвышаться над ним. В этой особенности – удивительное и существенное своеобразие человека.

Индивид - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы: Отдельное живое существо, особь, отдельный человек - в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом (в этом смысле противопоставление индивида и общества образуют исходный пункт различных концепций индивидуализма).

Индивидуальность - неповторимая своеобразие какого либо явления, отдельного существа, человека. В самом общем плане индивидуальность в качестве особенного, характеризующего данную еденичность (Индивида) в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их. Индивидуальность отдельного человека в противоположность традиционным общественным связям и установлениям становится исходной точкой новоевропейского индивидуализма. В разных науках понятие индивидуальности получает разный смысл в зависимости от той или иной его конкретизации. В биологии индивидуальность характеризует специфические черты данной особи, заключающиеся в своеобразии сочетания наследственных и приобретенных свойств. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного человека в самобытном многообразии его свойств (Темперамента, характера и т.п.).

Человек - есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного.

Человек кристаллизует в себе все, что накоплено человечеством в течении веков.

Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и языка, эстетические вкусы и т.д. формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии. Осознание человека себя как такового всегда опосредованно его отношениями к другим людям. Каждый отдельный человек представляет собой неповторимую индивидуальность. И вместе с тем он несет в себе некую родовую сущность. Он выступает как личность, когда достигает самосознания, понимания своих социальных функций, осмысления как субъекта исторического процесса.

Биологическое и социальное в человеке

1. Человек- часть природы и он характеризуется рядом биологических признаков

а) Анатомические.

Б) Жизнь человека подчиняется биологическим законам

2. С другой стороны, человек – социальное существо. Человек обладает качественными надбиологическими образованиями, которые формируют социальную характеристику человека. К ним относят: труд, мышление, сознание, эмоции, воля.

3. На проявление многих биологических параметров могут влиять и социальные параметры, например продолжительность жизни.

5. В ходе дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке высказывается широкий спектр мнений, заключенный между 2 полюсами:

Концепциями человека, которые принято называть натуралистическими сторонники которых абсолютизируют роль естественных, биологических начал в человеке (например расизм – в главном природа человека определяется расовой принадлежностью, социал-дарвинизм – попытка объяснить явления социальной жизни, опираясь на учение Дарвина)

Социологеуаторскими концепциями, в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение.

Метафизика–метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, статично (игнорируются изменения, самодвижение, саморазвитие), однозначно(поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям).

Метафизика. Термин М. возник в 1 в. до н.э. как обознач. части ф. наследия Аристотеля и буквально означает то, что следует после физики. Сам Арист. называл этот, по его убеждению важнейший, раздел своего ф. учения первой ф-ей, исследующей якобы высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, обязат. для всех наук. В этом смысле термин М. употреблялся в последующей ф. В ср.в. ф. М. служила теологии как ее ф. обоснование. Прибл. к 16 в. наряду с термином М. применялся в равном значении термин онтология. У Декарта, Спинозы и др. фил-в 17 в. М. выступала еще в тесной связи с ест.-науч. и гуманит. знанием. Эта связь была утрачена в 18 в. В Нов. время возник. понимание М. как антидиалектич. способа мышления, как рез-та односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутр. противоречия как источник развития в природе и о-ве. Исторически это было обусловлено тем, что научно-ф. познание, кот. в древности и в эпоху Возр. рассматривало природу в целом, в движении, развитии, теперь, в связи в углублением и дифференциацией науч. знания, расчленяло ее на ряд изолир. областей, рассматриваемых вне связи друг с другом. Впервые термин М. в смысле антидиалектики употребил Гегель, имея в виду также то, что прежняя М., как правило, строилась антидиалектически. Это сближает два разных значения термина М.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь