Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общественное сознание и общественное бытие. Формы общественного сознания. Индивидуальное и массовое сознание.



Тема общественного сознания была окончательно раскрыта к середние 80-ых годов 20-го века. Общественное сознание – форма духовной жизни общества, взятая в ее объективной реальности. Слова " объективная реальность" не случайны, общественное сознание дано человеку изначально, поскольку человек рождается уже в тех или иных условиях действия общественного сознания. Отрицать же его объективность означает следовать номинализму, который считает основные положения духовной жизни человека по природе плодом соглашения. Структурно общественное сознание делится на уровни, сферы, формы и типы.

Уровень – это гносеологический срез структуры общественного сознания. Критерий его выделения – стремление человека к отображению истины. Существует два уровня общественного сознания: обыденный и научно-теоретический. Субъектом обыденного уровня выступает личность, существующая в рамках общества и связанная с ним (то есть, постоянно воспроизводящая себя). В научно-теоретическом уровне субъектом является специалист в данной области знания. Эти уровни имеют ряд отличий:

1. Отличие в процессе формирования. Обыденный уровень формируется в повседневной практической деятельности, стихийно, на основе чувственно-практического отражения действительности. Его субъект – все члены общества. Научно-теоретический уровень создается через сознательный анализ общества и соответствующего вида деятельности. Его субъект – идеолог, специалист.

2. Отличие в глубине отражения. Обыденный уровень отражает внешние связи, основное внимание уделяет оценке прошлого и настоящего. Этот уровень работает в той или иной традиции, не выходя за ее рамки. Научно-теоретический уровень отражает уровень закона, сущности, внутрених связей, а также уровень системных свойств анализируемого объекта. Причем всегда подчеркивается момент общности, и на его основе определяется принадлежность объекта тому или иному классу. Кроме того, на основе глубины отражения оценивается квалификация субъекта в системе той или иной культуры, поскольку оценить культурный феномен могут только подготовленные.

3. Отличие по форме существования. Обыденное сознание существует в виде эмпирических суждений. Научно-технический уровень – в строгой системе концепций, теорий и гипотез.

4. Отличие по форме сохранения. Обыденное сознание существует посредством акта непосредственного общения: слух, молва, беседы. Научно-теоретическое сознание существует и сохраняется в виде системного образования, основная концепция которого – форма университетского образования. Для нее требуется наличие учебных заведений и других институтов сохранения информации.

5. Как можно заметить, образование делится на два вида: классическое (университетское) и мозаичное (не дающее системы).

Сфера есть социологический срез структуры общественного сознания. Критерий их выделения – защита и обоснование интересов социального субъекта. Существует два уровня сфер: социальная психология и идеология. Содержание социальной психологии может быть раскрыто через следующие предложения. К социальной психологии относят:

1. социально-психологические нормы, побуждающие человека к деятельности (воля, потребности), а также непосредственно удовлетворяющие их действия;

2. социально-психологические установки, направляющие деятельность человека (ценностные ориентации, убеждения, идеалы-идолы, стимулы);

3. социально-психологические формы общения (праздники, ритуалы, мода);

4. социально-психологические формы передачи общественного опыта (обряды, тардиции, обычаи);

5. устойчивые социально-психологические формы поведения человека (привычки, стереотипы).

Социальная психология по аналогии тождественна обыденному сознанию – просто другой аспект рассмотрения функционирования общественного сознания.

Идеология – форма теоретической защиты и обоснования интересов социального субъекта, из чего следует ее всеобщность. Общества без идеологии не бывает. Стуркутра идеологии такова.

1. Система знаний о мире, человеке и их взаимоотношениях, причем на первом месте находится именно система теоретических знаний.

2. Cистема теорий и концепций, направляющих деятельность человека в том или ином направлении или обосновывающая интерес чел-ка к тем или иным явлениям, формам деятельности (геополит. интересы РФ на территории бывшего СССР).

Форма – главный структурный элемент, и при этом формы общественного сознания являются отражением определенного вида социально-экономической деятельности человека, которая существует и определяется в структуре той или иной формации, цивилизации, социально-экономического уклада. Происходит отражение определенной формы существования второй природы (как формы действия), то есть общества. Это важно, поскольку наука достаточно противоречивая форма общественного сознания, то на основании этого противоречия сюда не включаются естественные науки, так как они изучают природу.

Существует классическое выделение универсальных форм общественного сознания: экологическое сознание, историческое (менталитет), экономическое, правовое, политическое, эстетическое (искусство), мораль, философия, религия. В принципе, сюда может быть включена и мифология – однако учебники старательно обходят эту тему стороной. Все эти формы двойственны: они определяют уровень развития господствующего класса, который поднимает их на уровень идеологии, и уровень развития других классов (по традиции именуемых " угнетенными" ), основанный на социальной психологии.

В классической литературе советского периода существовало положение о том, что рабочий класс поднимает свое общественное сознание на уровень идеологии. Увы, для этого у него не было потенциала, поскольку такими подъемами занимаются профессионалы: идеологи и специалисты. Можно изобразить рассмотренные структурые элементы в форме куба. Но куб стабилен, в нем нет элемента динамики, историчности. И для этого вводят типы.

В мировой литературе признают существование следующих типов.

· мифологический (характерен для рабовладения и первобытной формации);

· религиозный (феодализм);

· буржуазный (капитализм);

· коммуизм (по версии СССР) и пост-индустриальный – оба характеризуются тем, что основываются на законе развития свободной индивидуализации человека, чье необходимое условие – внеполитическая стадия развития, то есть когда основные формы политического отчуждения перестают доминировать в жизни человека.

Современная политическая антропология утверждает, что форма государственного развития – не единственная форма развития общества

 

Общественное сознание (ОС) это процесс отражения и осмысления обществом бытия. Когда имеют в виду ОС, то отвлекаясь от всего индивидуального личного, принимают взгляды, идеи, характерные для данного общества в целом, или для конкретной группы, класса. Структура общественного сознания: обыденное и теоретическое сознание; общественная психология и идеология; мораль и религия; искусство, наука, философия. Общее: религия мораль и искусство – формы общественного сознания.

Моральное сознание – составляют взгляды общества на те или иные поступки людей, выражающие их оценку с точки зрения добра и зла, справедливости и не справедливости. Мораль связана с правосознанием, но моральные нормы отличаются от правовых. Правосознание оценивает поступки людей исходя из закона поддерживаемого государственным принуждением. Мораль же опирается на внутренние убеждения и охраняется общественным мнением. Мораль содержит нравственные убеждения, чувства, привычки, образующие в совокупности нравственное сознание личности.

Эстетическое сознание, Искусство – форма ОС, в котором определяется эстетическое отражение человеком общественной жизни и природы в художественных образах и картинках. Основные категории эстетического С – прекрасное - безобразное, трагическое – комическое.

Религиозное С – представляет собой фантастическое, иллюзорное отражение в сознании человека тех внешних сил которые господствуют над нами в повседневной жизни, отражение в котором земные силы принимают форму неземных.

Различия: религия – особый социальный институт со связями и ритуальной практикой организации людей; мораль и искусство – это не институт, в них отсутствует ритуальная практика.

Сравнение:

1. по сфере отражения:

Р – сверхъестественное, бог;

М – нравственные чувства и нормы, ценности, этические идеалы (Добро, Зло), которые могут быть и атеистичны;

И – мир в индивидуальном преломлении в форме художественных образов;

2. по субъекту отражения:

Р – отдельное лицо или общество;

М – отдельное лицо или общество;

И – индивидуальный характер;

3. по области отражения:

Р – система мироустройства, определяющая место человека в нем, формы поведения, основанные на вере;

М – система правил поведения людей друг к другу;

И – индивидуальный переживания граней мира или мира в целом;

4. по выполняемым ими социальным функциям:

Р – познавательные, воспитательные функции;

М – воспитательные, эстетические функции;

И – познавательные, воспитательные, эстетические функции

Из совокупности признаков формируется целостный критерий выделения отдельных форм общественного сознания. Формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом, взаимнопроникают друг в друга, влияют друг на друга. Для каждого исторического типа общественного сознания характерен и особый тип воздействия его форм. Например, в средние века преобладающей формой общественного сознания была религия, наука была развита слабо, все другие либо подчинялись религии, либо сами выступали в религиозном облачении (мораль, искусство).

 

Термин «общественное бытие» получает четкое категориальное определение в системе других важных понятий исторического материализма.

«Совокупность производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания». «Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, общественное бытие определяет их сознание».

Общественное сознание – совокупность идей, убеждений, верований, чувственных моделей.

Общественное бытие определяет сознание; сознание оказывает влияние на общ бытие.

 

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, взглядов, представлений, существующих в обществе в данный период, в которых отражается социальная действительность. Общественное сознание синтезирует в себе духовные образования, порожденные отдельными людьми, группами, коллективами. Но это не означает, что оно представляет собой некую арифметическую сумму духовных достояний множества личностей. Общественное сознание выступает как целостная духовная система, которая выражает наиболее существенные черты, присущие конкретной социальной общности и материальному базису. Каждой социальной системе присущи и определенные типы общественного сознания. Так, развитому социалистическому обществу соответствует и определенное качественное состояние духовной культуры, важнейшей частью которой является социалистическое общественное сознание.

Особенностью общественного сознания является то, что оно в своем влиянии на бытие может как бы оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. В этом заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства. Никакие реформы, если они не подкрепляются общественным осознанием их смысла и необходимости, не дадут ожидаемых результатов, а только повиснут в воздухе. Связь между общественным бытием и общественным сознанием многогранна и разнообразна. Так, вещи, созданные человеком, представляют собой опредмечивание соответствующих идей, органически содержат, таким образом, в себе элементы общественного сознания. Отражая общественное бытие, общественное сознание способно активно влиять на него через преобразовательную деятельность людей. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что оно обладает преемственностью. Новые идеи возникают не на пустом месте, а как закономерный результат духовного производства, на основе духовной культуры прошлых поколений. Будучи относительно самостоятельным, общественное сознание может опережать общественное бытие или отставать от него. Например, идеи использования фотоэффекта возникли за 125 лет до того, как было изобретено Дагерром фотографирование. Идеи практического использования радиоволн осуществлялись почти через 35 лет после их открытия и т.д. Общественное сознание представляет собой особый социальный феномен, отличающийся собственными, свойственными лишь ему характеристиками, специфическими закономерностями функционирования и развития. Общественное сознание, отражая всю сложность и противоречивость общественного бытия, является тоже противоречивым, имеет сложную структуру. С появлением классовых обществ оно приобрело классовую структуру. Различия в социально-экономических условиях жизни людей, естественно, находят свое выражение в общественном сознании. В государствах многонациональных существует национальное сознание различных народов. Взаимоотношения между различными нациями отражаются в сознании людей. В тех обществах, где национальное сознание превалирует над общечеловеческим, верх берет национализм и шовинизм.

Под формам общественного сознания понимают различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности.

а) Политическое сознание. Политическое сознание является своеобразным стержнем всех форм общественного сознания и занимает среди них особое место, потому что в нем отражаются экономические интересы классов и социальных групп, оно оказывает значительное воздействие на борьбу за власть и на все сферы социальной жизни. Политическому сознанию принадлежит ведущая роль, так как оно ближе стоит к экономическому базису и выражает материальные и политические интересы субъектов. Экономика первична по отношению к политике, но и политика способна оказывать влияние на экономику, на решение ее задач, т.к. она есть концентрированное выражение экономики. А потому политическое сознание в целом играет большую роль в системе общественного сознания. Политическое сознание выполняет интегрирующую роль, оно пронизывает все другие формы общественного сознания.

б) Правовое сознание. Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономические интересы социальных групп. Оно оказывает значительное воздействие и на экономику, и на политику, и на все стороны социальной жизни. Под правовым сознанием понимается система знаний и оценок, посредством которых осознается сфера права общественными субъектами (индивидами, группами, классами). Правовое сознание выполняет в обществе регулятивную, оценочную и познавательную функции. Правосознание – это та форма общественного сознания, в которой отражаются знания и оценки принятых в обществе в качестве юридических законов нормативов социально-политической деятельности субъектов права: индивида, коллектива, предприятия. В то же время специфика правосознания заключается в том, что оно не только отражает существующее право, но может и критически оценивать действующую юридическую систему, может выдвинуть свой нравственно-правовой идеал как символ справедливости;

в) Нравственное сознание. Оно содержит в себе исторически изменяющиеся нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали. В основе нравственного сознания находится категория нравственности. Нравственность – это понятие, которое является синонимом морали, хотя в теории этики существуют и различные трактовки этих терминов. Например, мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность – это сфера нравов, обычаев, практических поступков. Нравственное сознание человека может опережать свое время, и на борьбу против несправедливо устроенного мира очень часто подталкивали людей не только экономические причины, но и моральное недовольство существующим положением, стремление изменить и усовершенствовать мир на основе принципов добра и справедливости.

г) Эстетическое сознание. Эстетическое сознание в системе форм общественного сознания занимает особое место. Выделившись в особую ветвь духовной культуры, оно в то же время выполняет синтезирующие функции, поскольку в структуру эстетического сознания входят такие элементы, как эстетические взгляды, идеалы, оценки, вкусы, эстетические чувства, потребности, эстетическая теория. Эстетическое сознание – это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом. Объективной основой эстетического сознания является природная и социальная действительность и общественно-историческая практика. Эстетическое сознание представляет собой одну из граней духовно-практического освоения мира.

д) Религиозное и атеистическое сознание. Религиозное сознание является одной из старейших форм общественного сознания, и совершенно очевидна подчиненность его конкретным общественно-историческим условиям. Религиозное сознание являлось ведущей формой общественного сознания в течение более, чем двух тысячелетий, вплоть до эпохи Просвещения. С развитием науки, философии, правосознания, морали, религии значительно уступает свои позиции. Возникает атеизм как учение, опровергающее религиозные взгляды.

е) Естественно-научное сознание. Естественно-научное сознание как особая форма общественного сознания – это сложное, социальное явление. В эпоху НТР она активно вторгается во все сферы жизни общества, становится непосредственной производительной силой. При всей сложности содержания науки следует помнить, что наука – явление духовного характера. Наука – это система знаний о природе, обществе, о человеке. Естественно-научное сознание – это всеобщий духовный продукт общественного развития, и в таком качестве она многогранна. Формы общественного сознания и в их числе естественно научное, эстетическое и нравственное сознание определяют уровень развития духовной жизни общества;

ж) Экономическое сознание. Экономическое сознание появилось как ответ на социальный заказ, на потребность в осмыслении таких общественных явлений, как экономика, экономика промышленности, экономика сельского хозяйства и т.д. Экономическое сознание – это та форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания, теории, оценки социально-экономической деятельности и общественные потребности. Экономическое сознание формируется под влиянием конкретно-исторических условий и определяется объективной необходимостью осмысления происходящих социально-экономических изменений. Специфика экономического сознания заключается в том, что оно прогнозирует и проектирует новое осмысление жизни, новые подходы и методы;

з) Экологическое сознание. В современных условиях важнейшая роль отводится экологическому сознанию, пониманию человеком своего единства с природой. Экология – это наука, изучающая взаимоотношение и взаимодействие организмов друг с другом и со средой их обитания. Экологическое сознание предполагает выделение человеком самого себя как носителя активного и творческого отношения к природе. Это рассмотрение любых производственных и социальных вопросов с учетом экологических факторов и последствий, это экологический подход к решению определенных проблем.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь